Открытое логопедическое занятие «Путешествие в страну гласных звуков»


Индивидуальное логопедическое занятие-игра по автоматизации звука Ш

Индивидуальное логопедическое занятие-игра «Гном Гоша идёт в гости».
Автор: Кудрявцева Елена Геннадьевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №93, Барабинского района Новосибирской области. Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию индивидуальное занятие-игру «Гном Гоша идёт в гости», предназначенное для автоматизации звука «ш» в словах и предложении. Ежегодно в школу поступают первоклассники, имеющие нарушения звукопроизношения различной сложности. В коррекции звуковой стороны речи одним из самых трудоёмких и длительных этапов являются автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Дети младшего школьного возраста тоже любят играть. Поэтому наиболее эффективнее такую работу проводить в игровой форме. Представленное занятие-игра будет полезно для учителей-логопедов школ и детских садов, а также материалом могут воспользоваться воспитатели и заинтересованные родители для работы с детьми подготовительной к школе группе, знающие буквы и умеющие читать, для учащихся, имеющих нарушения звукопроизношения и для детей с ОВЗ. Цель занятия-игры: автоматизация звука «ш» в словах и в предложении. Задачи: -закреплять правильное произношение звука «ш» в словах и предложениях, -развивать слуховое внимание и восприятие, -закреплять умения звуко-буквенного анализа и синтеза слов, -совершенствовать умения изменять слова с помощь уменьшительно-ласкательного суффикса, -упражнять в правильном употреблении форм родительного падежа существительных в предложении, -активизировать речь учащегося, -упражнять в чтении слов и соотносить их с соответствующими изображениями, -развивать мышление, зрительную память, пространственные представления, -развивать общую и мелкую моторику, -воспитывать положительный эмоциональный настрой и познавательный интерес, -воспитывать самоконтроль за речью. Оборудование: настольная игра-дорожка с изображением гнома и предметные картинки со звуком [ш] в словах, буква ш, звуковые схемы слов, карточки с пропущенными буквами в словах. Ход занятия-игры: Логопед: — Здравствуй, Илья! Ты любишь играть? Сегодня у нас не простое занятие, а занятие-игра. — Познакомься — это гном Гоша. Гоша пошёл в гости к Лесовичку (сюжет можно придумать на своё усмотрение). Идя по волшебной дорожке, ему нужно выполнить самые разные задания. Но Гоша может не справиться сам, поэтому он просит тебя помочь ему. Поможешь Гоше? — Сначала определи, какой звук сегодня будешь правильно произносить. В имени Гоша, этот звук согласный, глухой, всегда твёрдый? (Ребёнок: звук ш) — Каким цветом обозначим звук ш? (ребёнок выбирает синий кружок) — Какой буквой обозначим звук ш? (ребёнок выбирает букву ш и называет её)


Логопед: -Чтобы задания выполнить правильно, сначала потренируемся. -Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ш» в слогах: са, шу, жи, шо, зу, аш, ус,ош. -Подпрыгни, когда услышишь звук «ш» в словах: каска, кашка, кошка, усы, уши. Логопед: — Молодец, а теперь отправляемся в путь. Веди пальцем по дорожке, называя предметы на картинках, и определи место звука «ш» в слове, подбирая схему слова. (схему ребёнок выкладывает под картинку) Очень важно, чтобы ребёнок во время выполнения всех заданий в игре, многократно называл слова с отрабатываемым звуком. (Это мышь, в слове мышь звук ш в конце слова)

Логопед: — Подумай, какая картинка «лишняя» (отличается) по произношению звука «ш» в словах? (ребёнок называет слово шишка) — Почему? Какую схему слова выберешь? (в слове шишка два звука ш, в остальных один)


Логопед: — Посмотри внимательно, на какие две группы можно разделить предметные картинки? (ребёнок: живые и неживые предметы) Если ребёнок затрудняется самостоятельно выполнить задание, то логопед задаёт наводящие вопросы: -Помоги Гоше назвать живые предметы на картинках, а теперь неживые, объясни почему? (ребёнок: мышь – живая, отвечает на вопрос кто? шуба – неживая, отвечает на вопрос что?) Физкультурная минутка. Логопед: -Вы с Гошей выполнили много заданий, а теперь можно отдохнуть и выполнить физическую разминку: Гномик сказочный сидит (ребёнок сидит с прямой спиной, приставив руки к голове в виде «ушек») И ушами шевелит Гному холодно сидеть, (встать и растирать ладошку об ладошку) Нужно рученьки погреть. Ручки – вверх, ручки – вниз, (делать движения по тексту) На носочки поднимись. Ручки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. На носок – на пятку, («перекатывание» с носка на пятку) А затем вприсядку. (Бондарева Л.Ю.) Логопед: -Хорошо отдохнули, а теперь продолжим. — Гоша очень добрый гном и всех вокруг он называет ласково. Назови предметы на картинках ласково, закрывая их фишкой. (ребёнок: мышь — мышка, шуба – шубка и т.д.)


