Игра 1. Угадай эмоцию
Участники игры загадывают любую эмоцию или настроение. Все дети и ведущий встают вокруг песочницы. Первый участник тихо говорит ведущему эмоцию, которую он загадал и преступает к показу.
Каждый должен изобразить свою эмоцию, с помощью манипуляций с песком.
Например: «грусть» — дождик из песка, «злость» — резкие хаотичные движения руками по поверхности или в глубине песка и т.д.
Если никто из участников не может отгадать эмоцию, ведущий может помогать показывающему:
— включить, соответствующую загаданному настроению музыку,
— разрешить нарисовать эмоцию на песке,
Тот, кто первым угадает, следующий показывает загаданную эмоцию.
Действия педагога при организации песочной терапии
Педагог при организации песочной терапии должен:
- подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
- приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
- возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;
Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.
- создать комфортные условия для игровой деятельности;
- поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
- оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.
Для занятий песочной анимацией нужно:
- Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
- На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.
На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.
Рабочая программа по песочной психотерапии
Жила-была девочка, звали её… (как назовем нашу девочку?) и была у нее подружка … (как назовем подружку?).
Варианты: дала поиграть бусы, сломала игрушку. Дать возможность детям самим придумать рассказ и оценить поступки придуманных героев.
Чему вас научили рассказы, которые вы слышали и придумывали сами? (дети отвечают)
Молодцы! Теперь вы знаете, что такое плохой и хороший поступок. Теперь мы можем поиграть в игру «Плохо-хорошо».
Если я называю хороший поступок, вы хлопаете в ладоши, а если плохой, должна быть тишина. Вы готовы?
Мальчик помог старой бабушке открыть дверь. Девочка сломала чужую куклу. Мальчик уступил в автобусе место дедушке. После обеда девочка сказала маме «спасибо» и помогла вымыть посуду. Мальчик помог младшему брату починить машинку. Мальчик перебежал дорогу на красный свет. Мальчик из рогатки стрелял по птицам. Девочка в песочнице сломала чужие куличики.
Молодцы! Но пришло время прощаться. Я буду ждать вас в гости, и мы обязательно поиграем в интересные игры. До следующей встречи!
Занятие №18 «Сказочная страна»
1. Упражнение «Приветствие»
Цель: создание благоприятной атмосферы на занятии.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я снова очень рада видеть вас здесь. Давайте мы с вами поздороваемся не так, как всегда. Ручка с ручкой, щечка с щечкой, ножка с ножкой, лобик с лобиком (дети здороваются друг с другом по кругу).
2. Упражнение «Путешествие в сказочную страну»
Цель: развитие мелкой моторики и воображения.
Психолог: Дети, сегодня мы продолжаем путешествовать по Песочной стране. Но для этого нам нужно совершить один ритуал. В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди Песочный принц, приди!
Звучит музыка. Педагог берет в руки игрушку — Песочного принца Педагог: Откройте, пожалуйста, глаза. К нам пришел Песочный принц.
— Здравствуйте! Как же мне не быть грустным. Вы бы видели, что случилось с моей страной. Она была такая красивая, цветущая, а сейчас от нее остались горы песка. Налетел ураган, друг Злой колдуньи и превратил мою страну в руины, ничего не осталось. Вы бы слышали, как ураган жутко смеялся, когда ломал дома и с корнями выкорчевывал деревья, засыпая все вокруг песком. Он сказал: «Твоя страна никогда не будет больше существовать в волшебном мире». Что мне делать, я не знаю? Кто мне поможет справиться со злым ураганом?
Для вас ребята, наверное, это очень сложное задание? Дети: (Ответы детей)
Психолог: Песочный принц, наши детки хотят тебе помочь. Они построят заново
Песочную страну, и она будет еще лучше.
Песочный принц: Ой, как же вы снимите заклятье с песка. Ведь его заколдовали. Злая колдунья сказала: «Сколько бы вы не убирали песок, его будет становиться еще больше». Психолог: Не волнуйся, Песочный принц. Ты, наверное, забыл, что у наших ребят волшебные руки? Они прикоснутся своими ладошками к песку, оставят свои отпечатки и песок расколдуют.
Особенности проведения песочной терапии для детей
Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:
- С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
- С детьми важно устанавливать границы общения.
- Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
- С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
- Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
- Полное отсутствие абстрактных картин.
- Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.
Игра 2. Хорошее настроение
Эту и следующую игру лучше проводить на индивидуальных подносах.
