Детское волонтерство — как средство эффективной социализации дошкольников в ОО
Детское волонтерство — как средство эффективной социализации дошкольников в ОО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования
:
— Ребенок овладевает основными культурными средствами
, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно — исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
— Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
— Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
— Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское
движение организовывается в условиях
детского сада
.
Дошкольный
возраст традиционно считается периодом интенсивной
социализации
. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых
социокультурных условиях
. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на
социализации современных детей
.
Эффективная социализация
является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста
. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них –
волонтерство
.
Волонтерство
— это синоним слова
«доброволец»
. Поэтому
волонтерство
— это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в
социуме
, жить
среди
людей и по возможности помогать им.
Волонтерство
— это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а
«плату»
в качестве внутреннего удовлетворения
Детские дошкольные
образовательные учреждения —
социальный институт
, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия
«помощь»
и
«быть нужным»
являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов
детского
сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому мне всегда хочется творчески, креативно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить воспитанникам возможность проявить себя как творческим личностям.
В своей работе с детьми и родителями группы на протяжении нескольких месяцев мы делали добрые дела, помогая ребятам младшей группы (учили их одеваться, играть дружно, занимались ежедневной утренней зарядкой, мастерили им подарки к различным праздникам, показывали им театральные спектакли) , учавствовали в сборе кормов для приютаживотных, собирали макулатуру в акции «сбереги дерево, сдай макулатуру», совместно с ребятами других групп провели акцию «Накорми птиц зимой», изготавливали кормушки для птиц, которые прилетают на территорию детского сада, в течении зимы прикармливали птиц, весной провели субботник, помогая ребятам дладших групп навести порядок на участках, называя это акцией «Добрых дел»
.
В2018-2019 учебном году решили создать в нашей группе волонтерское
движение под названием
«Мы волонтеры»
.
Актуальность: Стремительные политические, социально
-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании
волонтерского движения в детском саду как социальном институте
, который должен готовить к жизни. Объединяя родителей, педагогов и детей, деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
— к более эффективному формированию у дошкольников милосердия
, ответственности, самостоятельности и инициативы;
— к оптимизации детско
— родительских отношений и умению работать в команде.
Для волонтера
ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание,
волонтерство
учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского
движения в ДОУ способствует позитивной
социализации дошкольника
через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем
дошкольном
учреждении и ближайшем
социальном
окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада
, его взаимодействия с семьей и другими
социальными институтами
. Делается акцент на
эффективность процессов социализации
, индивидуализации развития личности
дошкольника
. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном к сотрудничеству.
Одной из эффективных
форм такого сотрудничества, на мой взгляд, это — организация
волонтерского
движения в группе с привлечением родителей.
При взаимодействии с родителями (законными представителями)
я использую различные формы работы, такие как: занятия по интересам; помощь в организации персональных и групповых выставок; организация театральных представлений и праздников для своих детей и детей младших групп; взаимопомощь родителей с детьми с родителями других групп. И многое другое, исходя из инициатив родителей
(законных представителей)
.
В нашей группе взаимодействие с семьями давно уже стала традиционным направлением. Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, организуют разнообразную деятельность детей, экскурсии и многое другое. Это так, но волонтерское
движение – это нечто особенное.
Родители–волонтеры
— это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация
волонтёрского
движения в нашей группе, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность оказывать влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств. И передо мной в данном направлении возникла задача подобрать и разработать методические рекомендации
(буклеты)
по готовности меняться самих родителей:
«Правила общения с детьми»
,
«Секреты любви и взаимодействия»
(тайные мечты каждого ребенка,
«4 правила для родителей, которые помогают детям добиваться успеха»
,
«Четыре основных причин серьезных нарушений поведения детей»
, и т. п., и наработать опыт работы с родителями, которым не безразлично будущее детей, которые могут сопровождать ребёнка, чтобы он чувствовал комфорт и поддержку.
Перед нами стала проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного
возраста в проявлении
социально
нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для решения данной проблемы мы разработали проект, поставив перед собой цель: создать в группе волонтерское движения «Мы волонтеры»
объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего
дошкольного
возраста и их участие в добровольных,
социально
важных акциях и мероприятиях.
Чтобы достичь этой цели мы поставили определенные задачи:
1. Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
2. Расширить представления о волонтерском
движении у детей 6-7 лет, педагогов, родителей воспитанников группы
«Колокольчики»
3. Дать практические навыки участия в волонтерском
движении всем участникам образовательного процесса;
4. Сформировать инициативную группу родителей, участвующую в данном движении;
5. Воспитать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды
и этнической принадлежности;
6. Создать методические рекомендации по организации волонтерства
в группе и распространить опыт работы в
дошкольных
образовательных учреждениях города.
Участники нашего проекта стали дети, воспитатели, родители воспитанников.
Организация практики волонтерства
в нашей группе осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа — изучение теоретических аспектов
детского волонтерства
, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Были поставлены цели, задачи и началась предварительная работа с родителями. Также произошли некоторые изменения в развивающей
среде нашей группы
. Придумали совместно девиз нашего движения:
«Людям мы несем добро,
Свет улыбок и тепло.
Помогаем от души:
Мы уже не малыши!»
