Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединенияхматериал


Традиции моей семьи

Родительская конференция в ДОУ.

Одна из задач нашего детского сада: содействовать развитию и укреплению семьи как социального института путём привлечения родителей к сотрудничеству и участию в воспитании детей.

Задачи:

  • способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;

  • способствовать обмену опытом в семейном воспитании и традициях;

  • повышать педагогическую культуру родителей;
  • искать новые формы взаимодействия педагогов с родителями.

Материалы и оборудование:

лист А4 с генеалогическим древом, карандаши, ножницы, силуэт барашка из картона, клей карандаш, шерстяные нитки, салфетки; музыкальное сопровождение; нитки и тесемки для игры, призы на каждого ребёнка; платки для игры «Юрта».

Ход мероприятия

(Семьи приглашаются в музыкальный зал, для каждой семьи приготовлен отдельный стол.)

Ведущий:

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника. Перед началом нашего разговора я предлагаю вам разминку «Что мы знаем о семье».

Как по-латыни будет «семья». (Фамилия.)

А теперь скажите «семья» по-итальянски. (Мафия.)

Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и её птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи и материнства. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)

Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)

О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (О матрёшке.)

Ведущий:

Уважаемые родители! А как высчитаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?
(Ответы родителей.)
Приоритет в воспитании ребёнка, бесспорно, принадлежит семье. Как вы думаете, что означает слово «семья»?
(Ответы.)
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить.

В гостях хорошо, а… (дома лучше).

Не красна изба углами, а… (красна пирогами).

Каково на дому, таково и… (самому).

Дети не в тягость, а… (в радость).

Когда семья вместе, и… (сердце на месте).

Ведущий:

О нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях и, следовательно, её потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Я предлагаю вам сейчас ответить на вопросы.

Что, по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»?

Какие семейные традиции есть в вашей семье?

Оказывают ли семейные традиции на воспитание ребёнка?

Какие положительные черты характера они воспитывают у ребёнка? (Ответы родителей.)

Ведущий:

Итак, давайте рассмотрим наши традиции. Одна из традиций каждой семьи празднование Дня рождения


ребёнка. А какой праздник без подарка и сюрприза? Сейчас мы предлагаем провести игру «Выбери подарок».
(Через комнату натягивается верёвка и на неё вешаются подарки, завёрнутые в бумагу. Ребёнку закрывают глаза, раскручивают, и он должен ножницами срезать какой-нибудь подарок.)
Ведущий:

Ещё одна традиция – составление родословной своей семьи. Мы предлагаем сейчас составить родословную своей семьи. Начните со своих детей.
(Раздаются листочки с изображением генеалогического древа, и участники родительской конференции вписывают свою родословную, время на выполнение задания – 5 минут.)
Ведущий:

У кого получился самый многочисленный род? Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки? Кто придумал имя, которое вы носите?

Ведущий:

Посмотрите, наш зал украшен фотографиями из семейных альбомов. К сожалению, в компьютерном современном мире эта традиция отходит всё более и более на задний план. Но, однако, отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо ребёнку в его совместной деятельности с родителями. Кроме того, в альбом можно поместить памятные грамоты и документы о достижениях – семейный архив.

Ведущий:

А ещё хорошая традиция – это игры с ребёнком. Игра – жизнь ребёнка, а не подготовка к жизни. Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору.

Сюжетно-ролевая игра:

основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребёнок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых.

Подвижные игры:

дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны. В них ребята могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.

Народные игры:

помогают поддерживать культурные традиции и связь поколений. Предлагаем вам поиграть вместе с нами в одну из башкирских народных игр «Юрта».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Ведущий:

Семейные трапезы – тоже замечательная традиция. Общаться за столом можно на любые темы – обсуждать новости, события за день. Преимущества совместных семейных ужинов огромны. Во-первых, это помощь детям, овладевающим языком. Во-вторых, такие семейные ужины дают чувство семейной сплоченности. И, конечно, семейный ужин – повод для любимых блюд! Сейчас каждая семья поделится своими коронными блюдами.
(Обсуждение.)
И у нас тоже сложилась своя традиция – любое мероприятие заканчивать чаепитием. И сегодня мы не будем её нарушать. Ведь наши родители приготовили сладкие блюда.

Гульнара Гаффанова, воспитатель, Лилия Файзуллина, воспитатель,

Ольга Никифорова, старший воспитатель

МБДОУ Д/с №59 г. Салават респ. Башкортостан

Где и как могут проходить семинары и практикумы

Семинары можно использовать как эффективные средства подготовки педагогического состава детского дошкольного учреждения и как способ развития творческих способностей сотрудников. Они могут проводиться на самых разных уровнях – начиная с самого ДОУ и завершая крупными собраниями на районном, областном или общегосударственном уровне.

Обычно семинары, проводимые в детских садах, касаются более конкретных актуальных тем или же связаны с вопросами внедрения теории в практику, в частности, с новыми требованиями законодательства. Если же речь идет о семинарах, организуемых специализированными предприятиями, то они могут касаться более широких вопросов, например, социализации воспитанников из разных социальных слоев общества или психологической разгрузки сотрудников ДОУ.

В ряде случаев можно пройти семинары для воспитателей детского сада бесплатно. В сети можно найти сайты с полезными публикациями по этому направлению, которые могут использоваться педагогами и воспитателями детских садов в качестве основы для самообразования и саморазвития.

Назначение семинаров практикумов

Семинар – это интерактивная форма обучения с высоким уровнем эффективности. С его помощью можно успешно решать многочисленные сложные задачи, а также глубоко и со всех сторон изучить рассматриваемый на семинаре вопрос.

Любой семинар практикум в детском саду для воспитателей ставит перед собой конкретные задачи и цели. Он не может иметь абстрактного назначения, так как предполагает внедрения в практическое использование в ДОУ конкретного знания и умения.

Основными задачами семинаров практикумов являются следующие:

  • Развитие творческой фантазии и мышления.
  • Совершенствование знаний и умений.
  • Ведение дискуссий и обсуждений.
  • Создание и обсуждение проблемных ситуаций для их коллективного решения.
  • Формирование грамотных рекомендаций.

Для того, чтобы такой семинар не был простой отметкой о проведенном мероприятии, его тема должна быть актуальной именно для конкретного учреждения. Например, в детском саду, где воспитываются дети с ограниченными возможностями по слуху, важной темой для такого собрания может быть использование изобразительных средств для развития у детей ассоциативных связей между названием и окружающей предметной средой.

Также тема семинара не должна быть формальной, то есть на нем предполагается решение конкретных вопросов. Например, если речь идет о внедрении требований ФГОС и профессионального стандарта воспитателей ДОУ, рассматриваться должны такие вопросы, которые в первую очередь интересны и не совсем понятны собравшимся. Задачей семинара должно быть получение практических знаний по использованной теме, что позволит внедрить их в свою повседневную практику в работе группы и всего детского сада в целом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]