Когда все картинки закрыты фишками, можно предложить ребёнку: -Вспомни, какая картинка под фишкой, назови. (Ребёнок, называя закрытую картинку, убирает фишку). Логопед: — А теперь не зевай гному Гоше помогай, где шуба, отвечай? (ребёнок: шуба справа от мыши, шуба слева от лягушки, шуба между мышью и лягушкой, шуба под кукушкой) Если ребёнок затрудняется сам называть расположение предмета на картинке, то логопед задаёт наводящие вопросы: — А теперь не зевай, кто справа от душа, отвечай? — А сейчас не зевай, что под кукушкой, отвечай? — Снова не зевай, что над лягушкой, отвечай? — А сейчас не зевай, кто справа от шубы, называй? — Ну-ка не зевай, кто под душем, называй? (В данном задании используются картинки нижнего и среднего рядов (мышь-шуба-лягушка, душ-кукушка-карандаш)) Логопед: — Сейчас Гоше нужно выполнить письменное задание, но сначала разомнём пальчики и выполним пальчиковую гимнастику: Утром гномы в лес пошли, (пальчиками правой руки идём по левой ладони) По дороге гриб нашли (левая рука в кулаке, правая ладошка накрывает сверху левый кулак) А за ним–то раз, два, три, (поочерёдно меняются руки, то левая рука в кулаке, то правая) Показались ещё три (показываем правой рукой три пальца). И пока грибы срывали, (обхватывают по очереди правой рукой левый кулак, то левой рукой правый кулачок) Гномы в школу опоздали (руки к щекам, горестно покачивая головой) Побежали, заспешили (пальчиками левой руки бегут по правой ладошке) И грибы все уронили (хлопок и руки развести в разные стороны) (Е. Черникова) Логопед: — Молодец, пальчики готовы выполнить следующее задание. — Гоша ещё не знает все буквы, помоги ему: вставь в слово пропущенные буквы, прочитай его и помести карточку со словом к соответствующей картинке. (ребёнок берёт любую карточку, вставляет пропущенные буквы, опираясь на картинки, читает получившееся слово и кладёт к соответствующей картинке)


Логопед: -Сейчас нужно составить предложения, называя предметы, которые нашёл Гоша, шагая по дорожке. Например: Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку и шубу. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку, шубу и лягушку. И так далее. Логопед: -Молодец! Ты помог Гоше выполнить задания и дойти в гости к Лесовичку. -Какой звук ты произносил правильно, выполняя задания? (звук «ш») -Вспомни, что ты помог Гоше сделать на занятии? -Что тебе понравилось на занятии?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе Конспект индивидуального логопедическое занятия. Автоматизация звука Л Тренажер для индивидуально-групповой работы с учащимися на дифференциацию согласных, имеющих акусти Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 3-4 лет

Похожие статьи:

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Звук К

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»

Задачи индивидуального занятия

Образовательные задачиФормирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по лексической теме (это может быть «Игрушки», «Осень», «Обувь» и т.д.)
Коррекционные задачиРазвитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ
Воспитательные задачиКоррекция личности ребёнка в целом.

Ниже, хочу Вам, уважаемые коллеги, представить структуру индивидуального занятия.

Программа индивидуальных логопедических занятий «Буду говорить правильно»

Наталия Беляева

Программа индивидуальных логопедических занятий «Буду говорить правильно»

Информационная карта образовательной программы

дополнительного образования детей.

Направленность: Специальная педагогическая

Вид образовательной деятельности: Коррекционно-развивающая

Название программы: «Буду говорить правильно»

Сведения об авторе: Беляева Наталия Михайловна

Учитель-логопед

Аннотация программы:Возраст детей: 3-6 лет

Срок реализации программы зависит от тяжести речевого нарушения.

Год разработки: 2021г.

Цель:

• Устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

• Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Задачи:

В зависимости от речевого нарушения ребенка (ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР,решаются следующие задачи:

•формирование полноценных произносительных навыков;

•развитие фонематического слуха, фонематических

представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

•совершенствование лексико-грамматических средств языка;

•развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи,как:

•развитие мотивации к обучению;

•развитие самоконтроля за своей речью;

•развитие психических процессов,которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.

Ожидаемые результаты.

В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Статус программы:Разработана на основе:

• «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»

, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.

• «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»

, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.

