Картотека тем для разных групп, в том числе коллективные композиции
Представим примерный список тем для каждой возрастной группы, который можно использовать при обучении дошкольников рисованию ладошками:
Младшая группа:
- «Цветные ладошки» (дети учатся делать отпечатки ладошкой на бумаге).
- «Осьминожки»
- «Золотое солнышко» (коллективная работа).
- «Листопад» (коллективная работа).
- «Рыбка».
- «Цветочек для мамы».
- «Мои рукавички».
- «Жили у бабуси два веселых гуся».
- «Травка».
- «Бабочка».
- «Паучок».
Средняя группа:
- «Бабочка-красавица».
- «Синичка» (как вариант – «Снегирь», «Воробушек», «Лебеди»).
- «Осеннее дерево».
- «Жираф».
- «Змей Горыныч» (как вариант – «Дракон», «Динозаврик»).
- «Волшебный лес».
- «Весна» (с помощью ладошек изображается травка с цветочками).
Старшая группа:
- «Подводный мир» (как вариант – «Аквариум»).
- «Красивый букет».
- «Бабочка на лугу»
- «Сказочная птица».
- «Разноцветный петушок».
- «Слон».
- «Сказочный лес» (как вариант – «Старый пенек в лесу»).
- «Лес — наше богатство» (как вариант – «Волшебный лес») (коллективная работа).
Подготовительная группа:
- «Ворона».
- «Ежик».
- «Кактус».
- «Лошадь на лугу».
- «Загадочный подводный мир».
- «Собака».
- «Цветы в вазе».
- «Павлин».
- «Ворона».
- «Пусть всегда будет мир» (плакат с изображением птиц на фоне природы) (коллективная работа)
Отметим, что многие темы предлагаются детям разного возраста, например рисование бабочки, рыбки, птицы, цветочка. Однако в каждой группе им соответствует свой уровень сложности.
К примеру, если дети раннего дошкольного звена просто дополняют бабочку необходимыми деталями (глазки, усики), то в более старшем возрасте изображение становится более детальным: отпечатанное с помощью ладошек изображение насекомого украшается замысловатыми узорами, подбираются интересные контрастные цвета. Аналогично, рыбка во второй младшей группе будет просто дополнена глазками, а позднее ребята рисуют уже на основе такого изображения целый подводный мир, морские обитатели будут отличаться друг от друга окраской, рисунком чешуи.
Польза пальчикового рисования в младшем возрасте
Рисование красками — увлекательный вид воспитывающих занятий. Родители, занимаясь подобной развивающей деятельностью вместе с малышом, устанавливают с ним психологический контакт и доверительные дружеские отношения.
В процессе работы над рисунком, ребенок:
- Развивает моторику рук — что в свою очередь благотворно сказывается на абстрактном мышлении и развитии речи;
- Узнает о существовании новых предметов, изучает способы взаимодействия с ними.
- Получает представление о форме и цвете предметного мира вокруг него;
- Работая с мелкими предметами, развивает координацию движений;
- Получает большое количество положительных эмоций;
- Развивает вкус.
По рисункам ребенка старше 3-4 лет можно судить о переживаниях юного художника. Через цвет и определенное расположение героев своих рисунков малыш выражает свои страхи тревоги.
Рисование пальчиками от 1-го до 2-х лет
Конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Кокунова С.Н. | «Весёлая зебра» (вторая младшая группа) Образовательные задачи: учить дошкольников рисовать нетрадиционным способом — ладошками, комбинировать в рисунке разные приемы рисования, закрепить знания по теме «Животные». Развивающие задачи: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание. Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, аккуратность. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: игрушечная зебра. Раздаточный материал: зеленые листы цветной бумаги, гуашь белого и черного цвета, кисти, баночки-непроливайки, подставки под кисти, салфетки. Ход занятия: Занятие начинается с загадки:
Появляется игрушечная зебра, которая пришла в гости к ребятам из далёкой Африки. Дети рассматривают ее вместе с педагогом — она имеет красивую окраскуя, как у лошадки есть грива и хвостик. Проводится физкультминутка:
Затем воспитатель рассказывает малышам удивительную историю: однажды в африканской пустыни родилась зебра. И ей стало очень одиноко, совсем не с кем было играть. И вот зебра проделала огромный путь, чтобы найти друзей. Педагог предлагает детям помочь зебре — нарисовать ей много друзей, похожих на нее. Воспитатель приглашает ребят сесть за столы и объясняет им приемы рисования в необычной технике — с помощью ладошек. Ручки нужно опустить в белую краску и оставить отпечаток на зеленой бумаге. Недостающие детали дорисовываются кисточкой — черные полоски, глазки, грива. Самостоятельная работа дошкольников. Зебра благодарит малышей и уходит довольная — теперь ей есть, с кем играть. |
Шишова Л.В. | «Синичка» (средняя группа) Воспитатель просит ребят показать свои ладошки, погладить их, похлопать, потереть о свои щечки. Оказывается, ладошки умеют делать очень много дел, в том числе и рисовать птичек. Педагог выясняет у малышей, что птички улетели в теплые края, так как им нечего стало кушать. Однако некоторые пернатые остались зимовать — на эту тему предлагаются загадки:
Педагог сообщает детям, что сегодня они будут рисовать синичку. Проводится пальчиковая гимнастика:
