Экологический проект в детском саду. Вторая младшая группа
Экспериментально- исследовательский проект для 2 младшей группы «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!».
Девиз: Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы малыши. Чтоб для них экология стала. Не наукой, а частью души ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: информационно – исследовательский По содержанию: ребенок и охрана природы Участники проекта: дети – педагоги – родители По количеству участников: коллективный По продолжительности реализации проекта: Долгосрочный (сентябрь 2021 года- май 2021 г.) Проблема: загрязнение природы бытовыми отходами Гипотеза: что будет с окружающей средой, если мусор не перерабатывать для повторного использования. 1.Актуальность проблемы: По указу Президента, 2017 год в России объявлен годом экологии, что особенно важно для нас, так как одним из направлений нашего детского сада является экологическое воспитание. Работа ведётся по таким направлениям: 1. Природа – человеку (где заостряется внимание детей на эстетической и оздоровительной значимости природы). 2. Человек – природе (где показывается положительная и отрицательная деятельность человека). 3. Как сохранить природу (где дети знакомятся с правилами охраны природы). 4. Мы – защитники природы (участие в природоохранных мероприятиях). Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк, речку, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Дети стали задумываться: Откуда берется столько мусора? Как мусор влияет на природу. Куда отвозят мусор? Можно ли из мусора сделать что то полезное и красивое? Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!». 2. Цель проекта: 1.Выяснение причин проявления мусора; 2.Проведение эксперимента «Как разлагается мусор»; 3.Изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора; 4.Проведение акции «Сбор макулатуры», «Вторая жизнь вещей», «Уборка мусора». Задачи проекта: Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах; об опасности бытовых отходов для жизни человека и живых организмов. Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Найти способы вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Воспитывать активную гражданскую позицию в защите окружающей среды, расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, желание общаться с природой, не загрязняя ее. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы Этапы реализации проекта I этап – подготовительный 1. Сбор и анализ литературных источников по теме. 2. Оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта. 3. Анкета «Мусор в нашем городе». 4. Разработка советов для родителей «Как обращаться с отходами дома?» II этап — организационный 1.Провести беседы, занятия, игры, по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина. 2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором возле своего дома, на своей улице, в детском саду. 3. Провести эксперимент «Что земля «кушает», а от чего она болеет» III этап – практическая деятельность 1.Чтение С. Михалкова «Прогулка», А. Анишина «На городском субботнике», Е. Смирнова «Давайте землю украшать». 2. Просмотр слайд- шоу «Мусор – загрязняет нашу природу»
3. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» -«Про корову, которая из-за отравления воздуха и воды вместо молока давала бензин», « Жизнь мусора», « Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе». 4.Беседа «Мусор под ногами опасен». Цель: Дать понятия о вреде мусора для природы и человека. 5.Дидактическая игра «Сортируем мусор» Цель: различать и называть материалы, формировать представление об охране природы за счёт рационального использования ненужных предметов и их переработке.
6. С/Р игра «В магазин за покупками» Цель: Научить выбирать товары в упаковках многоразового использования
7.Тематические наблюдения. В течение нескольких дней обращали внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Что делают с мусором родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
8. Опытно-практическая деятельность. Цель: помочь детям понять, что нельзя мусорить. Это влияет на природу и здоровье людей. Научить использовать ненужные предметы. Создавая из них игрушки, украшения интерьера, игровых площадок. Бумагу и картон можно сдавать в пункты переработки сырья, где она превращается новые альбомы, упаковочные ящики, салфетки, обёрточную и туалетную бумагу. а) Опыты с предметами из разных материалов (Стекло, железо, бумага, резина, пластмасса). Цель: опытным путем установить форму, цвет, свойства, способы их использования. б Опыт «Изготовление новой бумаги». Цель: Показать, что даже в домашних условиях кусочки бумаги можно повторно использовать.
в) Опыт « Откуда берётся и куда девается мусор», дошкольники выяснили, откуда берется мусор и куда девается. Дети выбросили мусор дома, в детском саду в пакет. Затем отнесли его в контейнер на улице и увидели, что мусоровоз очищает контейнер и увозит на специальную свалку. Дети узнали, что рядом со специальными свалками люди не живут, т. к. там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Все это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя выкидывать мусор где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоемах, полях. г) Опыт «Что земля «кушает», а от чего она болеет» воспитанники решили выяснить, исчезает мусор в природе или остается навсегда. Осенью, в сентябре, дети вместе с педагогом закопали на территории д/с бытовой мусор некоторых видов (бумагу, пластиковый стакан, металлическую банку, стекло, кусочки дерева, листья) и поставили таблички. В мае следующего года, откопав мусор, дошкольники выяснили-пищевые отходы и листья, кусочки дерева исчезли, а пластиковый стакан, металлическая банка, стекло, бумага остались в земле в том же состоянии. В результате эксперимента воспитанники сделали вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор можно закопать, а все остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.
