Экологическая неделя в детском саду. Средняя группа


Экологическая неделя в детском саду. Средняя группа

Проект на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Экологическая неделя «Земля — наш общий дом»
Цель: Закрепить и расширить знания детей о природе как неиссякаемом источнике духовного обогащения людей; пробуждать у детей живой интерес и любознательность к окружающему миру; развивать положительные чувства ребенка к природе. Задачи: — Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных для детей дошкольного возраста; — Воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; — Формировать умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами.
Понедельник

Экскурсия (прогулка) по окрестностям детского сада.

Цель:

Научить замечать изменения, происходящие в природе, называть цвет листьев, наблюдать за деревьями, понимать от чего происходит листопад, почему исчезли насекомые и улетают птицы. Любоваться красотой осенней природы. Вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе; формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. 1. Путешествие вокруг света (рассматривание глобуса; обратить внимание на цвета на глобусе – вода, суша) 2. Загадывание загадок о растительном, животном мире, насекомых. 3. Аппликация на тему: «Украсим платок узором из осенних листьев»


4. Рассматривание иллюстраций на тему «Осень в природе». 5. . Игра «Живое -неживое». 6. Упражнение «Раскрась только живое».

Вторник

1. Фиксация наблюдений за птицами в календаре наблюдений. Сортировка собранного на прогулках материала. Изготовление гербария. 2. Беседы в целях уточнения представлений о наблюдаемых на прогулках явлениях. 3. Прослушивание «Времена года» П. И. Чайковского и др. музыки.


4. Чтение и беседы после чтения о способностях животных приспосабливаться к среде обитания. 5. Изготовление поделок из собранного природного материала. Конструирование из природного материала на тему: «Посадим бабочку на цветок»


6. Игра «Рассмотри и выложи». Цель: Воспитывать внимание, терпение, любознательность. 7. Настольно-печатная игра «Солнце по небу гуляет! Определи, когда это бывает?» 8. Беседа «Так нельзя, а так можно и нужно». Обсудите, как относиться к животным: воробьям, воронам, кошкам и др.

Среда

Закреплять знания детей о явлениях неживой природы-воде и её свойствах. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Приход «Айболита» — рассказ о целебности солнца и воды (и об опасности). 1. Дидактическая игра «Вода наша помощница» «Волшебница вода» 2. Заседание клуба «Почемучек». Тема: «Такая разная вода» а) все ли дожди одинаковы (весна, осень, лето) . б) все ли облака одинаковы 4. Слушание а/записи «Шум дождя» 5.Дидактическая игра «Как зовут птенца?». 6. Экологический трудовой десант а) подготовка клумбы на зимний период б) подготовка семян и листьев для гербария. 8. Разгадывание загадок про времена года. 9. Дидактическая игра «Гнездо, улей, нора или кто где живёт?»

Четверг

День поэзии «Берегите планету» 1. Выставка книг о планете. 2. Конкурс чтецов о животных наших лесов (нашей лесной зоны (полосы)) 3. Игры «Угадай дерево», «С какого дерева листик? » (дети составляют «картину» из набора маленьких иллюстраций) 4. Чтение книг Бианки: «Лесные домишки» 5. . Заучивание стихов о животных, растениях и т. д. 6. Импровизация движений под музыку природы в аудио записи 7. Рассказ воспитателя о поведении птиц и животных осенью. 8. Дидактическая игра – “Какой ветер?»

Пятница

1. Развлечение для детей на тему: «Осенняя прогулка» Цель: Закрепить полученные знания у детей о временах года; осенних явлениях в природе. Расширять знания о лесных обитателях в осенний период. Поддерживать интерес к танцевальной и музыкальной деятельности. 2. Конкурс поделок из природного материала для совместного творчества родители и дети на тему: «Загляни в осенний лес» 3. Словесная игра «У кого какая шубка?» 4. Работа с родителями: Заключительное оформление выставки на тему: «Загляни в осенний лес»

Прогулка-понедельник
Наблюдения за облаками.
Цели:

учить детей наблюдать за облаками, отмечая произошедшие изменения; подвести к выводу, что пасмурная погода-характерный признак осени.

