Что такое ритмика
Ритмика – это выполнение простых танцевальных движений под музыку. Занятия ритмикой считаются первыми осознанными шагами ребенка в танцах. Дети знакомятся с такими понятиями как «быстро» и «медленно», «громко» и «тихо», «весело» и «грустно», учатся двигаться под музыкальное сопровождение. В отличие от других музыкальных и физических занятий, на ритмике не делается акцент на технике выполнения движений или физическом развитии ребенка. Основной упор — на развитии координации, умении слышать музыку и воспринимать ритм (чередование звуков и пауз).
При планировании занятий ритмикой важно учитывать возрастные особенности детей.
У детей 3-4 лет еще слабо развита координация, они неуверенно владеют телом и не понимают, как связать свои движения с музыкой. Основная задача музыкального руководителя — помочь ребенку развить координацию движений.
К пяти годам ребенок уже может координировать не только свои действия, но и работать в паре. Он неплохо фантазирует и может повторять за раз комбинацию из нескольких движений.
В 7 лет ребенок уже полностью владеет своим телом. Он может выразить эмоции и чувства с помощью движений, контролировать качество исполнения, придумывать собственные движения и комбинации.
Воспитателю важно подбирать упражнения для занятий таким образом, чтобы они соответствовали возрасту воспитанников.
Как рассказать про ноты?
Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.
Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: и высоких, и низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу.
Нарисуйте нотный стан на большом листе бумаги и на нем напишите ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами). Затем вместе с ребенком пропойте их все.
Чтобы ребенок был заинтересован в изучении нот, можно показать ему мультфильм про ноты «До ре ми».
Начало положено – ребенок имеет общее представление о нотах. Только после проявления интереса к нотам можно начинать учить их всерьез (лучше это делать уже в другой день).
Какие звуки природы включать ребенку для прослушивания
- Шум дождя;
- Гроза;
- Прибой;
- Звуки леса;
- Пение птиц;
- Голоса животных;
- Звуки города.
Музыкальное развитие — умение различать и понимать разные звуки, окружающие ребенка, способность чувствовать красоту окружающего мира. Кроме классических произведений и детских песен, включайте иногда и звуки с разных уголков мира, природные явления. Во время прослушивания определенного звукового ряда объясняйте, что слышит малыш, кто или что издает такое звучание.
Подборка упражнений по ритмике для детей 3-4 лет
Подбирайте упражнения для занятий ритмикой таким образом, чтобы дети с удовольствием их выполняли и в то же время получали ощутимую пользу — развивали координацию движений и чувство ритма.
Ритмическое эхо
Цель: научить детей слышать ритм музыки.
Дети становятся в круг. Начинает звучать короткий отрывок простого музыкального произведения, например, «Цыплята» или «Два веселых гуся». Задача детей — в точности повторить ритм музыки хлопками в ладоши. Если дети справились с простой мелодией, можно увеличить продолжительность музыкального отрезка.
Быстрее-медленнее
Цель: научить детей реагировать на ритм музыки и быстро переключаться с одного ритма на другой, развить внимание и совершенствовать навыки ходьбы и бега.
Дети становятся в круг и начинают шагать друг за другом с левой ноги в такт музыке. Как только мелодия ускоряется, дети переходят на бег. Во время упражнения можно несколько раз менять скорость звучания композиций. Для музыкального сопровождения рекомендуем использовать мелодии «Полька» и «О чижике».
Солдатский марш
Цель: развить у детей чувство такта.
Дети становятся в шеренгу друг за другом и выбирают «командира». Воспитатель включает композицию «Солдатский марш». Задача детей — на каждую новую музыкальную фразу присесть-встать, на следующую фразу наклониться-встать. И так несколько раз подряд.
Замри
Цель: научить ребенка выражать свои чувства и эмоции с помощью танца.
Дети свободно передвигаются под музыку по залу и произвольно танцуют. Как только музыка перестает звучать, они должны застыть на месте в той позе, в которой были. Воспитатель проговаривает с малышами, почему они остановились именно в этой позе и что она означает с точки зрения эмоций. Затем начинает играть другая мелодия, и упражнение повторяется.
Ветер дует
Цель: расслабиться после активной части занятия и восстановить дыхание.
Дети становятся в круг, воспитатель включает медленную колыбельную мелодию и проговаривает: «Мы подуем далеко, мы подуем близко».
На словах «мы подуем далеко» дети начинают дуть сильно-сильно, а на словах «мы подуем близко», наоборот слабо-слабо. И так несколько раз.
Следуйте описанным рекомендациям при построении занятий ритмикой, и дети будут с радостью бежать на каждое занятие. В следующей статье вы узнаете об упражнениях по ритмике для детей 5-7 лет.