картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитаниюкартотека (подготовительная группа) на тему


Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Физкультурное занятие в старшей группе «Птицы России» Цели: — учить детей перестраиваться в два круга, прыгать через предметы высотой 15—20 см по прямой на двух ногах; — упражнять в беге длинной и короткой «змейкой»

, в лаза-ньи по гимнастической стенке с переходом на соседний пролет и изменением темпа; — закреплять навыки ходьбы по…

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Города России» Цель: интеграция духовно-нравственного компонента в воспитательно-образовательный процесс технологии «Детский сад – Дом радости»

. Задачи: развивать интерес к самостоятельному сочинению рассказа от первого лица по аналогии; учить включать познанное через искусство и ознакомление…

Проект для детей 6-7 лет. Патриотическое воспитание

Проект для детей подготовительной группы ДОУ. Тема: «Наша Родина — Россия»
Автор: Амирова Галина Ринадовна Описание: В данной публикация я предлагаю вам проект «Наша Родина -Россия», направленного на воспитание патриотизма у старших дошкольников. Публикация направлена на аудиторию педагогов работающих со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Цель публикации: распространение педагогического опыта. Проект «Наша Родина — Россия». Подготовительная к школе группа Подготовили: АнтоноваТ.Г. Амирова Г.Р. Вводная беседа с детьми: Дети, сегодня мы ведём разговор о нашей стране. Как она называется? (ответы детей). А мы, живущие в России – россияне. Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. Древние предания рассказывают. что на прекрасной земле, где было много рек, лесов и долин, давным – давно жили славяне. • Славяне – означает славный, достойный народ: гордый. красивый, храбрый. Дети, запомните это слово – славяне. Они были нашими предками (показ иллюстраций). А теперь вы расскажите, что означает слово «предки»? (ответы детей) Это люди, которые жили на этой земле, где сейчас живём мы с вами, много-много лет назад, то есть до нас, перед, пред нами. Педагог обращает внимание детей на карту. «Как вы думаете, карта какой страны на доске? (ответы детей) Правильно, это карта нашей Родины. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша Родина – Россия. (Показываю границы России, дети смотрят за указкой) • Читаю стихотворение: «Как велика моя земля! Как широки просторы! Озёра, реки и поля. Леса, и степь, и горы! Раскинулась моя земля от севера до юга, Когда в одном краю весна – В другом – снега и вьюга.» • Россия – большая страна и её населяют много народов. Как вы думаете, на каком языке говорит большая часть населения? (ответы детей) Правильно, на русском языке. • В нашей стране много гор. Уральские, Кавказские, Алтайские. Самая высокая гора в нашей стране называется Эльбрус, самое глубокое озеро – Байкал. А у самой длинной российской реки красивое женское имя – Лена. (педагог показывает названные места на географической карте России) • Летом дети с родителями ездят отдыхать на Чёрное, Азовское, Каспийское • В российских лесах водятся волки, бурые медведи, зайцы, лисицы и лоси. В тайге обитают белки – летяги, рыси и тигры. А на севере живут моржи, тюлени и белые медведи (показ иллюстраций). • Также Россия богата природными ресурсами – углём, нефтью, газом, железом, медью, золотом и платиной. Вот какая красивая и богатая наша страна! Дети, как называется столица России? (ответы детей) А как называется главная площадь страны, где проходят торжественные мероприятия: парады, демонстрации, концерты? (ответы детей, показ иллюстраций). • В Москве живёт огромное количество людей – там много проспектов, площадей, парков, театров, музеев. Здания в Москве высотные, многоэтажные. Под землёй находится метро. Так же в Москве много других достопримечательностей: Кремль, царь – колокол, Царь – пушка, Большой театр, Храм Василия Блаженного, Исторический музей (педагог демонстрирует цветные иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей Москвы.). Тема проекта: » Наша Родина — Россия» Тип проекта: Информационно — исследовательский — творческий. Сроки реализации: долгосрочный. Актуальность темы: Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина. Гипотеза: Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе. Цель: Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России. Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине. Задачи: 1. Пополнить, уточнить и закрепить представления детей о стране — Росии, ее символике, столице, природных богатствах, культуре, народах, традициях, праздниках. 2. Дать представление о понятии -Малая Родина. Учить любить своих родителей, дом, село, страну. 3. Воспитывать любовь и уважения к своей национальности, толерантного и уважительного отношения к представителям других народов населяющих Россию, способствовать формированию у детей понятия о том, что все мы едины, несмотря на разрез глаз и цвет кожи, у всех нас одна, неделимая Отчизна. 4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину; 5. Способствовать зарождению патриотических чувств. Участники проекта: 1. Дети подготовительной группы . 2. Воспитатели. 3. Родители. Ожидаемый результат: После завершения проекта дети будут знать: — символику России (флаг, герб, гимн России). — Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней. — Четыре – пять народов живущих на Земле, их быт, традиции, -Климатические и природные условия. Вопросы, направляющие проект: Основополагающий вопрос: — Что такое Россия? Проблемные вопросы по теме: — Какая природа в России? — Месторасположение России на карте? — Символика России? — В России живут люди разных национальностей. Методы: 1. Метод проблемных вопросов; 2. Метод анализа; 3. Метод игрового моделирования; 4. Метод беседы, и др. Взаимодействие с узкими специалистами: Музыкальный руководитель — Аникина Л. М.; Логопед — Дегтярева А.Ш. Продукты проекта: Центр патриотического воспитания в группе, Интерактивная папка — Лэпбук «Россия – знаем, любим, гордимся!»; Тематические иллюстрированные альбомы. Коллекция тематических слайдовых презентаций. Этапы реализации проекта 1 этап
