Навыки, необходимые для рисования животных в средней группе
Перед началом подготовки занятия по рисованию нужно учесть навыки, которые согласно ФГОС отрабатываются детьми 4–5 лет в этом виде творчества:
- точность мазков кисти при закрашивании, в частности малыши учатся делать тонкие мазки кончиком кисточки для прорисовки мордочки, лапок, хвоста — и интенсивные с прикладыванием всего ворса для заполнения цветом туловища зверя;
Дети средней группы отрабатывают навык равномерного закрашивания элементов композиции
- единообразные направления штриховки — слева направо, снизу вверх — с регуляцией размаха штриха в зависимости от площади закрашиваемой поверхности;
- варьирование размеров штрихов при помощи изменения положения карандаша или кисточки, так, если наклон сделать ближе к бумаге, то получатся более широкие линии, а вот почти вертикальная постановка карандаша поможет сделать мелкие элементы.
Техники рисования в средней группе
В 4–5 лет дети практикуются как в традиционных техниках рисования, так и в нетрадиционных.
Традиционные техники рисования
Что касается классических техник, то в средней группе они представлены:
- рисованием простым карандашом — чаще всего для обозначения контуров изображения;
- рисованием цветными карандашами — дети раскрашивают элементы композиции, стараясь действовать точно в границах контуров, при этом направление штрихов в изображении отдельных деталей не меняется;
- рисованием восковыми мелками для получения насыщенной цветовой гаммы картинки;
- рисованием фломастерами — для практики раскрашивания, не выходя за границы контура;
- рисованием гуашью — не только для раскрашивания карандашных шаблонов, но и для рисования красками контуров изображения животных;
- рисованием акварелью — в частности, дети практикуют многослойные изображения, то есть рисуют элемент, дают ему просохнуть, а затем детализируют его другим цветом (например, раскрашивают туловище белочки оранжевым, а затем прорисовывают брюшко жёлтым).
Фотогалерея: примеры готовых работ в традиционных техниках
В рисунке белки дети детализируют мордочку без предварительного нанесения контуров
Рисунок козлят делается без карандашного контура, границы изображения дети показывают линиями, сделанными тонкой кисточкой В средней группе рисунки животных в различных позах делаются с натуры
Для изображения фактуры шерсти кошки дети делают набросок мелкими зигзагообразными линиями
Фломастерами могут создаваться рисунки в нетрадиционных техниках, в классических же они используются нечасто, так как не дают возможность отработать с детьми силу нажима, как при работе с карандашами
Нетрадиционные техники рисования в средней группе
В средней группе для изображения диких и домашних животных в нетрадиционных техниках практикуются рисунки:
- ладошками, к примеру, при знакомстве с темой «Экзотические звери» дети рисуют жирафа;
- тычком полусухой кисти для изображения шерсти животных;
- вилкой для детализации иголок или передачи жёсткой фактуры шкуры животного;
- отпечатком скомканным кусочком бумаги, например, чтобы показать объём шерстяного покрова медвежонка.
Фотогалерея: примеры рисунков в нетрадиционных техниках
Фактуру иголок ежа можно показать отпечатком вилки
Чем жёстче и тоньше кисточка, тем более пушистым получится котёнок
Отпечатком ладошки дети делают туловище, ноги и хвост жирафа, а голову дорисовывают кисточкой
Мордочка медведя детализируется уже после того, как тычком кисточки прорисовано тело
В средней группе повторение освоенной в прошлом году техники рисования тычком ватной палочкой проводится на закрашивании шаблона козлика
Формы организации рисования на анималистическую тему в средней группе
В перспективном планировании по изобразительной деятельности для средней группы анималистическая тема представлена в тесной связке с лепкой. Так, во втором семестре дети лепят козлёнка, а затем рисуют его. Такой же порядок работы и с темой «Бездомный заяц».
Кроме того, планом работы предусмотрено рисование на темы:
- «Медведь» — можно в виде рисунка персонажа любимого мультфильма «Маша и медведь»;
- «Медвежонок» — рисование с натуры (в качестве модели — игрушка);
- «Три медведя» — создание иллюстраций к сказке;
- «Ёжик» — по мотивам сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;
- «Белка», «Лиса» — рисование по замыслу (дети вспоминают характерные черты внешности животного и изображают его по памяти);
- «Белочка с грибочком» — сюжетная композиция;
- «Весёлый щенок» — по мотивам стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»;
- «Собака в будке» — сюжетный рисунок;
- «Лисичка-сестричка и Серый Волк» — по мотивам русской сказки;
- «Три поросёнка» — иллюстрация к сказке;
- «Волк» — рисование персонажей сказки про Красную Шапочку;
- «Жираф», «Дикобраз» — закрепление материала по ознакомлению с окружающей средой на тему «Экзотические животные».
Кроме индивидуальной работы, педагог может организовать коллективное рисование. Дети делятся на группы по 4–5 человек, каждый получает задание изобразить одного зверя, например, корову для композиции «Ферма» или «Лето в деревне» на вырезанном взрослым силуэте животного. После объяснения воспитателем алгоритма работы дети раскрашивают шаблон и приклеивают его на подложку формата А3. Педагог контролирует правильность расположения элементов. Ребята, хорошо владеющие навыками рисования, дорисовывают элементы окружающей обстановки: забор, лужайку, домики и пр. Как вариант, малыши могут рисовать животных в виде иллюстрации. Например, к сказке «Зимовье».