Словесная игра «Угадай с какого дерева листочек»

Дидактическая задача:

определение отличительных особенностей листьев клёна, берёзы, рябины и т. д.

Игровое действие:

Узнать и назвать листок, соответствующий дереву.

Ход игры

Воспитатель раздаёт детям листочки разной формы, а дети определяют, с какого они дерева. — Этот лист с берёзы, поэтому он называется берёзовый. — Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый. — Этот лист с рябины, поэтому он называется рябиновый и т. д.

Прогулка-вторник

Наблюдение за изменениями в природе: предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Словесная игра «У кого какая шубка?

Дидактическая задача:

Формировать связную речь дошкольника. Активизировать словарь словами: пушистая, мягкая, гладкая. Закреплять знания детей о животных.

Игровое действие:

Отгадывание предложенной воспитателем загадки о животном и составить описательный рассказ с помощью воспитателя.

Ход игры.

Педагог предлагает детям отгадать загадку о животном. Например, Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – Уши больше головы? (Заяц) После отгадки животного воспитатель побуждает детей вспомнить и описать внешний вид зайца — Какая у зайчика шубка? (белая, пушистая, мягкая и т. д.) — У лисички какая шубка? (рыжая, мягкая, пушистая) — У белочки, какая шубка? (мягкая, гладкая)

Прогулка-среда

Наблюдения за птицами.

Цель:

закрепить знания детей о птицах — название, части тела, питание. Поисково-познавательная деятельность «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?» Цель: помочь установить зависимость образа жизни птиц от недостатка еды в холодный период года. Словесное упр.,/игра «Отгадай загадку про птичку.»

Дидактическая задача:

Упражнять детей в отгадывании загадок про птиц. Закрепить названия птиц: воробей, синица, скворец, ворона.

Игровое действие:

Прослушивание и отгадывание загадок. Нахождение ответа на карточках с изображением птиц. (На прогулке можно обойтись без карточек, игру можно совместить с настоящей птичкой и поощрить за правильный ответ заранее изготовленными птичками с помощью оригами.)

Ход игры.

Воспитатель загадывает детям загадки о птицах. Серый маленький комочек: Чик-чирик — замерз он очень! Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? (Воробей) И зимой ей не сидится: Над моим окном кружится, Хлебных крошек и пшеницы Просит к завтраку… (синица) Болтлива птичка — спору нет, Расскажет новость и секрет! Красива с виду, белобока Кто? — Длиннохвостая… (сорока) — Как можно наших гостей назвать одним словом? Кто у нас в гостях? (Птицы)

Прогулка – четверг

Наблюдения за деревьями.

Цель:

помочь детям сделать вывод о том, что после того, как температура воздуха стала ниже нуля градусов, (ощутимое похолодание), все деревья сбросили листву. Словесная игра «Сравни и расскажи, чем отличаются?»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц и животных.

Игровые правила:

Отвечать только по сигналу воспитателя. Уметь выслушивать суждения своих сверстников. Диалог воспитателя и детей с помощью загадок о птицах и животных, наводящих вопросах воспитателя к детям о внешнем виде и повадках животных и птиц.

Ход игры:

Использование картинок животных: лиса, волк, медведь и заяц. И птицы: ворона, воробей, сорока. Дети должны найти отличия и назвать их.( В старшем дошкольном возрасте игра проводится на свежем воздухе, на прогулке без картинок, ребята действуют по памяти и предыдущими накопленными знаниями в средней группе) — Чем птицы и животные похожи? (у птиц и животных есть туловище, глаза и хвост) — Что есть у птиц и нет у животных? (у птиц есть крылья, а у животных их нет. У птиц клюв, а у животных пасть. У птиц две лапы, а у животных четыре. У птиц тело покрыто крылышками, а у животных – шерстью.

Прогулка –пятница

Наблюдения за ветром.

Цель:

Закреплять знания о явлениях неживой природы. Определять основные свойства ветра. Подвести детей к выводу, о том, что ветер -это движение воздуха, может быть разной силы и направления. Словесная игра «Какой дует ветер?»