– Подготовительный 1.Ввод в игровую ситуацию (приглашение в путешествию по России). 2. Формирование проблемы: «Что мы знаем о России?» 3.Подведение к формированию задач: -знакомство с природными зонами России; -познакомить с растительным и животным миром средней полосы России; -познакомить с народными традициями и культурой России; -узнать об особенностях русского костюма; -иметь представление о промыслах и основных элементах узоров; народном фольклоре; -принять участие в русских народных играх и состязаниях; -отразить впечатления в продуктах в своей деятельности; -познакомить с природными богатствами и с главным городом России; -познакомить с понятием «Малая Родина»
2 этап
— Основной Организация деятельности детей в соответствии с перспективным планом реализации проекта; Совместная работа с родителями; Оформление в группе центра патриотического воспитания; Изготовление лэпбука «Россия – знаем, любим, гордимся!».
3 этап
— Заключительный Презентация проекта. Награждение благодарственными грамотами, детей и родителей принявших самое активное участие в работе над проектом. Релаксация .
Реализация проекта через различные виды деятельности. Познавательное развитиеНепосредственная образовательная деятельность, беседы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций:
«Наша страна Россия»; «Москва-столица нашей Родины»; «История Московского Кремля»; «Народы России» ; «День народного Единства»; «Климатические зоны России»; «Природа России»; «Голубые реки России»; «Государственные символы России: герб, флаг, гимн»; «День Победы»; «Наша армия»; «Ташла — моя малая Родина»; «Растительный и животный мир средней полосы Росии»; «Животный мир средней полосы России»; «Белая береза – символ России».
Дидактические игры:
«Найди флаг России», «Узнай наш герб», «Найди среди гербов разных стран, герб России», «Чей костюм», «Мир профессии», » С какого дерева листок», «Когда это бывает».
Речевое развитие Обучение рассказыванию
«Главный город нашей страны»; «Города России»; «Какие народы живут в России»; «Богатства России»; «Богатыри земли русской» «Русские народные промыслы»; «Моя малая Родина»;
Чтение рассказов, сказок, стихов:
«Что я видел» Б.Житков; «Родина»Александрова; «История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова; «Ёлка»В. Сутеев; «Две березы» Т.А.Шорыгина; «Прогулка» С. Михалков; «Конек горбунек» Ершлов; «Как аукнется, так и откликнется» р.н.с.; «Заяц- хваста» р.н.с.; «Царевна – лягушка» р.н.с.; «Лисичка сестричка и серый волк» р.н.с.; «Снегурушка и лиса» р.н.с.; «Сивка – бурка» р.н.с.; «Хаврошечка» р.н.с.; «Колосок» р.н.с.
Заучивание стихов:
«Кремлевские звезды» С.Михалков; «Лучше нет родного края»П. Воронько; «Родная земля» Г.Ладоньщиков; «Родина» В.Семерин; «Родная земля» П.Синявский
Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.Художественно-эстетическое развитие Рисование:
Спасская башня Кремля»; «Флаг России»; «Белоствольная береза»; «Городецкая роспись»; «Дымково. Нарядная барышня»; «Русский национальный костюм»; «Наша нарядная елка». «Ветка рябины»; «Портреты членов семьи»; «Гжель»; «Кукла в национальном костюме»; «Хохлома»; «Мой дом»; «Салют Победы».
Лепка:
«Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»; «Сказочный образ Снегурочки»; «Животные России»; «Пограничник с собакой» «Птицы»
Аппликация и художественный труд.
Открытки для самых близких к праздникам. Кукла «Кувадка» «Чудесные превращения шишки»; «Цветущий сад»;
Слушание песен и музыки:
«Во поле береза стояла», «Осенняя песня», «Урожайная», «Елочка красавица», «Зимушка прощальная». «Гимн России», «Русская народная музыка».
Физическое развитие. Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Краски», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «День – ночь», и др. Социально коммуникативное развитие. Экскурсии:
Экскурсия по улицам родного села; Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия к памятникам боевой славы земляков;
Сюжетно -ролевые игры: «Семья»; «Путешествие по стране на автобусе»; «Улицы города»; «Профессии» и др. Инсценировка русских народных сказок:
«Колобок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок» и т.д.
Участие в районных мероприятиях
Форум-фестиваль «Молоко 2016»; Конкурс патриотической песни «Долг! Честь! Родина!»; Районный «День детства»; Акция «Вальс Победы»; Акция «Георгиевская лента»; Участие в районном параде посвященном Дню Победы
Взаимодействие с родителями Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду». Помощь в подборке материала к лэпбуку «Наша Родина –Россия». Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств». Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?». Консультация «Ребёнок и его Родина». Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России. Совместное с детьми чтение книг о России. Перспективное планирование работы с детьми по проекту в подготовительной группе Сентябрь
