Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО


Основные черты

По новым федеральным государственным стандартам комплексно–тематическое планирование должно соответствовать определенным требованиям. Для начала прописывается пояснительная записка, в которой указывается особенность плана, его цели, задачи, предполагаемые результаты. Далее разрабатывается сам план на определенный временной отрезок. В таблице указывается не только наименование темы, срок ее реализации, но и основные параметры, которые должны быть усвоены дошкольниками. Кроме того, комплексно–тематическое планирование содержит и комплект методической литературы, который педагог будет использовать для реализации намеченных мероприятий. Отдельное место отводится указанию методов работы с теми малышами, которые из-за болезни пропускают занятия.

Пояснительная записка

Именно от того, насколько развита у ребенка речь, зависит последующее развитие его личности, зависит успешность его последующей социализации. В век компьютерных технологий и инновационных достижений возникают новые варианты общения. Несмотря на стремительный рост науки, все больше детей дошкольного возраста имеют проблемы с речью. Если ситуация не изменится, обществу грозит настоящая языковая катастрофа. Родители все меньше времени проводят со своими детьми, вместо полноценного общения, они приобретают им современные гаджеты. Для того чтобы решить проблему, необходимо развитие речевых навыков у детей. Безусловно, не только педагоги, но и родители, психологи, должны создавать благоприятные условия для гармоничного формирования личности ребенка. Статистика подтверждает прямую связь между сформированными речевыми навыками и успешностью ребенка в школе, семейной жизни, в профессиональной среде.

Особенности программы

Предлагаемое примерное комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе предполагает использование разнообразных дидактических игр, бесед, способствующих развитию общения. Для совершенствования диалогической речи предполагается применение специальной методики, связанной с музыкальным сопровождением. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» имеет практический материал, способствующий развитию речи дошкольников. Игровая методика, используемая в данной программе, дополняется различными видами деятельности.

Планирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС до

Альбина Максимова

Планирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС до

Уважаемые коллеги любимого сайта предлагаю вашему вниманию консультацию, которую провела для педагогов нашего ДОУ и прошу ВАС оценить и высказать те или иные предложения. Мне будут очень интересны любые предложения Спасибо.

Консультация «Планирование образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО. «

«Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом.

Без него ничто в мире не может быть хорошим».

Георг Кристоф Лихтенберг.

Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса через планирование. Итак, что такое план или планирование?

План – это рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

Каждый педагог всегда четко должен знать, что при планировании педагогического процесса каждый должен соблюдать организационные требования: соблюдение требований СанПиН к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее. А также планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день, ведется поочередно воспитателями. Каждый педагог должен сам планировать свою работу. Недельное планирование одного воспитателя (если работают в паре) или другие формы являются нарушением цели планирования.

Помимо педагогических условий существуют определенные требования к оформлению плана. Он должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком, пастой синего, фиолетового или черного цвета. Каждое учреждение выбирает по своему усмотрению, единых требований нет. Красный цвет используют только для выделения замечаний.

Далее, хочу обратить Ваше внимание, на структуру планирования в нашем ДОУ. Оно основано:

1. Положение «О ведении тематического, комплексно – тематического, и календарного планирования образовательного процесса».

2. Рабочие программы ДОУ на год, принятый на педсовете и утвержденный заведующим.

3. Циклограмма деятельности воспитателя (не обязательно, но облегчает работу при планировании).

4. Комлексно – тематический план на учебный год.

5. Календарный план воспитательно-образовательной работы.

Принципы планирования с учетом ФГОС ДО:

принцип комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

принцип развивающего образования, цель которого – развитие каждого ребёнка;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Что же такое комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса? С этой целью мы опять заглянем ФГОС ДО. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

«Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образовательного процесса, предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.»

Если заглянуть в толковый словарь русского языка С. И. Ожегова мы можем растолковать значение этих слов.

(Комплекс – от лат. complexus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое – посвященное какой-нибудь одной теме. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю Шведова).

Тематический принцы планирования -это особая форма организации психолого-педагогической работы в детском саду, объединяющие все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени.

Основные компоненты комплексного планирования:

1. Цель

• Направлена на развитие, воспитание, обучение.

• Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.

• Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).

Далее рассмотрим этапы календарно – тематического планирования.

В первую очередь мы определяем цель работы на период планирования по лексической теме; уточнение в соответствии с содержанием программы представлений, умений, способностей, интересов над которыми предстоит работать в течении определенного промежутка времени (например, одна неделя).

Хочется особо обратить внимание педагогов на ошибки, которые чаще всего допускаются.

Итак, при планировании лексической темы мы планируем «ЦЕЛЬ», которую должны будем реализовать в течении всей недели.

«Цель – это то к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.» (ОЖЕГОВ С. И., Словарь русского языка). Цель – это общий результат.

Тем более цель бывает ОДНА, а задач может быть МНОГО. Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (Формирование, расширение, совершенствование)

Например, в подготовительной группе при планировании на тему «Осень. Погода. Природа.» Цель (на всю неделю): ЧТО? обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. ЧТО? Расширение и уточнение, актуализация словаря по теме. ЧТО? Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Формирование певческих навыков и т. д.

Исходя из цели, мы планируем всю деятельность привязываясь к теме недели по возможности. А при организации непосредственной образовательной деятельности не всегда получается планировать занятия по теме недели т. к. литература, предлагаемая программой «От рождения до школы» не разработана по тематическому принципу. С этой целью, а также для реализации национально-регионального компонента мы внедряем формируемую часть Программы.

Здесь хочется уточнить, что принцип тематического планирования ФГОС ДО такого подхода и не требует т. к достаточно с этой целью обогатить предметно-пространственную среду группы по теме.

Переходим на следующий компонент, который в нашем ДОУ учитываем при планировании:

2. Итоговые мероприятия— это обогащение развивающей среды группы. Мероприятия с целью создания у детей положительного эмоционального настроя, побуждения их к активному участию в жизни группы.