Программа утверждена:

I. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция,а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания,творчества в следующие целевые ориентиры:

— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

— может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

— проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

— обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия, отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей психолого-логопедической службы. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности психолого-логопедической службы выявляет, что при чёткой организации она может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет,имеющих различные нарушения в развитии речи на родном языке:

• фонетические нарушения (простая и сложная дислалия, а также недостатки произношения, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата – дизартрия, ринолалия);

• фонематическое недоразвитие;

• фонетико-фонематическое недоразвитие.

Программасоставлена в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании»

;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

Конвенцией ООН о правах ребенка;

Декларацией прав ребенка;

Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детский сад 2100»

;

Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Приказом Департамента образования города Москвы от 11.08.2005 г. № 2-34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования»;

Положением о психолого-логопедической службе ГБОУ Школа № 2072 дошкольного отделения;

Письмом Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 328-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, Б. Д. Элькониным.

В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л. С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О. В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т. Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.

Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.

Программаопирается на следующие принципы:

• системности;

• комплексности;

• деятельностный;

• онтогенетический;

• обходного пути;

• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

1.2. Планируемые результаты

Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры в рамках реализации рабочей программы по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза.

II. Содержательный раздел программы

2.1. Цели, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Установление степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цели программы:

• Устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

• Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

В зависимости от речевого нарушения ребенка (ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР,решаются следующие задачи:

-формирование полноценных произносительных навыков;

-развитие фонематического слуха, фонематических представлений,

доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

-совершенствование лексико-грамматических средств языка;

-развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи,как:

• развитие мотивации к обучению;

• развитие самоконтроля за своей речью;

• развитие психических процессов,которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

Содержание коррекционно-развивающей работы:

• Работа по формированию звукопроизношения.

-Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

-Знакомство с артикуляцией звука.

-Постановка отсутствующих у ребенка звуков.

-Автоматизация поставленных звуков в речи (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, поговорках, стихах, скороговорках). -Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

.

• Работа над слоговой структурой слова:

-Усвоение слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости.

• Работа по развитию фонематического слуха, фонематических представлений, доступных форм звукового анализа и синтеза.

-Узнавание звука на фоне звуков, слогов, слов.

-Выделение слогов и слов с заданным звуком.

-Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов.

-Определение ритмической структуры слова.

-Формирование фонематического анализа: определение места звука в слове (начало, середина, конец)

; называние звука, стоящего перед данным звуком и после него.

-Развитие синтетической деятельности: составление из названных звуков слогов и слов.

-Развитие фонематических представлений: подбор слов на заданный звук, слог; подбор картинок на определенный звук; преобразование слов (добавить начальный или конечный звук)

.

Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

-Формирование системы словоизменения.

Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путём подстановки притяжательных местоимений мой, моя, моё (мужской, женский и средний род)

.

Падежные конструкции

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе.

Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-, от-, под-, на -, с-, за -, пере-, вы- (летает, ходит)

.

Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять)

.

Согласование прилагательных и числительных с существительными.

Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов: у, в, на, над, под, по, около, между.

-Формирование системы словообразования.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-; -ок,-ек,-ик; -чек,-чик; -ечк,-ичк,-очк; -ц;-ушк-,-ишк-, -ышк-,-юшк.

Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – оньк-, — еньк-.

Образование имен существительных при помощи суффикса – ниц — со значением вместилища (для супа – супница, для селёдки – селёдочница)

.

Образование слов с противоположным значением (антонимы из числа существительных, прилагательных, наречий, глаголов)

.

Образование форм единственного и множественного числа существительных с суффиксами, обозначающими названия детёнышей –онок,- енок, — ата, — ята.

Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами)

и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.

Образование притяжательных прилагательных от существительных.

• Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

— Формирование синтаксического строя речи: учить составлять предложения. — Составлять предложения по опорным словам, данным в начальной форме.

Разговорно-описательнаяи повествовательная речь: объединять простые предложения в короткий рассказ; составлять рассказы по сериям сюжетных картинок; составлять рассказ по сюжетной картине.

В соответствии с ФГОС основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность.

2.2. Направления работы в соответствии с речевыми нарушениями детей.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ГБОУ Гимназии № 2072 включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

Направления коррекционно-развивающей работы по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

— коррекция звукопроизношения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — коррекция звукопроизношения.

— развитие фонематического восприятия;

— совершенствование слоговой структуры слов.

НВОНР, ОНР — коррекция звукопроизношения;

— развитие фонематического восприятия;

— совершенствование слоговой структуры слов;

— совершенствование лексико-грамматических средств языка;

— развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

III. Организационный раздел программы

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой.

3.1. Логопедическая диагностика речевого развития ребёнка.

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных и образовательных достижений.

Логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка.

Вид диагностики Логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка

Форма обследования Иллюстрированные тестовые задания с учётом возраста и речевого диагноза ребёнка.

Источник «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова.

Способы и параметры фиксации Протоколы обследования речи детей, индивидуальные речевые карты с фиксацией симптомов речевых нарушений.