1. Беседа «Наша Родина-Россия» (приложение №1); 2. Беседа «Главный город нашей страны» (приложение№2); 3. Беседа «Москва-столица России» (приложение№3); 4. Беседа «Природа России» (приложение №4); 5. Чтение стихотворения Александровой «Родина»; 6. НОД «Города России» (приложение №5); 7. Рассматривание иллюстраций «Главный город нашей страны»; 8. Чтение главы из книги Б.Житкова «Что я видел»; 9. Экскурсия по улицам родного села; 10. Рисование «Спасская башня Кремля».
Октябрь
1. Беседа «Государственные символы России: герб, флаг, гимн» (приложение №6); 2. НОД «История Московского Кремля» (приложение №7); 3. Беседа «Ташла — моя малая Родина»; 4. Рассматривание иллюстраций «Природа Оренбургской области»; 5. «Белая береза – символ России» (приложение № 8); 6. Чтение художественной литературы . Чтение Т.А. Шорыгиной «Две березы»; 7. Заучивание стихотворения «Кремлевские звезды» С.Михалков; 8. Экскурсия в краеведческий музей. 9. Рисование «Флаг России»; 10. Рисование «Белоствольная береза».
Ноябрь
1. НОД «Какие народы живут в России» (приложение №9); 2. Праздник«День народного единства» ; 3. Чтение «История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова; 4. Чтение русской народной сказки «Заяц- хваста» 5. Знакомство с городецкой росписью. Приемы выполнения элементов цветочного узора в городецкой росписи; 6. Знакомство с дымковской игрушкой (приложение №10) 7. Декоративное рисование «Нарядная барышня»; 8. Знакомство со старинными игрушками изготовление куклы «Кувадки»; 9. Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка»; 10. Лепка «Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»;
Декабрь
1. Беседа «Климатические зоны России» (приложение № 11); 2. Беседа «Русский национальный костюм» (приложение №12); 3. Рисование «Русский национальный костюм»; 4. Рассматривание иллюстраций «Голубые реки России» (приложение № 13); 5. Чтение художественной литературы «Прогулка» С. Михалков; 6. Чтение сказки «Ёлка» В. Сутеев; 7. Познавательная беседа «Новогодние традиции»; 8. Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько; 9. Рисование «Наша нарядная елка»; 10. Лепка «Сказочный образ Снегурочки»;
Январь
1. Чтение «Народные праздники на Руси»; 2. Беседа «Богатства России»; 3. Лепка сказочного образа Снегурочки; 4. Животный мир средней полосы России ( приложение №14); 5. Чтение художественной литературы « История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова; 6. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»; 7. Дидактическая игра «Чей костюм?»; 8. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Родина моя»; 9. Рисование «Ветка рябины»; 10. Лепка «Животные России».
Февраль
1. Познавательная беседа «Наша армия». 2. Поделка из природного материала «Чудесные превращения шишки»; 3. Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка»; 4. «Богатыри земли русской» (приложение №15); 5. Заучивание стихотворения «Родная земля» Г.Ладоньщиков; 6. Рисование «Портреты членов семьи»; 7. Лепка «Пограничник с собакой».
Март
1. НОД «Русские народные промыслы» (приложение № 16); 2. Беседа «Русские народные инструменты» (приложение №17); 3. Народные праздники на Руси: « Масленица»; 4. Чтение художественной литературы: сказка П.Ершова «Конек-горбунок»; 5. Знакомство с искусством гжельской росписи. Декоративное рисование « Гжельские узоры» 6. Заучивание стихотворения «Родина» В.Семерин; 7. Разучивание стихотворений к маминому празднику; 8. Лепка «Птицы».
Апрель
1. Беседа «Моя малая Родина»; 2. Беседа «Растительный и животный мир средней полосы России (Приложение № 18)»; 3. Заучивание стихотворения «Родная земля» П.Синявский; 4. Чтение художественной литературы. История России в рассказах для детей» (отдельные главы);А. Ишимова; 5. Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка»; 6. Викторина «Родина моя»; 7. Дидактическая игра «Узнай наш флаг (герб)»; 8. Знакомство с хохломской росписью Декоративное рисование «Золотая хохлома» (приложение № 19); 9. Рисование «Кукла в национальном костюме»; 10. Коллективная аппликация «Цветущий сад».
Май
1. Праздник «9 Мая — День Победы»; 2. Рисование на тему «Спасская башня Кремля»; 3. Беседа «Города- Герои»; 4. Экскурсия к памятникам боевой славы земляков; 5. Чтение художественной литературы; 6. Чтение русской народной сказки «Колосок». 7. Рисование «Мой дом»; 8. Рисование «Салют Победы». 9. Презентация проекта. Подвижные, дидактические, сюжетно — ролевые игры , инсценировки сказок в течении года.
Итоги проекта 1. В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитания уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Наши ребята приняли участие в районных мероприятиях. Форум-фестиваль «Молоко 2016»; Конкурс патриотической песни «Долг! Честь! Родина!»; Районный «День детства»; Акция «Вальс Победы»; Акция «Георгиевская лента»; Участие в районном параде посвященном Дню Победы. Все наши выступления были хорошо подготовлены, дети не робели выступать перед большой аудиторией. Отличная подготовка музыкальных номеров, это заслуга музыкального руководителя детского сада «Дарование» Аникиной Л. М. За выступления наших воспитанников на районных мероприятиях, мы получили массу положительных отзывов от родителей, от организаторов мероприятий, от простых жителей с.Ташлы. В реализации проекта родители группы выступали в качестве надежных партнеров, мы смело опирались на их поддержку во всех мероприятиях проекта. Благодаря такой сплоченной работы педагогов, родителей и детей удалось решить все задачи проекта и достичь его цели. Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Социальный проект для детей подготовительной группы детского сада Творческий проект по сказкам для детей подготовительной группы Педагогический проект в детском саду. Подготовительная группа Проект в детском саду для детей подготовительной группы. Доброта спасет мир

