Методики дошкольного образования. ТОП-5 альтернатив классическому подходу

Для дошкольного развития и воспитания ребенка сегодня есть огромное количество различных методик и систем развития, в том числе и нестандартных. С каждым годом — всё больше. Неудивительно, что это вызывает неоднозначную реакцию в среде профессионалов: есть ФГОС, есть программы, какие еще “буквограммы” и “духовный подход к развитию свободной личности ребенка”? Однозначно есть предмет для спора. Наш эксперт Марина Болотова — научный руководитель дошкольных образовательных организаций — в силу работы внимательно изучила множество популярных и оригинальных современных методик. Это статья — ответы специалиста по поводу ТОП-5 альтернатив классическому подходу. Чтобы за эмоциями не пропустить важное.

Все методики, о которых мы говорим в этой статье, ориентированы на средовой подход: ребенок находится в специально организованной среде как максимально удовлетворяющей потребности ребенка.

Монтессори-педагогика

Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Изначально она задумывала подход для работы с «особыми» детьми, но затем перенесла его на всех остальных. Главная идея подхода — в каждом ребенке присутствует мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды и не мешать ребенку.

По каким принципам работает?

  • Создается специальная среда, поделенная на пять зон. Практическая для формирования бытовых навыков, сенсорная с игрушками разных форм, размеров, цветов, математическая для развития навыков счета и знакомства с геометрическими фигурами и символами, языковая зона для изучения букв и слогов, космическая зона для знакомства с окружающим миром и загадками природы.
  • Занятия проходят в разновозрастной группе. Старшие дети взаимодействуют с младшими: они транслируют умения младшим и не только учат их, но и еще лучше развивают свои умения.
  • Педагоги ничего не навязывают и не запрещают ребенку — он сам делает выбор играть в куклы, рисовать или прыгать-бегать. Педагог только презентует материал, максимально раскрывает его.

Каких целей достигает ребенок?

  • Учится самостоятельности. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и своих силах.
  • Учится уважать других. Дети работают и играют тихо, чтобы уважать время и пространство других. Выпустить пар можно в особой «двигательной» зоне. Также дети убирают за собой игрушки и соблюдают принцип «кто взял первым, тот и играет».
  • Учится математике, узнает природу и культуру. Этому помогает работа в разных зонах.
  • Педагог должен уважать детей и их выбор: давать им возможность играть и выбирать темп занятий.
  • Педагог должен уметь создавать среду. Многие игрушки делаются своими руками из природных материалов.
  • Педагог должен уметь увлекать детей. Именно он презентует материалы для игры и занятий, он служит образцом в групповых творческих занятиях.

Мастер -класс «Применение инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»


ГККП Детский сад «Журавушка» акимата города Курчатова»

«Применение инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Выступление на городских педагогических чтениях

Мастер — класс

Применение инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста посредством развития логического мышления

2020 год

Цель инновационных технологий:

создание комплексного подхода в развитии интеллекта ребенка через внедрение системы современных развивающих игровых технологий.
Задачи:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. 2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. 3. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала. 4 Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений. 5 Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Ожидаемые результаты:

Создание и применение воспитательной системы игр «Ребенок и игра» в учебно-воспитательном процессе поможет: — не только сформировать у детей знания, умения и навыки, но, прежде всего, способствовать интеллектуально-творческому развитию детей дошкольного возраста, -будет способствовать формированию и развитию творческого потенциала личности педагога и его компетентностей, — повысит уровень родительской компетенции через ознакомление с интересными вариантами и новинками в области развивающих игр.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». В.А. Сухомлинский Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми. Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие интеллекта: «Развивающая игра –головоломка «Танграм», Игра «Коломбово яйцо», Дидактическая игра «Геометрическая мозаика», Игра «Сложи квадрат», Выложи картинку из фигур, Дидактическая игра «Цветные фигуры-вкладыши»

Технологии:

