Дистанционное образование
Планирование работы по ЗКР в старшей группе (дети 5-6лет)
- Основные направления работы:
- Формирование чистого и правильного произношения всех звуков родной речи
- Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
- Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
- Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса,
- словесное ударение, выработка дикции)
- Развитие мелкой моторики
- Работа над морфологическим рисунком слова
- Рекомендации по планированию работы по ЗКР:
- Как элемент речевого развития в образовательных областях, проводится не реже 2х раз в неделю
- В календарном плане работа по развитию ЗКР (дыхания, слухового внимания, интонации) учитывается ежедневно
- Развитие мелкой моторики также осуществляется ежедневно
- В планировании должна быть отражена индивидуальная работа, рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми в зависимости от уровня сформированности у них речевых навыков
Дидактические игры и упражнения:
- Игры для дифференциации звуков — 7г, с.60…, логопедическое лото, домино, «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию),
- «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Рыбалка» (7г, с. 28),
- «Логический поезд», «Чей домик?» (7д,с.47),
- «Кто быстрее соберёт вещи?» (7д, с. 49),
- «Собери букет» (7д, с.52),
- «Найди пару» (7д, с.53), «Магазин» (7д, с.50),
- «Поезд» (7д, с. 61),
- «Найди место картинке» (7г, с.29),
- «Художники» (7в, с.99), «Чей рассказ лучше?» (7в, с.99),
- «Я знаю 5 названий… »,
- «Назови продукты» (76, с. 141),
- «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз — 7е с,59),
- «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком),
- «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми дифференцируемыми звуками) (7е, с.30),
- «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов — все части речи — с заданным звуком), «Выдели из фраз нужные слова» (7в, с. 47),
- «Кто больше услышим?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок. Игры на дифференциацию звуков – 7г,с.60…
- Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих речевых навыков:
- Развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки…), схем, звуковых линеек,… Вести работу по различению и воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.
Дидактические игры на развитие слухового внимания:
- «Повтори за мной» («Попугай», «Магнитофон»),
- «Продавец и покупатель»(7г,с. 16),
- «Телефон»(7 л, с.89,94),
- «Кто что услышал?» (7г, с.15,16),
- «Кто позвал?» (7г, с.22),
- «Где звучит?» (7г,с 15),
- «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом — 7г,с. 18),
- «Чей голос?» (птицы и животные — 7г, с.21),
- «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89),
- «Эхо» (7 л, с. 89),
- «Переполох», «Ветер и птицы», «Солнце и дождик» (7г, с. 19,20),
- «Улитка» (7г, с.22),
- «Лягушка» (7г, с.22), стихи, небылицы…
Дидактические игры на развитие фонематического слуха:
- «Птички — синички», «Загадки слов» («Телевизор», «Как их зовут?» — 7д, с.59,60),«Прятки слов», «Цепочки слов» (7д, с.44), «Следы слова», ребусы, «Новогодние флажки» (7е, с. 15)), «Эстафета слов»(7е), «С какого звука начинается твоё имя?», «Собери пирамидку» (7е, с. 14), «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151), «Какой звук пропал в слове?» (76, с. 150), «Волшебный коврик», «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант),… +д/и из пункта №3
- Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие:
- картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики (7ж, 7з,7г)
- сказки о « Весёлом язычке»
- Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков (7л, 7з)
- Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
Дидактические игры для выработки длительного выдоха:
- «Футболисты»,
- «Чья снежинка,… дальше полетит?» (7г, с.40),
- «Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40),
- «Узнай по запаху» (любые ароматы — 7г, с. 40),
- «Король ветров», «
- Бульканье» (дуть в воду через соломинку),
- «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф… – 7 л,с87),
- «Пузырь.» (дифференциация С — Ш — 7г, с.42), «Вьюга» («Гудок» — 7г, с. 51)
Дидактические игры для развития речевого дыхания:
- «Придумай фразу» (7г, е.44),
- «Назови соседей» (7г, с.44),
- «Эхо» (повторить фразу),
- «Волшебное зеркало» (7г, с.45),
- «Определи место игрушки» (7г, с.49),
- «Кто кого?» (7г, с.52)
- Работа над выразительностью речи:(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция…):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов.
Игры-драматизации, хороводные игры. «Произнеси фразу с … настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Секрет», «Испорченный телефон», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга» (7г, с.51)
- Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь:
- картотеку пальчиковых игр, речь с движением
- различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких бусин,.
- пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки
- пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек», …
Дидактические игры на развитие мелкой моторики:
- «Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь),
- «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74),
- «Прищепки» (7и, с.67),
- «Составь цепочку (скрепки)»,
- «Пальчиковый театр»,
- «Теневой театр»,
- «Фанты»,
- «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75),
- «Вышивалыцицы» (7и, с.70), «Найди сюрприз» (7и, с.66),
- «Пёстрый коврик»
- Организация уголка ЗКР:
- Для уголка необходимо выделить определённое место, где должны быть собраны:
- систематизированные речевой и наглядный материал
- картотеки игр и упр. на развитие мелкой моторики
- картотеки игр и упр. на развитие дыхания
- картотеки артикуляционных упражнений
- картотеки игр и упр. на развитие дыхания
- картотеки игр и упр. на развитие слухового и речевого внимания
- картотека речевого материала для работы с изучаемыми звуками
- Материал на развитие мелкой моторики должен быть доступен детям (кроме очень мелких деталей)
- Уголок пополняется ежемесячно:
- речевой и наглядный материал согласно планировать
- материал на развитие общих речевых навыков и мелкой моторики согласно данным рекомендациям на усмотрение воспитателя
- любая д/и для работы со звуками и для развития общих речевых навыков
- Рекомендуемая литература:
- а. Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»
- б. Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»
- в. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»
- г. Ред. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»
- д. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
- е. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»
- ж. «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»
- з. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика»
- и. Галанов А.С.«Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»
- к. Бородич А.М. «Методика развития речи детей»
- л. Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»
- м. Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду»
- н. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»
Учитель-логопед
МикушинаЕ.С, высшая квалификационная категория
Методическая копилка |