Тематический контроль «Организация сюжетной игры»учебно-методический материал на тему
План проведения тематического контроля по теме:
» Организация сюжетной игры»
Сроки: 10 – 21 апреля 2021 г.
Исполнители: заведующий Харчикова Е.Ж., зам.зав ВМР Стороженко Э.Я., старший воспитатель Гамолка С.Ю.
Цель: определить эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить документацию педагогических работников по планированию и руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.
2. Дать оценку работе педагогического коллектива по организации руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разных возрастных группах.
3. Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по организации сюжетно-ролевой игры.
Вопросы, подлежащие проверке:
- Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей.
- Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей.
- Профессиональные знания и умения воспитателя в организации игровой деятельности детей.
- Оценка форм взаимодействия с родителями по проблеме игры.
Основные формы и методы контроля
- Наблюдение за педагогами
- Собеседование с воспитателями
Оценочный инструментарий
- Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей.
- Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей.
- Выявление уровня игровых знаний, умений и навыков у детей.
Заведующий МБДОУ
«Иланский детский сад № 50» Е.Ж. Харчикова
Итоговая справка о результатах
тематического контроля
Тема: «Организация сюжетной игры»
Тематическая проверка проходила с 10 по 21 апреля 2021 года согласно годового плана воспитательно-образовательной работы на 2016-2017 учебный год во всех возрастных группах.
Приказом по ДОУ №15 от 3 апреля 2021 года была создана комиссия в составе:
Харчикова Е.Ж.. — председатель комиссии, заведующий МБДОУ;
Гамолка С.Ю. — член комиссии, ст. воспитатель
Сторженко Э.Я. – член комиссии, зам.зав. ВМР
- Оценка руководства педагога игровой деятельностью детей показала:
- Осуществляя руководство игровой деятельностью, педагоги используют приемы руководства игрой, педагогический такт, эмоциональный фактор.
- Методика проведения игры соблюдается. Но итоги не подводятся и прошедшая игра не обсуждается, так же во всех группах не проводится предварительная работа перед игрой. В старшей группе, воспитатель Сухарькова Н.М., были ошибки в методике проведения игры: не было постановки задач и целей игры, проектирования развития игры, мало применялось приемов на развитие активности и привлечения к игре всех детей.
- Взаимосвязь с другими видами деятельности осуществлялась частично.
- Педагоги почти все в достаточной мере владеют особенностями организации сюжетной игры в каждой возрастной группе. Но если настольные игры широко применимы в нашем детском саду и популярны у педагогов, то в сюжетно-ролевые дети большей частью играют, предоставленные сами себе, а воспитатели следят в это время за дисциплиной, занимаясь своими делами.
- Оценка условий, созданных в группе для игровой деятельности детей, показала:
- Условия для игровой деятельности детей созданы во всех группах ДОУ. Игровые центры оборудованы всем необходимым, находятся в эстетичном состоянии, расположены и хранятся в доступном для использования детьми месте. Но нет разнообразия, изюминки в создании условий для ролевых игр.
- Во всех группах педагоги развивают у детей чувство ответственности за сохранение игрушек и умение приводить их в порядок, соблюдать правила пользования игрушками.
- Во всех группах родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов для игровой деятельности: это и шитье специальной одежды для ролей, постели и одежды для кукол, и приобретение контейнеров для хранения атрибутики, и изготовление самих атрибутов для игр.
- Сюжетно-ролевые игры планируются систематично во всех группах. Рекомендации по планированию необходимого количества игр, тематическом разнообразии, соответствии целей к играм относительно возрастных особенностей учитываются и выполняются педагогами.
- Оценка игровых знаний, умений и навыков у детей показала:
- Уровень развития игровых качеств во всех группах соответствует возрасту. В младшей группе идет активное обучение детей умению придумывать и обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. Навыки по самообслуживанию полностью не сформированы, дети не умеют самостоятельно прибирать используемые атрибуты, оборудование, игрушки после завершения игры. В старшей группе дети обыгрывают только один сюжет, введение дополнительного сюжета и ролей затрудняет развитие игры. Распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играет согласованно с ними или параллельно. Активно используются в этой группе предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. В подготовительной к школе группе дети умеют четко распределять роли и выполнять ролевое поведение, ставить перед собой цель и находить средства для ее осуществления. Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученной ему роли, но без подсказок педагога сюжет игры не развивается, дети увлекаются одним игровым действие, представляющим для них интерес.