Работая, с детьми дошкольного возраста я использую технологии которые являются средствами интеллектуального развития. Используемые технологии ориентированы на развитие умственных способностей, воображения и символической функции сознания детей дошкольного возраста, что создает условия для опережающего развития способностей детей. Особенность технологий заключается в том, что я предоставляю максимальную степень свободы ребенку, организуя оснащенно — развивающей играми пространство, привлекая внимание детей к играм собственным примером, и в процессе игры взрослый выступает в роли консультанта, создавая ситуацию непринужденного общения по поводу заданий, проблемных ситуаций, предлагаемых в игре. Технологии соответствуют принципу «развивающего обучения», а её внедрение позволит выстроить процесс обучения по основам математике на адекватных возрасту дошкольников в видах деятельности — игровой, логической, познавательно – исследовательской, и позволит обеспечить преемственность со школой в части содержания, форм и методов реализации.

А сейчас я хотела бы вам продемонстрировать несколько из данных технологий форм и методов работы используемые в моей педагогической деятельности.

Развивающая игра-головоломка «Танграм»

Игра состоит из нескольких уровней: части танграм нужно наложить на саму схему; ребенку дается схема и он по образцу складывает фигуру на столе; малышу дается контур изображения, а малыш должен выложить части танграма по контуру; ребенок самостоятельно придумывает образы и складывает их из частей танграм.

Игра «Колумбово яйцо»

Танграм «Колумбово яйцо»— головоломка, состоящая из десяти плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры.

Суть игры

Конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее.

Как и классический танграм, эта игра предлагает составить многочисленные фигуры из десяти частей. Но, в отличие от обычного танграма, в ней есть изогнутые элементы, что позволяет сделать составляемые фигуры округлыми.

Цель игры:

Игра помогает развивать у детей наблюдательность, образное и логическое мышление, пространственные представления, воображение, сообразительность и смекалку.

У детей формируется усидчивость и привычка к умственному труду, стимулируется проявление творчества.

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Это очень замечательная игра, которая поможет подготовить детей к школе. Ведь она научит ребенка ориентироваться среди геометрических форм, а так же воспитает усидчивость, разбудит тягу к знаниям и стимулирует познавательную активность.

Цель:

— Развивать наглядно-образное мышления, творческие способности, память, внимание.

— Формировать сенсорные эталоны цвета, величины и формы, восприятия.

— Развивать мелкую моторику.

Материал:

Разноцветные геометрические фигуры разных размеров и цветов. Карточки с рисунками из геометрических фигур.

Дидактические игры со счетными палочками

Цель : развитие логического мышления. Задачи : — уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом
счете
, сравнении фигур по величине, выкладывании из
счетных палочек
силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов; — развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику; — воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Игра «Сложи квадрат»

Цель: -учить складывать квадраты, опираясь на различные цвета и формы; -формировать у малыша уверенность в себе, осознание того, что он может сделать, что-то сам, и радость творчества

Выложи картинку из фигур

Цель: формирование представлений детей о геометрических фигурах

Задачи: Образовательные: создать условия для сравнения детьми геометрических
фигур по форме
, по цвету, их обозначения словом;
Развивающие
:
развивать
мыслительные процессы: анализ, сравнение и обобщение.
Развивать
пространственные представления
детей
.
Развивать зрительное
, слуховое восприятие, тактильное восприятие.

Дидактическая игра

: «
Цветные фигуры — вкладыши
»

Цель: Развитие у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений.

Задачи: — Формировать знание детей о геометрических фигурах

и уметь называть их (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник).

— Научить детей зрительно различать форму геометрических фигур

и подбирать вкладыши к рамкам.

Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую.

Таким образом, развивающие игры помогают воспитать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, расширять круг интереса. Развить психические процессы и речь у детей .

Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение решать познавательные и интеллектуальные задачи, что способствует к успешной подготовке детей к школе.

Развитие логического мышления — это очень важный и необходимый процесс для детей !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Реджио-педагогика

Итальянская технология, в основе которой идеи Выготского и Марии Монтессори. Автор технологии — Лорис Малагуцци. Малагуцци считал, что ребенок обладает как минимум 100 языками, но 99 из них украли. Многое в жизни ребенка происходит по указке взрослых, даже праздники. Основной постулат — среда должна отвечать потребностям и возможностям ребенка.

По каким принципам работает?

