Организация образовательного пространства группы. Обзорная экскурсия по группе
Галина Ирина
Организация образовательного пространства группы. Обзорная экскурсия по группе
Приглашаем вас, на обзорную экскурсию по средней группе общеразвивающей направленности №6 «Семицветик»
, надеемся, вам понравится.
Мы находимся в групповой комнате.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей среднего дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья.
Среда отвечает требованиям содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности, предназначена для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Мебель соответствует росту и возрасту детей.
В организации среды мы постарались,выдержать единое дизайнерское решение: цвет стен, мебели, ковра, жалюзи имеют приятную цветовую гамму, настраивающую на эмоциональный лад и гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.
Групповая комната представлена развивающими центрами. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы в виде ширмы, подвижных стеллажей, пластмассовых контейнеров. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность, все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям, гендерной принадлежности детей нашей группы.
Каждому ребенку представлена свобода выбора средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
В помещении группы, мы постарались использовать бережливые технологии, а именно — визуализация оборудования, каждый развивающий центр имеет свой цветовой маркер, на наш взгляд это соблюдает главное правило- где взяли, туда и положили.
При проектировании РППС обеспечивается создание условий для информатизации образовательного процесса. Для этого групповое помещение оснащено оборудованием для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (мобильным компьютером, интерактивной доской, проектором)
.
Организация дежурства — важная часть трудового воспитания дошкольника. Несложные обязанности дежурного воспитывает у ребенка такие качества, как трудолюбие, дисциплину, аккуратность. В нашей группе уголок дежурств представлен небольшим стендом с алгоритмом действий дежурного, руками родителей сшиты яркие фартучки и колпачки.
Литературный центр обозначен красным цветовым маркером.
Данный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников.Книги расставлены в контейнеры по разделам: художественная литература (сказки, стихи, познавательная литература (книги о природе, произведения о правилах безопасности, книжки-малышки, сделанные руками детей и их родителей. Подборка материала осуществляется с учетом темы недели.
Далее располагается «Центр познания»
обозначен фиолетовым цветовым маркером.
Перед вами стеллажи с оборудованием отражающим реализацию вариативной части ООП – парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Основная задача педагога- пробудить в ребенке чувство любви к своей Родине. Именно пробудить, а не навязать. В современной жизни почти отсутствуют предметы старинного народного быта и мы решили наглядно продемонстрировать их,создав макет русской избы:в котором отражены главные достопримечательности дома: печка, очаг, ухват, стол, скамьи, люлька, прялка, полати, окно, половик. Здесь же, представлен главный символ России – матрешка, лапти. На нижнем стеллаже ребята знакомятся с историей Арзамаса, главным его символом – Гусем, славным арзамасским луком, куклами из бересты и мочало. Флаг и тд. Благодаря созданию особой среды, позволяющей ребенку, как бы прикоснуться к истории.
Далее расположены дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование. Рабочие тетради»Математика- это интересно» в свободном доступе, что ребенок имел возможность воспользоваться ей в свободной деятельности.
Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Наборы карточек с цифрами, Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10)
и соответствующих цифр, счетные палочки, занимательный и познавательный математический материал.
Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения.
Для формированию основ безопасного поведения у детей. изготовлен макет улицы, дидактические игры «Дорожные знаки»
, игрой
«Парковка»
, д/и, домино
«Транспорт»
, набором
«Инструменты»
, материалами по пожарной безопасности, игрушками – транспортными средствами, иллюстрациями о транспорте и рабочих инструментах.
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. Мы решили создать мир природы в миниатюре, здесь расположены несколько видов комнатных растений, представлена схема ухода за комнатными растениями,необходимый инвентарь: лейка, опрыскиватель, грабли, совочек, фартук. Ведется календарь природы, где дети фиксируют погодные изменения. С целью формирования первых представлений о растении, как о живом организме, установлении несложных взаимосвязей и зависимости в мире природы наблюдаем за ростом лука в воде и горшочке с землей, за роспуском почек на веточке сирени, дети имеют возможность фиксировать изменения в листе наблюдений.
Мебель сконструирована так, что для детей имеется стол для проведения экспериментов, имеется микроскоп, увеличительные стекла, в прозрачных контейнерах хранятся емкости с природным материалом, сыпучими продуктами, емкости разной вместимости, ложки, воронки, совочки, представлен журнал опытов.
Так же здесь представлены различное лото: «Дикие и домашние животные»
,
«зоопарк»
, иллюстрационный материал-
«Дикие животные»
,
«Домашние животные»
,
«птицы»
,
«Насекомые»
. В прозрачных контейнерах фигурки «диких и домашних «животных, для легкой сериации на контейнерах обозначающие символы.
