Словесные игры – настоящее спасение для родителей. Ими можно занять ребёнка в очереди, в электричке, в машине, по дороге к метро… Словом, когда нужно скоротать время, а под рукой ничего нет. Или всё есть, но оно успело надоесть.
Словесные игры очень полезные – развивают речь, память, фантазию, мышление, обогащают словарный запас, тренируют фонематический слух. Да и просто в них весело играть! С правильно выбранной словесной игрой время летит незаметно.
В этой подборке 14 игр, расположенных по возрастанию сложности.
«Я вижу что-то…»
Водящий загадывает предмет, который находится в поле зрения игроков: «Я вижу что-то…» и называет цвет, форму, первую букву слова и т.д. Игроки должны угадать предмет.
Игра замечательна тем, что в неё можно играть и с малышами, загадывая что-то совсем простое, и с детьми постарше. Если видите, что ребёнок легко справляется, можно сделать ограничение до двух-трёх попыток.
Пример: «Я вижу что-то зелёное…» Игроки перебирают варианты – машина, листья на дереве и т.д.
«Я вижу что-то круглое…» (очки на человеке, дорожный знак, светофор и т.д.)
«Кто как кричит?»
Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.
Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур — муррр! Пугаю кур.
Ам-ам! Кто там?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!
Му-му-у! Молока кому?
Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.
4. «Слова»
Первый игрок говорит слово, второй игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.
Пример: РубашкА – АрхеолоГ – ГороД – Дом и т.д.
Усложнённый вариант: придумывать слова на последние две буквы предыдущего слова.
Пример: ТельняшКА – КаюТА – ТакСИ – Сироп и т.д.
Внимание! В усложнённом варианте могут попадаться слова, последние две буквы которых не позволяют образовать слово (например, «иностранец», «характер»). Если все игроки согласны, что из двух последних букв не образовать нового слова, то в таком случае для словообразования берётся последняя буква, как в обычном варианте игры.
8. «Кочерга»
Эта забавная словесная игра особенно нравится малышам. Попросите детей загадать любой предмет мебели (стул, кресло и т.д.) или кухонную принадлежность (вилка, кочерга, скалка и т.д.).
Затем водящий задаёт игрокам разные вопросы, на которые нужно отвечать только загаданным словом.
Пример: Как тебя зовут? – Кочерга.
Что ты сегодня ел на завтрак? – Кочергу.
Какой подарок ты получил на день рождения? – Кочергу.
Другой вариант игры: игроки загадывают друг другу слова, которыми потом они будут отвечать водящему.
Усложнение: нельзя смеяться.
Письменные игры
Энциклопедия
Не самая быстрая, но чрезвычайно увлекательная игра для компании от четырех человек — потребуются ручки, бумага и какой-нибудь энциклопедический словарь (желательно не ограниченный тематически — то есть БСЭ подойдет лучше, чем условная «биологическая энциклопедия»). Ведущий находит в энциклопедии слово, которое неизвестно никому из присутствующих (здесь остается уповать на их честность — но жульничать в этой игре неинтересно и непродуктивно). Задача каждого из игроков — написать энциклопедическое определение этого слова, придумав из головы его значение и по возможности замаскировав текст под реальную небольшую энциклопедическую статью. Ведущий тем временем аккуратно переписывает настоящую дефиницию из энциклопедии. После этого «статьи» перемешиваются и зачитываются ведущим в произвольном порядке, включая и настоящую, — а играющие голосуют за то, какой именно вариант им кажется наиболее убедительным. В конце концов происходит подсчет голосов и распределение очков. Любой игрок получает очко за верно угаданное настоящее определение и еще по одному очку за каждый голос, отданный другими участниками его собственному варианту. После этого листы раздаются обратно и разыгрывается новое слово — всего их должно быть примерно 6–10. В эту игру можно играть и командами: придумывать мнимые определения коллективно. Похожим образом устроена игра «стихи» — но вместо сложного слова ведущий заранее выбирает две строчки из какого-нибудь малоизвестного стихотворения и предлагает участникам дописать четверостишия.
