Картотека «Дыхательная гимнастика» (вторая младшая группа)


Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников

Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие органов дыхания и артикуляции. В 2-3 года дети часто дышат ртом. Этому способствуют регулярные насморки и проблемы с аденоидами, что неблагоприятно сказывается на миндалинах, особенно в холодное время года.

Чтобы избежать серьезных последствий, согласно программе, разработанной на основе ФГОС ДОУ, ставят следующие цели:

  • формирование навыка дыхания носом;
  • профилактика гриппа и ОРВИ;
  • повышение тонуса дыхательных мышц;
  • положительное влияние на работоспособность;
  • развитие органов артикуляции;
  • формирование понятий о ЗОЖ;

Чтобы соответствовать целям, необходимы четко поставленные задачи:

  • развитие навыков управления органами дыхания: контроль ритма, глубины и силы вдыхания и выдыхания;
  • развитие органов речи через дыхательные упражнения с произношением звуков;
  • наполнение организма кислородом;
  • тренировка дыхательных мышц;
  • профилактика формирования аденоидов, ринитов, синуситов;
  • предотвращение переохлаждения органов дыхания;
  • воспитание навыков коллективной работы.

На заметку! Усвоение целей и задач убережёт детский организм от серьезных и хронических заболеваний.

Виды и приёмы проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ

Дыхательные упражнения для младших дошкольников состоят из следующих видов:

  1. С произношением звуков.
  2. Без произношения звуков.
  3. Тренировка органов дыхания через сдувание легких предметов.

При проведении упражнений на развитие дыхания используются следующие способы:

Речевые приёмы

Трехлетний малыш разговаривает нечетко из-за слабого развития системы дыхания и артикуляционного аппарата. Применение словесного приема позволяет «нарисовать» в сознании образ техники задания и воспроизвести его словесно. Так тренируется дыхание, речь и происходит развитие образного мышления.

На заметку! Дети повторяют не только за взрослыми, но и перенимают действия от сверстников. Это положительно сказывается на формировании навыков коллективного общения и групповой работы. Большое внимание привлекают стихотворения, загадки и сказки.

Наглядные приёмы

Обучение первой младшей группы происходит с регулярным применением наглядности. В этом возрасте они неусидчивы, а потому донести какую-либо информацию без иллюстрации практически невозможно.

Применение наглядных приемов дыхательной гимнастики способствует быстрому усвоению информации. В памяти откладывается предмет или действие, которое ребенок в будущем сможет повторить. Например: «помните, как мы делали снежную бурю в бутылочке? А кто сможет показать, как мы это делали?» Соответственно, дети начнут «вызывать бурю», не прибегая к вспомогательным средствам.

Практические приёмы

Практический прием скорее как способ закрепления полученных знаний. Детям дается задание нарисовать рисунок, выполнить аппликацию или раскрасить предмет, соответствующий теме гимнастики. Например, дети выполнили упражнение «ветерок», а воспитатель дала творческое задание сделать аппликацию «ветерок дует на дерево».

Техника безопасности

Любые, даже самые полезные вещи, могут стать вредными, если не соблюдать меру. Ниже приводятся рекомендации по времени проведения дыхательной гимнастики или примерному количеству повторений. Но поскольку все дети разные, отличаются по своим психофизическим характеристикам, никогда не достаточно просто следовать инструкциям.

Главное — ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка и заставлять его выполнять упражнения через «не могу».

Это не только отобьёт у малыша всякую охоту к дальнейшим занятиям, но и может нанести вред его здоровью. Даже если вы как будто только начали, но ребёнок отказывается выполнять предложенное упражнение, — не настаивайте. Попробуйте перейти к какому-то другому или вовсе отложите занятия, если ничего из упражнений «не идёт».

Конечно, это может быть просто капризом. Чуткий родитель или воспитатель сможет определить, в чём проблема, исходя из конкретной ситуации. Я лишь хочу предупредить, что в случае с дыхательной гимнастикой любое принуждение или форсирование — чревато, а отказ ребёнка может быть связан с какой-то физической проблемой, дискомфортом, которые он не может выразить или даже осознать.