Какие итоговые мероприятия можно планировать в ходе реализации темы недели, которые побуждают детей к активной деятельности? (Обогащение предметно-развивающей среды с помощью оформления учебной доски предметными картинками (для этого в каждой группе созданы отличные условия) изготовление макета, просмотр презентации, размещение литературы в книжных уголках, выставка детских работ по продуктивным видам деятельности, создание альбома по данной теме их картинок, которые дети приносят из дома, детские доклады (предварительная работа) и т. д.)

3. Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (согласно годовому планированию работы с родителями и планирование вновь вытекающих насущных проблем и ситуаций).

Содержание работы с родителями планируется на год и на неделю во время тематического планирования. Следует указать, что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовые мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит мероприятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах:

Опытом моей работы в данном направлении можно ознакомиться на сайте МААМ. ру. Статья «Годовое планирование работы с родителями на 2016-2017г.

Таким образом мы с вами рассмотрели «ШАПКУ» календарного планирования на неделю к одной лексической теме в нашем ДОУ.

А далее рассмотрим формы организации деятельности взрослого и ребенка. Так как, совместная деятельность — это особая система взаимоотношений и взаимодействия, то существенные признаки совместной деятельности взрослых и детей – это наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

В первую очередь рассмотрим образовательную деятельность в совместной непосредственно образовательной деятельности.

1.1 Непосредственно образовательная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтение художественной литературы и др. Она осуществляется совместно со взрослыми, направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей на основе их интеграции.

Выбор разнообразных форм и методов работы осуществляется педагогом в зависимости: от особенностей детей, уровня их развития, стоящих образовательных задач. Задачи должны реализоваться в процессе занятия, и они должны быть конкретные к теме и их не должно быть слишком много.

Задачи при планировании образовательной деятельности заменяются фразой «программное содержание» и разделяются на три группы: обучающие, развивающие, воспитательные (воспитывающие).

1.2 Образовательная деятельности в ходе режимных моментов.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов – это решение образовательных задач с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми (утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

При планировании совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов планируем задачи.

ЗАДАЧА – это то, что требует выполнения, разрешения.» (ОЖЕГОВ С. И., Словарь русского языка.). Задача всегда отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? (обучать, формировать, приобщать).

Например, игра –упражнение «Осенние листья». Задачи: совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных –кленовые, березовые, осиновые и т. д.).

Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья». Задачи: обучать координировать речь с движениями.

Слушание и пение песни «Дождик». Задачи: совершенствовать певческие навыки, приобщать к музыке, развивать музыкальный слух и память.

1.3 Самостоятельная деятельность детей (многие испытывают затруднения при планировании).

Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметной развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

А теперь повнимательнее изучим какие условия для развития самостоятельности, инициативности мы должны создавать детям.

С этой целью опять заглянем в ФГОС ДО и ознакомимся что мы должны знать при организации условий для развития самостоятельности и инициативности детей ФГОС. И так пункт:

1.4. Основные принципы дошкольного образования: 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 6) … развития их инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…;

2.4. Программа направлена на: создание условий … развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Исходя из данных требований ФГОС ДО перейдем к планированию.

Планирование самостоятельной деятельности детей согласно принципу комплексно-тематического построения образовательного процесса, организуется с учетом актуальной на данную неделю темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня.

Самостоятельная деятельность отражается в календарных планах образовательной работы: указываются зоны (центры активности, уголки, в которых педагог организует деятельность детей по интересам; описываются материалы и оборудование, предлагаемые вниманию детей, атрибуты к сюжетным и другим играм.

Педагог должен создавать необходимые условия: организация предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности, инициативности, развитие детских интересов; использование педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми, в разных видах деятельности, индивидуальных интересов и склонностей.

ВАЖНО ПОМНИТЬ! При планировании самостоятельной деятельности главное нужно понять С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ педагог предлагает тот или иной материал детям. Самостоятельная деятельность отражается в календарных планах с указанием зон (центры активности, уголки, в которых педагог предлагает материал для детей по интересам (описываются материалы и оборудование, предлагаемые вниманию детей, атрибуты к сюжетным и другим играм).

Таким образом, правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Задачи

Благодаря рассматриваемой методике можно успешно правиться со следующими задачами:

  • обогатить словарный запас детей;
  • воспитывать эстетическое и творческое отношение к слову;
  • увеличивать количество синонимов и антонимов в речи ребенка.

Занятия организуются после обеда, их периодичность составляет один раз в две недели. Продолжительность одного занятия не превышает 20 минут.

Комплексно-тематическое планирование в 1 младшей группе по ФГОС Веракса Н. Е. соответствует примерной программе дошкольного образования. Она рекомендована Министерством образования РФ.

Примерное комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе по ФГОС базируется на гуманно-личностном отношении к дошкольнику, направлено на полноценное развитие, формирование общечеловеческих и духовных ценностей, компетенций и способностей. Представлены в ней все базовые содержательные линии образования и воспитания подрастающего поколения.

Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

Составила: воспитатель

Пархоменко В.С.

Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.

Образовательный процесс должен:

  • Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Для создания оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого — учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие — методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя — логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

Содержание образования направлено непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметной среды, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно, использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;

2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;

3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;

сочетания воспитания с самовоспитанием;

4. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

1.объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

2.выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;

3.четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

4.выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно — тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;

Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Как мы понимаем «комплексно-тематическое планирование образовательного процесса»?

В первую очередь тематическое планирование — это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

Виды и формы планирования

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

  • перспективно-календарное планирование;
  • осуществление преемственности между ДОО и школой;
  • связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

Принципы планирования:

  • комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
  • построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
  • реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОО, дошкольной группы. Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий.

Модели педагогических технологий:

  • индивидуальная педагогическая поддержка;
  • личностная педагогическая поддержка.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.

Шаг первый — выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год («Времена года», ‘Труд взрослых», «Безопасность на дорогах», «Новый год», «Москва», «Дом и семья» и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй — распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой[1]:

  • первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
  • второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
  • третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, «Как это действует?»
  • четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: «расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории», или «формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:

выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);

отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);

выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;

отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;

практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;

продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;

фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога — спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Отличительные характеристики

Комплексно-тематическое планирование в средней группе в полной мере соответствует принципу развивающего образования. Оно сочетает научную обоснованность и практическую значимость. Кроме того, комплексно-тематическое планирование в средней группе гарантирует единство развивающих, воспитательных, обучающих задач образовательного процесса с навыками и умениями, необходимыми в дошкольном периоде. Все это помогает воспитателю в полной мере реализовывать поставленные цели и задачи.

