План практического занятия «Моя семья» в группе
Вторая часть НОД – непосредственно план занятия с детьми. Так как воспитатель – творческая профессия, можно назвать план сценарием. Если все прописать в деталях и до буквы, то проводить потом гораздо проще. Реакцию деток на вопросы и игры не всегда можно предугадать. Но можно подсказать, если видите недопонимание, и учесть это на следующий раз.
В начале занятия надо поздороваться, в плане так и пишем: «Приветствие». Прописываем слова, которыми будем здороваться и которые предложим сказать детям. Так как занятие аттестационное, очень желательно поздороваться с комиссией. Далее идут игры и занятия.
Организационные моменты аттестации
В двух словах остановлюсь на том, что такое аттестация, зачем она требуется. Мероприятие затрагивает почти всех педработников, которые хотят подтвердить профессиональную категорию или получить более высокую. Плановая аттестация проводится раз в 5 лет. Во время так называемого аттестационного периода надо провести два открытых занятия.
На них будут присутствовать эксперты – члены аттестационной комиссии. Задача последних – оценить опыт, профуровень и компетентность педагога. Есть направления оценивания, по каждому из которых выставляется балл. Вот они:
- общая организация занятия;
- дидактическая деятельность аттестуемого;
- его воспитательная деятельность;
- «портрет» педагога (совокупность профессионально-личностных черт);
- характеристика группы.
Каждое направление оценивается по определенным критериям. Поэтому важно подойти к занятию комплексно. То есть учесть технику безопасности и санитарные нормы, рассчитать время занятия, учесть возраст деток. А также сделать, чтобы все было понятно, следовать целям, повышать мотивацию детей. И, желательно, сделать так, чтобы малышам понравилось.
Длительность НОД, в частности занятие «Моя семья», определяется возрастом деток. Для 2-й младшей группы она составляет 13-15 минут, максимум – 17 минут. С детками возраста 3-4 лет педагог проговаривает действия, а потом показывает на собственном примере. Указки должны быть точными, короткими, однозначными и интересными для деток. Если задача сложная, ее надо разбить на несколько этапов.
Конспект занятия для аттестации во 2 младшей группе «Моя семья» можно составить в виде таблицы, в которой будут такие строки:
- Данные о преподавателе/разработчике (ФИО, должность, место работы).
- Название (в данном случае «Моя семья»).
- Интеграция образовательных областей.
- Виды деятельности.
- Программные задачи, цели.
- Материалы и оборудование. Все надо четко прописать: картинки, карточки, книжки, ноутбук, записи музыки, игрушки и т.д.
- Вводная часть (поздороваться, поставить проблему).
- Основная часть (непосредственно игровая и образовательная деятельность).
- Заключительная часть (похвала за хорошую работу, уборка игрушек).
Пункты 1-4 можно назвать подготовительной частью. А 5-7 – непосредственно практика. То есть само занятие «Моя семья», которое будет разворачиваться в группе.
Приблизительный конспект НОД: что будем делать пошагово
В целом, занятие «Моя семья» можно провести по такому приблизительному сценарию:
- Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики. Если это происходит под музыку, ее надо прописать в «Материалах и оборудовании».
- Связка – слова воспитателя о том, что дети собрались тут, как большая семья… кстати, а что такое семья? (послушать ответы). Дать определение: «Это взрослые и дети, которые вместе живут, заботятся, любят друг друга». А как в семье показывают, что любят друг друга? (послушать ответы). Тут надо, чтобы посредством речи дети научились рассказывать об отношениях близких.
- Предложение детям поиграть в игру – например, вспомнить пальчиковую гимнастику. (Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик — папа, этот пальчик – мама, этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!).
- Предложение поотгадывать загадки о семье. Их много в интернете, например: «Перед сном, надев пижаму, почитать мы просим…(маму)». Спросить, кто каждый из детей для мамы, как она его/ее ласково называет.
- Игра с мячом. Предложить детям передавать друг другу мяч, называя имя своей мамы. А потом – снова по кругу, описывая словами маму (добрая, ласковая, любящая, хорошая).
- Танец «Помощники» под музыку. Предложить ребятам в танце показать, как они помогают мамам (подметают, завязывают шнурки, складывают игрушки).
- Далее все то же самое (загадка, игра с мячом) про папу. Его можно описывать словами: умный, заботливый, сильный.
- От слова «сильный» перейти к физкультминутке.
- Загадка о бабушке. К примеру: «Ароматное варенье, пироги на угощенье, вкусные оладушки от любимой… (бабушки)».
- Далее игры, связанные с бабушкой. Скажем, пальчиковая гимнастика («Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой бабушки испеку оладушки»). Вспоминаем имена бабушек и «помогаем» им собрать фрукты для компота. Искусственные фрукты – записать в реквизит.
- Загадки и игры о дедушке. Например: «Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной, любимый… (дед)».