Между тем и для детей, и для взрослых правомерно правило: все дыхательные упражнения выполняются только в абсолютно комфортном режиме.

Можно столкнуться и с обратной проблемой: когда ребёнок, заигравшись, не замечает дискомфорта и «перебора». Поэтому задача взрослого — отслеживать внешние признаки самочувствия малыша. Внимательно следите за цветом его лица. При побледнении или сильном покраснении лучше прекратить занятия.

Умеренный румянец является здоровым естественным эффектом и не должен пугать. Некоторое учащение дыхания — также нормально, но нужно следить, чтобы оно не было чрезмерным, делать паузы, чередовать более активные занятия с более спокойными. Если ребёнок жалуется на головокружение, также следует сделать паузу и подождать, когда оно прекратится. Обычно это происходит достаточно быстро. Умеренное головокружение, которое вскоре прекращается, также является реакцией в пределах нормы.

Всё сказанное выше в полной мере относится к тем группам детей, для которых обычно дыхательную гимнастику считают противопоказанной: к детям с нарушениями в шейном отделе позвоночника и некоторыми другими проблемами со здоровьем. Ни одна из них на самом деле не является противопоказанием. Но занятия с такими детьми требуют особой осторожности, и лучше их доверить специалистам.

Комплексы дыхательных упражнений для первой младшей группы

Существуют различные комлпексы дыхательных упражнений для детей.

Методика проведения упражнений на дыхание для первой младшей группы

В основе такой гимнастики лежит удлинение гласных или согласных звуков на выдохе.

На заметку! Для того чтобы малыши поняли задание правильно и захотели его выполнить, достаточно прочитать загадку в стихотворной форме или попросить показать «как гудит самолет». При этом воспитателю необходимо продемонстрировать действие, которое он просит выполнить детей.

При планировании комплекса дыхательной гимнастики педагоги обращаются к методикам дыхательной гимнастики:

  • Толкачев Б.С. разработал методические пособия для реабилитации малышей после перенесенных респираторных болезней.
  • Бутейко К.П. специализируется в насыщении кислородом клеток путем применения звуковой вибрации через произношение звуков.
  • Лазарева М.Л. предлагает метод освоения путем статистических упражнений.

Детская гимнастика проводится исключительно при соблюдении ряда условий:

  • использование динамических (подвижных, игровых) упражнений. Двух- трехлетним детям трудно выполнять команды по задержке дыхания или замиранию в одной позе. Поэтому статистические задания не завладеют вниманием и желанием действовать;
  • комната, где проводится гимнастика, обязательно должна быть проветрена. Летом окна в помещении всегда открыты, а зима дает возможность только кратковременных проветриваний во время отсутствия детей;
  • температура не больше 20 градусов;
  • занятия проводятся через час после приема пищи;
  • занятия проходят 3 раза в неделю;
  • на выполнение упражнений уходит 5-7 минут;
  • комплекс состоит не более трех упражнений с повторением до трех раз (первый комплекс идет по порядку, порядок повтора можно изменить);
  • распределение нагрузки равномерное, с постепенным увеличением количества;
  • при обнаружении недомогания у ребенка (побледнение, дезориентация, учащенное дыхание), необходимо прекратить занятие.

Картотека дыхательных упражнений в первой младшей группе

Карточка 1

  1. «Пузырьки».

Вдох через нос, выдох через рот «дуем пузырёк».

  1. «Как работает насос».

Руки на поясе. Вдох – полуприсев, выдох – выпрямление.

  1. «Разговор».

– Поздоровался наш поезд – «ту-ту» (руки выполняют круговые движения на уровне талии, вдох через нос, на выдохе звук)

– А машинка в ответ – «би-би» (руки перед собой «крутят руль»)

– Проползла мимо змея – «с-с-с» (руки вверх – вдох, на выдохе начинают извиваться и произносить звук)

– Ей на встречу стрекоза – «з-з-з» (машут кистями рук на уровне головы).