Комплексно-тематическое планирование в средней группе по ФГОС на год строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, принципом интеграции, а также с учетом специфики разных образовательных областей. Оно базируется на принципе комбинированного построения воспитательного процесса.

Комплексно-тематическое планирование в средней группе по ФГОС на год предполагает решение в процессе совместной деятельности детей и взрослых всех образовательных задач, причем не только во время учебных занятий, но и в ходе игровой деятельности.

Образовательный процесс выстраивается на основе игры, являющейся в данном возрасте основным видом деятельности.

Что включает в себя примерное комплексно-тематическое планирование? Старшая группа по ФГОС предполагает усвоение малышами образовательных областей: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое направление», «коммуникативное формирование», «физическое развитие».

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО

Библиографическое описание:

Амаева, Н. И. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО / Н. И. Амаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6437/ (дата обращения: 29.12.2021).


В статье авторы рассказывают об изменениях в системе образования Казахстана, как о неизбежном процессе, в котором отражаются новые запросы и потребности общества.

Ключевые слова: критериальное оценивание, система образования, творчество, личность, результаты обучения, география.

Наш мир не стоит на месте. Он представляет собой динамичную систему, которая постоянно находится в развитии, претерпевает изменения. Они коснулись всех сфер жизнедеятельности человека, в частности, и образования. Рост интеллектуального потенциала общества, большой поток информации, который требует от людей навыков ее обработки и восприятия, а также изменение сознания в пользу использования все более изощренных технологий способствовали необходимости модернизации системы образования. Изживает себя традиционный тип оценивания и проведения урока. На смену ему приходит новый формат, который характеризуется самостоятельностью обучающихся в поиске решений поставленных проблем и задач, инициативностью в процессе обучения, внедрением исследовательской деятельности. При таком формате приветствуется творческий подход, что позволяет раскрыться детям, всесторонне развиваться, проявить свою креативность и оригинальность.

Современные подходы в образовании кардинально меняют деятельность и роль таких субъектов, как «учитель» и «ученик». Веха изменений не оставила в стороне и Казахстан.

Учитель призван совершать чудеса, их ждут от него ученики, и это происходит, если смоделировать такие условия, при которых личность ребенка получает наибольшее развитие. Теперь учитель не является источником информации. Он направляет и создает всевозможные условия для развития конкурентоспособной личности. Ученик должен постоянно, каждый день для себя делать маленькие открытия. Это и есть эффективный и творческий поход к обучению. [1, с. 122] А исследование, как известно, процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается на основе внутренней потребности, а именно, потребности к познанию. [2, с. 27, 29]

Стоит отметить такое понятие, как человеческий капитал. Оно особенно актуально сейчас и означает знания, способности и навыки, которые аккумулируются в единую совокупность и определяют находчивость и изобретательность личности в принятии решений. Каждый день мы наблюдаем за стремительными преобразованиями в образовательной среде, которые становятся все более заметными. Этот процесс изменил не только его структуру, но и также восприятие действительности. Сейчас вместо того, чтобы принимать информацию, не подвергая сомнению и быть неактивным в обучении, применяется модель воспитания с помощью умения задавать вопросы и способности приспосабливаться к новым жизненным ситуациям. Использование технических средств в образовательном процессе помогают развитию новой личности, где ее основной целью является в течение короткого периода времени повысить качество своих знаний. Технические достижения оставили свою лепту в этом непростом вопросе. C их помощью сложно представить процесс оценивания, особенно в условиях дистанционного обучения. Современный взгляд на содержание образования показывает, что учителя, которые могут идти в ногу с технологическими и методологическими разработками в своей области, рассматриваются как новаторские преподаватели. Это те, кто интегрирует технологии в свои занятия, где интернет-ресурсы являются наиболее важной прикладной формой в исследовании инноваций.

Образовательные результаты имеют как личные составляющие, так и профессионально ориентированные. Поэтому оценивание имеет многостороннюю специфику, в которой учитываются национальные интересы, психолого-педагогические аспекты, личностные ориентации и политипические убеждения. Все вышеперечисленное складывает основы комплексного оценивания, описывающие качественные и количественные критерии достижениям и деятельности обучающегося. Следует подчеркнуть, что умение оценивания приходит к каждому из нас с ранних лет. Оно строится в постоянном познании, в повседневных действиях и способности к обучению. В этом контексте необходимо выделить творческую направленность, которые идут рядом с логическим мышлением. В системе школьного образования важна опора на уже имеющиеся знания у учащихся, определяющие характер принятых решений. Классический подход к оцениванию сформировался относительно недавно, но в нем есть много недостатков. В нем происходит лишь воспроизведение полученного на уроке материала, где оценивается качество представленной информации. Такой подход изжил себя и менее эффективен на данный момент. Вместо него появляется такое оценивание, как критериальное.

Большая и постоянная часть творческого процесса педагога осуществляется на людях, в обстановке публичной деятельности.

Одна из главных целей обновленного содержания образования — сделать учебный процесс увлекательным и занимательным занятием, которое будет вдохновлять учащихся на поиск новой информации. Также стоит отметить следующие не менее важные цели, реализуемые в процессе обучения и воспитания разностороннего человека нового поколения:

  1. Повышение качества образовательного процесса, в том числе знаний, полученных на уроках, которые помогут учащимся в будущем стать творческой, конкурентоспособной и открытой личностью;
  2. Совершенствование учебной деятельности обучающихся и формы оценивания в контексте обновления образовательной программы;
  3. Реализация на уроках географии (и других учебных предметов) патриотического акта «Мәңгілік Ел».

