ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается у детей данного возраста, их можно охарактеризовать как прирожденных исследователей. Это подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать.
Современная система образования на постоянной основе включает в себя использование новых технологий, которые направленны не только на развитие, но и на воспитание детей дошкольного возраста. На данный момент, дошкольники живут и развиваются в мире информационных технологий. Такие стремительно меняющиеся условия жизни требуют, как от детей, так и от взрослых не только владеть определенными современными и качественными знаниями, но и самостоятельно, творчески мыслить, а также добывать определенные знания без помощи педагога или родителя и оперировать ими в повседневной жизни.
На данный момент приоритетным направлением в процессе развития дошкольников является деятельный подход к развитию личности ребенка. Среди большого количества средств развития исследовательской активности младших дошкольников внимание заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку создавать некую модель картинки мира в своем сознании, основанную на собственном опыте, наблюдении и закономерностях.
Экспериментальная деятельность интересна детям всех возрастов. Данное явление можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Получается, что экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям и вовсе не является трудным для ребенка. Данный метод является ведущим особенно в младшем дошкольном возрасте. Своими корнями метод экспериментирования уходит в манипулирование вещами и предметами.
Одно из самых главных достоинств метода экспериментирования заключается в том, что он дает возможности для получения реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, а также о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперимент способствует обогащению памяти ребенка, активизации мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации.
Стоит отметить положительное влияние проведения экспериментов на одну из важнейших сфер жизни ребенка – эмоциональную, а также на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Те знания, которые обучающиеся получают на занятиях, постоянно в свободное от занятий время, а результаты повторяются. При этом используются освоенные приёмы и материалы пройденных занятий.
При проведении опытов, дети проговаривают процесс деятельности и выдвигают множества гипотез – догадок, предпринимая попытки предугадать ожидаемые результаты. Вышеописанная деятельность способствует развитию речи, совершенствованию умений выстраивать сложные предложения, формировать выводы. Частое проведение опытно-экспериментальной деятельности способствует выработке у детей определённого алгоритма действий, чёткости при выполнении работы, аккуратность, иначе эксперимент может не оправдать ожидания.
Такие известные педагоги, как: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и многие другие также выступали за обязательную реализацию данного метода в процессах воспитания и обучения дошкольников.
При планировании эксперимента используют следующую последовательность действий работы с детьми:
- Выдумка проблемной ситуации
- целеполагание
- выдвижение возникших предположений
- проверка выдвинутых гипотез.
В случае подтверждения гипотез, происходит процесс формулирования выводов на основе проделанной работы
В случае опровержения предварительных данных, выдвигаются новые предположения, после происходит процесс его проверки или доказательства, а затем, подтверждение верности предположения и формулировка необходимых выводов по результатам проделанной работы.
Способы фиксации результатов исследования:
- Визуализация опытов в виде графических схем
- написание рассказов;
- создание творческих аппликаций.
В завершении проводится процесс подведения общих итогов.
Таким образом, у детей появляется интерес к экспериментированию, развиваются навыки экспериментирования, а также дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
Обучающиеся самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.
При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.
Появляется желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети инициативно объединяются в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы. В данный момент педагогу важно наблюдать за их деятельностью, в нужный момент оказывать им посильную помощь.
Уровень усвоения материала повышается, так как ребенок слышит, видит и выполняет деятельность самостоятельно, осознанно.
Список литературы и источников:
- Евсюкова Е. А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №11 (38). С. 70-73, — Режим доступа: https: //apni. ru/article/2050-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya (дата обращения: 08. 11. 2021)
- Рулёва А. А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников // Современный урок, — Режим доступа: https: //www. 1urok. ru/categories/19/articles/24654 (дата обращения: 08. 11. 2021).