Далее представлены емкости с водой и песком, для проведения простейших экспериментов, игрушки для игр с песком и водой.
Далее располагается «Спортивный центр»
,- обозначен желтым цветовым маркером
обеспечивающий двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.
Здесь представлен необходимый спортивный инвентарь: обручи, мячи, средние, малые, ленты разных цветов на кольцах, кегли, тонкий канат, флажки разных цветов, набор с мячиком на «липучках»
, султанчики, ребристые и массажные дорожки,нетрадиционный спортивный инвентарь: для развития ловкости и глазомера
«Подбрось и поймай»
,тренажеры для развития дыхания:
«Волшебный снегопад»
,
«Горячий чай»
.
Мягкие модули- это яркие и интересные игрушки для детей, с помощью них можно сконструировать различные постройки, которые будут применены в любой деятельности.
Далее располагается ЦЕНТР творчества – обозначен зеленым цветовым маркером
Обеспечивающий решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
Стойка- вешалка, на которой располагаются костюмы для театрализованных и сюжетно-ролевых игр.
Театральная ширма на которой представлены разные виды театров: настольный театр, кукольный театр, варежковый театр, пальчиковый театр, куклы и атрибуты для обыгрывания сказок, маски. Иллюстрации с сюжетами из сказок.
При организации музыкально-художественной деятельности детей учитывается следующее
— приобщение к музыкальному искусству
— развитие музыкальности воспитанников
-способности эмоционально воспринимать музыку
С права представлены музыкальные инструменты (звучащие и незвучащие)
: металлофон, дудочки, барабан, бубен, пианино, звучащие коробочки с различными наполнителями, портреты композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, а так же дидактические игры. Магнитофон, диски с музыкальными произведениями, а так же видеосказки.
Для развития конструктивных умений и навыков в нашей группедостаточное количество различных конструкторов: конструктор с крупными блоками, деревянный конструктор, пазлы, игры- шнуровки, конструктор «Брикс»
,
«Лего»
. Так же представлены схемы построек и
«алгоритмы их выполнения»
.
Для проявление инициативы в художественно-игровой деятельности детям предлагаются следующие материалы: цветные карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, восковые мелки, цветной мел, пластелин, кисти, палочки, поролон, печатки, трафареты, раскраски, цветная бумага, картон, самоклеящаяся пленка. Для того, чтобы нарисовать, слепить любой предмет необходимо его хорошо запомнить для этого разработаны алгоритмические схемы, рисования, лепки, образцы моделей для вырезания из бумаги- это располагается в стойке и обозначено зеленым маркером, с целью ознакомления детей с народными промыслами собраны альбомы с иллюстрациями- красные, виды живописи- синие. Так же для ознакомления детей с видами скульптур представлены скульптуры малых и средних форм. Также здесь располагается доска для рисования мелом и фломастерами.
Далее располагается игровой центр – обозначен оранжевым цветовым маркером
На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре, это время ее расцвета. Замечено, что дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты. Когда не участвующие в игре дети стараются игнорировать установленные играющими границы игрового пространства, либо просто занять часть игровой территории. Чтобы избежать этого, мы решили оборудовать игровой центр в виде обозначенных пространств: магазин, семья, хозяюшка, больница, парикмахерская, автосалон. Многообразиеигрового оборудования: коляски, куклы, пупсы, машины, инструменты. Так же в решении задачи свободного перемещения и одновременно играть несколькими подгруппами мы решили создать маркеры игрового пространства, изготовленные из листа полипропилена синего цвета. Маркер «Дом»
, магазин-семья, больница-автосервис. При помощи этого маркера можно обыграть огромное количество сюжетов. Маркер
«Ракета»
, его дети используют как подводную лодку, льдину с прорубью. Опробовав маркеры в работе с детьми, мы убедились,что они обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям: легко трансформируются, многофункциональны, вариативны, развивают детскую фантазию и
воображение.
Центр уединения
Здесь дети могут отдохнуть после шумных игр, полистать книжку, поиграть наедине со своей любимой игрушкой, принесенной из дома.
Рабочее место педагога
Рабочее место педагога организовано, так же с учетом цветовых маркеров.
Мы в своей работе стремимся,чтобы:
-предметный мир обеспечивал потребности каждого ребёнка;
-РППС обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накоплению социального опыта;
-РППС выступала условием расширения возможностей ребёнка;
-РППС способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.