д) Опыт «Как уменьшить количество мусора?». В ходе бесед на тему «Мусор надо разделять» воспитанники узнали, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты. 1.Первым вариантом решения проблемы была сортировка мусора. Дети с помощью взрослых сортировали мусор для его последующей переработки и находили возможные варианты переработки мусора с учетом наименьшего вреда для природы и человека 2. Вторым вариантом решения проблемы взрослыми было предложено экономное использование вещей и предметов. Например, можно писать и рисовать на двух сторонах листа, на второй стороне исписанного листа. 3.Следующий вариант решения проблемы «Покупай с умом» предложили бабушки воспитанников. Это значит, что, идя в магазин, можно брать пакеты из дома, выбирать и покупать продукты длительного хранения без лишней упаковки. Наглядным подтверждением правильности такого подхода стала сюжетно- ролевая игра «За продуктами в магазин?». Дети разделились на две группы, чтобы отправиться за продуктами в магазин. Участники первой группы взяли с собой тару для покупок: стеклянные банки, пакеты, старались выбирать нужные продукты в упаковке многоразового использования (стеклянные банки, пластиковые коробки), а участники второй группы все продукты покупали в одноразовой упаковке. По возращении домой участники второй группы распаковали продукты и выбрасывали упаковочный материал. В результате их мусорное ведро было полным, в отличие от ведра первой группы детей.
Использование пищевых отходов для корма животных и удобрения земли.
5.И наконец самое творческое решение проблемы — «Вторая жизнь». Как правило, со временем некоторые вещи становятся ненужными, и единственный способ от них избавиться-выбросить. Но это не самый оптимальный вариант. Из вещей на выброс можно сделать игрушки, подарки или предметы интерьера: панно из сухоцветов (на коробках из-под конфет), бумажные корзины, подарочные коробки, атрибуты для с/ролевых игр, оформление интерьера игровых площадок для прогулок, материал для проведения экспериментов и опытов в уголке природы.
9.Анкетирование родителей. Из 20 опрошенных родителей — у 70% в наибольшем количестве за неделю накапливаются бумажные и пластиковые отходы, у 25% — пищевые, у 5% — стекло и батарейки. 80% не сортируют отходы, выбрасывая их в мусорные баки. А 20% сортируют, отбирая пищевые отходы для кормления домашних животных. Всего лишь 10% опрошенных используют ненужные вещи для поделок с детьми и дизайна своего двора. 90% знают, чем опасны бытовые отходы. Рассказывают детям о вреде бытовых отходов всего лишь 15%. 50 50 % после забирают мусор после прогулок на природе. 30% привлекают детей к уборке территории возле своего дома и убирать за собой мусор.65% не удовлетворены организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе. 10.Экологические акция «Подарим природе чистоту!» 11. Выставка «Чудеса для людей из ненужных вещей» ВЫВОД: 1.Чтение художественной литературы, дидактические, сюжетно-ролевые, игры, экскурсии в парк, помогли дошкольникам осознать серьезность проблемы мусора 2.В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала. 3.Мы расширили знания дошкольников о зависимости мира природы и людей, дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали. Теперь им хочется бережнее относиться к природе, беречь и защищать ее. Литература: 1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя). 2.Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2007. — № 1.- С.10-12. 3.Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 3.- С. 23-27. 4 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. 5.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с. 6.Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект в детском саду в группе раннего возраста Проект в младшей группе детского сада по экологическому воспитанию Экологический проект во второй младшей группе детского сада «Сказки с грядки» Стихотворения по экологии для старших дошкольников 6-7 лет
Похожие статьи:
Сценарий городского фестиваля детского творчества
Игровая программа по экологии для дошкольников
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Краткосрочный проект по ОБЖ детей раннего возраста в природе «Опасно — неопасно» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»
г. Смоленск Воспитатель: Борисова Наталья Николаевна г. Смоленск 2021 г.
«Опасно – неопасно»
Актуальность. Одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное,…
Проект «Эколята-дошколята» в группе раннего возраста В рамках проекта «Эколята — дошколята»
в МАДОУ «Детский сад №8
«Солнечный город»
г. Энгельса Саратовской области, в гр №1 проводились различные мероприятия
экологического направления: Беседы:«Покорми птиц зимой»
,
«Правила поведения в лесу»
. Всё эти мероприятия позволяют…