Конспект занятия по формированию целостной картины мира
Задачи:
Образовательные.
Дать детям понятие – мимика. Учить детей по мимике определять настроение, состояние человека. Продолжать знакомить детей с отличительными особенностями человека, живых существ: они растут и развиваются.
Упражнять детей в умении сравнивать себя и окружающих с другими людьми.
Продолжать знакомить детей с фотографией.
Расширять знания детей об именах: изменяются ли они в течение жизни.
Развивающие.
Развивать мыслительную деятельность детей, приучая делать простейшие выводы. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными ответами, описывать по схеме настроение, по голосу – характер.
Развивать наблюдательность.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к себе, доброжелательное отношение к окружающим.
Материал и оборудование: кукла, фланелеграф, фигурки, фотоаппарат, карандаши, листочки бумаги, альбомы, фотографии.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются с присутствующими, подходят к воспитателю (перед детьми стоит детский стульчик, на котором сидит знакомая детям кукла Катя).
Воспитатель. – Дети, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Молодцы, все поприветствовали гостей, а сейчас обратите внимание на стульчик. Кто это?
Дети. – Это кукла Катя.
Воспитатель. – Правильно, дети, это наша кукла Катя, мы уже давно с ней играем, еще с младшей группы. Сегодня она пришла к нам снова. Дети, а какая разница между куклой и только что родившимся ребенком?
Дети. – Кукла неживая, а ребенок живой он двигается, кричит, плачет, растет.
– Ребенка нужно купать, кормить, а иначе он не выживет, будет болеть.
– Кукла внутри пустая, а у ребенка много разных органов: желудок, мозги, кости, печень, кровь.
– С куклой что хочешь, то и можно делать, а у ребенка свой характер, он может не соглашаться.
Воспитатель. – Правильно, дети, с ребенком трудно, но интересно: видеть, как он растет, изменяется.
А вы помните, какими вы были маленькими?
Дети. – Нет.
Воспитатель. – А вам хотелось бы сейчас увидеть себя маленькими?
Дети. – Да.
Воспитатель. – Дети, кто знает, с помощью чего мы можем это сделать?
Дети. – Это можно сделать с помощью фотографии.
Воспитатель. – Конечно, нам помогут фотографии. Где дома хранят фотографии?
Дети. – В семейном альбоме.
Воспитатель. – В каждом доме, в каждой семье есть семейные альбомы. А для чего, по-вашему, хранят фотографии, собирают их в альбом.
Дети. – Фотографии хранят для того, чтобы посмотреть, какими были маленькими, когда вырастем.
– Чтобы вспомнить тех людей, которые уже умерли.
– Чтобы вспомнить родственников, которые с нами не живут.
– Чтобы посмотреть и вспомнить какое-то событие, праздник.
Воспитатель. – Верно, дети, наша память не может сохранять все, что было в жизни. А иногда так хочется вспомнить, каким ты был, что изменилось за прожитые годы, вспомнить родных и близких, которые не живут рядом с вами, какие-то события в жизни.
Эти фотографии я взяла из семейного альбома Илюши. Давайте посмотрим эту фотографию. Как вы думаете, когда фотографировали Илюшу? Сколько ему было лет? и т.д.
(Вначале фотографии рассматриваются вразброс, а потом воспитатель предлагает расставить их по мере того, как Илюша рос. Дети расставляют фотографии на наборном полотне.)
Воспитатель. – Теперь вы видите, какой был наш Илюша, и каким он стал. Что самое главное с ним происходило за это время?
Дети. – Он рос.
Воспитатель. – А дальше он будет расти? Взрослеть?
Дети. – Да.
Воспитатель. – Как мы будем его называть?
Дети. – Илюша будет расти и пойдет в школу, его будут называть школьником.
– Потом Илюша пойдет в училище, институт, техникум и его будут называть студентом.
– Потом Илюша будет работать, и его будут называть рабочим или служащим.
– Потом Илюша состарится, пойдет на пенсию, его будут называть пенсионером.
Воспитатель. – Какая длинная, долгая линия жизни получилась от рождения до старости.
А у кого еще бывает такая долгая-долгая линия жизни? Кто рождается, взрослеет, стареет?
Дети. – Растения, животные, птицы, насекомые.
Воспитатель. – На что это похоже?
