КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ. «Воздух-невидимка».
Транскрипт
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 12 «ОРЛЕНОК». КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию в средней группе на тему: «Воздух-невидимка». Выполнила: воспитатель группы 8 «Муравьишки» Шомникова Ю.О. г.лобня, 2015
2 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Задачи: 1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого. 2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. 3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху. Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха. Форма проведения: подгрупповая. Ход: 1. Орг. игра с воздухом «Парашют» Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края. Дружно мы все встали в круг, Будем делать парашют. Друг за другом мы идем, Парашют в руках несем. Руки вверх все поднимаем, Парашют наш надуваем. Вот какой наш парашют Легким воздухом надут. Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух) — Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю. — Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают шапки) — А как вы думаете, где ещё находится воздух? Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас). Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый). Воспитатель: Как можно проверить, есть ли он в нашей группе? (предположения)
3 Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками). — Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку) — Что в них находится? (воздух) — Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.) — А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер это движение воздуха. — Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать). — Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок символов. — Воздух прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно») (на доску выставляется карточка — символ) — А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории. Опыт «Что в стакане?» — Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан) — Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) — Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. (нужно держать ровно). — Попадает ли вода в стакан? (нет) — Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан) Дети: Сухой! — Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду). — А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода). — Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух). — Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. («пустой стакан») — Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей) Опыт «Воздух в человеке» (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки) — Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки) — Почему появились пузырьки? (выходит воздух) — Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а
4 потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха. — Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека») — А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо (взмахи руками) Закачалось деревцо (качаемся) Ветерок все тише, тише, (приседаем) Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки). «Имеет ли воздух запах?» — Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей) — Как мы это можем проверить? (понюхать воздух) — Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух не имеет запаха. («нос») Предложить встать в круг и отвернуться, распылить. — Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду) — Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д). — А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов) — Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру). Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться). — Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево») — Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. — Сможет ли человек жить без воздуха? Опыт «Не дышу» — Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза) — Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться) — Чего вам не хватало? (воздуха) — Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет) Д/и «Кому нужен воздух» Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?
5 (Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух). — Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому». — В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину. — Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки). — Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух). — Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его. Обобщение знаний о воздухе по карточкам символам: — На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе. Итог НОД: — Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки. — Что это? (надувает пузырь) — Что внутри них? (воздух) — Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок, не замерзнуть ли пузырьки на улице. — Сейчас можно и поиграть с пузырьками: Если дунуть посильней, Будет много пузырей! Раз, два, три, четыре, пять, Ни за что их не поймать.
Конспект НОД в средней группе «Опыты с воздухом»
Елена Савченко
Конспект НОД в средней группе «Опыты с воздухом»
Цель: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Задачи:
1. Образовательные:
— подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;
— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
— способствовать формированию у детей познавательного интереса;
— обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
— формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
2. Развивающие:
— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
— развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные:
— воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
— воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
— воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, информационно-коммуникационные, игровые.
Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, коктейльные палочки, мыльные пузыри – по количеству детей; игрушки резиновые, надувные, плотные и полые; подносы – 2 штуки; кораблики из пенопласта с бумажными парусами; тазики с водой; веера (по количеству детей); таблички с названием опытов.
Предварительная работа:
— наблюдение за ветром;
— проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;
— эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
— изготовление корабликов с парусами, вееров.
Словарная работа: юные экологи, лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
ПЛАН:
Воспитатель.
Ребята, я загадаю вам загадку, внимательно послушайте и отгадайте ее.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети.
Воздух!
Воспитатель.
Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе. Будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого я вас приглашаю в нашу лабораторию «Юные экспериментаторы».
Дети переходят в лабораторию.
Воспитатель.
Мы собираемся делать опыты с воздухом. А где же он? Ребята, вы не видите воздух вокруг нас?
Дети.
Нет, мы его не видим.
Воспитатель.
Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети.
Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель.
Да, воздух прозрачный, бесцветный и невидимый. Но я знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас. В этом вы сами можете убедиться.
