«Природный материал-песок, глина, камни»-конспект НОД по ознакомлению с природой, старшая группаплан-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему


Самоанализ урока «Полезные ископаемые. Песок, глина, гранит, известняк»

Самоанализ открытого урока,

проведенного в 3 классе МКОО Большекандалинская СШ

Предмет: Окружающий мир (УМК « Планета знаний»; Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть. Авторы: И.И. Ивченкова, И.В. Потапов, 2017)

Тема урока: «Полезные ископаемые. Песок, глина, гранит, известняк».

Тип урока: Урок изучения нового материала, является логическим развитием предыдущего урока «Горные породы».

Данный урок является 2 уроком раздела «Горные породы и почва». Тип урока: урок открытия нового знания; форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Для проведения урока были поставлены следующие задачи:

1.Предметные:

— формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»;

— формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка

2.Метапредметные УУД:

а) Познавательные УУД:

— формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты;

— формировать умение сравнивать , анализировать, обобщать, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы.

б) Регулятивные УУД:

— формировать умение концентрировать внимание;

— формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты.

в) Коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в группе, в паре;

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности товарища;

— формировать умение высказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения.

3.Личностные:

— формировать положительную мотивацию к обучению;

— развивать познавательную активность и речь детей;

— формировать чувство уважения к товарищу.

Урок проводился в классе, где в основном дети со средним уровнем мыслительной деятельности. Класс работоспособный, трудолюбивый, активный. При проведении урока очень важно использовать здоровье сберегающие технологии, комфортную доброжелательную обстановку, создавать ситуацию сотрудничества.

Содержание, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока, индивидуальные, парные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных методов, исследовательская работа при изучении нового материала, творческая деятельность способствовали достижению триединых целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации, использовала предметные действия, технологию личностно-ориентированного обучения.

Урок был построен в форме практической исследовательской работы, где ученики сами знакомились со свойствами полезных ископаемых и делали определённые выводы. Урок сопровождался показом слайдов. Организационный момент прошел быстро, все дети были готовы к уроку, на столах порядок, все необходимое имеется. При помощи подводящего диалога дети сформулировали тему урока, поставили цели для деятельности, разработали совместный план действий. При изучении нового материала значение новых слов находили в толковых словарях. При выполнении опытов использовалась парная работа, дети задавали друг другу вопросы и делали выводы. После подведения итогов данные заносились в тетрадь. Дети самостоятельно рассказывали интересный материал о тяжёлой работе геологов, о свойствах полезных ископаемых. На уроке особое место было уделено региональному компоненту. Ребята познакомились с картой Ульяновской области, выяснили, какими полезными ископаемыми богата область и Старомайнский район. Следующий этап — усвоение изученного материала, применение полученных знаний в построении логического высказывания. Чтобы дети поверили в свои силы, осознали, что у каждого есть все необходимые знания для ответа на любой вопрос, оказывается помощь в виде дополнительного материала по теме. Закрепление проходит с использованием системы голосования. С заданием дети справляются.

В конце урока дети делают вывод, что на каждом уроке они получают новые знания, делают для себя открытия. При самостоятельном оценивании своей деятельности на уроке использовалась шкала в виде горы, где исследуют полезные ископаемые геологи. При помощи смайликов каждый ребёнок оценил уровень своих знаний. Дети каждый для себя получили интересные задания на дом, каждый взял то задание, которое ему понравилось.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми материала. Рациональное использование каждой минуты, хороший темп урока позволил разнообразить деятельность учащихся, помог привлечь к работе всех детей. На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии. Смена мест работы, видов деятельности, физминутка – всё это предотвратило физическое переутомление учащихся.

Психологическая атмосфера была доброжелательной. Во время закрепления и самостоятельной работы дети были активны, работали с интересом. На протяжении всего урока наблюдался высокий уровень познавательной активности учащихся: рассказ учеников, активно работали в парах, отвечали на вопросы, рассуждали, опираясь на жизненный опыт и полученные знания на уроке, делали выводы.

Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик», «ученик-ученик», рефлексия и самооценка урока.

Дата: ____________

Учитель начальных классов: _______ В.И. Кирюхина

Почему песок хорошо сыплется?

Задачи: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Материалы и оборудование: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

Ход:

Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получились горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).

Посадим дерево

Задачи: Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Материалы и оборудование: Емкости с песком, глиной, палочки.

Ход:

Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом — в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный). Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее).

Ветер

Задачи: Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Материалы и оборудование: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Ход:

Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка или глины). Вместе со взрослым создают ураган — резко, с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Детям предлагают воспользоваться результатами предыдущего опыта («Почему песок хорошо сыплется?»). Они определяют, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и сделать вывод.

Где вода?

Задачи: Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Материалы и оборудование: Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Ход:

Взрослый предлагает детям выяснить свойства песика и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выясняют, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, так как они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

Волшебный материал

Задачи: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Материалы и оборудование: Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.

Ход:

Взрослый предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины: дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам («песчаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная какое-то время сохраняет форму).

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников, Комплексное занятие «Сравнение песка, глины и камней».

Задачи: сформировать представление детей о свойствах песка, глины, камней; научить сравнивать материалы, правильно называть их особенности. В соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить с песочными часами, развивать «чувство времени»

, творчество.