Игра из «Бесславных ублюдков»
Игра для компании любого размера, которую многие знали и до фильма Квентина Тарантино, но единого названия у нее нет. Каждый игрок придумывает для своего соседа роль (обычно это какой-нибудь известный человек), пишет ее на бумажке и приклеивает бумажку соседу на лоб: соответственно, все видят, какая у кого роль, но не знают, кто же они сами. Задача участников — с помощью наводящих вопросов, ответы на которые формулируются как «да» или «нет» («Я историческая личность?», «Я деятель культуры?», «Я знаменитый спортсмен?»), узнать, кем именно они являются. В такой форме, впрочем, игра довольно быстро себя исчерпывает, поэтому темы можно придумывать совершенно разные и вместо известных людей играть, например, в профессии (включая экзотические — «карусельщик», «таксидермист»), в кино- и литературных героев (можно смешивать их с реальными знаменитостями, но об этом лучше договориться заранее), в еду (один игрок будет ризотто, а другой, скажем, зелеными щами) и даже просто в предметы.
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
Быки и коровы
Игра для двоих: один участник загадывает слово, причем заранее оговаривается, сколько в нем должно быть букв (обычно 4-5). Задача второго — отгадать это слово, называя другие четырех- или пятибуквенные слова; если какие-то буквы названного слова есть в загаданном, они называются коровами, а если у них совпадает и место внутри слова, то это быки. Представим, что загадано слово «чудак». Если отгадывающий говорит «точка», то получает от второго игрока ответ: «три коровы» (то есть буквы «ч», «к» и «а», которые есть и в «чудаке», и в «точке», но в разных местах). Если затем он скажет «кочан», то получит уже не трех коров, а двух коров и одного быка — поскольку буква «а» и в «чудаке», и в «кочане» находится на четвертой позиции. В итоге рано или поздно удается угадать слово, и игроки могут поменяться местами: теперь первый будет загадывать слово и подсчитывать быков с коровами, а второй — называть свои варианты и отслеживать, в какой степени они совпадают с загаданным. Можно и усложнить процесс, одновременно и загадывая свое слово, и угадывая слово противника.
Интеллект
Письменная игра для компании (но можно играть и вдвоем), состоящая из трех туров, каждый по пять минут. В первом игроки случайным образом набирают тринадцать букв (например, вслепую тыкая пальцем в книжную страницу) и затем составляют из них слова, причем только длинные — от пяти букв. Во втором туре требуется выбрать слог и вспомнить как можно больше слов, которые на него начинаются, можно использовать однокоренные (например, если выбран слог «дом», то подойдут слова «дом», «домра», «домна», «домен», «домовой», «домохозяйка» и т. п.). Наконец, в третьем туре вновь берется слог, но теперь нужно вспоминать не обыкновенные слова, а фамилии известных людей прошлого и настоящего, в которых он фигурирует, причем не обязательно в начале, — то есть на слог «кар» подойдут и Карамзин, и Маккартни, и, например, Гамилькар. Важная деталь: так как этот кон провоцирует больше всего споров и жульничества, участники игры могут просить друг друга доказать, что этот человек действительно знаменитость, и тут нужно вспомнить хотя бы профессию и страну. Типичный диалог: «Как, вы не знаете Гамилькара? Но это же карфагенский полководец!» После каждого тура подсчитываются очки: если то или иное слово совпало у всех играющих, оно просто вычеркивается, в остальных же случаях игрокам присуждается за него столько очков, сколько соперников не смогли его вспомнить. В первом туре можно еще добавлять очки за особенно длинные слова. По итогам туров нужно определять, кто занял первое, второе, третье и другие места, — и в финале игры эти места сложить. Цель — получить на выходе наименьшее число (к примеру, если вы были победителями всех трех туров, то у вас получится число 3 — 1+1+1, и вы чемпион; меньше не может быть чисто математически).
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
Каркас
Игра для любого количества людей, которую придумал один из создателей шахматной программы «Каисса» и автор программы по поиску анаграмм Александр Битман. Сначала игроки выбирают несколько согласных — это будет каркас, скелет слова. Затем засекается время (две-три минуты), и игроки начинают «натягивать» на каркас гласные (а также «й», «ь», «ъ»), чтобы получились существующие слова. Согласные можно использовать в любом порядке, но только один раз, а гласные разрешено добавлять в любом количестве. К примеру, игроки выбирают буквы «т», «м», «н» — тогда им подойдут слова «туман», «манто», «мантия», «монета», «темень», «атаман», «немота» и другие. Побеждает тот, кто сможет придумать больше слов (как обычно, это должны быть нарицательные существительные в единственном числе). В игру можно играть даже с одной буквой — например, «л». Вокруг нее образуются слова «ил», «лай», «юла», «алоэ», «ель», а если договориться, что букву можно удваивать, — «аллея» и «лилия». Если стандартный «каркас» освоен, то задачей может быть сочинить целую фразу с одной согласной: хрестоматийный пример из книги Евгения Гика — «Бобби, убей боя и бей бабу у баобаба».