Не менее важны следующие аспекты, как выстраивание содержания учебных занятий, обеспечивающих формирование патриотических чувств и духовно-нравственных качеств, гражданской ответственности учащихся, развитие их национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодежью идеи терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического Казахстана. [3]

Довольно-таки часто на слуху понятие «критериального оценивания». Но задумываемся ли мы о целях и процессе в целом. Одной из целей можно выделить: определение и повышение учебной деятельности учащихся.

Критерий — мерная единица в этом понятии. От их выбора напрямую зависят прозрачность, открытость и честность оценивания. Рассмотрим каждое составляющее в контексте задания на уроках географии. Учащимся предлагалось решить задачу с численностью населения. Многие из них записали только ответ, не указав при этом решения. Соответственно, выигрышнее будет работа того учащегося, где указана используемая формула и действия решения.

Во многих странах мира проходили исследования, где изучалось влияние критериев оценивания (на основе успеваемости или компетенций), релевантности (соответствие и достоверность критериев по сравнению с другими) и их взаимодействия на успеваемость. Результаты показывают, что обучающиеся, которым были предоставлены определенные критерии, получили более точные и правдивые оценки своей деятельности, лучше справились с дифференцированными заданиями и достигли более высокой эффективности обучения (определяемой как соотношение между успеваемостью и умственными усилиями) по сравнению с теми, которым были даны все критерии. Обучающиеся, которым были даны критерии оценки, основанные на успеваемости, вложили меньше умственных усилий в оценивание, что привело к повышению эффективности обучения. Эффект взаимодействия для конкретности ответов показывает, что сочетание критериев, основанных на производительности, и соответствующих критериев приводит к более качественному анализу проработанных примеров по сравнению с другими комбинациями критериев. [4, с. 971]

Изучение географии для индивида начинается с отношения между человеком и местоположением. Они развиваются в зависимости от приобретения определенных навыков, необходимых для понимания и максимально эффективного использования географического положения. Одна из главных целей изучения географии в старших классах средней школы заключается в том, чтобы дать учащимся возможность приобрести навыки, которые будут способствовать улучшению их пространственного восприятия. В соответствии с этим в активной разработке находится учебная программа по географии, основными элементами которой являются навыки, концепции, ценности и взгляды, пришедшие с 2000 годов.

Изучение экономических процессов через призму отношений человека и географического положения эффективно в интересах охраны окружающей среды и развития географических навыков отдельных лиц.

В сегодняшней философии образования и структурировании знаний был принят один из основных элементов, который должен быть приобретен учащимися в связи с необходимостью нового подхода к образованию. В этом контексте важно приобрести практические навыки осуществления всех образовательных программ. В программе преподавания географии применяется структура, основанная на навыках. [5, с. 2166]

Постановка задач играет ключевую роль на уроках географии, поскольку позволяет учащимся ознакомиться с содержанием предмета, ориентировать уроки на заранее определенные результаты обучения и поэтому имеет важное значение для оценки. В то же время использование заданий является сложным, поскольку необходимо учитывать многочисленные аспекты, касающиеся содержания предмета и индивидуальных особенностей учащихся.

На основе теоретических и эмпирических основ можно выделить семь критериев качества для задач в области географического образования:

  1. Мотивация и привлечение учащихся;
  2. Учет неоднородности учащихся;
  3. Структурирование процесса обучения;
  4. Понятная формулировка целей и задач;
  5. Рассмотрение процессов индивидуального и социального обучения;
  6. Конструктивное использование материалов;
  7. Содействие развитию специальных знаний по конкретным предметам.

Эти критерии были сочтены ценными для подготовки, наблюдения и осмысления задач на уроках географии, которая в последнее время считается весьма всеобъемлющей областью исследований. [6, с. 1]

Литература:

1 ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ІЗДЕНІС Ақпараттық ғылыми-әдістемелік журнал / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК Информационный научно-методические журнал / № 4 (27) желтоқсан / декабрь 2017ж / «ӨРЛЕУ» БАҰО» АҚ ФИЛИАЛЫ «СҚО ПҚ БАИ» / Е.Сидорова. Соответствуй! Это значит — действуй!

2 Хмель Н. Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса / Учебное пособие (В помощь преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам) − Алматы, 2001.

3 https://bilimvko.gov.kz/ru/mangilik-el Национальная идея «Мәңгілік Ел»

4 Fastré, Greet M. J.; van der Klink, Marcel R.; Amsing-Smit, Pauline; van Merriënboer, Jeroen J. Assessment Criteria for Competency-Based Education: A Study in Nursing Education / Instructional Science: An International Journal of the Learning Sciences, 2014. Ссылка на статью: https://eric.ed.gov/?q=Criteria+assessment&id=EJ1042882

5 Unlu Mehmet. The Level of Realizing Geographical Skills in Geography Lessons / Educational Sciences: Theory and Practice, 2011. Ссылка на статью: https://eric.ed.gov/?q=Unlu+Mehmet&id=EJ962693

6 Uwe Krause, Alexandra Budke and Veit Maier. Understanding of Developing and Setting Tasks in Geography Lessons by German and Dutch Student Teachers / Education Sciences, 2021. Ссылка на статью: https://eric.ed.gov/?q=Criteria+assessment+in+geography+lessons&id=EJ1288518

Основные термины
(генерируются автоматически)
: образовательный процесс, комплексно-тематический план, детский сад, дошкольное образование, дошкольный возраст, неделя, система планирования.

Подразделение процесса

Примерное комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ФГОС предполагает подразделение воспитательного процесса на образовательную деятельность, которая осуществляется с помощью трудовой, коммуникативной, игровой, познавательной, продуктивной, исследовательской, музыкальной деятельности. Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности дошкольников, а также работе с семьями.

Для того чтобы раскрыть в полной мере индивидуальный потенциал каждого дошкольника, комплексно-тематическое планирование в 1 младшей группе построено с учетом всех требований и нормативов, установленных по ФГОС.

Содержание программы обеспечивает развитие воображения, памяти, мышления детей, а также гармоничное формирование эмоциональной сферы.

Комплексно-тематическое планирование в детском саду.

тамара соломеина

Комплексно-тематическое планирование в детском саду.

