Конспект НОД в старшей группе. Декоративное рисование


Конспект НОД в старшей группе. Декоративное рисование

Конспект НОД в старшей группе по теме «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»
Автор: Сабирьянова Надежда Фидарисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Аленушка» с.Шушнур»Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект познавательного занятия, направленного на закрепление навыков рисования элементов дымковской росписи.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «художественно-эстетическое развитие». Цель: Продолжать формировать представление о Дымковской росписи. Задачи: Образовательные:
Учить приемам рисования плавных линий при работе с кистью и умению рисовать кончиком кисти. Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, дуги, волнистые линии).
Развивающие:
Развивать чувство ритма.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Материал для детей: узоры, шаблон дымковской барыни, выставка игрушек. Ход НОД Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами побываем на выставке. Посмотрите как здесь красиво. А как много игрушек? Давайте их рассмотрим. Какие они яркие, красивые и очень разные, но что-то у них общее. Воспитатель: Сейчас послушайте легенду: Далеко-далеко за дремучими лесами за длинными полями на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди затапливали печи. И из труб домов висел голубой дымок. Дымов в селе было много. Вот и прозвали село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие, простые игрушки, свистульки. Много их наделают на долгую зиму. Кода веселое солнышко убежит с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и свистят весну, прогоняют зиму. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А поэтому из села игрушки стали называть дымковские. Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называются эти игрушки? Дети: Дымковские. Воспитатель: Какого цвета дымковские игрушки? Дети: Всегда белые. Воспитатель: Какие узоры наносят на игрушки? Дети: Прямые линии, волнистые, точка, круг. Воспитатель: А какого цвета узоры дымковских игрушек? Дети: синие, желтые, красные, черные. Воспитатель: Какими приемами выполняются узоры? Дети: Примакиванием плашмя по ворсу. Воспитатель: Сегодня мы с вами будем расписывать платье с Дымково. Сейчас я вам расскажу, как мы должны украшать платье барышни села Дымково. Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, как правильно нужно держать кисть при работе. Дети: Кисть находится между большим и средним пальцами указательный придерживает сверху. Воспитатель: Правильно. Посмотрите, как держу кисть я. Вы должны держать кисть точно так же. Воспитатель: Итак, берем шаблон. Если хотите украсить платье точками, кисть держим вертикально, если хотите украсить полосками, кисть нужно держать наклонно, вести по ворсу слева направо. Самостоятельно выберите узоры, цвет. Сядьте удобно. Начнем украшать платье. (В ходе занятия воспитатель подходит, оказывает помощь). Физминутка: Птичка, птичка прилетела И на дерево присела. Крылышками машет И тихонько пляшет. Воспитатель:А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунки. Воспитатель: Ребята как мы сегодня работали? Дети: Хорошо. Воспитатель: Что вам понравилось? Воспитатель: Вам понравилось, как вы нарисовали? Дети: Да. Воспитатель: Что нового вы узнали? Воспитатель: Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»


Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья» Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку»


Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?» в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект НОД для старшей группы детского сада

Познавательное занятие в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ «ЧУДО ГЖЕЛЬ»

Транскрипт

1 Михайлова Марина Борисовна Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 657 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ «ЧУДО ГЖЕЛЬ» Цель: расширять знания детей о гжельской росписи Задачи: учить детей самостоятельно украшать силуэты посуды (чашка, блюдце) характерными элементами гжельской росписи; — закреплять навыки рисования всей кистью и её концом; — закреплять умения равномерно чередовать цветы, листья и ягоды по кругу; — упражнять детей в определении холодных и тёплых цветов спектра; развивать память, внимание, речь; — пополнять активный и пассивный словарь учащихся. воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию. Оборудование: гжельская посуда, таблицы с элементами росписи, образец чашки и блюдца. Силуэтные изображения чашки и блюдца. Разрезные картинки. Лепестки ромашки с тёплыми и холодными тонами, веночек с лентами. Ход занятия:

2 Организационный момент: В классе организована выставка гжельской керамики. Воспитатель одет в народный костюм. Под русскую мелодию дети входят в класс. Воспитатель созывает всех: «Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары бары, Всякие разные товары. Подходите, подходите, Посмотрите, посмотрите!» Дети подходят и рассматривают гжельскую керамику: «Посмотрите, какая чудесная роспись на этой посуде» Садитесь. Сейчас я вам расскажу о гжельском народном промысле. — «В некотором царстве, российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили были там весёлые и красивые, смелые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, ка бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали думали и придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую белую. И решили лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовалина посуде

3 различные узоры из сеточек, полосочек и цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась она людям и стали в мире её называть «нежно голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Дети читают стихи: «Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых. Кувшины и кружки быль или небыль? Изделия рук золотых». «Синяя сказка глазам загляденье, Словно весною капель. Ласка, забота, тепло и терпенье Русская звонкая Гжель

4 — Какие изделия лепили мастера? — Как они украшали свою посуду? — Какие цвета использовали в работе? — Как называется такая роспись? ( Дети отвечают на вопросы) 1. Сейчас мы с вами будем играть. Первая игра «Собери разбитую посуду». Из отдельных частей дети собирают полное изделие: блюдце и чашку. 2. Вторая игра «Кто быстрее соберёт ромашку». Ромашки должны быть одного цвета: или холодных оттенков, или тёплых С заданиями вы справились хорошо. Но делу время, а потехе час. Поэтому мы сейчас поработаем. (Дети садятся за столы) — Гжельские мастера много и хорошо работали, недаром народ сочинил много пословиц и поговорок о труде. Давайте вспомним некоторые из них. — Без труда не вытянуть рыбку из пруда. — Каков мастер, такова и работа. — Что посеешь, то и пожнёшь. — Труд человека кормит, а лень портит. — Упорство и труд всё перетрут. — Сейчас мы будем расписывать силуэт чашки и блюдца. ЧАШКА. — где расположен узор на чашке? (в центре, посередине) — какие цвета использованы? (синий, голубой) — Что нужно сделать, чтобы получился тёмный синий цвет? (надо нажать на кисть сильнее) — Что нужно сделать, чтобы оттенок был светлее? (нажать на кисть слабее).

5 — Где закрашиваем, синей краской полностью? (по краю чашки, дно и ручку) — С чего начинаем расписывать узор? (с крупных деталей, лепестков, сердцевины, стебля, листьев). — Что расписывают потом? (край чашки, дно, затем ручку) БЛЮДЦЕ. — Рассматриваем образец блюдца. — где расположен большой цветок? (в середине) — Что выделяем прямой линией? (дно блюдца) — Как расположен узор? (по кругу) — Из чего состоит узор? (изчередования цветов, листьев и ягод) — Какие лесные ягоды использованы в узоре? (черника, голубика) — Чтобы нарисовать чернику, что нужно сделать? (надо сильно нажать на кисточку) — А чтобы нарисовать голубику? (нажать слабее) — Край блюдца мы украсим каймой. Это придаст блюдцу законченный вид. Кайму следует рисовать, держа кисть плашмя. — Какой порядок выполнения росписи? (от середины к кайме). Воспитатель убирает образцы, оставляет только таблицы с элементами гжельской росписи. Дети приступают к самостоятельной работе. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. 6.Анализ работ: Отметить детей, у которых: правильно нарисован узор, правильно подобраны цвета, чашка и блюдце похожи на настоящие гжельские. — Кончил дело гуляй смело! Потрудились хорошо, а теперь можно и поиграть.

6 Игра «Карусель». Для игры используется венок с длинными лентами по количеству учеников. Игра проводится под русскую мелодию со словами: «Еле еле, еле еле закружились карусели. А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом. Тише тише, не бегите. Карусель остановите. Раз, два. Раз, два.вот и кончилась игра». Итог занятия. Пришло время расставаться. Вы хорошо потрудились, роспись получилась у вас хорошая, почти как у настоящих мастеров Гжели. Молодцы! Занятие закончено.

Задачи, приёмы и особенности декоративного рисования в подготовительной группе

Декоративное рисование — создание абстрактных ритмических узоров и композиций для украшения предметов. Рисование орнаментов оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, абстрактного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Задачи

  • развивать чувство цвета, учить находить интересное и гармоничное сочетание красок;
  • закреплять умение рисовать по образцу, обучать рисованию узоров на основе свободного замысла;
  • совершенствовать технические навыки владения карандашом и кистью: рисовать кончиком и всей поверхностью кисти точки, завитки, волнистые, прямые, закруглённые линии;
  • свободно менять направление движения кисти;
  • уметь регулировать набор краски и смешивать разные цвета для получения нужного оттенка
  • развивать умение составлять декоративный узор с помощью прямых и пересекающихся линий, а также ритмического сочетания точек, мазков, геометрических фигур, растительных узоров, других элементов декоративной росписи;
  • развивать свободное плавное движение руки и зрительный контроль;
  • продолжить знакомство с народным орнаментом, развивать навыки оформления плоских и объёмных форм в стиле традиционной росписи.
  • Приёмы

    • Линия — прямая, ломаная, волнообразная, закрученная в спираль, может быть разной длины, толщины и ритма и помогает создать основу для узора и прорисовать декоративные элементы.
    • Штриховка цветными карандашами — простой, но выразительный и эффективный способ передачи ритмического образа растительного или геометрического орнамента. Кроме того, рисование штрихом помогает развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки руки к письму.
    • Растушёвка — помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Детям следует пояснить, что прорисовка сетки узора и декоративных элементов требует более сильного нажима, чем закрашивание фона.
    • Точка кончиком кисти, ритмический мазок, примакивание всей поверхностью кистью.

    Особенности

    • Основным материалом для росписи является гуашь, поскольку её перекрывающая способность позволяет наносить рисунок на тонированную поверхность фона. Используются также техники рисования акварельными красками, восковыми мелками и фломастерами, кроме того, комбинированные и нетрадиционные, например, пальчиковая, рисование солью, монотипия, граттаж, ниткография.


      Работы выполнены в технике граттаж (процарапывание узора по грунтованной тушью или чёрной гуашью поверхности)

    • Дети старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании могут использовать цветные карандаши, поскольку уровень владения техническими приёмами штриховки позволяет получить ровный и яркий цветовой эффект. Кроме того, используя приёмы растушёвки, ребята могут создавать узор одним цветом, чередуя различную степень нажима карандаша, передавая, например, переход от более яркого оттенка к более нежному, зарисовывая лепестки цветка.
    • В дополнение к ранее освоенным формам круга и квадрата дети знакомятся с построением узора на прямоугольной и многоугольной геометрической форме, а также на силуэтах различных предметов (кувшины, чашки, ложки, шапочки и т. д.). Предметы неправильной геометрической формы декорируются как линейным орнаментом, например, для окантовки горлышка, так и с использованием узора из центра на округлой части или узора из угла на прямоугольной форме.
    • Старшие дошкольники изучают зеркальное симметричное отображение, когда рисунок состоит из двух одинаковых частей, расположенных противоположным образом.
    • В подготовительной группе обучают приёму заполнения всего пространства формы так называемым сетчатым орнаментом, который построен на принципе чередования элементов в шахматном порядке.
    • Для создания узоров и росписи игрушек или посуды используются элементы растительного орнамента и народно-прикладного искусства (завитки, мелкий травчатый узор, цветовые сочетания дымковской, жостовской, хохломской росписи).

    Детские работы по декоративному рисованию (фотогалерея)


    Сюжетная композиция в стиле дымковской традиции


    Оформление изделия растительным орнаментом (ветка рябины) Золотая хохлома


    Роспись декоративными элементами (ягоды, завитки, полоски, точки)


    Роспись растительным орнаментом (ягоды клубнички, травка, листочки)


    Огненные краски хохломы (ягоды, завитушки, травка)


    Рисование завитков и травки на высоком изделии


    Декоративная роспись растительным орнаментом

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]