Цели:
познакомить с историей русской матрешки;
закрепить знания детей о приемах работы с различными материалами в технике коллаж;
развивать кругозор, мелкую моторику рук, эстетический вкус и фантазию;
воспитывать усидчивость и аккуратность;
реализовать связь урока трудового обучения с уроком декоративной работы: роспись узора «игрушки-матрешки».
Оборудование: набор матрешек, картинки с русскими игрушками, картон, цветная бумага, лоскуты ткани, ножницы, тесьма, клей, пуговицы, карандаши, фломастеры, клеенка.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
1. Приветствие, организационный момент.
2. Повторение правил техники безопасности.
– Когда человек работает, он часто использует различные инструменты, помощников в своей работе. Давайте вспомним их и проверим, все ли готово к работе. Я Вам расскажу одно стихотворение, а Вы проверите своё рабочее место:
Чтоб начать работу нам Все разложим по местам. Ножницы, бумага, клей Аккуратней, не разлей! Фломастеры и карандаши Пока в сторонку отложи! Картон, шаблоны, лоскутки Банты, шнурки и завитки Все на клеёнку разложи! А что забыла, подскажи!
– Есть ли у Вас на столе опасные предметы?
– Как надо с ними обращаться?
II. Работа по теме
1. Сообщение учителя
– Мир игрушек удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказки и реальность. В игрушках по своему отражались быт, привычки, настроение людей. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свою жизнь. Говорить обо всех игрушках мы сегодня не будем. Наш разговор пойдет о народных игрушках. Посмотрите на них, вот они (выставка на доске). Что это за игрушки? Может мне кто-нибудь поможет и назовет их? Различные игрушки изготовляют из различного материала: глины, дерева. Они пользуются большим спросом и служат для украшения народного быта. Попробуйте отгадать загадку об одной такой игрушке:
«Ростом разные подружки. И похожи друг на дружку Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка». (Матрешка)
– Правильно, наш урок сегодня будет посвящен Матрешке – символу дружбы и любви, пожелания счастья и благополучия. А хотите узнать, как родилась матрешка? Однажды в руки Подмосковных художников попала японская деревянная игрушка – японец, а в нем мал-мала-меньше – вся его семья. Вот тогда и решили попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить (вырезать) из дерева такую же свою национальную игрушка – русскую матрешку. Деревянную матрешку расписали художники. Одели ей красивый сарафан с передником (фактурком), вышитую кофточку и повязали на голове косыночку. Та и родилась матрешка – россияночка, а (показ) в ней мал мала меньше девочки и мальчики, а последним был спеленатый малыш. Первая матрешка в руках держала петушка (показ). Матрешка сразу понравилась и взрослым и детям. Она стала желанной гостьей в каждом доме и русским сувениров за рубежом. Много стихов и песен посвятили этой игрушке, давайте послушаем одну из них. Если Вы хотите узнать больше, то можете обратиться за помощью в библиотеку и взять дополнительный материал.
2. Чтение стихотворений (дети)
Кто матрешку создал, я не знаю. Но известно мне, что сотни лет, Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, сказочном лесу? Создал образ неземной страсти. Истинную русскую красу.
3. Работа с изделием.
– Сегодня на уроке мы попробуем изготовить плоскую матрешку. Для этого нам понадобятся различные материалы: ткань, пуговицы, тесьма кружева. Часто в доме можно найти множество таких не нужных мелких вещей, не спишите их выбрасывать – с их помощью Вы сможете создать удивительные произведения под названием «коллаж» (французское слово) (на доске). Коллаж (аппликация) – это означает наклеивание на основу различных материалов одновременно: кусочки ткани и фотографий, галет и кружев, бус и старых писем. Чтобы Вам было более понятно проведем коллажную разминку. Прежде чем приступать к серьезной работе, попробуем использовать эту технику па простом.
(1. Нарисованный ботинок, но без шнурков: «Какие впечатления?» 2. «Проделываем шилом отверстие, и просовываем шнурок») 3. Коллаж: «Какие впечатления?»).
– Сегодня Вы будете авторами-художниками. Ваше произведение – «Матрешка». Давайте составим план работы:
1. Вырежьте все детали из тонкой бумаги (условный знак на доске)
2. Выкройте детали сарафана из шаблона и ткани.
3. Приклейте детали из ткани на основу – матрешку
4. Декорируйте (украсьте) матрешку тесьмой, лентами, пуговицами и т.д.