Цепочка слов
Игра для любого количества игроков. Многие знают ее под названием «Как сделать из мухи слона», а придумал ее писатель и математик Льюис Кэрролл, автор «Алисы». «Цепочка» основана на словах-метаграммах, то есть словах, различающихся лишь одной буквой. Задача игроков — превратить одно слово в другое с наименьшим количеством промежуточных звеньев. К примеру, сделаем из «лисы» «козу»: ЛИСА — ЛИПА — ЛАПА — КАПА — КАРА — КОРА — КОЗА. Интересно давать задания с сюжетом: чтобы «день» превратился в «ночь», «река» стала «морем». Известная цепочка, где «слон» вырастает из «мухи», получается за 16 ходов: МУХА — МУРА — ТУРА — ТАРА — КАРА — КАРЕ — КАФЕ — КАФР — КАЮР — КАЮК — КРЮК — УРЮК — УРОК — СРОК — СТОК — СТОН — СЛОН (пример Евгения Гика). Для тренировки можно посоревноваться в поиске метаграмм для какого-либо слова. К примеру, слово «тон» дает «сон», «фон», «ток», «том», «тан» и так далее — кто наберет больше вариантов, тот и выиграл.
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
Шляпа
Игра для компании от четырех человек, требующая нехитрого инвентаря: ручек, бумаги и «шляпы» (подойдет и обыкновенный целлофановый пакет). Листы бумаги нужно разорвать на небольшие кусочки и раздать игрокам, количество кусочков зависит от того, сколько людей играет: чем больше компания, тем меньше приходится на каждого. Игроки пишут на бумажках слова (по одному на каждый кусочек бумаги) и бросают в «шляпу». Тут тоже есть варианты — можно играть просто со словами (существительное, нарицательное, единственного числа), а можно с известными людьми или литературными персонажами. Затем участники делятся на команды — по два или больше человек в каждой; задача каждого — за 20 секунд (или 30, или минуту — хронометраж можно установить по собственному выбору) объяснить своим партнерам по команде наибольшее количество слов, произвольно вытащенных из «шляпы», не используя при этом однокоренные. Если водящий не смог объяснить какое-то слово, оно возвращается в шляпу и будет разыграно другой командой. В конце игры слова, отгаданные разными представителями одной и той же команды, суммируются, их количество подсчитывается, и команде, у которой окажется больше бумажек, присуждается победа. Популярный вариант игры: все то же самое, но в первый кон игроки объясняют слова (или описывают персонажей) устно, во второй — показывают пантомимой, в третий — объясняют те же слова одним словом. А недавно появилась и настольная игра, где нужно не только объяснять и показывать, но и рисовать.
«Я иду в поход и беру с собой…»
Водящий говорит первую фразу: «Я иду в поход и беру с собой…» Затем он добавляет любое слово, подходящее по смыслу.Следующий игрок повторяет фразу и добавляет от себя слово.
Игра продолжается до тех пор, пока игроки в состоянии повторить всю фразу целиком.
Пример: «Я иду в поход и беру с собой… котелок».
«Я иду в поход и беру с собой котелок и спички».
«Я иду в поход и беру с собой котелок, спички и нож» и т.д.
Кстати, первая фраза может быть не только про поход. Например: «я иду в магазин и покупаю там…», «я иду в гости и беру с собой…» и т.д.