Фотогалерея: примеры коллективных работ
Коллективные композиции могут создаваться в нетрадиционных техниках, например, рисование слонов и жирафов ладошками
Вариантом оформления коллективной композиции с белыми медведями может быть обведение контуров и раскрашивание шаблонов манкой
Вариантом коллективного рисования может быть шаблон композиции с экзотическими животными, который дети раскрашивают
Материалы для рисования в средней группе
Определяющую роль в подготовке занятия по рисованию играют материалы, с которыми детям предстоит работать.
На чём рисовать
Как и в предыдущем году, оптимальной основой для рисунка является лист бумаги формата А4. Для рисования красками лучше брать акварельные листы: они более плотные, поэтому даже если ребёнок сильно увлажит кисть, изображение не «поплывёт». Для изображения животного размером на весь лист можно использовать тонкий картон.
В отличие от второй младшей группы даже для небольших карандашных картинок не стоит использовать формат листа меньше: во-первых, дети практикуются в гармоничном расположении композиции на основе, а во-вторых, мышцы малышей уже достаточно развиты, чтобы не утомиться при выполнении однообразных движений карандашом для прорисовки крупных элементов.
Если рисунок предполагает индивидуальную работу, то лист не должен быть больше формата А4, иначе ребёнку будет неудобно работать
Чем рисовать
Чтобы изображения животных были более выразительными, дети используют гуашь. В средней группе ребята пробуют сами (!) смешивать цвета для получения оттенков, например, красный и жёлтый, чтобы получить оранжевый нужной интенсивности для изображения белки или лисы. Количество базовых цветов для рисования одной композиции расширяется до 6.
Гуашь по-прежнему остаётся самым любимым материалом для изобразительного творчества
Кисточки используются беличьи №№10–14, в том числе и с черенками средней длины для выполнения тонких мазков, чтобы показать фактуру шерсти животного.
В средней группе дети переходят на рисование карандашами стандартной толщины. Количество цветов увеличивается до 12. В 4–5 лет дети комбинируют в рисунках карандаши и восковые мелки.
Какими материалами дополнить рисунок на тему изображения животных
Анималистическая тематика открывает широкие возможности для включения в композицию элементов других видов изодеятельности. К примеру, изображая коровок на лугу, дети делают аппликацию травки: полоску зелёной бумаги складывают в несколько раз, делают надрезы, разворачивают и приклеивают, оставляя «бахрому» свободной — композиция приобретает объём.
Аппликативные мотивы могут использоваться для украшения рисунков: бантик из бумаги для кошки, яблочки для ёжика и пр.
Кроме аппликации, в рисунках на тему животных можно использовать пластилинографию. Например, сделать солнце из скрученного жгутиком пластилина, а также дополнить изображение зверя пластилиновыми глазками, носиком. Оригинально смотрятся рисунки, в которых детали из пластичного материала чередуются с рисованными. К примеру, часть иголок ёжика прорисовывается карандашами или восковыми мелками, а часть делается тонкими пластилиновыми жгутиками.
Обычно для комбинации рисунка и пластилинографии используются шаблоны с изображением животного, которые дети раскрашивают, а затем дополняют пластилиновыми деталями
Технологические карты выполнения рисунков
Для изображения животных очень важно чётко сформулировать для детей порядок выполнения контуров рисунка.
Таблица: описание порядка работы на анималистические темы для средней группы
Тема | Порядок работы |
«Зайчик» |
|
«Ёжик» |
|
«Медвежонок» |
|
«Жираф» |
|
«Белка» |
|
«Волк» |
|
«Козлёнок» |
|
Фотогалерея: схемы рисования животных
Рисунок козлёнка можно дополнить аппликативными элементами: солнышком из пластилина, травкой из цветной бумаги
В прорисовке иголок ёжика важно обратить внимание малышей на однонаправленность «слоёв» иголок
В рисунке белочки дети дорисовывают некоторые элементы по памяти, например, форму ушек, когти
Для сочности оттенков окраса жирафа можно взять восковые мелки подходящих тонов Для раскрашивания белого медвежонка можно взять манку, а бурого — гречку
Рисунок зайца основывается на трёх геометрических фигурах: двух овалах и круге
Чтобы научиться передавать изящность изгибов тела волка, детям нужно несколько раз повторить контуры уже готового рисунка, то есть обвести карандашом трафарет
Видео: мастер-класс по рисованию кошки
Видео: мастер-класс по рисованию ёжика
Как мотивировать воспитанников средней группы на работу
Для среднего дошкольного возраста рисование — деятельность довольно сложная, требующая сосредоточения, концентрации внимания — на неё нужно настраиваться. Поэтому задача педагога подобрать оптимальный вариант мотивации ребят, который подходил бы по теме и был доступен, интересен детям.
Приём мотивации | Суть | Примеры |
Картинки, видеоролики | Используются на занятиях по рисованию с натуры — дети видят, как выглядит животное, имеют возможность рассмотреть его с разных ракурсов. | |
Сказки | Дети слушают сказку или вспоминают уже знакомый сюжет, рассматривают картинки, а затем по их мотивам рисуют свои иллюстрации. |
|
Мультфильмы | Создание рисунка может опираться на сюжеты анимационных картин. | Для изображения белого мишки дети пересматривают отрывки из мультфильма «Умка» |
Сюрпризный момент | В гости в группу приходит персонаж, который презентует задание. |
|
Стихотворения | Рифмованные строки привлекают внимание ребят, сосредотачивают их на одном виде деятельности. |
|
Загадки |
| |
Музыка | Способствует созданию подходящей атмосферы. | Поль Мориа «В мире животных», К. Сен-Санс «Карнавал животных» и др. |
Физкультминутка | Используется для смены деятельности, проводится в середине занятия, обычно перед рисованием. |
|
Одним из приёмов мотивации является обязательное наличие картинок с изображением животных