Дидактическая задача:

Закреплять знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь дошкольника. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.

Игровое действие:

Воспитатель задаёт детям вопросы о том какой сегодня ветер, каким ветер может быть, каким бывает? Дети с помощью султанчиков или осенних листочков в руках определяют силу ветра. (сильный, порывистый, холодный, тёплый, осенний и т. д.) Кто правильно ответил, на вопрос воспитателя, первый имитирует силу ветра.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям представить мысленную картину по её словам. — Тучи, дождь, ветер, ветки на деревьях качаются, листья желтеют и опадают на землю, в какое время года это происходит (бывает)? Ответы детей: (осенью). Воспитатель предлагает спеть песенку осеннего ветра. — Какой ветер? (сильный, колючий и т.д.) -Но вот ветер начал стихать. Какой теперь ветер подул? ( тихий ) Примечание: Аналогичную картину воспитатель может предложить детям представить и другого времени года, подобрав слова, которые выделяют и определяют приметы, явления природы конкретного времени года. (сезона ) Предлагаю вашему вниманию, подробное описание игр, которые использовались мной в процессе экологического воспитания детей старшей группы в течении всего проекта (одна неделя) по экологическому воспитанию. 1. Настольно-печатная игра: «Солнце по небу гуляет! Определи, когда это бывает?»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о явлениях неживой природы: части суток.

Игровые правила:

Подбирать цветовую гамму по содержанию текста.

Игровое действие:

Поиск карточки определённого цвета по содержанию текста.

Дидактический материал:

цветные карточки. Модель часов (круг, разделённый на четыре части). Стихотворные тексты о частях суток.

Ход игры.

По ходу рассказа воспитателя дети выкладывают соответствующие карточки на модели часов. Небо вдруг порозовело, Тихо-тихо и несмело Солнце ласковым лучом Что открыло, как ключом? (утро-розовая карточка) Солнце ярко осветило, Землю всю позолотило. Он сияет и блестит, Нам лениться не велит? (день-жёлтая карточка) Солнце спать легло, и будто Лёгким синим покрывалом Он всю землю укрывает. Сказку гномик прочитает И тихонько засыпает? (вечер-синяя карточка) Когда с темнотою Земля вдруг сошлась И в небе луна Со звездою сошлась? А Гномик давно и Тихонечко спал? (ночью-чёрная карточка)

2. Дидактическая игра с предметами: «Вода наша помощница»

Дидактическая задача:

Закреплять знания детей о явлениях неживой природы – воде и её свойствах.

Игровые правила:

Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы для рассказа и описания. Соблюдать очерёдность.

Игровое действие:

Поиск нужных предметов.

Дидактический материал:

тазик с грязным бельём, мыло и зубная щётка, аптечка с лекарствами; домашние животные; сюжетная карточка с изображением реки и т. д.

Ход игры.

Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения. — Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи. — Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке. — Вода нужна жителям цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты. — Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных. — Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины. — Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы. — Вода нужна всем малышам и малышкам, что бы её пить, когда жарко. И т. д.

3. Игра «Рассмотри и выложи»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о временах года, приметах осени. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила:

Действовать только по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность.

Игровое действие:

Дети по предложению воспитателя выкладывают цветовое табло на часах «Времена года». Выкладывают основные приметы осени. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал:

часы «Времена года», сюжетные карточки с приметами осени по количеству детей.

Ход игры

Дети должны определить и выложить на столе основные приметы осени (другого времени года). — Какое время года я должна выставить на наших часах «Времена года»? (на часах нужно установить стрелку на времени года-осень, жёлтая часть часов). -На какое время года нам указываю приметы за окном? (приметы за окном указывают нам на то, что время года-осень). -Какие приметы осени, ты выложил(а) (обращаться к девочке или мальчику по имени) на своём столе? (Солнце на небе спряталось за тучку, идёт дождь, на земле лужи, дует холодный ветер, деревья стоят без листочков и т. д.)

4. Дидактическая игра с предметами «Как зовут птенца?»

Дидактическая задача:

Упражнять детей в узнавании и назывании птиц: воронёнок, воробушек, скворчонок, синичка.

Игровые правила:

Дети рассматривают фигурку птицы и его птенца и отвечают на вопрос воспитателя.

Дидактический материал:

фигурки или картинки с изображением птиц и их птенцов: ворона-воронёнок; скворец-скворчонок; синица-синичка; воробей-воробушек.

Ход игры:

Воспитатель показывает изображение птицы и его птенца. Ребёнок должен назвать взрослую птицу и его птенца. — Это воробей, а у воробья птенец –воробушек. И т. д.

5. Дидактическая игра «Гнездо, улей, нора или кто где живёт?».


Примечание. Проводить игры можно в любое время дня и использовать в различных видах деятельности, на усмотрение педагога. Правила игр также могут варьироваться, что может зависеть от творческого подхода и находчивости воспитателя. Заключительным этапом экологической недели послужило разработанное мною мероприятие – развлечение «Осенняя викторина». А также выставка-конкурс поделок из природного материала на тему: «Загляни в осенний лес». Совместное творчество родителей и детей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологии в старшей группе Экологическое воспитание детей в детском саду Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел «Экологическое воспитание» Экологический проект в детском саду

Похожие статьи:

Сценарий экологического мероприятия в детском саду

Конспект НОД по развитию экологических представлений у детей старшей группы

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе

Экология в музыке

Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе

Тематическое планирование по экологическому воспитанию в средней группе

Пояснительная записка

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.

Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:

— Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.

— Развитие познавательного интереса к миру природы.

— Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

— Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.

Сентябрь

Тема Цель НОД Чтение и рассматривание Игры Беседы и наблюдения
Во саду ли, в огороде Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. . Дать представления о пользе природных витаминов. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. «Овощ и фрукты»

(Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр 48)

— НОД «Что нам осень принесла?»

«Могут ли овощи навредить нашему здоровью?» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова

Стр 52)

— Аппликация «Поспели яблоки в саду» -Лепка «Овощи для магазина» «Яблоки для ежа» «Ваза с фруктами»

«дары с нашего огорода»

— Н. Егоров «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук». -Ю. Тувим «Овощи» — Рассматривание картины «В поле осенью» Дидактические игры: «Чего не стало» «Угадай на ощупь» «Узнай по описанию»

— Дидактическая игра « Что сажают в огороде?».

Беседа «Что нам осень принесла» «Что нам дарит осень?»;

— Опыт «Тепло — холодно»

В хороводе деревьев Знакомить с особенностями внешнего вида деревьев. Развивать умение отличать дерево от куста, определять дерево по листьям, плодам, коре. (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).

Учить находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.Воспитывать бережливое отношение к объектам природы, умение видеть прекрасно

Рисование»Разноцветные листочки»

«Сказочный лес вокруг теремка»(Сосны и ели)

аппликация «Листопад»

Чтение стих-я А. Майков «Кроет уж лист золотой» -И. Токмакова «Сосны»

М. Михайлов «Лесные хоромы»;

Игра «Дорисуй листочек», «Соедини листья с плодами» -Дидактическое лото «С какого дерева листочек» «К дереву беги!» «Найди листок, как на ереве» «Почему деревья осенью раздеваются»

Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия листопад,золотая осень. наблюдение загроздьями рябины (как посте­пенно меняется их окраска). Определить с детьми, какое дерево потеряет листву раньше других, какие деревья долго не теряют ее.

Октябрь

Тема Цель Нод Чтение и рассматривание Игры Беседы и наблюдения
Путешествие в страну Осень — Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать, как прекрасна ранняя осень, как покрасила она листья

— Показать связь между живой и неживой природой. — Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

— «Путешествие в осень»

(Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр.6)

Рисование «Грустная осень», «Радостная осень»,

«Золотая осень».

«Осенние дерево», «Дождик» -Лепка «Как ёж готовится к зиме»

НОД «Осенние посиделки». Праздник «Яркие краски осени»

Чтение стих-я Ерихеева «Осень» -Рассматривание картины «Времена года» Чтение Э. Мошковская «Чужая морковка» -И.Бунин «Листопад»(отрывок) -И, Токмакова «Ветрено» Дидактические игры: «Найди такой листок, как на дереве» «Кто скорее соберёт» «Так бывает или нет» «Детки на ветке» -Игра «Какая сегодня погода»

П/и «Перелёт птиц»

«Почему осень называют золотой»;

Наблюдения за состоянием погоды на участке -Наблюдения за трудом взрослых Сбор листьев и веточек для гербария.

Тема: «Мы в лес идем (дары леса)» Цель – познакомить детей с дарами леса (лесные ягоды, лесные фрукты, орехи, грибы),учить выделять съедобные и несъедобные грибы ( белый гриб, лисичка, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов дать понятие, что дары леса небезграничны, поэтому лес нужно беречь и соблюдать правила поведения в лесу. — «Что растет в лесу?» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова

Стр.29)

— Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы»

— Лепка «Грибы» (Т.С. Комарова)

Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций Загадки о грибах

«Лото» (растения, животные, цветы и т. д.).

«Отгадай, что за гриб», «Съедобное-несъедобное», «Что лишнее?», Что лишнее?», -Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций

Ноябрь

Тема Цель Нод Чтение и рассматривание Игры Беседы и Наблюдения
В гостях у птиц — Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач).

— Углублять представления о причинах отлета птиц. Расширять знания о жизни зимующих птиц, об их повадках, питании. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. – дать понятие «перелетные» (почему некоторых птиц так называют?), познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»

НОД «Птицы зимой»

Рисование «Чудо- птица» (по мотивам дымковской игрушки)

Лепка «Птички клюют зернышки»

Рисование «Воробей»

Отгадывание загадок Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Чтение стих-я «Покормите птиц зимой» Е. Благинина «Улетают, улетели…»,

В. Зотов «Ворона», «Сне­гирь», «Заяц-беляк», «Воробей», «Сорока» (из книги «Лесная мозаика»)

Зверев «Воробьиное Бюро погоды»;

» Дидактические игры: «Кто , где живёт»,

«Что за птица?». «Нарисуй птицам дорожку в сказку»

Игра «Птички-невелички» — «Птичка в гнездышке» «Птичка и кошка»,

Беседа о зимующих и перелётных птицах «Куда и почему улетают птицы»;

Наблюдения за птицами на участке Устройство птичьей столовой

Лесные жители Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в Рисование «животные в лесу» (трафарет) зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. -«Кто живет в лесу» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова

Стр 9)

Лепка «Заяц-длинные уши» Рисование «животные в лесу» (трафарет)

Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу»

Рассматривание картин «Дикие животные».

Сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» —Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?» -Рассказ Н, Носов «Лисята»

Л. Толстой «Волк» В. Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких зверях).

Игра- имитация «Звериная зарядка» Игровое упражнение «Придумай ласковые слова» -Дидактические игры: «Найди детёныша». «Кто, что ест», «Кто, где живёт»

п\и «Зайцы и волк»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Беседа «Почему звери меняют шубки?»;

— «Как медведь готовится к зиме?»

Декабрь

Тема Цель Нод Чтение и рассматривание Игры Беседы и наблюдения
На бабушкином дворе Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. «На бабушкином дворе» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр 14)

«Кошки собака – наши милые друзья!» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова

Стр.15)

НОД

— Аппликация «Кисонька-мурысынька «Цыпленок»

— Рисование: коврик для котика»

— Лепка «Котята»

Отгадывание загадок о домашних животных -Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных -Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные Чтение сказки «Как собака друга искала» -Драматизация сказки «Три поросёнка» Дидактические игры: «Назови детёнышей» «Какая польза от домашних животных» «Кто, где живёт» -Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по модели) Подвижная игра «Пастух и стадо Беседа с детьми о домашних животных и птицах, загадывание загадок, рассматривание картин с домашними животным
Волшебница вода Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. – показать, что вода нужна животным, растениям, человеку: вода – источник жизни, без воды не может жить ни одно живое существо. НОД « Вода – это жизнь»

Беседа «Вода в природе».

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Хотела галка пить» -Чтение стих-я Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде» Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки» Игра «Как сосулька превратилась вводу» Изготовление цветных льдинок -Взаимодействие воды и снега -Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы».