Словесные игры для детей раннего возраста в детском саду
Словесные игры, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Автор: Смирнова Мария Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №393 г. Челябинска». Назначение: статья предназначена для воспитателей, родителей детей раннего возраста, в помощь при адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Цель: раскрыть важность использования словесных игр при адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи: 1. Побудить педагогов и родителей к использованию словесных игр для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. 2. Предоставить подбор словесных игр на адаптацию: индивидуальных и подгрупповых. Переход ребёнка раннего возраста из семейного воспитания в дошкольное образовательное учреждение – важный этап развития ребёнка. Это сложный процесс, как для ребёнка, так и для его родителей. Кроме того, для малыша — это сильное эмоциональное переживание, поэтому педагоги и родители должны максимально облегчить ему вхождение в новый период. Ребёнку предстоит войти в совершенно другие условия, чем те, к которым он привык в семье. Несомненно, четкий режим дня, соблюдение ритуалов укладывания ко сну, положительные беседы – помогут ребёнку быстрее адаптироваться, но, необходимо использовать и основную форму развития детей раннего возраста – игровую деятельность. Наиболее важными являются индивидуальные игры, направленные на: 1) установление тактильных, доверительных контактов со взрослым; 2) освоение новых видов игровой деятельности; 3) формирование дружеских контактов с другими детьми. Данные игры проигрываются в течение дня несколько раз, необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия. После установления контактов с каждым ребёнком по отдельности, следует переходить к играм с подгруппой, которые имеют ряд особенностей: 1) игру необходимо начинать с сюрпризного момента, позволяющего заинтересовать детей, вовлечь в деятельность; 2) игра должна включать в себя разные виды деятельности, чтобы внимание детей не переключалось; 3) в игре дети должны эмоционально взаимодействовать, выражать свои эмоции; 4) приветствуется музыкальное сопровождение, для снятия эмоционального напряжения. При проведении игр любой направленности, педагог должен заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий. Предлагаем вам подборку словесных игр на адаптацию к дошкольному учреждению. Индивидуальные игры на адаптацию: 1. «Мой малыш» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог обнимает малыша, приговаривая: Ты ж мой маленький, Мой хорошенький… 2. «Поскакушки» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог обнимает малыша, ставит его перед собой и приподнимает, держа за подмышки: Кушки – кушки, поскакушки, Прыг-скок, прыг-скок! Встали на ножки, по дорожке, Прыг-скок, прыг-скок! 3. «Баю — баюшки – баю..» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог сажает ребенка на колени, мягко прижимает к себе и, слегка покачивает. Баю — баюшки – баю, Отдыхай, хороший мой… Баю — баюшки – баю, Ты со мной – и я стобой… 4. «Догоню, догоню, догоню!» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог организует игру в догонялки: «Догоню, догоню, догоню…», затем обнимает малыша: «Догнала! Какой ты быстрый, какой ты хороший!». 5. «Ку-ку!» Цели: установление положительных эмоциональных контактов ребенка со взрослым; снятие психоэмоционального напряжения. Ребенок сидит на коленях у педагога, педагог выполняет действия ручками ребенка: закрывает и открывет его лицо: Где же наш малыш? Ку-ку! Вот он наш малыш! Игра повторяется несколько раз. Игры на адаптацию в подгруппе: 1. «Здравствуй, кукла Катя!» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей выполнять движения в соответствии со словами и по показу взрослого. Это кукла Катя! Помашем ей ладошкой! Катя в гости к нам пришла, «Здравствуй, Катя! Как дела?» С помощью куклы педагог увлекает детей в разнообразные игры. 2. «Мишка в гости к нам пришёл!» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей следить за своими действиями и воспроизводить их. Мишка в гости к нам пришёл! Топ-топ, топ-топ! И ладошками стучит: Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! 3. «Птичка прилетела!» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать координацию движений. Птичка прилетела к нам! Здравствуй, птичка-невеличка! Полетим и мы с тобой! Крылышками машем, Далеко летим, Полетаем, полетаем, В садик прилетим! 4. «Игрушки» Цели: создавать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать эмоциональное общение ребенка со взрослым, умение налаживать контакт. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Это же игрушки! Давайте посмотрим, какие они красивые! Выберите себе по игрушке, погладьте её… А теперь, давайте вместе поиграем, но сначала пусть наши игрушки подружатся! Поможем им сказать: «Привет!». 5. «Что нам зайчик принес?» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, побуждать детей к эмоциональному отклику и инициативной речи. Ребята, посмотрите, кто же к нам пришёл? Зайчик! А что он нам принёс в корзинке? Давайте посмотрим вместе! Яблочко, грушу, банан, апельсин, виноград! Берите угощение от зайчика, и пойдёмте ему приготовим покушать! Используя индивидуальные и подгрупповые игры для ускорения адаптационного периода, мы помогаем детям наименее безболезненно осуществить переход на новую ступень развития, преодолеть стресс в период адаптации к детскому саду, снять эмоциональное напряжение, развить навыки взаимодействия детей с педагогом и другими детьми, развить умение вступать в общение при помощи игровых действий.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей от 1 до 3 лет Дидактические игры для детей раннего возраста своими руками Опыт взаимодействия педагога и родителей в решении задач образования. Группа раннего возраста Игровое занятие по гендерному воспитанию для детей группы раннего возраста
Похожие статьи:
Сюжетно-ролевая игра в раннем дошкольном возрасте
Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»
Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека
Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Накормим куклу обедом»
Игры на развитие внимания у детей раннего возраста