  • Отдельная программа подразумевает пространство для ребенка. Он может даже уединиться и заниматься только тем, чем хочет.
  • Родитель полностью погружен в работу детского сада. Он иногда ходит с ребенком в детский сад, помогает, становится партнером.
  • Отсутствует оценка и контроль — нет итоговых тестирований. Реджио-педагог использует наблюдение, фиксирует результаты работы ребенка, но не дает оценки.

Каких целей достигает ребенок?

  • Учится партнерству. Детей учат работать в группах, чтобы они учились договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они «не одни».
  • Изучает культуру. Занятия не ограничиваются средой детского сада: детей водят на экскурсии, помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.
  • Учится свободному выбору. Ребенок сам выбирает темп занятий, материалы, с которыми будет играть.

Каким должен быть педагог?

Педагог должен соблюдать шесть правил:

  1. Уважать ребенка и смотреть ему в глаза.
  2. Объяснить правила и задать вопрос. Только так, а не наоборот.
  3. Не «неправильно», а «по-другому».
  4. Предлагать выбор и не торопить.
  5. Учиться в любой ситуации.
  6. Фантазировать важнее, чем читать.

Игры Воскобовича

Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.

По каким принципам работает?

  • В основу заложены три принципа: интерес, познание и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности.
  • Игры разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Каждая может использоваться ребятами от 2 до 7 лет, для ребят младше задания проще.
  • Для игр разработана развивающая среда «Фиолетовый лес» с несколькими зонами, в которых ребенок реализует определенные потребности.

Каких целей достигает ребенок?

Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.

Каким должен быть педагог?

  • Педагог должен разбираться в материале: знать игры, уметь строить сюжет.
  • Педагог должен вовлекать ребят в игру, некоторое время нужно тратить на знакомство с её правилами.
  • Педагог не оценивает выполнение заданий. Для каждого возраста есть свой уровень, если не справляешься, можешь перейти на более легкий.

Технология Дьюи

Джон Дьюи разработал практико ориентированный подход. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и трудовой деятельностями, что дает ему необходимый жизненный опыт.

По каким принципам работает?

  • Все, что происходит с ребенком, должно быть практико ориентировано. Не надо перегружать мозг лишними знаниями, нужно научить работать своими руками, применять приобретенные знания и умения в других ситуациях.
  • Обучение должно быть направлено на приобретение опыта, который может только накапливаться самим ребенком. Мышление — это только инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в итоге хочет научиться нужным навыкам и испытать их.
  • Кроме трудовых навыков важны география и история. География помогает узнать окружающий мир, история — мир и культуру людей.

Каких целей достигает ребенок?

  • Получает жизненный опыт. Ребенок учится решать проблемы и нарабатывает умения.
  • Разбирается в географии и истории. Это помогает познавать окружающий мир и людей с их отношениями.
  • Учится предприимчивости. Этому способствуют проекты, которые запускает с ребятами педагог.

Каким должен быть педагог?

  • Должен обладать сильными инструментальными навыками, например, работать руками. Без этого он не научит нужным навыкам детей.
  • Не сравнивает детей с другом — в технологии запрещены соревнования. Ребенка сравнивают только с самим собой.
  • Учит детей проектной деятельности. Именно проекты помогают детям получать опыт и осваивать навыки, а также сотрудничать с другими и развивать собственную предприимчивость.

Сочетание программ и технологий

В образовании дошкольников самые большие результаты показывает комплексное использование и интегрирование в разных вариантах всех современных технологий и программ. Опытные преподаватели и воспитатели знают эту особенность, поэтому стараются максимально сочетать их в своей преподавательской деятельности.

Разные подходы совмещаются в одном типе заданий, что позволяет не только быстрее обрести знания и закрепит навыки, но и удерживать внимание воспитанника на протяжении необходимого времени, что обычно создаёт проблему в занятиях с дошкольниками.

Это направление считается самым перспективным во всём мире, поскольку неоднократно подтвердило свою эффективность практическими опытами. К тому же, при данном подходе риск «выпадения» отдельных воспитанников с индивидуальными требованиями из общего образовательного процесса сводится к минимуму.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]