Старший воспитатель

Соломеина Тамара Геннадьевна

Федеральные государственные требования к структуре ООП ДО поставили перед педагогами задачу:

Реализовывать содержание образовательной программы через комплексно-тематическую организацию образовательного процесса в адекватных для дошкольников формах работы.

Данную задачу необходимо решать, исходя из двух основных моделей организации образовательного процесса:

1. Совместной деятельности взрослого и детей;

2. Самостоятельной деятельности детей.

Обучение и воспитание осуществляется преимущественно в совместной деятельности, организация которой должна иметь ряд характерных признаков:

1. Ребёнок и взрослый – субъекты взаимодействия. Во всех видах деятельности ребёнок проявляет не меньшую активность, чем взрослый.

2. Образовательный процесс организован с учётом потребностей и интересов детей, в соответствии с положениями Л. С. Выготского о реактивно-спонтанном типе обучения дошкольников (ребёнок – дошкольник может обучаться по программе, заданной взрослым, только в том случае, если эта программа стала его собственной

) и о зоне ближайшего развития детей (
обучение и воспитание должны осуществляться в области тех задач, которые дети способны решать совместно со взрослым
).

3. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми, большинство из которых носит интегративный характер.

Итак, при планировании образовательного процесса необходимо учитывать:

1. Планируемые результаты освоения Программы как целевой ориентир;

2. Задачи психолого-педагогической работы в возрастной группе детей;

3. Примерный перечень тем, в рамках которых данные задачи решаются.

Планирование образовательного процесса, организованного как совокупность интересных и увлекательных дел по подготовке и проведению тех или иных событий (праздников) предполагают вдумчивый подход педагогов к выбору форм работы. Желательно, чтобы эти формы носили интегративный характер и постепенно становились традицией группы; например, такая форма, как мастерская, позволяет развивать не только продуктивную деятельность, но и коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, двигательную и т. д.

Однако комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса не цель, а только средство мотивации детей на образовательную деятельность в целом. И если в каких-то конкретных условиях данный принцип не работает, то нужно искать другой мотив деятельности. Допустим, не всегда возможно сформировать необходимые математические представления в ходе подготовки к празднику, однако это не означает, что ФЭМП нужно проводить в форме учебной модели, где главным мотивом является авторитет взрослого, необходимо найти другой, значимый для детей смысл деятельности.

4. Непосредственно – образовательная деятельность, в соответствии с ФГТ, осуществляется через организацию детских видов деятельности, следовательно, в расписании НОД должно быть указано, какой вид деятельности выходит на первый план на данный период времени. Общий объём НОД, длительность периодов соответствуют требованиям СанПиН.

5. Ежедневно в общем объёме образовательной деятельности (как НОД, так и ОДвРМ) должны решаться задачи всех образовательных областей (для ДОУ, работающих в режиме полного рабочего дня)

Для того, чтобы воспитатель смог учесть все требования, необходимо было разработать оптимальную форму планирования, что и стало целью моей работы.

Задачи работы:

1. Обеспечить выполнение ООП ДО в полном объёме;

2. Исключить формальный подход педагогов к планированию, мотивировав их на системное, вдумчивое отношение к процессу;

3. Облегчить труд воспитателей, объединив комплексно-тематическое планирование с календарным;

Изучила методические рекомендации К. Ю. Белой (профессора кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, Н. В. Фединой (руководителя Центра дошкольного образования Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании», О. А. Скоролуповой (заместителя начальника отдела развития и нормативного регулирования общего образования Министерства образования и науки РФ). Познакомилась с разработками преподавателей ИРО Свердловской области, а также с опытом педагогов в электронных источниках.

Не нашла готовых форм планирования, которые бы удовлетворяли всем требованиям. Где-то комплексно-тематическим планированием назван календарь праздников (событий, где – то было простое перечисление возможных видов деятельности, которые можно провести по заданной теме с детьми определённого возраста без учёта временных рамок, где-то таблицы были просто неудобны для работы.

Итак, планирование начинается с календаря праздников (событий, который

прописан в Рабочей программе педагога. Там указывается цель, итоговое мероприятие и предполагаемые виды деятельности в соответствии с возрастом.

Далее, на основании этого календаря, воспитатель составляет комплексно-тематический план на каждую тему. Этот план составляется в течение учебного года, в нём учитывается конкретный состав группы, динамика развития детей, увлечённость воспитанников какой – либо формой работы.

Одна — две недели – это тот временной период, который реально охватить мысленным проектированием, чтобы представить, через какие виды деятельности можно достичь поставленной цели, как распределить их в течение данного периода. Наметив примерную схему, воспитатель затем начинает кропотливую работу по отбору психолого-педагогических задач, которые возможно решить в рамках данной темы, продумывает, через какую модель организации лучше их решать, какие формы деятельности будут наиболее оптимальны и каких результатов по развитию детей педагог хотел бы достичь.

Поэтому, чтобы избавить воспитателя от дублирования при составлении комплексно-тематического и календарного планов, было решено их объединить.

Первая таблица

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Указываем форму организации детей – групповая, подгрупповая

Пишем по порядку все НОД, не указывая день недели, так как эта информация есть в расписании.

В таблице указываем:

1. образовательную область,

2. интеграцию с другими образовательными областями, задачи которых решаются в данном виде НОД,

3. тему деятельности и задачи;

4. формы организации деятельности;

5. материалы, которые нужно приготовить и здесь же методическое пособие, которое используется для проведения деятельности.

Вторая таблица

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в образовательной деятельности взрослых и детей во время режимных моментов (ОДвРМ)

Форма организации – подгрупповая, индивидуальная

В таблице прописываем:

1. вид взросло-детской деятельности (с учётом интеграции образовательных областей). Прописываем все основные виды деятельности: игровую, двигательную, коммуникативную, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную и продуктивную

2. формы организации детско-взрослой (партнёрской) деятельности с указанием задач;

3. день недели и время в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста – обеспечивается предметно-развивающей средой, позволяющей ребёнку сделать выбор по интересам и взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Третья таблица

Самостоятельная образовательная деятельность

В ней прописывается наполнение центров развития. Таблица заполняется сразу на весь временной период реализации темы.