Следующая > |
Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование (из опыта работы)
Автор: Некрасова Ирина Васильевна
Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование
(из опыта работы)
Некрасова Ирина Васильевна
Воспитатель МДОБУ №53 «Рябинка»
П. Чунский
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурным формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности детей – одна из актуальных проблем современности. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
Решающую роль в работе с детьми играет организуемая образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» или элементы экспериментирования. Это позволяет развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого; также конкретно формируется представления об объектах и явлениях и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний и представлений.
Мыслительные эксперименты (или игры) достаточно широко использую в исследовательской деятельности детей. Такие игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализую в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойств, состав, возможности.
В музыкальной деятельности процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает у детей инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями природы или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдая на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности планирую кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставим поисковую задачу, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке
В рамках трудовой деятельности провожу основную работу по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваю этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой, во время уборки снега, беседуем с дошкольниками о защитных свойствах снега. Осенью, во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.
В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
Ø приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
Ø разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
Ø природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
Ø бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
Ø технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. Д.;
Ø разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
Ø красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
Ø медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
Ø прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
Ø безопасность для жизни и здоровья детей;
Ø достаточность;
Ø доступность расположения.
Необходимо упражнять действовать детей в уголке экспериментирования, опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.
Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.
В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.
Картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
Игровая среда даёт детям возможность свободно проявлять свои склонности, не нарушая при этом нормы общепринятого поведения. В группе созданы игровые «центры», которые способствуют полноценному общению детей, удовлетворяется потребность каждого ребёнка в движении, в желании поиграть, порисовать, полепить.
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
· Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
· Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
· Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
· Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
· Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
· В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:
· живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др);
· неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
· человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов).
Воспитанники группы с удовольствием создают из камушков различные композиции, украшения, строят сказочные дворцы, изучая при этом свойства камней и их разнообразие.
В работе с почвой ребята становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной. Они с любопытством заглядывают в специальный стеклянный домик в надежде увидеть там дождевого червя, жующего листья.
Также для изучения такого явления, как воздух, созданы необходимые условия. Здесь дошкольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.
Дети с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.
Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой, как: «Если воду заморозить в бутылке», «Почему сосульки растут вниз головой? Как они растут?», «Какой лёд быстрее тает: колотый или пластом?», «Почему грязный и цветной лёд тает быстрее?», «Не все вещества растворяются в воде».
В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки: они круглые, жёлтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга. Затем устраивают «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.
Детям также очень нравятся эксперименты, на которых они знакомятся с магнитом и его свойствами. Так, в ходе НОД «Этот удивительный магнит» дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, знакомятся со свойствами магнита ‒ прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; выявляют такую особенность при взаимодействии двух магнитов, как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться.
Для того, чтобы ребенок после проведения опытов совместно с воспитателем смог самостоятельно продолжить исследования по изучаемой теме, в группе есть все для экспериментирования в доступном для детей месте.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.
Длительное наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. Также для родителей проводятся консультации об исследовательской деятельности, были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю».
После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Многие из них занялись поиском интересных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало увлекательным занятием для всей семьи.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.:АРКТИ, 2004.
4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. 8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Интернет ресурсы
comments powered by HyperComments
ДЕТСТВО-ГИД
Педагогическая находка по теме
«Экспериментальная деятельность как средство развития
познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Гостева Наталья Владимировна,
воспитатель МДОУ «Захаровский детский сад №1»,
с. Захарово Рязанской обл.
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами моей педагогической находкой на тему «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, рассуждает, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. Задача педагога — не пресекать стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а наоборот — активно помогать ему в этом, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, я поставила перед собой цель – сформировать у детей умение исследовать предметы, вещества, материалы.
Для достижения данной цели, мною были поставлены задачи:
— расширять представления детей о физических свойствах объектов и предметов окружающего мира посредством экспериментирования;
— развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового
характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы,
элементарно прогнозировать последствия);
— развивать личностные качества: активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации
элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
— формировать опыт выполнения правил техники безопасности
при проведении физических экспериментов;
— воспитывать стремление к самостоятельной познавательной
активности, умение взаимодействовать со сверстниками.