- Во всех группах дети обладают чувством ответственности за выполнение полученной им роли, выполняют этические нормы поведения во время игры, соблюдают правила пользования игрушками, не умеют завершать игру.
По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:
- Уровень развития сюжетно-ролевой игры и работы в этом направлении педагогического коллектива можно оценить как средний. И условия для игры, и подготовленность педагогических кадров, и планирование, и сотрудничество с родителями — все эти направления требует пристального внимания и углубленной работы всего коллектива.
- Оценка условий, созданных в группе для игровой деятельности детей, показала, что условия созданы во всех группах ДОУ, но требуют разнообразия.
- В основном игровые знания, умения и навыки у детей сформированы. Дети активно и с интересом играют, соблюдая правила.
Рекомендации:
- Совершенствовать условия игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания.
- Изучить теоретическую базу по организации сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС.
- Вовлечь родителей в организацию игрового процесса в ДОУ.
Заведующий МБДОУ
«Иланский детский сад № 50» Е.Ж. Харчикова
Зам.зав. ВМР Э.Я. Стороженко
Старший воспитатель С.Ю. Гамолка
Мой детский сад
- Название. «Состояние развития игровой деятельности детей младшего и раннего возраста»
- Цель. Выяснить состояние работы по игровой деятельности в дошкольном учреждении N
- Сроки поведения. С ___ по ___
- План тематического контроля.
N | Разделы планы | Содержание | Методы |
1 | Обследование уровня развития детей | -Соответствие уровня развития игровой деятельности детей программным целям и задачам -Умение детей совершать действие в воображаемом плане как средство развития символической функции мышления и формирования плана представлений. -Умение детей воспроизводить в игре человеческие взаимоотношения -Умение детей согласовывать свои игровые действия с партнерами по игре. | -Обследование уровня развития игровой деятельности детей путём длительного наблюдения за самостоятельной детской игрой, организации сюжетно-дидактических игр. Анализ общения детей в процессе игры. |
2 | Оценка профессионального мастерства воспитателя | -Умение применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми -Владение методами и приёмами организации детской игры. Знание классификации детских игр (игры, возникающие по инициативе взрослого; игры, возникающие по инициативе детей; народные игры) и умение организовывать каждый из этих видов игр. | -Анализ организации воспитателем детских игр -Анализ умения воспитателя воздействовать на детскую игру путём создания и обогащения игровой среды -Анализ умения воспитателя применять игровые приёмы на занятиях по различным видам деятельности детей. -Собеседование с воспитателем . -анализ самообразования воспитателя. -анализ прдметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при её создании) |
3 | Создание условий: -в группе -в методическом кабинете В ДОУ | -Умение воспитателя создать предметно-развивающую игровую среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам. -Укомплектованность методического кабинета диагностическим материалами по развитию игровой деятельности детей. | – Посещение групп -Анализ предметно-игровой среды (с точки зрения её содержания) |
4 | Планирование работы | -Эффективность планирования (стратегического, тактического и оперативного) по развитию игры для детей. | -Проверка планов с точки зрения планирования детских игр: сюжетно-ролевых ( путём создания и обогащения соответствующей игровой среды, обогащения опыта детей); сюжетно-дидактических и дидактических игр; игр с правилами; подвижных игр; игр-драматизаций; народных игр и игровых забав. |
5 | Работа с семьёй | -Эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с родителями по вопросам развития игровой деятельности детей: понимание родителями важности развития игровой деятельности детей для их успешного развития. -Наличие наглядной и справочной информации для родителей по организации игр детей в домашних условиях | -Анализ наглядной информации для родителей в группе. -Опрос или анкетирование родителей. |
Рабочие материалы контроля: – Показатели развития игровой деятельности на разных этапах дошкольного детства. -Диагностика развития игры. -Анкета профессионального мастерства воспитателя. -Карта анализа самообразования воспитателей -Протокол обследования предметно-развивающей среды. -Карта анализа наглядной информации для родителей.