Похожие статьи:

Беседа «Большая и малая Родина» в подготовительной группе

Картотека бесед по нравственно- патриотическому воспитаниюкартотека (старшая группа)

Картотека бесед по нравственно — патриотическому воспитанию.

«Дорожная азбука»

Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения: проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов. Убедить детей в необходимости соблюдать их-

не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке. Продолжать закреплять знания детей о назначении светофора; учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные), предназначенные для пешеходов.

Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

«Полосатая зебра»

Цель: расширять у детей знания правил дорожного движения (улицу можно переходить в специальных местах – наземных и подземных переходах, напомнить о значении знака «Пешеходный переход».

Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено». Формировать устойчивые навыки осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города. Учить детей применять свои знания на практике. Развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

«Планета Земля в опасности»

Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

«Москва – столица нашего Отечества»

Цель: дать детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа.

«День знаний»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник –начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.

«День матери»

Цель: закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции.

«Новый год»

Цель: расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу.

«Масленица»

Цель: продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

«Наша Армия».

Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов.

«8 марта»

Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

«Первый космонавт»

Цель: продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи.

«День Победы»

Цель: продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

«Россия – моя Родина»

Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.

Содержание беседы: Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Это древний город. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее. Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем городе: почему так назван, чем знаменит, какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше и каким будет в будущем. В России, как и в любой другой стране, своя культура, свои традиции и обычаи, свои промыслы, а у детей свои игры (поиграть с детьми в народные игры). В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя культура, свой язык. Все, кто живет в России, — россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.

«Беседа о Дне защитников Отечества»

Цель: продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23 февраля — День Защитника Отечества; — закрепить знания об армии, о рядах войск; — воспитание уважительного отношения к защитникам нашей Родины. Содержание беседы: Ребята, приближается праздник «День защитников Отечества». Кто знает, кто такие защитники Отечества? Мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия — это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля. В армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. Итак, первый род войск, с которым мы сегодня познакомимся, это: Погранвойска. (Пограничники). — Кто из вас знает, кто такие пограничники? Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идѐт по следу. Военно-воздушные войска. -Кто из вас знает, кто такой десант? Военно-воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лѐтчики – члены экипажа самолѐта или вертолѐта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя. Военно-морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде. Сухопутные войска. В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемѐтами. Ещѐ в сухопутных войсках служат связисты, минѐры, военные строители. — Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время? Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. — Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время? Солдаты тренируются. -Как солдаты тренируются? Солдаты должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, мужественными. «Пограничники, лѐтчики, моряки и другие военные, о которых мы сегодня говорили» – это военнослужащие Российской армии. Наша армия не нападает, а защищает и российских военных справедливо называют защитниками. В армии служат самые достойные, сильные, мужественные и смелые. Служба в армии – почѐтная обязанность каждого российского мужчины». Ребята, у вас многих папы служили в армии, они защищали нашу Родину. Когда вы, мальчики, вырастите, то тоже будете служить в армии. Будете хорошими защитниками нашей Родины.