Четвёртый раздел планирования

взаимодействие с субъектами образовательного процесса:

родителями, школой, ДШИ, Центром Культуры, библиотекой. Прописываются те формы работы, которые проводятся именно в данный отрезок времени.

Планирование образовательной деятельности подразумевает достижение определённых результатов, поэтому

Пятая таблица

Планируемые результаты освоения детьми темы «…»

В таблице две колонки:

1. В первой перечисляются интегративные качества,

2. Во второй – какие именно приращения должны развиться у ребёнка в каждом интегративном качестве в данный промежуток времени. Составляя эту таблицу, педагог сверяется с результатами освоения детьми определённого возраста содержания образования, которые прописаны в Рабочей программе.

Из всей проделанной работы логично вытекает заполнение ещё одной шестой таблицы:

«Мониторинг освоения ООП ДО»

каждым ребёнком.

Здесь можно отследить динамику развития каждого ребёнка, педагогу сделать выводы о правильности выбранных им форм взаимодействия с детьми. Подведение итогов освоения предыдущей темы является отправной точкой для планирования следующей. Кроме того, текущий мониторинг развития детей поможет в проведении итогового мониторинга развития в конце учебного года. Тем более, что критерии оценки одинаковые, обусловленные электронной версией мониторинга к ПООП ДО «УСПЕХ».

Данной формой планирования пользуемся в течении учебного года. Сложно, но интересно. Воспитатели стали значительно чаще применять в работе с детьми технологию «метод проектов».

При разработке таблиц пользовалась методическими рекомендациями к ПООП ДО «УСПЕХ»

Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др. ; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина. — М. :Просвещение, 2011. — 240с.

Учет индивидуальных особенностей дошкольников

В возрасте трех-четырех лет малыш старается выходить за пределы семейного круга общения. В глазах ребенка взрослый выглядит не только как член семьи, но и как представитель общества. Малыш пытается подражать родителям, в результате чего возникает противоречие между его желаниями и реальными возможностями. Для того чтобы устранить подобную проблему, в дошкольном возрасте активно применяется игровая деятельность. Она предполагает перенос действий на игрушки, которые являются предметами-заместителями. Младшие дошкольники выполняют в такой игре не более двух ролей, сюжет ее должен быть понятным и неразвернутым. В данном возрасте только начинается формирование навыков игровой деятельности, поэтому так важно знакомить малышей с ее правилами и особенностями.

Практическая деятельность в ДОУ по ФГОС

У малышей нет базы представлений о самом предмете, не заполнены графические образы, не развита моторика. Как решает эту проблему примерное комплексно тематическое планирование? Старшая группа по ФГОС уже не мыслима без занятий по лепке, организации выставок работ ребят для родителей. А вот в 3-4 летнем возрасте малыши способны делать из пластилина только кружки неправильной формы. Под чутким руководством взрослого наставника малыши могут работать с несложными аппликациями. Постепенно расширяется кругозор, появляется представление о простейших геометрических фигурах, цветах, желание создавать сложные и интересные композиции из бумаги, пластилина. Конструктивная деятельность в такой период ограничивается созданием нетрудных построек по готовому образцу. Постепенно, работая по эталонам, малыши начинают вырабатывать свои собственные варианты постройки, разложения элементов аппликации, то есть развивается их воображение.

Развитию внимания и памяти уделяется особое внимание. Воспитатель произносит несколько наименований предметов, которые ребенок должен запомнить. К 4-5 годам дошкольники должны запоминать небольшие отрывки и детских стихотворений. Ребята учатся устанавливать между предметами скрытые связи, искать сходство и различия. Воображение проявляется в процессе игры, здесь же происходит формирование правил и норм поведения в различных ситуациях. Основные конфликты, которые проявляются в таком возрасте, связаны с игрушками.

Направления работы

Учитывая требования новых федеральных образовательных стандартов, в планировании особое внимание уделяется следующим направлениям:

  • физическому развитию;
  • здоровью дошкольников;
  • социализации посредством игровой деятельности;
  • безопасности;
  • коммуникативным навыкам;
  • познанию;
  • чтению;
  • художественному творчеству.

В направлении укрепления здоровья дошкольников акцент делают на умении самостоятельно одеваться на прогулку. В социально-личностном развитии особое внимание уделяется ведению диалогового общения между педагогом и ребенком.

Пример мероприятий в рамках тематического планирования

Сентябрь

Праздник «Здравствуй, детский сад» предполагает знакомство малышей с профессиями работников ДУ, правилами поведения в дошкольном учреждении, построении взаимоотношений с другими детьми. В процессе коллективной игровой деятельности расширяются и представления о временах года, овощах, грибах, фруктах. Предполагается и определенная профессиональная ориентация, воспитание бережного отношения к живой природе, расширение кругозора при наблюдении за природными явлениями.

Октябрь

Праздник «Моя семья» направлен на формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, навыках ухода за своим телом, лицом. Говоря о себе в первом лице, малыш развивает представления о внешнем облике, отличительных чертах своей внешности.

Ноябрь

Спортивный праздник «Вместе мы команда» позволяет сплотить детей с родителями. В процессе соревнований у малышей не только стимулируется дух соперничества, но и создается впечатление о значимости физических упражнений.

Декабрь

Праздник «Мой дом» направлен на знакомство малышей с домом, домашней мебелью, бытовыми приборами. Знакомясь с улицами родного города (села), историческими достопримечательностями, дошкольники формируют собственное представление о профессиях, правилах дорожного движения.

Январь

Новогодний праздник, организованный вместе с воспитателями и родителями, станет кульминацией первого полугодия. Готовясь к новогоднему представлению, малыши включаются в музыкально-художественную, продуктивную, исследовательскую, познавательную, коммуникативную деятельность. Именно здесь проявляется самостоятельность малышей, у них появляется реальная возможность продемонстрировать взрослым и своим сверстникам свои творческие способности.