Эксперимент «Как очистить воду?»

Январь

Тема Цель Нод Чтение и рассматривание Игры Беседы и наблюдения
Зимушка-зима Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому Аппликация «Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок) -Рисование «Зимушка- зима»

«Елочка» Выставка поделок «Зимушка – зима в гости к нам пришла»

Рассматривание картины «Зимние забавы» Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери» Рассматривание картины К. Коровин «Зима»

-Чтение сказки «Зимовье» -С. Козлов «Зимняя сказка» -А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка:» -И. Суриков «Зима» -А.Барто «Ёлка»

Чтение пословиц, поговорок

Игра «Жидкое- твёрдое» -Беседа о зиме

Наблюдения за погодой на участке

Белый снег, пушистый Расширять представления детей о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

«Снеговичок»

(Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова

Стр. 18)

Рисование «Снежинки

НОД «Почему растаяла Снегурочка?».

Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки». Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

К. Бальмонта «Снежинка».

Опыт со снегом -«Нужен ли зимой растениям снег?» -Цветные льдинки

Рассматривание снежинок через лупу.

Февраль

Тема Цель Нод Чтение и рассматривание Игры Беседы и наблюдения
Путешествие в царство комнатных растений – уточнить и расширить представление об условиях среды, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей растений в свете, почве, воздухе, тепле, пище, формировать представление о растениях как живых организмах, которые чувствуют изменение условий их обитания и реагируют на них — Закрепить названия знакомых комнатных растений Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. «Путешествие в царство комнатных растений» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр. 11)

-Барельеф «Красивые цветы»

Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями» Рассматривание растений Игра «Какого растения не стало» -Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы» Дидактические игры «Живые картинки», «Опиши, я отгадаю»

«Растение в беде»

«Какого растения не стало»

Беседа о строении растений -Беседа об уходе за комнатными растениями Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание

наблюдение за пересадкой комнатных растений

Подводное царство Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. «Водоемы родного края» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова

Стр 46)

-Лепка «Рыбка» -Аппликация «Аквариум» (коллективная)

Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. Рассказ Л. Берг «Рыбка» Игра «Мы весёлые рыбки»

Март

Тема Цель Нод Чтение и рассматривание Игры Беседы и наблюдения
Огород на окне — Закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения. -Формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).

-Развивать у детей основы исследовательской деятельности.

-Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

-учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;

-фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

-развивать коммуникативные навыки;

«Посадка лука» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова

Стр 21)

Лепка «Мальчик-луковка»

— Рисование «Вырос зеленый лучок»

— Аппликация «Лучок – золотой бочок»

Чтение сказок «Пых»,»Вершки и корешки», «Репка»;чтение стихотворений про овощи, пословиц и поговорок о труде. Дидактические игры: « Где растет?», «Что лишнее?», «От какого овоща эта часть?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери картинку». Беседа «Лук — всем полезный друг» «Первая зелень» «Витамины с грядки»

Опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. 2. Проследить из­менение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее.

В гостях у Веснянки Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. -«Весенние секреты» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова

Стр.27)

Рисование «Волшебница весна» — «Желтые одуванчики»

Чтение К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна» -А. К. Саврасов «Грачи прилетели» -Стих-е С. Вангели «Подснежники» В. Берестов «Песенка весенних минут» -М. Пришвин «Мать-и -мачеха», «Одуванчик»,

С. Маршак «Весенняя песенка»; Л. Толстой «Пришла весна», Г. Скребицкий «На лесной полянке»;

Н. Сладкое «Весенние радости»; В. Алферов «Март»; В. Бианки «Лесная газета»;

Дидактические игры : «Какие животные живут в лесу», «Когда это бывает», «Найди детёныша»

-П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса»

Где будут первые проталинки? -Где снег не тает? -Где быстрее наступит весна?

«Кто просыпается весной?»;

Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.