Материал: камни и глина (на каждого ребенка)

; в миске сухой песок; ложечка для песка; часы песочные
(на 1 и 10 мин.)
; 1 большая и две средние банки с водой; 2-3 гвоздя, молоток; доски для лепки, поднос для коллективной лепки; фишки для награждения детей за правильные ответы; эмблемы на каждого ребенка в соответствии с названием команды; магнитофон, кассета с записью.

Ход занятия:

1 часть.

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель. «Ребята, сегодня мы с вами… (раздается стук в дверь). Интересно, кто это может быть? Все на месте, никого больше не ждем. (Входит Незнайка). Да это Незнайка к нам пришел. Здравствуй, Незнайка!»

Незнайка (расстроено)

.
«Здравствуйте…»
Воспитатель. «Что случилось? Почему ты такой расстроенный? Может, мы тебе чем-нибудь поможем?»

Незнайка. «Да этот Знайка, умный нашелся, говорит, что из этого мусора можно сделать (снимает портфель из-за спины, показывает камни, глину и песок). И что можно из всего этого сделать? (чешет затылок)»

.

Воспитатель. «Ты пришел по адресу, потому что сегодня мы с ребятами будем знакомиться со свойствами песка, глины и камней. Оставайся с нами и сам все узнаешь.

Для начала, мы разделимся на две команды: «Ромашка»

и
«Колокольчики»
. Ребята рассаживайтесь по местам… Но что это? Мы, кажется, попали в какую-то лабораторию. На столе находятся разные материалы и инструменты
(на столе дети видят камни, песок, глину, банки с водой, молоток, гвозди и т.д.)
Давайте представим, что мы работники лаборатории. Я – научный сотрудник, а вы мои помощники (или ассистенты)

.
(Воспитатель предлагает одеть детям фартуки, сам одевает белых халат, очки)
. Сейчас мы будем проводить опыты.

Сядьте поудобнее, лицом к столу, обратите внимание на материалы, лежащие перед вами. Давайте, сравним эти материалы и выделим их свойства. Сначала определим свойства песка, глины, а затем – камня. (Проводится сенсорное обследование материалов: дети рассматривают их, ощупывают, пытаются сыпать, надавливать, забивать в них гвоздь, бросают)

.

Песок шуршит при насыпании на стол, при падении куска глины возникает стук. Песок (сухой)

рассыпается, а глина нет; можно изменять форму, т.е. глина пластичная. Песок состоит из мелких крупинок, а глина однородная масса.

Камень и глина.

Во время удара друг о друга камень издает звук, а глина нет. Воспитатель пробует забить гвоздь в камень (камень твердый, поэтому гвоздь не вбивается)

; глина мягкая
(гвоздь легко входит, без использования молотка)
. При надавливании камень не изменяет формы, а глина меняет.

Камень и песок.

Воспитатель. Возьмите камень и горсточку песка. Потрогайте камень и песок, подержите их в руках. Камень какой? Правильно, твердый. А песок рассыпчатый. Если бросить камень на стол, какой звук он издает при ударе, правильно гремит. А песок, если сыпать на стол шуршит. А что тяжелее камень или песок (сравнивая камень и песок проводится опыт)

Опыт: в одну банку с водой насыпается песок, в другую кладутся камни; дети наблюдают, как происходит оседание на дно материала; затем в большую банку с водой кладутся сразу два материала (камни и песок)

все перемешивается палочкой. Дети наблюдают, что раньше осядет на дно. Дети делают выводы: камни тяжелее песчинок, они оседают раньше.

Дети делают выводы после сравнения всех материалов.

2 часть.

Физминутка: дети встают, подсчитывают фишки, определяют итоги соревнования. Команда – победитель делает круг почета, другая ей аплодирует (под музыку)

.

3 часть.

Воспитатель. Дальше мы с вами перейдем в гончарную мастерскую. (Дети садятся на свои места)

. Воспитатель уточняет в беседе с ними, как и для чего люди используют природные материалы
(песок, глину и камни)
.

Камни – при строительстве домов (фундамент)

, дорог.

Глина – при изготовлении кирпичей, глиняной посуды, поделок (в народно-прикладном искусстве)

, игрушки.

Песок – при строительстве (приготовление раствора, который скрепляет кирпичи между собой)

.

«Давным-давно для определения времени люди пользовались песочными часами и выглядели они так (демонстрация песочных часов)»

. Дети в течение минуты наблюдают движение песка. Затем выставляются другие песочные часы
(на 10 минут)
; предлагается за 10 минут слепить любую игрушку. Воспитатель, Незнайка с детьми за это время тоже изготавливают игрушку из глины. По прошествии 10 минут воспитатель обращает внимание детей на время: «10 минут – это довольно много, все вместе успели сделать много разных поделок.

Далее воспитатель предлагает вспомнить, что нового они (дети и Незнайка)

узнали на занятии.
(Ответы детей)
.

Воспитатель обращается к Незнайке: «Ну, что Незнайка, интересно тебе было у нас на занятии?»

Незнайка: «Да, очень. Я столько много узнал нового и интересного. И пусть теперь Знайка не думает, что он самый умный. Ну, я пошел. Спасибо вам! До свидания.

Дети и воспитатель: «До свидания»

.

Воспитатель: «Ребята, давайте помоем руки и будем отдыхать»

.

Воспитатель: Гришанина Л.М

ГБОУ СОШ №2 СП детский сад «Теремок»

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]