Проектный комплексно-тематический план образовательного процесса (средняя группа)

Наталья Пузырева

Проектный комплексно-тематический план образовательного процесса (средняя группа)

Проектный комплексно-тематический план образовательного процесса (Средняя группа)

сентябрь 1

1.Мой любимый детский сад

Вызвать у детей радость от нахождения в детском саду; развивать представления детей о детском саде как ближайшем социокультурном окружении: о сотрудниках детского сада, предметном окружении, о правилах поведения в ДОУ; формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, и сотрудниками детского сада; способствовать установлению эмоционального контакта. Активизировать творческое мышление детей.

Коллективная постройка конструктор «лего» «Наш детский сад»

2. Я человек

Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом, об особенностях внешнего вида и строения человека, эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей; формировать интерес к изучению себя, своих возможностей; помогать в освоении способов взаимодействия с людьми; воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Оформление коллажа с фотографиями детей группы. Составление книги правил из рисунков детей.

3. Путешествие в страну игрушек

Обогащать представления детей о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования; поддерживать и развивать интерес детей к обследованию предметов, разнообразным действиям с ними; учить принимать игровую задачу; формировать умение играть сообща, делиться игрушками; побуждать к положительным действиям и поступкам по отношению к сверстникам; История создания игрушек, виды игрушек. Учить включать различные игрушки в сюжетно ролевую игру.

Выставка любимой игрушки.

4. Мы помощники.

Что мы умеем? Помочь ребенку освоить первые представления и соответствующий словарь о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, смена постельного белья, уборка помещений детского сада и участка) дома и в детском саду; побуждать выполнять отдельные действия самообслуживания, предлагать и оказывать помощь сверстнику и взрослому по уходу за растениями и животными.

Накроем стол для гостей.

октябрь

5. Осенние дары природы.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь; закрепить знания о наиболее типичных признаках особенностях осени, об овощах, фруктах, цветах, их внешнем виде, форме, величине, цвете; вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы; знакомить с разными способами обследования (погладить, надавить, понюхать); развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к объектам природы.

Изготовление осеннего салата

6. Домашние животные

Уточнять и расширять знания детей о домашних животных, где живут, кто за ними ухаживает.

— Закреплять знания детей о характерных повадках и признаках домашних животных.

— Ввести в активную речь детей слова с обобщающим значением «домашние животные», «детеныши».

— Развивать речевую активность детей, словарь, монологическую речь.

— Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

— Воспитывать желание заботиться о домашних

Макет фермы

7. Золотая осень

Ознакомить детей с сезонным явлением «Золотая осень», с явлениями живой и неживой природы; способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе, установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы, появлению любопытства и любознательности, проявлению переживаний, связанных с красотой природы. Гербарий осенних листьев и рисунков на основе отпечатков. Изготовить поделки из природного материала. Проведение праздника осени.

8. Транспорт

Учить детей различать и называть транспортные средства, их составные части (кабина, кузов, колеса и т. д.); дать представление о том, для чего используется транспорт, как и где он передвигается; Расширять знания детей о профессии «водитель»: пилот, машинист, тракторист.

Выставка транспорта

9. Труд взрослых.

Профессии Знакомить детей с трудом взрослых, с разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью для достижения цели; дать представление, что вещи делаются людьми из разных материалов и разными инструментами; учить по вопросам взрослого вычленять компоненты труда в последовательности включения в трудовой процесс; развивать интерес к наблюдению трудовой деятельности; побуждать к отражению полученных впечатлений в играх; воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых, благодарность к человеку, делающему нужное для всех дело.

Фото профессии родителей.

ноябрь 10

11. Мебель

Закрепить знания : названия мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель, оборудовать кукле комнату.

Чтение рассказа «Переезд», отгадывание загадок о мебели. Дидактические игры «Что лишнее?», «Что исчезло?», задание «Закончи предложение». Подвижные игры «Где мой стул?», «Кто больше привезет мебели?», «Не ошибись».

Макет своей любимой комнаты.

12. Посуда.

Расширять запас слов по теме «Посуда»; закрепить с составными частями предметов; учить употреблять предметы в единственном и множественном числе; учить сравнивать посуду, называть составные части. Чтение рассказов В. Карасевой «Стакан», В. Осеевой «Танины достижения», отгадывание загадок о посуде. Дидактические игры «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Угадай, какая посуда», «Угадай, какая посуда спряталась». Подвижные игры «Мы устали, засиделись», «Найдите посуду», «Кто скорее принесет посуду».

Аппликация «Витаминки на тарелке».

13. Дикие животные осенью

Обогащать представления детей о диких животных, познакомить со строением частей тела животных, с некоторыми особенностями образа жизни: как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут; воспитывать интерес и любовь к природе и животным. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Веселый зоопарк».

[Декабрь

14. Зимушка-зима

Формировать у детей элементарные представления о зиме: идет снег, деревья голые, земля покрыта снегом, стало холодно – люди надели теплую одежду; развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний в процессе общения с зимней природой; вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

Конкурс «Новогодняя игры

15. Зимующие птицы

Знакомить с зимующими птицами; дать представление о частях тела птицы; учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ по вопросному плану; учить сравнивать зимующих и перелетных птиц; знакомить с детенышами птиц. Дидактические игры «Один-много», «Кто как кричит». Подвижные игры «Хромой журавль», «Гуси-лебеди», «Огородник и воробей». Отгадывание загадок. Чтение сказки В. Осеевой «Сороки».

Конкурс кормушек для птиц «Птичья столовая»

16. Мир комнатных растений

— формировать знания детей о комнатных растениях,

— дать представления о строении, значимости комнатных растений.

— углубить знания о приёмах по уходу за растениями.

— формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

— воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

— активизировать речь и обогащать словарь детей;

— развивать эмоциональную отзывчивость;

— формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Создание мини музея

17. Новый год.

Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о зиме и новогоднем празднике; развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний в процессе общения с зимней природой; вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

Утренник «К нам пришел Дед Мороз»

январь

18.

19.

20. Моя семья

Формировать представления детей о семье, о сходстве родственников, близнецов; учить называть членов семьи, их действия; расширять словарный запас: генеалогическое дерево, двоюродный брат, близнецы; вызывать у детей чувство гордости своими родителями, благодарности за их заботу; воспитывать доброжелательное отношение к близким людям, любовь к своей семье.