Мною было принято решение обогатить свои знания и опыт по данному вопросу, для этого я изучила работы таких авторов как Дыбиной Ольги Витальевны «Технология экспериментальной деятельности», Прохоровой Лидии Николаевны «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», Ивановой Александры Ивановны « Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду» и других авторов; приняла участие в нескольких вебинарах по этой теме, изучила опыт коллег на интернет- сайтах.
Провела диагностику детей по критериям, важным именно для процесса опытно-экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов. Для диагностического исследования использовала методику (Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)
Определила методы и формы работы с детьми, родителями, коллегами:
сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, беседа, конструирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, развлечения, конкурсы, проектная деятельность.
В рамках познавательно-исследовательской деятельности мною был разработан проект ««Лаборатория удивительных наук».
Для проекта были подобраны следующие материалы:
— картотека опытов и экспериментов;
— картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности
— конспекты НОД по экспериментированию;
— консультации и памятки для родителей по данной теме.
В течение всей моей работы собирала материал, который вызывает у детей большой интерес. Это кроссворды, упражнения и проблемные ситуации, логические задачи. Интересные, занимательные упражнения оформила в альбом «Школа науки».
Для развития творческой и исследовательской активности, а так же для познавательной мотивации в группе, совместно с детьми был оборудован уголок экспериментирования. В нем были собраны приборы помощники, природный материал, разные виды бумаги, и другие предметы
Вместе с детьми создали свой мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные предметы: ракушки, камни, шишки, пуговицы. Наша коллекция постоянно обновляется, тематика зависит от интересов детей, а собранные ими материалы мотивируют их на исследования, помогают сохранить интерес к данной деятельности.
В процессе работы с детьми успешно применяются мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес детей. Намного интересней не просто слушать рассказ воспитателя об изучаемых объектах и явлениях, а посмотреть собственными глазами.
И только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи (оформление коллекций: экспонаты собирались во время отпуска – камешки, ракушки; на прогулках — семена, шишки).
Рекомендовали родителям проводить эксперименты дома. И это была еще одна мотивация для детей к поведению исследовательской деятельности.
Повседневные дела, режимные моменты, разные виды занятий дают большое поле деятельности для исследований.
Мной была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы «Поиск воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», в этих опытах мы с детьми исследовали воздух.
Экспериментирование с бумагой дало детям возможность выделить для себя новые свойства бумаги («Рекордный вес», «Прозрачная бумага»).
Исследования воды позволило детям сравнить различные свойства и состояния воды. (Вода прозрачная; у воды нет вкуса и запаха.
лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет, лёд легче воды.)
Не прекращалась наша исследовательская деятельность и на прогулке. Мы с детьми провел ряд опытов со снегом «Теплый сугроб», «Чистый лед» и много других опытов с другими объектами живой и не живой природы.
Вместе с детьми я провела вечер развлечения «В мире фокусов», где мы проводили различные эксперименты с разными предметами.
Конечно, не всегда работа шла гладко. Например, не все дети соблюдали правила безопасности, не всегда находилась необходимая литература, видеоматериалы, не хватало оборудования. С помощью родителей мы справились и с этими проблемами.
Своим опытом работы, я делилась с коллегами. Провела консультацию по всем возрастным группам «Уголок экспериментирования в детском саду».
Разработала буклет: «Технология исследовательской деятельности».
Провела «Мастер класс» на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей».
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, у детей появился:
— активный познавательный интерес и познавательная активность;
— расширился кругозор: в частности, знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, о свойствах материалов, о применении их человеком;
— появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать свои гипотезы и подтверждать их, делать выводы;
— развились качества личности: самостоятельность, инициативность, целеустремленность.
Я уверена, что только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Используемая литература:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. 6.
- Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. — М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. — М. : АРКТИ, 64 с.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
- Иванова И.А. Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
- Организация опытно — экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
- Интернет-ресурсы.
Коллекционирование как средство развития познавательной активности и творчества дошкольников Коллекционирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Игра как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста >