Познавательное развитие дошкольника — через использование современных педагогических технологий


Познавательное развитие дошкольника — через использование современных педагогических технологий

Познавательное развитие дошкольника- через использование современных педагогических технологий

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы развития познавательного интереса в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.2), создание условий для ее самоопределения и самореализации.

Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связано с построением себя как личности в процессе деятельности (Р.Р.Ветчинкина, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская и др.)

Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не находит должной реализации.

Изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ позволил выявить следующие негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования

— заорганизованность, регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей. Игровая деятельность часто заменяется учебной деятельностью, характерной для начальной школы. В результате выявляется слабая мотивация познавательной деятельности большинства дошкольников, дети часто проявляют пассивность в решении поставленных перед ними задач.

Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных средств, технологий и методов работы с дошкольниками. Ведь дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.

Во ГОС ДО используются три термина: «

познавательные интересы
», «
познавательные действия
»
и
«
познавательное развитие
».
• Познавательные интересы — это стремление ребёнка познавать новое,

выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

• Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

• Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

.

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв)

.

В педагогической практике насчитывается более ста разных технологий. Мы рассмотрим всего несколько и те, которые затрагивают познавательное развитие ребенка-дошкольника.

Более актуальной, на мой взгляд, является технология проблемного обучения.

Современная система образования должна быть построена на предоставлении детям возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на разные знания фактов, закономерностей, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Мы должны побуждать детей думать и поощрять их мышление, толь тогда у них будет желание познавать, узнавать, размышлять. Все это поспособствует формированию «способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО, раздел 1, ч. 1.6).

При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанника по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей.

Следующую технологию рассмотрим подробнее, так как в дошкольном детстве игра-ведущий вид деятельности, поэтому применение игровой технологии

является обязательной частью воспитательно-образовательного процесса. Игровая педагогическая технология — это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Реализация игровых технологий

опирается на следующие положения:

• игра стимулирует познавательную активность детей

,
«провоцирует»
их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;

• в игре позиция взрослого и ребёнка равнозначна и выстраивается на паритетных (равных) началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;

• игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чём-либо;

С данной технологией тесно переплетается технология создания условий для развивающей игровой деятельности детей

К ней относится

1. Технология ТРИЗ

-теория
решения изобретательских задач
.

2. Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера

3. Педагогическая технология развивающих игр

Б. П. Никитина.

4.Педагогическая технология интенсивного развития

интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

Все мы, наверное, не раз слышали о ТРИЗ-технологии, но мало кто использует ее на практике, а тем не менее цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Игры с использованием ТРИЗ технологий — позволяют развивать творческую личность,

нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами. Данной технологии мы посвятим третье РМО и рассмотрим ее более подробно.

Во всех садах наверное есть блоки-Дьеныша и почти во всех палочки Кьюизинера. Игры – занятия с блоками Дьенеша и палочками Кьюизинера позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление,

внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Слайд 14

Педагогическая технология развивающих игр Б

. П. Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр

. Каждая игра представляет собой набор
задач
, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает
развивающие игры с кубами
, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами
«Угадай-ка»
, таблицами сотни,
«точечками»
,
«часами»
, термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п.

В старшей группе Радуга силами родителей был сделан такой «Уникуб»

. Игра способствует развитию внимания
,
усидчивости, учит анализу и синтезу.

Педагогическая технология интенсивного развития

интеллектуальных способностей игр В. В. Воскобовича, также способствует решению проблемных и творческих задач, а значит развитие интеллектуальных способностей детей.

На слайде игра «Математический планшет»

как мы его привыкли называть. Это уникальный
«резиночный»
конструктор, который учит работать с координатной сеткой, тренирует мелкую моторику и кисти и пальцев. А также развивает воображение и логику
.
Игровые технологии,

если их использовать в системе и целенаправленно, способствуют формированию мыслительных операций, развитию психических процессов, обеспечивают развитие познавательной активности, самостоятельности творческих сил, формируют детскую инициативность и индивидуальность.

Следующая технология – технология интерактивного обучения

это специальная форма организации познавательной деятельности в виде диалогового
обучения
, когда образовательный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Таким образом, организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи, как:

-развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т.д.);

-развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

-развивать речевую активность детей;

-развивать коммуникативные умения и навыки;

-взаимодействию дошкольников;

-формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

1. Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «умные книжки- самоделки». Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы. Сегодня педагоги более подробно продемонстрируют свои лепбуки.

2. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Использование компьютерных технологий помогает:

— привлекать пассивных детей к активной деятельности;

— делать ООД более наглядными, интенсивными;

— активизировать познавательный интерес;

— активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

— реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Данную технологию широко используют все педагоги.

Следующая технология активно используется педагогами любой области. И мы о ней будем говорить отдельно на следующем заседании РМО, это технология проектной деятельности.

Технология исследовательской деятельности

способствует- формированию у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

— эвристические беседы;

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— наблюдения;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— опыты;

— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

— трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

  1. Опыты (экспериментирование)
  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.
  1. Коллекционирование (классификационная работа)
  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.
  1. Путешествие по карте
  • Стороны света.
  • Рельефы местности.
  • Природные ландшафты и их обитатели.
  • Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
  1. Путешествие по «реке времени»
  • Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  • История жилища и благоустройства.

Использование технологии мнемотехника
в
образовательном процессе ДОУ несет не только познавательно-развивающую функцию, но еще активно стимулирует речь ребенка. Еще К.Д.Ушинский говорил :
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
МНЕМОТЕХНИКА — искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.

Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. В работе используются мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация).

Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

— педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

— педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности ребенка; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.

Таким образом, применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми.

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

Средняя группа

К четыре годам восприятие ребенка меняется, это связано с изменениями в строении мозга, с усовершенствованием процессов психики, с овладением речью и с приобретением опыта. Познавательная деятельность меняется: ребенок теперь способен воспринимать и усваивать вербальную информацию, а не только предметную. Чтобы закрепить этот навык, нужно действовать поэтапно:

  1. Ребенку дают словесные сведения о каком-то предмете или явлении.
  2. Это явление или этот предмет показывают, демонстрируя те или иные функции или качества. Рассказ вслух повторяется для закрепления знаний.

Детские сюжетные танцы на 8 марта и День Победы

Таким образом дети соединяют слова и материальный мир. На что должны обратить внимание родители, формируя познавательную деятельность дошкольника в этом возрасте:

  1. Новая информация должна быть понятна ребенку и основана на тех образах внешнего мира, которые уже сформированы.
  2. В первую очередь малыша знакомят с предметами и явлениями в непосредственном кругу его жизнедеятельности.
  3. Это должна быть позитивная информация, хорошая знакомая взрослому, который ее доносит.

Дошкольников этого возраста учат последовательности действий, развивают в них трудовые навыки. Дети узнают внешние параметры материалов – ткань, стекло, бумага, делают макеты и коллажи.

Оформление познавательной зоны в детском саду

В познавательную зону в детском саду обычно входят: музыкальная зона, где находятся инструменты; живой уголок с растениями и животными; математический уголок; зона для игр, зона с книгами; уголок экспериментирования (с приборами, лупами, материалом, красителями, бумагой и пр.) Каждое пространство оформляется особо, в нем располагают в легкодоступных местах предметы, игрушки и все, что требуется для данного вида деятельности. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбирать, где ему проводить время. Занятия могут быть как в свободной форме, так и под присмотром и руководством воспитателя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]