Дети. – На книжку-раскладушку, на диафильм, на длинный поезд.
Воспитатель. – Правильно, дети, это как длинный поезд; вагончиков в нем много, а пассажирами могут быть только те, кто растет: деревья, цветы, птицы.
На этом столе лежат карточки, на которых изображены различные предметы, люди, животные, насекомые, птицы. Но в вагончиках ехать могут те, кто растет. Пожалуйста, разместите пассажиров поезда. В первый вагончик пассажиров разместит Женя. А остальные смотрит, правильно ли Женя выполнил задание.
Ребенок. – В первый вагончик я разместил: человека, зайца, дерево.
Воспитатель. – Во второй вагончик разместит пассажиров Оля.
Ребенок. – (Ребенок объясняет.)
Воспитатель. – В третий вагончик разместит пассажиров Настя.
Ребенок. – (Ребенок объясняет.)
Воспитатель. – Посмотрите, дети, мы разместили в этом длинном поезде только тех, кто растет.
Воспитатель. – Сегодня, дети, я хочу вас сфотографировать на память. Через год вы уйдете в школу, а мы с Т.Н. будем смотреть на фотографию и вспоминать вас. (Фотографирую.)
А пока фотография будет проявляться, мы с вами поговорим дальше.
Воспитатель. – Человек с возрастом сильно изменяется: его рост – он становится выше, полнота – худеет или полнеет, цвет волос, их частота – некоторые седеют, а у мужчин образуется лысина. Меняется и лицо – появляются морщины. Меняется выражение лица. А называется выражение лица – мимикой.
Не напрасно я вам говорила, когда фотографировала, чтобы вы улыбались – это значит, что у вас хорошее настроение.
А вы знаете, что первое впечатление о вас складывается по тому, как вы двигаетесь, как разговариваете или общаетесь, т.е. какой у вас голос, какая мимика. Мы уже знаем, что выражение лица, которое передает настроение можно изобразить с помощью схем.
Вчера я просила вас посмотреть на выражение лица мамы, когда вы встретитесь с ней вечером, проследить будет ли меняться выражение лица мамы на протяжении вечера, от чего оно изменится?
А сейчас на первой схеме передайте настроение мамы, которое было у нее, когда вы встретились с ней, на второй любое другое выражение лица мамы во время вечера.
(Дети рисуют.)
Дети. – (Объясняют схемы.)
Воспитатель. – А сейчас мы посмотрим, какое впечатление сложится у наших гостей о вас по тому, как вы двигаетесь.
(Дети двигаются под музыку.)
Воспитатель. – Дети, посмотрите на нашу куклу. Сколько мы ее знаем, а ее все также зовут Катя. А всегда ли ее так будут звать?
Дети. – Да.
Воспитатель. – А у вас тоже есть имена. Давайте сейчас все хором произнесем каждый свое имя.
Дети. – (Произносят.)
Воспитатель. – А как вы думаете, меняются ли у людей имена в течение жизни.
Д. – Да и нет. Добавляется отчество. Но близкие – мама, до старости будут звать меня по имени. Бабушка маму всегда зовет по имени, а на работе маму зовут по имени и отчеству.
Воспитатель. – А сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что я стала такой маленькой, как вы, а вы стали такими взрослыми, солидными, как я.
Как бы тогда звали меня?
Дети. – Оленька, Олечка, Олюшка.
Воспитатель. – А как бы звали вас?
Дети. – (Называют свое имя и отчество.)
Воспитатель. – Имен много, все они хороши, все зависит от того, кто произносит имя и как произносит. Сегодня в гости к нам пришли любимые герои – мышка, петух и кошка. На кого я надену шапочку, тот превратится в этого героя и его голосом попробует произнести свое имя.
После каждого произношения дети объясняют каким они сразу представили героя (Оля им представилась слабой, беззащитной, боязливой, маленькой; Миша – сытый, важный, ленивый, сразу дает понять, что мышкам его нужно боятся; Женя – гордый, задиристый, красивый, так и хочет сказать «берегись меня».)
Воспитатель. – Молодцы, дети, голосом можно передать настроение, характер героя, его поведение и даже внешность.
Вот как интересно мы сегодня поговорили о себе, но очень много нового вы будете узнавать, открывать в себе на протяжении жизни.
Вот как раз и проявилась наша фотография. Давайте ее рассмотрим.