«Моя семья»

Содержание беседы: (Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и скажите тему нашей беседы) Семья-это слово нам многое скажет. Семья нам с рожденья в путь жизни покажет. И каждый, какой бы с ней не был момент, Волшебней, роднее моментов и нет. Семья с нами рядом всегда и везде, Она много значит в каждой судьбе. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. Семья- это маленькая ячейка общества.Как вы думаете, что такое семья? -Семья – это мама, папа и их дети. Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг в семье возникает ссора, дети не послушались родителей, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим. Ребята, а какие пословицы про семью вы знаете? Расскажите их. Семья сильна, когда над ней крыша одна Нет родителей — нет покровителей. Сердце матери лучше солнца греет. Добрые дети — дому венец, а злые- конец. При солнышке тепло, при матушке добро. Вся семья вместе, так и душа на месте. На что клад, коли в семье лад. Вся семья вместе — так и душа на месте. Кто родителей почитает, тот век счастливо живѐт. Молодцы, вы так много знаете пословиц.

Ребята, встаем возле своих стульчиков сейчас мы немного разомнемся, повторяем движения и слова за мной. Раз, два, три, четыре! Кто живет в моей квартире? (Хлопки на счет.) Раз, два, три, четыре, пять – Всех могу пересчитать: (Хлопки на счет.) Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я – Вот и вся моя семья! (Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальчиков.) Молодцы, присаживайтесь на свои места. А сейчас послушайте сказку о волшебной семье. В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала: -Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели! А Петя: -Не хочу! -Петя, — удивилась мама, — ты почему меня не слушаешься? -А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться! -Ну тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» — а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!» -А я тогда, — сказал папа, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!» -Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю! -Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слуша -Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок! И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай! И тогда Петя закричал: -Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда! И Петя стал слушаться маму. А мама — папу. А папа — дедушку. А дедушка — бабушку. А бабушка — Петю. А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья! Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? – о семье. Что такое семья? — это маленькая ячейка общества. Вы все молодцы, были очень активные на протяжении всей беседы.

«Наша древняя столица»

Цель: Формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу. Содержание беседы: Трудно представить себе, что когда-то Москвы не было, однако это так. На месте современного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки, в реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было очень удобное, и люди обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров, т.е. уже в седой древности Москва была не земледельческим поселком, а городом. Москву основал князь Юрий Долгорукий. Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль, его величественные зубчатые стены, башни из красного кирпича. Но так было не всегда. Первый Кремль был деревянным. Когда к Москве подступили монголо-татары, деревянный Кремль сгорел. Вновь подняли кремлевские стены из дуба, но во время засухи начался пожар, и Москва горела. Позднее на кремлевском холме воздвигли стены и башни из белого камня, но шли годы, тесно стало Москве в белокаменных стенах, и тогда построили из красного кирпича новый Кремль, который мы знаем сейчас.

«Моя родословная»

Содержание беседы: Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. У твоих родителей тоже есть родители, которые их любили и воспитывали, так же, как и тебя твои родители. Кто они – родители родителей? Бабушка, дедушка. Родственники – близкие люди. Они поддерживают друг друга и делят все радости и горести. Поэтому если кто-то из родственников поступает плохо, то люди осуждают не только этого человека, но и всех его близких. Нужно стремиться совершать хорошие поступки и заботиться о добром имени своей семьи, твоего рода. Объясни, как ты понимаешь слова: родословная, семья, родня, родственники, бабушка, дед, сес Пословицы: Дети – благодать Божья. У кого детки, у того и заботы. Умел дитя родить, умей и научить. Русский человек без родни не живет. Вся семья вместе, так и душа на месте. Мать праведна – ограда камена. Кто такие предки? Рассказать хочу вам, детки, Кто такие наши предки, Те, кто были перед нами, Кто возился в детстве с нами. Это – мама, это – папа, Это – бабушка и дед, Это – прадед. Он родился Перед вами за сто лет, Все, что видим мы сейчас, Предки сделали до нас. Лампа туфли телефон, Поезд, стулья, этот дом. Даже мяч, футбол, штаны Предки нам изобрели Много – много лет назад Предки начали писать. И от предков мы узнали, В книгах предки рассказали Как возник наш род людской И кто был до нас с тобой.