»
Посоветовавшись с родителями воспитанников, о внедрении, волонтерского
движения в нашей группе, был составлен перспективный план работы. Решив использовать такую технологию, родители предложили подготовить символические знаки отличия, так у нашего движения появились шапочки с символикой волонтерства, сделанные своими руками. Изучили много различной литературы, обсуждали темы за круглым столом.
Дети нашей группы знакомились с «Правилами поведения в детском саду»
., обмениваясь знаниями, полученными ранее и разработанными самими в виде схем-знаков, между собой, тем самым напомнили себе и другим все правила группы и в целом в
детском саду
.
Введение детского волонтерства
произошло на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на
волонтерскую деятельность
, организация команды. Мной проводились беседы «Кто такие
волонтеры
?», «О возможности стать
волонтерами для малышей
«. Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в
волонтерской деятельности
, сформировалась команда. Важным моментом в организации
волонтерского
движения считаю обучение
волонтеров
, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми
волонтерами по провидению волонтерской деятельности
. Совместно с воспитанниками разработали правила:
-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.
-Доведи начатое дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности
, можешь остаться в группе.
Волонтерское
движение дети приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 9-10 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как
волонтеры
, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу. Так начался наш основной практический этап движения.
На месяц составлялся план работы. Иногда, в течение месяца он корректировался. Но это не влияло на конечный результат. По возможности, мы старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке. После прогулки – аккуратное складывание одежды в кабинки. Во второй половине дня – заправление кроватей, совместная продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, оказание помощи в уборке и мытье игрушек.
Использовали в своей работе эффективную
и результативную форму работы с воспитанниками
«Дети для детей»
. Она вселяет в них уверенность в том, что если старшие дети это могут, то у меня тоже получиться не хуже, а может и лучше. Дети –
волонтеры
не только давали новые знания малышам. Но и развивали свои навыки.
Мы организовывали для малышей показывали театрализованные представления, по мотивам сказок «Репка»
,
«Колобок»
,
«Теремок» «гуси-лебеди», театр теней «под грибом»
. Дети делились своими талантами, радуя сверстников сказочным представлением
«Рождественская сказка»
И в тоже время, развивали свои умения и приобретали новые. Ребята стали увереннее.
Участие в акции «Давай дружить» помощь приюту для собак и кошек. Ребята совместно с педагогом разработали и смастерили макет листовок, которые они с родителями раздавали знакомым и проходим, для того чтобы подключить взрослых к проблеме приютов для животных. Совместно с родителями были собраны корма и различные предметы ухода для животных, которые затем вместе с ребятами передали в приют.
Это помогло понять проблему приютов, сопереживать и заботиться о животных. Дети искренне хотели помочь всем кошкам и собакам.
Обязательным условием этого этапа является обсуждение волонтерской
деятельности организуя
«Рефлексивный круг»
, в группе после посещения малышей. Дети рассуждали по поводу своих удач и промахов, таким образом, развивая умение оценивать свои действия, тем самым повышая свою самооценку.
Из всех детей нашей группы, в которой организована команда волонтеров
, 70% детей попробовали свои силы в
детской волонтерской деятельности
.
Заключительный этап является анализом результатов организованной деятельности.
Анализ
Педагогическая технология «Дети волонтеры»
помогла нам решить следующие задачи:
• развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
• развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
• создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде
, а не по заказу и рассказу воспитателя. Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях.
От взаимодействия с младшими детьми получены положительные эффекты
:
• волонтерство
помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную.
• дети-волонтеры
проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
• дети младшего возраста стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов «Почему?», «Зачем?», «Где?».
• дети-волонтеры
активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
• многие воспитанники стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;
• воспитатель поощрял попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги»
, с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы.
Межгрупповое взаимодействие по наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры»
, так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
Несмотря на выше сказанное считаю, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение
.
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Считаю, что дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
Заключение.
Волонтерство
— очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.
Наши дети уже понимают, что волонтер
обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным.
Выходя из стен детского сада
, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как
волонтерство
, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском
саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Закончить хочется словами Д. С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»
»
Почему волонтеры выбирают детские дома
Волонтерская деятельность, сопряженная с таким человеческим качеством, как милосердие, направлена на помощь различным категориям нуждающихся — одиноким старикам, тяжелобольным детям и взрослым, инвалидам, ветеранам войны и труда, неблагополучным и/или многодетным семьям. Но наибольшее число волонтеров задействовано в оказании поддержки самым слабым и незащищенным — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Такие малыши вызывают наибольшее сочувствие со стороны общества, поскольку являют собой наиболее беззащитных его представителей — не имея папы и мамы, родного дома, любящих близких, они вынужденно лишены нормального детства, а возможно, и благополучного будущего. Ведь этим детям недоступна постепенная интеграция в социум под руководством старших членов семьи. Разумеется, сиротам необходимо гораздо большее внимание общества, и волонтеры стараются, насколько это возможно, восполнить для этих деток недостаток заботы и тепла.
Еще одна причина, по которой многие волонтерские группы делают основой своей деятельности помощь детским домам — с малышами работать куда приятнее. Они дарят позитивные эмоции, улыбки и хорошее настроение. Помощь бездомным, брошенным старикам и людям с тяжелыми заболеваниями и ограниченными возможностями такой отдачи не дает. Да и не каждому волонтеру хватит моральных сил постоянно видеть горе и страдание.