Педагог показывает дошкольникам свою ладошку и спрашивает, не напоминает ли она им птицу. Обозначает пальцем воображаемый клювик, шею, туловище, пушистый хвостик. Но эта птичка совсем не яркая, поэтому нужно раскрасить ее (наносит краску на ладонь, дети повторяют действия за воспитателем). Птичку нужно посадить в середину листа — для этого пальчики широко раскрываются и ладонь прижимается к бумаге. С помощью кисти птичке дорисовываются лапки и глазик. В конце занятия все птицы вывешиваются на доску — сказочную полянку. |
Алексеенко Г. | «Слон» (старшая группа) Воспитатель просит детей встать в круг, проводится небольшая разминка:
Дети берутся за руки. Педагог сообщает им, что они превратились в одно большое и доброе животное. Проводится игра:
Ребятам загадывается загадка про слона:
Рассматривание изображения слона, обсуждаются его части тела, форма и размер головы, ушей, хобота, бивней, туловища, ног, хвоста. Особо выделяются огромные уши, закрывающие частично голову, длинный гибкий хобот и маленькие глазки. Воспитатель сообщает ребятам, что уши защищают животное от перегрева, а также от назойливых насекомых. А подвижный хобот легко поднимает различные предметы, срывает листья с деревьев и набирает воду из водоема. Острые бивни служат слону защитой от хищников, а также вскапывают землю в поисках воды во время засухи. Бивни и хобот — это инструменты для выживания слона. Кроме того, педагог сообщает и другие интересные факты из жизни этих животных. Например, что все слоны имеют серый цвет. Они очень вежливые — умеют приветствовать и обнимать друг друга. Живут слоны около 60 лет. Дошкольникам предлагается изобразить слона нестандартным способам — с помощью ладошки. Воспитатель демонстрирует процесс изображения: ладонь раскрашивается серой краской, но только до первой фаланги, поскольку ноги у слона толстые и короткие. Кроме того, при нанесении отпечатка большой палец нужно отвести в сторону — это будет хобот. Проводится пальчиковая гимнастика:
Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ рисунков: педагог предлагает нескольким ребятам рассказать о своем слоне (какой у него характер, чем он любит заниматься). |
Патрикеева И.Н. | «Золотая пора» (подготовительная группа) Звучит аудиозапись пения птиц под шум осенней листвы. На доске висят картинки с изображением осеннего пейзажа. Воспитатель загадывает загадку про осень:
Педагог предлагает рассмотреть репродукции известных русских пейзажистов на осеннюю тему — И. Левитана «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкина «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень». Обсуждение увиденного: как изображена природа, какого цвета небо, деревья, облака, трава, настроение, которое хотели выразить художники. Затем для рассматривания предлагаются фотографии: дети выделяют признаки золотой осени. Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Угадай дерево по листочкам». Чтение стихотворения Л. Фадеевой «Осень-бабушка»:
Воспитатель сообщает ребятам, что они сегодня превратятся в художников-пейзажистов и изобразят осень во всей ее красоте, а затем устроят выставку своих картин. Пейзаж детям предлагается нарисовать с помощью ладошек. Педагог показывает последовательность выполнения работы: ладошки нужно намазать красной, желтой и оранжевой краской и изобразить отпечатком крону дерева в верхней части вертикально расположенного листа бумаги. Остальная часть работы выполняется кисточкой — дорисовывается коричневый ствол, разноцветные листочки. Образ дерева дополняется травкой, цветами, солнцем, облаками. Проводится физкульминутка на осеннюю тему:
Самостоятельная деятельность детей. Оформление стенда «Золотая выставка». |
О вкусных и невкусных красках
Первое, что попробует сделать ваш начинающий художник шести месяцев, — отправить краску себе в рот. Это совершенно естественно для ребенка в таком возрасте. Наиболее частая реакция родителей — ограничивать движение рук и одергивать ребенка постоянными «нельзя». К сожалению, такие действия исключают свободную деятельность малыша. В этом случае весь смысл процесса рисования пропадает.
Конечно, любая краска — это абсолютно несъедобная вещь, и об этом нужно помнить! Отучить ребенка есть краски можно таким способом: добавьте в краски раствор английской соли или горчицу. Ребенок поймет: раз «горько», значит, «нельзя»!
Стоит отметить, что и гуашь, и пальчиковые краски сами по себе тоже довольно неприятны на вкус, и вряд ли малышу захочется попробовать их еще раз. Поэтому не переживайте очень сильно, если он оближет свой покрашенный палец или рисунок.
Пальчиковые краски для малышей
Для самых маленьких хорошо подойдут пальчиковые краски.
- Давать их можно малышу примерно с полугодовалого возраста
- Такие краски специально делают для самых маленьких и они не содержат вредных и токсичных ингредиентов, изготавливаются с использованием пищевых красителей, потому что маленькие детки все тянут в рот и пробуют на вкус
- Чтобы дети этого не делали, обычно в краски добавляют соль или другой ингредиент, попробовав который ребенок больше не захочет это повторять
- Пальчиковые краски легко отмываются с любых поверхностей, смываются с кожи ребенка, отстирываются с одежды
Характеристика пальчиковых красок
Детские психологи уверены, что чем раньше ребенок начнет рисовать, тем более смышленым он вырастет. Пока малыш не научился держать в руках кисти и карандаши, пальчиковые краски – лучший вариант. К тому же, фломастеры, цветные карандаши, акварель и гуашь содержат в своем составе небезопасные вещества, да и удалить следы от них с одежды и мебели очень непросто.