«Знакомство с флагом России»

Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказать о его значении для страны и обозначении всех цветов флага.

Содержание беседы: Ребята, вы знаете, называется страна, в которой живете? Правильно – Россия! Мы с вами, жители этой страны называемся россиянами. Но вот представьте, что к нам приехали гости из другой страны, как они могут узнать, что приехали именно в Россию, а не в другую страну? В этом им помогут несколько помощников: флаг, герб, гимн страны. Сегодня мы с вами рассмотрим флаг России. В каждой стране есть свой флаг. В нашей стране – в России – тоже есть государственный флаг. Он состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка), на которое навешивается полотнище (отрезок ткани) Посмотрите внимательно на Российский флаг. Сколько цветов вы видите на нем? (три: белый, синий, красный). О чем нам может сказать белый цвет? Конечно о наших белоствольных∙ березках, белоснежной зиме, о ромашках на лугу, о легких белых облаках летом. А о чем говорит синий цвет? Синий цвет напомнит о колокольчиках и∙ васильках, а синем небе, о море, о наших реках и озерах. А красный цвет? Красный цвет — это цвет огня, солнца на закате,∙ красных маков и гвоздик. Именно красные гвоздики приносим мы к памятникам павших воинов, потому что цвет крови тоже красный. И мы не имеем права забывать тех, кто защищал нашу Родину и погиб за нее. Вот как много может рассказать флаг страны. Российский флаг вывешивается в дни праздников на зданиях. Вот этот маленький флажок (макет Российского флага) останется с нами в группе.

«Моя любимая мамочка»

Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и сделать приятное маме, самому дорогому и близкому человеку на земле, у детей старшего дошкольного возраста. Содержание беседы: Сегодня у нас с вами будет интересный разговор .А на какую тему мы с вами будем беседовать, догадайтесь сами. Поможет вам в этом моя загадка. Слушайте внимательно. Кто любовью согревает Все на свете успевает, Даже поиграть чуток? Кто тебя всегда утешет, И умоет и причешет, В щечку поцелует-чмок? Вот она всегда какая Моя…родная. Дети вставляют пропущенное слово(мамочка) Воспитатель. Правильно, ребята, вы догадались.Сегодня мы с вами поговорим о наших любимых мамах.Дети, что значит для вас ваша мама? (Ответы детей) Хорошо, молодцы.Воспитатель.(Обобщает ответы детей)Мама-самый дорогой и близкий человек. Она всегда защитит, поможет в трудную минуту. Мама всегда поймет тебя и утешет.Мама для всех нас дети главный человек в жизни.Давайте, каждый из вас расскажет о своей дорогой мамочке.Дети поочереди рассказывают о ней, как зовут маму,кем мама работает? Чем увлекается? Как дети помогают мамам? Воспитатель.Молодцы, ребята хорошо рассказали о своих мамах, спасибо вам. Физкуль

Дружно помогаем маме.

Мы белье полощем сами (наклоны)

Раз, два, три, четыре, (движения в стороны)

Потянулись, (повесили белье)

Остановились Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове) Воспитатель. , хорошие помощники! Воспитатель.Дети, а вам известны праздники мам? Дети.Да!(называют праздники) Воспитатель.Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. В этот день хочется сказать всем мамам слова благодарности, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Воспитатель(в заключении беседы)Дети а, чтобы вы своим мамам пожелали? Дети. Чтобы наши мамы были всегда здоровыми, красивыми и молодыми. Воспитатель.Молодцы, ребята. Я уверена, что вы своих мам очень сильно любите.

«Орёл преславный»

Цель: продолжать знакомить детей с символикой России. О том каким герб был и каким стал. Как изменялся в течении всей истории России. Содержание беседы: В России герб является самым старшим (по возрасту) государственным символом. Впервые двуглавый орел появляется на нашем гербе при Иване 3 (во второй половине 15 века). На лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной – двуглавый орел. При правлении Михаила Федоровича Романова над орлом появляются три короны. При Алексее Михайловиче орел впервые изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу. При Петре 1 золотого орла на красном поле сменяет черный орел на золотом поле. В дальнейшем изображения на гербе часто подвергались изменениям. К середине 19 века крылья орла украшены гербами земель, перечисляемых в титуле императора. Этот герб просуществовал до 1917 года. После октябрьской революции в государственном гербе РСФСР утверждаются новые символы: двуглавый орел заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце – как знак перемен. Эти символы вошли и в герб СССР, которые обрамляли колосья, перевязанные ленточками с названиями союзных республик. В 1993 году указом Президента Российской Федерации был возвращен исторический герб России с изображением двуглавого орла.