3.2 Форма организации коррекционно-развивающей работы.

Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных занятиях.

3.3. Планирование индивидуальной работы.

План учебных занятий строится из расчета 2 занятия в неделю. В течение занятий происходит смена видов деятельность.

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Программы:

• «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»

, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.

• «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др., «Просвещение»

, 2009.
Программа рекомендована учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
.

Технологии:

1. Логопедическиетехнологии формирования произносительной стороны речи:

• Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.:Т. Дмитриева,2012.

• Спивак Е. Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. –М.: издательство ГНОМ, 2012

• Ткаченко Т. А. Логопедический альбом. –Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур»

, 2009

• Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. –М.: Издат-школа, 1996

• Дьякова Е. А., Логопедический массаж. – М.: Академия, 2003г.

•Пожиленко Е. Л. Волшебный мир звуков и слов. –М-Л 1999г.

• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения и комплект тетрадей по закреплению произношения звуков у дошкольников. – М.:Гном и Д, 2001г.

• Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. -С-П. 2000.

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1998

• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.

• Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб, 1994г.

• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.

• Резниченко Т. Б. Ларина О. Д. Говорим правильно (альбомы)

– М, 2003 г.

• Жихарева-Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып.:. —М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.: ил. — (Коррекционная педагогика)

.

• Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. СПб., 1999.

2. Технологии формирования слоговой структуры слова.

• Маркова А. К. О преодолении нарушения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

• Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П. 2000

• Бабина Г. В. Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – Книголюб, 2005г.

• Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М. ,2001.

• Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.Москва: Сфера, 2007.

•Курдвановская Н. В. Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. М.: ТЦ Сфера,2007

3. Технологии обогащения и активизации словарного запаса,формирования грамматического строя речи:

• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. — М. 1973г.

•Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.

•Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома, — М. ООО «Издательство ГНОМ и Д»

, 2008г.

•Ткаченко Т. А.Обогащаем словарный запас: тетрадь. –Екатеринбург: ООО «КнигоМир»

, 2011

•Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп)

. — М.: Издательство
«Скрипторий 2003»
, 2010.

•Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, Детство-Пресс, 2001г.

•Агранович З. Е. Домашние задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР. –СПб : Детство-пресс, 2001г.

• Филичева Т. Б. ,Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.

• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. — М. 2000.

•Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1999.

• Набор игр — занятий, разработанный педагогическим коллективом детского сада №1565.

• Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. — М. 2003

• Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С — ПЛ 1999.

• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. — М. 1973г.

• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.

•Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990г.

•Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с PHH. СПб, 2004

4.Технологии формирования связной речи:

•Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.

•Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. (тетради для разных возрастных групп)

. — М.: Издательство
«Скрипторий 2003»
, 2010.

•Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 4—5 лет с ОНР. В 3 альбомах/ Н. Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2012.

•Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи. -М. 2002.

• Коноваленко В. В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна)

— М. 2001

•Коноваленко В. В. Коноваленко СВ. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. -М. 2003

• Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения для развития речи. -М. 2001.

• Ткаченко Т. А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. -М. 1981

• Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. -С-П. 1999

• Филичева Т. Б. ,Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.

• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. -М. 2000.

• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.

5. Логопедическиетехнологии обучения грамоте:

•Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В, Кислова Т. Р. По дороге к азбуке (пособие в 4 частях, М.: Баласс, 2003г.

•Кузнецова Е. В., Тихонова Н. А.Ступеньки к школе: обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 1999г.

• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. -М. 2000.

• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.

•Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. –М., 2000г.

• Ткаченко Т. А. Пиши, читай-ка! Методика ранней грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2013

• Ткаченко Т. А. Первые прописи. Методика ранней грамотности. – М.: Эксмо, 2013

Структура индивидуального занятия на этапе постановки звуков

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная зарядка: общие артикуляционные упражнения, специальные артикуляционные упражнения, упражнения на развитие силы голоса и выдоха.
  3. Объявление темы занятия ребёнку.
  4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
  5. Анализ артикуляции по плану: положение губ, положение зубов, положение языка (кончика, спинки, корня), участие голосовых складок, характер выдыхаемой струи.
  6. Закрепление изолированного звука: проговаривание, игры на звукоподражание.
  7. Развитие фонематического слуха: опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённым по артикуляционным и акустическим характеристикам, в слогах с учётом выше указанных рекомендаций, в словах, в предложениях, в тексте.
  8. Закрепление произнесения звука в словах.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог занятия: повторение какой звук отрабатывался на занятии, анализ основных положений артикуляции изучаемого звука,заключительное проговаривание.
  11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.

И в заключении, хотелось бы отметить, что при подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка нужно поддерживать стойкий положительный эмоциональный на­строй, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интерес­ную игру.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]