Опыт № 1
Воспитатель.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети.
Он пустой.
Воспитатель.
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как думаете, почему?
Дети.
В нем нет воздуха.
Воспитатель.
Наш вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух? (Предположение детей
.) Правильно, в игрушках, которые плавают в нашем бассейне. Внутри наших игрушек воздух, он легче воды, поэтому игрушки не тонут, а плавают.
На столе лежат игрушки. Вам – юным экспериментаторам – задание: нужно разложить игрушки на два подноса: на один поднос положить игрушки, которые плавают, а на второй – которые не плавают.
Дети поочередно берут игрушки и раскладывают на два подноса.
Воспитатель.
Молодцы, ребята, теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух,- этот предмет может утонуть.
Опыт № 2
Дети переходят к следующему столу.
Воспитатель.
Следующее задание юным экспериментаторам. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в банку. Стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает вода в стакан? (
Нет.
) Почему? (
Предположения детей.
)
Вывод: в стакане есть воздух, и он не пускает туда воду.
Опыт № 3
Воспитатель.
Юные экспериментаторы продолжают свои опыты: снова опустите стакан в банку с водой, но теперь уже держать его надо не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (
Пузырьки воздуха.
) Откуда они взялись?
Вывод: в стакане был воздух. Воздух выходит из стакана, и вода занимает его место.
Воспитатель.
Мы говорили о том, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри человека есть воздух? (
Ответы детей.
) Сейчас мы это проверим.
Опыт № 4
Воспитатель.
Юным экспериментаторам задание: подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. (
Дети выполняют.
) Что происходит? (
Выходят пузырьки
.)
Вывод: внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки.
Воспитатель.
Ребята, какие пузырьки еще можно пускать?
Дети.
Мыльные.
Воспитатель.
Предлагаю юным экспериментаторам пускать мыльные пузыри.
Опыт № 5
Дети пускают мыльные пузыри под музыку.
Воспитатель.
Они такие красивые, разноцветные, легкие! Как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри парят в воздухе.
Вывод: мы выдыхаем воздух. Значит, воздух есть внутри нас.
Воспитатель.
Как в нас попадает воздух?
Все люди дышат через нос. Ребята, покажите, пожалуйста, как дышат ваши носики.
Проводится дыхательная гимнастика.
Опыт № 6
Воспитатель.
Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (
Нет.
) Следующее задание юным экспериментаторам. Перед вами лежат бумажные салфетки. Нужно взять салфетку двумя пальчиками и поднести ко рту. Дышим ровно, спокойно. (
Дети выполняют
.) Вы заметили, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как листочки на деревьях. Мы с вами говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился в нашей лаборатории?
Вывод: вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался, и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт № 7
Воспитатель.
Вот наши кораблики, которые мы делали на прошлом занятии. Вы помните, я обещала, что мы будем пускать их по воде. Возьмите каждый свой кораблик и пускайте в тазик с водой. Медленно дуйте на кораблики. Что получается?
Вывод: кораблики плавают. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Опыт № 8
Воспитатель.
Ребята, сейчас мы дули на кораблики, и воздух их толкал. А если не дуть, как еще можно создать ветер? (
Предложения детей.
)
Задание юным экспериментаторам: попробуйте устроить ветер с помощью веера. Помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок.
) А если нашими веерами помахать над корабликами, что будет?
Вывод: мы машем веером, гоняем воздух, получается ветер, и кораблики плавают.
Итог:
Воспитатель.
Ребята, как вы думаете, воздух пахнет? (
Ответы детей
.) Подойдем поближе к двери и понюхаем. Чем это пахнет? Верно, это наши повара нам готовят обед.
Воздух движется и доносит запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Если мы откроем форточку, к нам поступит поток свежего воздуха. На свежем воздухе и дышится легко. В этом мы с вами убедимся во время прогулки.
Сегодня мы знакомились со свойствами воздуха. Завтра на занятии мы с вами сделаем аппликацию «Путешествие на воздушном шаре».