Апрель

Тема Цель Нод Чтение и рассматривание Игры Беседы и наблюдения
Перелетные птицы Закреплять представление о поведении перелётных птиц весной. Воспитывать чуткое отношение ко всему живому, стремление помогать птицам – готовить скворечники к их прилёту. «Красная шапочка рассказывает о птицах» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр.23)

-Лепка «Птичка –невеличка»

Беседа о перелётных птицах -Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц Дидактические игры: «Кто , где живёт», «Нарисуй птицам дорожку в сказку» «Птички и кошка», «Пчёлки и ласточка», Наблюдения за птицами на участке
Я и мое тело Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о «+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о «+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. НОД «Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться» — «Чистота – залог здоровья»Рисование «Гномик», Девочка в длинном платье» Э.Мошковская «Нос, умойся»

Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

Беседа о потребностях человека -Рассказ о вредных привычках

Май

Тема Цель Нод Чтение и рассматривание Игры Беседы и наблюдения
Насекомые — наши помощники Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. Рисование «Божья коровка» — Лепка «Зелёная гусеница»

-аппликация «Божья коровка»

Отгадывание загадок Рассматривание иллюстраций

В. Бианки «Паучок-пилот»;

Г. Глушнев, стихи о насекомых «Кузнец и кузнечи­ки»

К. Ушинский «Пчелки на разведке»;;

Дидактические игры: «Найди насекомых, поедающих листья» «Как спрятаться бабочкам -Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика») Наблюдения за насекомыми

наблюдение «Охраняем муравьиные тропы»

«Зелёная аптека» Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. «Мишутка рассказывает о растениях – медоносах» (Л.Г.Горькова,Л.А.Обухова стр 30)

Рисование «Ромашки в траве»

-аппликация «Красивый цветок»

Загадки -Рассматривание иллюстраций с растениями

Чтение рассказа «Зелёные страницы»

С- р. игра «Доктор лечит от простуды»

Дидактические игры: «Собери букет» «Узнай растение»

Беседа о лекарственных травах

Беседа «Мой любимый цветок» Беседы о лекарственных

растениях, о том, как

они помогают людям

Литература:

· Бабаева Т. И.

Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе «Дет­ство»: учеб.-метод, пособие / Т. И. Бабаева [и др.]. — СПб.: Детство-Пресс, 2007. 7 2.
Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию! +
СТ) I
О. А. Воронкевич. — СПб.: Детство-Пресс, 2007.

· 3. Воронкевич О. А.

Добро пожаловать в экологию!: дидактический материал для детей 4-5 лет (коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы) / О. М. Воронкевич. — СПб.: Детство-Пресс, 2008.

· 1-4. Воронкевич О. А.

Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Ч. 1 / О. А. Воронкевич. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.

· Воронкевич О. А.

Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Ч. 2 / О. А. Воронкевич. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.

· Ёлкина Н. В.

Учим детей наблюдать и рассказывать: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Ёлкина, О. В. Мариничева. — Ярославль: Академия развития, 1997.

· Князева О. Л.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод, пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева, — СПб.: Детство-Пресс, 1998.

· Листок

на ладони: метод, пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / сост. В. А. Степанова, И. А. Королёва. — СПб,: Детство-Пресс, 2004.

· 9. Николаева, С.

Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. — М.: ГНОМ и Д, 2005.

· 10. Уланова, А. А.

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет / А. А. Уланова, С. О. Иордан. — СПб.: Детство-Пресс, 2008. + 11.
Шорыгина Т. А.
Домашние животные. Какие они? / Т. А. Шорыгина. — М.: ГНОМ и Д • 2003.

· Шорыгина Т. А.

Деревья. Какие они? / Т. А. Шорыгина. — М.: ГНОМ и Д, 2003.

· Шорыгина Т. А.

Кустарники. Какие они? / Т. А. Шорыгина. — М.: ГНОМ и Д, 3004.

· Шорыгина Т. А.

Зелёные сказки: Экология для малышей / Т. А. Шорыгина. -М.: Книголюб, 2005.

· 15. Шорыгина Т. А.

Насекомые. Какие они? / Т. А. Шорыгина. — М.: ГНОМ и Д, 2004. 16.
Шорыгина Т. А.
Какие месяцы в году? / Т. А. Шорыгина. — М- ГНОМ и Д, 2004

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]