5 . Разукрасьте лицо и оставшиеся части фломастерами и карандашами.
III. Практическая работа
IV. Итог урока
Анализ готовых работ. На доске вывешиваются готовые работы. Экспресс-выставка «Хоровод» по кругу.
– Что нового узнали Вы сегодня па уроке? – С каким французским словом вы познакомились? – Что оно означает в переводе на русский язык? – Посмотрите на Хоровод матрешек, какие на Ваш взгляд самые удачные? – Какое настроение вызывают они у Вас? – Давайте поаплодируем всем нам за творческую работу на сегодняшнем уроке. Спасибо за урок.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Матрёшка»
Конспект занятия по аппликации «Матрёшка»
МБДОУ № 62 «Родничок»
Авторы: Казачкова Елизавета Сергеевна — воспитатель,
Дворецкая Елена Аркадьевна — воспитатель
Возраст:
старшая группа
Тема:
«Матрёшка»
Цель занятия:
Содействовать умению создавать образ народной игрушки (матрешки), используя технику аппликация.
Задачи:
1.Научить детей анализировать образец для выделения характерных черт
(Составные части: лицо, кисти рук, сарафан, платочек)
2. Научить детей осознанному подбору частей матрешки в выбранной цветовой гамме.
3. Продолжить обучение планированию работы.
4. Научить фиксировать замысел в оригинальном художественном образе.
5. Продолжить обучать вырезать предмет с помощью трафарета, аккуратно наклеивать элементы аппликации
Оборудование:
бумага, ткань, блестки, ножницы, клей, кисть, карандаш.
Список литературы:
Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. — СПб.: КАРО, 2004. — (Модернизация общего образования).
Гусакова М. А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1982.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 128 с.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Чем же может быть наполнен такой короб?
Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками.
Итак, открое?м короб? Я в?ижу замечате?льную игру?шку. Угада?йте какую?
Мы на ярмар?ке
Принесли в?ам сундучо?к – Позолоченный бочо?к. Сундучок тот не просто?й, И товар в нё?м расписно?й. Вынимаем н?апоказ – И про него ве?дём рассказ.
Алый шёлко?вый платоче?к Яркий сараф?ан в цветоче?к, Упирается ру?ка в дерев?янные бока. А внутри се?креты есть: Может 3, а мо?жет 6. Разрумянилась не?множко (от?веты детей…?Матрёшка)
Презентация и бесе?да.
Сейчас я в?ам ребята р?асскажу про эту з?амечательну?ю игрушку – м?атрешку. Ве?дь наверное у в?ас есть до?ма такая и?грушка?
У кого ест?ь?
Первая русс?кая матрёш?ка была вос?ьмиместной: з?а девочкой с чёр?ным петухо?м следовал м?альчик, пото?м девочка и т?ак далее. Все ф?игурки отл?ичались дру?г от друга. Пос?ледняя, вос?ьмая, изобр?ажала младе?нца.
Изначально, у это?й куклы не б?ыло даже н?азвания. А вот ко?гда токарь её с?делал из дере?ва, художн?ик расписа?л ее ярким?и красками, то и н?азвание по?явилось – М?атрёна. Воз?можно, это с?вязано с те?м , что на р?азных вечер?ах чай под?авала прис?луга с так?им именем. Почему же, все?ми любимую русс?кую куклу-?игрушку наз?вали «матрё?шкой»? Мно?гие полага?ют, что это н?азвание про?исходит от же?нского име?ни Матрёна, оче?нь популяр?ного в то вре?мя в Росси?и. Имя Матрё?на в перево?де с латинс?кого означ?ает «знатн?ая женщина». Г?лядя на матре?шку, дейст?вительно воз?никает обр?аз дородно?й знатной и?грушки.
Идеи по оформлению
Украшаем матрешку в соответствии с любыми предпочтениями и желаниями. В качестве основы может выступать картон или плотная цветная бумага, а вот для декорирования легко использовать фурнитуру, рис, бобы, бисер, пластилин.
Могут использоваться и другие принципы декора. Естественно можно использовать и цветную бумагу для работы над украшением.
Изготовить матрешку своими руками достаточно просто – достаточно определится с умениями и способностями ребенка, а потом выбрать подходящий алгоритм работы. При этом можно создать объемные и плоские фигурки разноплановых форм и расцветок. В процессе работы над поделкой такого плана стоит использовать яркую цветную бумагу, так как изделие должно иметь в наличии декора народные мотивы.