«Мое имя»

Содержание беседы: Имя играет огромную роль в жизни человека. С имени начинается осознание человеком своей индивидуальности и уникальности. Задача взрослых – помочь ребенку сформировать положительное отношение к собственному имени. Родители рассказывают ребенку, как они выбирали ему имя, почему его так назвали, кто еще из родственников носит такое же имя. При проведении беседы можно предложить ребенку выполнить различные задания. В центре цветка впиши свое имя, а на лепестках нарисуй свои глаза, нос, рот, напиши свое ласкательное имя или то, которым тебя называют в семье. Напиши или нарисуй, как мама называет тебя, когда сердится и когда хочет приласкать. Когда ты вырастешь и станешь взрослым, тебя будут называть по имени отчеству. В русской культуре отчество дается ребенку по имени отца. Назови свое полное имя и отчество. К сверстнику, брату, сестре ты обращаешься по имени. Называя взрослого по имени и отчеству, ты проявляешь тем самым уважение к нему.

«Книга – лучший друг»

Цель: воспитание читателя; пробуждение интереса к чтению художественной литературы, расширять знания детей о книге; развивать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; закрепить представление о труде писателя, художника; познакомить с детскими писателями: К.И.Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, В.В. Бианки А.Л. Барто; воспитывать бережное отношение к книге.

Содержание беседы:- Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы очень внимательно слушайте и дайте правильный ответ: «Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает» (ответы детей) — И сегодня, мы с вами поговорим о книге, о бережном отношении к ней. В группе у нас есть книги.А есть ли у вас дома?Зачем они нужны?Какие у вас любимые книги? Вы назвали много книг и их действительно много и все они разные. — А кто создает книги? (писатель, автор) — Правильно, а оформляет художник. — Каждый писатель работает по-своему. Один любит тихий кабинет, другой, наоборот – место, где много людей, где стоит шум, идет разговор. Одни пишут карандашом, другие – ручкой, третьи работают за компьютером. Кто-то умеет писать для детей, кто-то для взрослых. — Ребята — это очень сложная работа и следует бережно относиться к книге. — Посмотрите на эти портреты, это детские писатели. Вот К.И. Чуковский, давайте вспомним, какие произведения он для вас написал (рассматривают книги). — Вы помните произведение К.И. Чуковского «Федорино горе» — это легкое, веселое, интересное произведение, где все скачет, пляшет, движется и поет: «А за ними блюдца – блюдца – Дзынь –ля-ля! Дзынь –ля-ля! Вдоль по улице несутся – Дзынь –ля-ля! Дзынь –ля-ля!» — Как вы думаете, долго ли автор работал над этим произведением? (ответы детей) — В своем дневнике К.И. Чуковский записал, что ему приходилось за целый день писать только три строчки. Поэтому «Федорино горе» создавалось совсем непросто. Но иногда бывает по-другому. Стихотворение рождается сразу, вдруг, легко и непринужденно. Рассматриваем книжки писателей, портреты, которые стоят на столе (К.И. Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, В.В. Бианки, А.Л. Барто). — Вот п

Игра «Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой! Раз, два, три – беги! (Дети передают друг другу мяч по кругу; тот, у кого остался мяч с концом предложения останавливается, и дети, стоящие справа и слева от него, встают спинами друг к другу и по команде обегают круг и стараются взять мяч первыми). — Чтобы быть писателями, надо хорошо учится, учить наблюдать, уметь видеть так, как не видят другие.

«Мой любимый детский сад»

Цель: Закрепить детей о необходимости и значении труда взрослых людей. представление детей о профессиях людей, работающих в детском саду, что они делают. Уметь называть работников ДОУ по имени и отчеству. Воспитывать у детей интерес и желание посещать детский сад.

Содержание беседы: Ребята, папа с мамой каждый день ходят на работу, братья и сѐстры – в школу. А куда ходите вы? Дети: В детский сад. Воспитатель: Правильно в детский сад. Воспитатель: Ребята, скажите, а люди каких профессий работают в детском саду? И как их зовут по имени и отчеству? Дети: — Заведующая (Имя и отчество). — Воспитатели (Имя и отчество). — Младшие воспитатели (Имя и отчество). — Логопед (Имя и отчество). — Мед. сестра (Имя и отчество). — Музыкальный руководитель (Имя и отчество). — Инструктор по физо (Имя и отчество). Воспитатель: Молодцы. А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру с мячом «Кто что делает?». Воспитатель бросает мяч и называет профессию, дети ловят мяч и перечисляют действия. (Воспитатель – учит, объясняет, рассказывает.Младший воспитатель – моет пол, вытирает пыль.Повар – варит кашу, суп, жарит котлеты.Мед. сестра – делает прививки, лечит детей.Прачка – стирает и гладит бельѐ.Дворник – убирает мусор, чистит снег.) Воспитатель: Детский сад – это второй дом. Мы в нѐм живѐм. В этом доме есть много групп, кабинетов, помещений. Воспитатель: Назовите, какие знаете вы, и для чего они предназначены? Дети: Спальня – это помещение предназначено для сна. Музыкальный зал – помещение предназначено для музыкальных занятий. Игровая – комната, в которой мы играем. Физкультурный зал – помещение для физкультурных занятий. Воспитатель: Ребята, а вы любите свой детский сад? Дети: Да, любим. Воспитатель: Для чего вы ходите в детский сад? Дети: Чтобы получать знания, играть, общаться. Воспитатель: А когда вы вырастите, куда вы пойдѐте? Дети: В школу.