Карта анализа наглядной информации для родителей
N | Критерии анализа | Группы | |||
N 1 | N 2 | N 3 | N 4 | ||
1 | Конкретность информации | ||||
2 | Доступность предлагаемого материала | ||||
3 | Краткость материала | ||||
4 | Эстетичное оформление наглядных материалов | ||||
5 | Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов | ||||
6. | Форма подачи материала | ||||
-папки- передвижки | |||||
-стенды | |||||
-ширмы | |||||
-Информационные письма-памятки для родителей | |||||
7. | Востребованность предлагаемого материала у родителей |
Карта анализа самообразования воспитателей
N | Критерии анализа | Ф.И.О. педагогов | ||||
1. | Тема самообразования | |||||
2. | Содержание работы | |||||
-Посещение проблемных семинаров | ||||||
-Посещение курсов квалификации, связанных с темой образования(72часа) | ||||||
-Посещение модульных (12-36)курсов повышения квалификации по теме самообразования | ||||||
-Самостоятельное изучение вариативных программ | ||||||
-Изучение публикаций в периодической печати | ||||||
3. | Форма отчётности | |||||
-Подготовка тематической консультации | ||||||
-Подготовка семинара-практикума | ||||||
-Открытый показ занятий с детьми | ||||||
-Выставка результатов продуктивной деятельности детей | ||||||
-Выступление на педагогическом совете | ||||||
4. | Результат самообразования | |||||
-аттестация | ||||||
-Обобщение опыта работы | ||||||
-Наставничество |
Показатели развития игровой деятельности раннего и младшего возраста
N п/п | Возраст | Задачи развития игровой деятельности | Критерии владения игровыми замыслами |
1 | Ранний | -Развивать самодеятельную игру-экспериментирование с различными подходящими для этого предметами и природным материалом. -Способствовать овладению орудийными действиями в игре. -Способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр. -Поощрять детей к подвижным и досуговым играм | -владение предметно-игровыми способами игры. -Совершение одного игрового действия с разными игрушками и разных действий с одной игрушкой -Владение предметами-заместителями -Владение предметно-игровой средой. -Умение детей играть вместе (характер взаимоотношений в игре) -Умение детей занять себя игрой |
2 | Младший дошкольный возраст. 2-я младшая группа. | -Создавать условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых детей. -Обогащать содержание самодеятельных игр детей через пополнение запаса знаний и обогащение их опыта. -Поддерживать совместные игры детей, развивать умение взаимодействовать с партнёрами | -Владение ролевым поведением: умение взять на себя роль, обозначить её перед партнёрами по игре. -Использование разнообразных игровых средств для реализации игровых замыслов: мимика, жесты, предметы-заместители, игрушки -Умение играть с одними и тем же детьми ( с некоторыми) и общаться со всеми. |
Карта профессионального мастерства воспитателя
N | Критерии оценки | Ф.И.О.воспитателя | |||||
1 | Умение воспитателя играть вместе с детьми, умение: | ||||||
-занять позицию « играющего партнёра» | |||||||
-вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу | |||||||
-незаметно выйти из игры, предоставив инициативу детям | |||||||
Передавать детям новые способы построения игры: -в раннем возрасте -действия с предметами заместителями -в младшем возрасте -игра, выстроенная в виде цепочки ролевых диалогов | |||||||
-Пояснить детям-партнерам по игре- свои игровые действия | |||||||
-Свободно развертывать сюжет того или иного строения (одноперсонажный или многоперсонажный) в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей | |||||||
–принять вовремя предложения детей в процессе игры | |||||||
-ввести новый персонаж (и новую роль) | |||||||
-Развернуть предложенное партнёром-ребёнком событие | |||||||
2. | Владение методом комплексного руководства игрой | ||||||
-планомерное обогащение опыта детей для формирования источника возникновения замысла игры | |||||||
-Использование обучающих игр (дидактических, театральных) для формирования у детей способов перевода реального опыта в игровой, условный план | |||||||