Проведение диагностики, обобщение материалов, проведение презентаций, выставок для родителей.

21. Мой дом.

Дать детям представление о доме как о месте, где живет дружная семья, закрепить знания о предметной обстановке в доме, о домашних обязанностях членов семьи; формировать представление, что детский сад – дом для дружных детей, сотрудников и родителей; учить ориентироваться в группе, в назначении разных помещений, понимать, что у всех детей равные права на игру, общение, заботу.

Сюжетно-ролевая игра «Большая дружная семья»

22. Как себя вести.

Учимся дружить Формировать представление о том, что все люди разные не только по внешнему виду, но и по характеру: добрые, злые, смелые, трусливые; учить проявлять сочувствие и внимание к сверстникам (делиться игрушкой, уступать, радоваться, отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему); способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнавать друг друга, налаживать контакты.

Конкурс «Самый вежливый»

Февраль

23. Мир животных и птиц

Закрепить у детей представление о лесе и некоторых его обитателях, о домашних животных и птицах, об особенностях их жизни, о строении тела животных; развивать любознательность, основы исследовательского поведения; формировать бережное отношение к животному миру.

.Дидактическая игра «Зоопарк». Изготовление животных.

24. Русское народное творчество

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства и их назначением; учить обыгрывать народные игрушки и предметы промыслов, выделять яркость, красочность предметов народных промыслов, разнообразие элементов росписи; воспитывать интерес к русскому фольклору: песенкам, потешкам, прибауткам, сказкам; развивать умение обыгрывать потешку, побуждать к повторению фольклорных текстов; открыть новые возможности игрового отображения мира.

Игры с народной сборно-разнообразной игрушкой матрешкой.

25. Наши папы.

Защитника Отечества Познакомить детей с государственным праздником – Днем защитника Отечества и его значением; сформировать представления о роли отца в семье; воспитывать доброе отношение и уважение к папе, вызвать чувство гордости за своего отца.

Спортивный праздник «День Защитника Отечества».

26. Неделя безопасности (ОБЖ)

Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования, о безопасном поведении на улице и в группе детского сада; формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами в ванной комнате, за столом, во время одевания и раздевания, с игрушками в группе и на улице, с ситуациями, угрожающими здоровью; обучать способам, как позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях. Художественное творчество (Аппликация).

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Спичка».

Март

27. 8 марта. О любимых мамах

Помочь детям получить отчетливые представления о маме; обогащать представления о семье и родственных отношениях; пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей и желание помочь – пожалеть, утешить, сказать ласковое слово; воспитывать любовь к родителям.

Утренник 8марта.

28. Мой город, моя малая родина

Дать элементарные представления о родном городе (поселке) и о родной стране; подвести к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, красивых зданий, разных достопримечательностей, машин; воспитывать любовь к родному городу (поселку) и родной стране.

Вечер поэзии «Мой край родной»

29. Книжкина неделя

Обогащать читательский опыт детей (опыт слушания); способствовать восприятию и пониманию текста детьми; воспитывать интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать; поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение.

Просмотр экранизированных произведений К. И. Чуковского (по выбору воспитателя)

30. Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными.

Стимулировать изучение ребенком себя, своего тела, возможностей своего организма; развивать представления о себе, своих физических возможностях (осанка. Движение, картина здоровья, интерес к правилам и навыкам здоровьесберегающего поведения; формировать знания о том, что такое здоровье и здоровый человек, об основных умениях и навыках, содействующих поддержанию и укреплению здоровья; содействовать гармоничному физическому развитию детей, становлению и обогащению двигательного опыта.

Физическая культура «Веселые клоуны»

апрель

31.

32. Весна-красна

Закрепить представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег, появились лужи, травка, набухли почки; дать представление об условиях роста растений; формировать интерес к явлениям природы; развивать эмоциональную отзывчивость на ее красоту; способствовать установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы, появлению любопытства и любознательности.

Выставка детского творчества.

33. Птицы

Обогащать представления детей о птицах, об образе жизни птиц; учить различать части их тела; поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами; формировать желание заботиться о живых существах, охранять их; развивать эмоции и гуманные чувства; помогать отражать в игре природный мир; побуждать к первым творческим проявлениям.

Сюжетно-ролевая игра «Айболит лечит птичек».

34. Добрые волшебники

Поощрять детскую инициативу и самостоятельность, стремление к познавательной деятельности, к положительным поступкам; помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности, чувство удивления, радость познания мира; способствовать развитию творческих проявлений детей; воспитывать доброжелательное отношение к окружающему. Театрализованное развлечение «Добрые волшебники»

35. На улицах города (ПДД)

Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения; учить различать проезжую часть дороги и место перехода «Зебра»; познакомить детей со светофором и его цветами; продолжать расширять представления детей о транспорте и его видах: грузовом, легковом, общественном и правилах поведения в нем; показать значение транспорта в жизни человека; вести активную работу с родителями, используя различные формы сотрудничества.

Составление коллаж о ПДД

май

36.

37. Следопыты

Развивать стремление детей к наблюдению, сравнению, обследованию; создать условия для обогащения чувственного опыта; стимулировать позновательную активность детей, развивать все виды восприятия: зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный; знакомить с разнообразными способами обследования; побуждать к новым открытиям, к простейшему эксперементированию с предметами и материалами; способствовать развитию у детей самостоятельности, творческих проявлений, переживанию чувства удивления, радости познания мира. Опытно-экспериментальная деятельность.

Эксперимент «Мыло фокусник».

38. Мир вокруг нас

Создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений об окружающем мире; стимулировать развитие всех видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного; вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность; развивать любознательность, интерес к познанию мира.

Аппликация «Я под шапкою цветной на ноге стою одной»

39. Зеленые друзья (растения)

Обогащать представления детей о растениях: учить узнавать объекты и явления в природе и на картинках, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что видел, передавать особенности голосом, в движениях; развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие; привлекать малышей к посильной помощи в уходе за растениями уголка природы.

Выставка детского творчества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]