«Хлеб — богатство России»

Цель: Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб -богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Содержание беседы:- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие бы слова вы могли сказать о России? Какая она? (Ответы детей.) — Очень часто говорят, что Россия — страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Предположения детей.) Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых — угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу? (Рассуждения детей.) Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб. А помогут вам цветные квадратики. Черный (или коричневый) квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете ,что обозначает зеленый квадрат? (Появление зеленых ростков) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу.) — А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью (Дети с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ.) Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастить много пшеницы и ржи. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова — хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Предложения детей.) — Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.) — А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой? (Если дети не вспомнили, воспитатель предлагает им отгадать загадку.) Овсом не кормят, Кнутом не гонят А, как пашет — Семь плугов тащит. — Вспомнили? Да, это трактор. (Воспитатель выставляет картину с изображением работающих тракторов.) — На распаханное поле выходят другие машины — сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева: По земле сырой, не жесткой, Там, где тракторы прошли, Неглубокие бороздки. В черной пашне пролегли. И до вечера и позже, До полночи с темнотой, Зерна сыпались, как дождик, Точно дождик золотой. — Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? Потому что растения нужно посадить в определенный срок и, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут, не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна вовремя. — Но вот взошли зеленые росточки, потом выросли колосья. Был крупинкой золотой — Стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило И стрелу позолотило. — Что это? Кто знает отгадку? (Это колос.) — Как вы догадались? (Сначала было маленькое золотое зернышко. Когда оно взошло, появились зеленые стрелочки — росточки. А когда созрело, превратилось в колос.) — Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на эту картину. (Выставляет картину М..Шишкина «Рожь».) Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь. Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.

«Изба –жилище русского человека»

Цель: Познакомить детей с жилищем русских людей в старину, дать представления о предметах быта; продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости. Приобщать детей к русской национальной культуре. Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли. Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. Вот печь. Говорили о ней в старину:«Печь — всему голова». Голова – значит, самая главная.«Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница». У печи стоит кочерга, и ухват. В избе находился большой деревянный стол. Возле стола лавки. Они такие длинные и широкие, так как на них сидят во время обеда, а ночью спят. В каждой избе был сундук, где хранилась одежда. В каждой избе обязательно есть красный угол. Красный- главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Говорили: «Здраве буде». Это означает: «Будьте здоровы, здравствуйте».Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник.«Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль» — с поклоном приглашает хозяйка. Перед едой мыли руки из рукомоя– рукомойника. Вытирали руки рушником. Русские люди очень гостеприимны идоброжелательны. Гостя первым делом надо было напоить и накормить досыта.«Все, что в печи, — на стол мечи», — гласит русская пословица. Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место), ахлеба ни куска, так и стол – доска», — так говорили в старину.Еду обычно не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы гость солил сам по вкусу. Нежданному гостю соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушел не солоно хлебавши ». В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. « Хлеб – соль ешь, а правду режь», — говорили в народе. Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. Самым главным в семье и за столом был старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, многое повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет.Даже за столом во время еды все его слушались. На середину стола ставилась одна большая миска или один чугунок. Тарелок не было, а если и у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень были они дорогие!Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым есть начинал дед, попробует и скажет, что остальные могут есть. Если кто – то вперед него ложку опустит в еду – ложкой по лбу или вообще из — за стола выгонят, и он голодным останется. Отсюда и поговорка:«Поперек батьки в пекло не лезь!» Самые старшие в семье – дед и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место для сна. Их даже мама с папой слушались, потому что любили и уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей. Старость в былые времена всегда уважали, оберегали, считали, если человек состарился, должен доживать свой век спокойно в ласке и любви. Вот так жили наши предки. Цикл бесед

Рабочая программа кружка по патриотически-нравственному воспитанию «Юный гражданин»

1.3.
Принципы формирования Программы
Содержание рабочей программы кружка соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивающее единство воспитательных и обучающих целей и задач.

Рабочая программа кружка разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС ДО:

— принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

— принцип научной обоснованности и практической применимости;

— принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;

— принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

— принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

— принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

— принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе;

— принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного подходов.

1.4.
Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]