– Вот такие чудеса!

Карточка 2

  1. «Прогоним дождик».

НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе

Дети подходят к предмету, где висит блестящий дождик, и начинают дуть на него.

  1. «Качели для игрушки».

Ложатся на коврик, на животе легкая игрушка.

– ввысь (вдох через нос, живот втянуть)

– вниз (выдох через нос, живот надуть).

  1. «Дерево качается».

Садятся, спина ровная. Вдох – руки вверх, выдох – покачиваясь, опускают вниз.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

Первое важное условие — свежий воздух. Лучше всего проводить занятия на природе. Если такой возможности нет, позаботьтесь о том, чтобы помещение было хорошо проветрено.

Второе условие можно условно назвать «пустой желудок». Он может быть и не совсем пустым, конечно. Но заниматься сразу после еды строго не рекомендуется, а вот перед едой — очень даже хорошее время, так как желудок уже пустой, а упражнения обычно разжигают аппетит. Во всяком случае, на момент занятий должно пройти не менее часа после последнего приёма пищи.

Лучший режим занятий для детей: 10—15 минут два раза в день, но это зависит в том числе и от их возраста. Некоторые из упражнений можно встроить в повседневную жизнь в качестве забавы, не придерживаясь чёткого распорядка, а просто уделяя им свободные минутки между другими занятиями.

Дальше в статье рассмотрим особенности занятий дыхательной гимнастикой для разных возрастов и приведём примеры упражнений.

Комплексы дыхательных упражнений во второй младшей группе

Четвертый год жизни ребенка связан со стремительным пополнением словарного запаса, поэтому для детей 3-4 лет в комплекс дыхательной гимнастики добавляются задания на задержку дыхания.

Методика проведения во второй младшей группе

К общей методике проведения занятий добавляется методика А.Н. Стрельниковой. Суть заданий состоит из комбинации коротких вдохов и движений. Метод проведения уникален тем, что считается универсальным. Он направлен на:

  • профилактику болезней;
  • развитие мускулатуры;
  • выздоровление;
  • реабилитацию организма после болезни;
  • положительное влияние на эмоциональный фон.

Использование методики позволяет:

  • повысить внимание и развить память младшего дошкольника;
  • в комплексе со звуковыми произношениями развивает речевой аппарат;
  • коррекция речевого дыхания и чистоты речи;
  • формирование четкости, темпа, выразительности и ритма произносимых фраз.

Картотека дыхательных упражнений во второй младшей группе

На заметку! Все комплексы дыхательной гимнастики в детском саду обязаны соответствовать целям и задачам общей программы, которая реализует требования ФГОС ДОУ.

Примерная картотека дыхательной гимнастики во второй младшей группе

Карточка 1

  1. «Дуем пузыри».

Вдох через нос, выдох через рот.

  1. «Рубим дерево».

Ноги на ширине плеч, руки в замок перед собой.

– Вдох – руки поднимаются, задерживается дыхание.

– Выдох – руки рубят воздушное пространство, произношение звука «бах».

  1. «Гуси».

Спокойная ходьба по кругу.

– Вдох – руки вверх через стороны (расправляют крылья)

– Выдох – руки вниз через стороны, произносится «гааааа, гуууу, гииии».

Карточка 2

  1. «Снежная буря».

Наглядное пособие: внутри прозрачной бутылочки шарики от пенопласта. Снаружи торчит конец трубочки. Задача детей сделать глубокий вдох и подуть в трубочку так, чтобы шарики парили в бутылке.

  1. «Ловим снежинку».

– Вдох – подпрыгнуть вверх, потянуться руками за снежинкой.

– Выдох – присесть, подобрать снежинку с пола.

  1. «Затаился Дед Мороз».

Ходят по кругу, руки на плече (несут мешок). По команде «дети» малыши делают глубокий вдох и замирают в одной позе. Команда «убежали» – делают медленный «облегченный» выдох с произношением «фух».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]