-умение своевременно изменить игровую среду | |||||||
-Умение выстроить общение с детьми во время игрового процесса | |||||||
3. | Рациональное и педагогически целесообразное оформление игровой среды | ||||||
Рекомендации: |
Протокол обследования предметно – развивающей среды
N | Вопросы на контроле | Группы | |||
N1 | N2 | N3 | N 4 | ||
1 | Условия развития сюжетной игры | ||||
*Игровые модули (жёсткие и мягкие) | |||||
*Сюжетно-образные игрушки | |||||
*Предметы-заместители | |||||
*Наличие в группе пространства, игровых зон, в которых дети могут играть по личной инициативе | |||||
2. | Условия для развития театрализованной игры | ||||
*Атрибуты для игр, шапочки-маски | |||||
*ширма | |||||
*Различные виды театров: | |||||
-настольный | |||||
-плоскостной | |||||
-пальчиковый | |||||
-куклы би-ба-бо | |||||
-ростовые куклы | |||||
3. | Условия для развития игр-экспериментирований | ||||
*природный материал: | |||||
-разнообразие | |||||
-безопасность | |||||
-доступность | |||||
*Строительный материал: | |||||
-разнообразие | |||||
-безопасность | |||||
-доступность | |||||
4. | Достаточное количество дидактических игр по всем направлениям развития детей | ||||
*Эстетичность оформление игр | |||||
*Доступность для детей | |||||
*Сменяемость | |||||
*Соответствие игр возрасту | |||||
*Картотека с описание речевых игр | |||||
5. | Условия для развития подвижных игр детей | ||||
*Организация физкультурного уголка | |||||
*Доступность для детей | |||||
*Атрибуты для разнообразных подвижных игр | |||||
*Картотека подвижных игр | |||||
*Соответствие игр возрасту | |||||
*Наличие места для подвижных игр | |||||
6. | Педагогическая целесообразность и эстетичность оформления пособий, размещения игрушек. | ||||
Рекомендации: |
Анкета профессионального мастерства педагогов на тему «Развитие игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Уважаемые педагоги! Отметьте наиболее подходящий на ваш взгляд вариант ответа
1. Какая деятельность является ведущей у детей раннего возраста?
А. Предметная деятельность Б. Учебная деятельность В. Игровая деятельность Г. Коммуникативная деятельность
2. Какая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста?
А. Предметная деятельность Б. Учебная деятельность В. Игровая деятельность Г. Коммуникативная деятельность
3. На чём основываетсяигра ребёнка раннего возраста?
А. На стремлении научиться новому Б. На желании получить радость от игры В. На стремлении общаться с другими детьми Г. На желании исследовать игрушки и предметы
4. На чём основываетсяигра ребёнка дошкольного возраста?
А. На стремлении научиться новому Б. На желании получить радость от игры В. На стремлении общаться с другими детьми Г. На желании исследовать игрушки и предметы
5. В чём, по-вашему, состоит цель детской игры?
А. Целью является сам процесс игры Б. Целью является умение ребёнка играть с предметами В. Целью является умение делить игрушки и общаться с другими детьми Г. Целью является развитие фантазии ребёнка
6. Когда игра ребёнка раннего возраста является наиболее эффективной?
А. В самостоятельной деятельности ребёнка Б. В партнёрском взаимодействии ребёнка со взрослым В. С обучающим руководством взрослого Г. Нейтральное наблюдение взрослого и помощь по необходимости
7. Когда игра ребёнка дошкольного возраста является наиболее эффективной?
А. В самостоятельной деятельности ребёнка Б. В партнёрском взаимодействии ребёнка со взрослым В. С обучающим руководством взрослого Г. Нейтральное наблюдение взрослого и помощь по необходимости
Дальнейшие вопросы подразумевают свободный ответ
8. Перечислите виды игр, которые вы знаете
_____________________________________________________________
9. Какие методы и приёмы вы используете в работе для развития игровой деятельности детей?
_____________________________________________________________
Автор: Тарасова Юлия Николаевна, старший воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N2107 структурное подразделение N1277, г. Москва.