Ведущий с детьми вспоминает как можно больше отрицательных эмоций. Затем каждый участник выбирает «свою» негативную эмоцию и создает ее на песке. Это может быть рисунок на песке, формы или название, вылепленные из песка (смоченного водой, либо кинетического). После этого ведущий помогает детям вспомнить положительные эмоции. Хорошо, если они окажутся противоположными, например «грусть» — «радость», «ненависть» — «любовь».
Затем участники начинают «колдовать» и превращать отрицательные эмоции в положительные. Если это рисунок или надпись на песке, можно использовать трубочки для коктейля, чтобы сдуть плохую эмоцию (дуть надо очень аккуратно, чтобы не попасть в глаза. Чем длиннее будет трубочка, тем лучше), а затем на ее месте рисуется хорошая эмоция.
Если эмоция представляет собой форму, вылепленную из мокрого песка, то ее сначала ломают, а затем на ее месте лепят новую, положительную эмоцию.
Есть более сложный вариант игры. Дети в общей песочнице создают целый мир (страну) отрицательных эмоций. Здесь могут потребоваться природные материалы, миниатюрные фигурки людей, зданий, животных. Затем участники игры вместе разрушают его и выстраивают новый мир, состоящий из положительных эмоций и чувств.
Польза песочной терапии для детей
Достоинства занятий с песком неоспоримы:
- Развивается мелкая моторика у детей дошкольного возраста.
- Обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности.
- Регулируется мыслительный механизм.
На логопедических занятиях выполнение упражнений с песком помогает:
- логично выражать свои мысли;
- формированию диалогической речи дошкольников;
- нести ответственность за свои действия в игре;
- полагаться только на свои силы;
- стирать из головы психологические травмы и проблемы.
Как работает песочная терапия?
Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.
Интересно почитать:
«Назови ласково» – логопедическая игра
Интегрированное занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием элементов эйдетики
Конспект занятия в средней группе с использованием песочной терапии
Конспект занятия с детьми средней группы с использованием песочной терапии «Путешествие по морю»
Автор: Аханькова Светлана Васильевна Педагог-психолог я/сад «Болашак» Казахстан, г. Петропавловск
Конспект занятия с детьми средней группы с использованием песочной терапии «Путешествие по морю»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения посредством песочной терапии. Задачи: Развитие воображения, мышления, внимания. Развитие общей и мелкой моторики. Обучение детей релаксации, снятию мышечного напряжения. Закрепление знаний на морскую тематику. Материалы и оборудование: коробка с песком, магнитофон, аудиозапись – шум моря, ракушка с запиской, пластмассовая рыбка, ватные палочки по количеству детей, гуашь, вода, свечи, картинки контура рыб.
Ход занятия
Психолог: Ребята, сегодня на подоконнике я нашла вот эту ракушку, а внутри нее лежит записка. Давайте я вам ее прочитаю (читает). Как вы думаете, кто мог бы нам ее прислать? (Ответы детей). Правильно, нам прислал это письмо Осьминог, он просит нас помочь найти золотую рыбку. А каких вы знаете еще обитателей моря? (ответы детей). Вы готовы помочь Осьминогу? (Ответ детей). Тогда я предлагаю вам отправиться на поиски золотой рыбки. Ребята, а на каком транспорте мы сможем отправиться в путешествие? (Ответы детей). А с какими опасностями мы сможем столкнуться? (Ответы детей). Итак, давайте наденем волшебный водолазный костюм, прикрепим баллон с кислородом на спину, сделаем глубокий вдох-выдох и отправимся в путь. Все друг за другом сквозь преграды (массажные дорожки, обручи и т.д.) под музыку доходят до коробки с песком и обнаруживают фотографию золотой рыбки. Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит рыбка? (голова, хвост, плавники, чешуя и т.д.) Правильно. Морские жители оставили нам подсказку. Нужно из этих частей собрать картинку (собирают разрезные картинки золотой рыбки). Но чтобы мы дальше смогли отправиться в путешествие, нам нужно размять наши ручки. Психогимнастика «Рыбки» (выполняется под музыку) Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. Рыбки, рыбки вниз пошли, Рыбки, рыбки все легли. Глазки все закрыли, Хвостики зарыли. Плавнички расслаблены, В стороны направлены. Все мы успокаиваемся, Тихо расслабляемся. Ой, ребята, смотрите какой красивый песочек у нас. (Музыка). Давайте подойдем поближе. Положите ладошки на песочек, почувствуйте какой он – холодный или теплый, мокрый или сухой. (Ответы детей). Давайте зароем свои ручки в песке, пересыплем с одной руки на другую Сожмем песок в кулак, аккуратно высыплем. Ребята, что-то мне кажется, что наша рыбка спряталась где-то здесь, давайте ее поищем. (Под песком находятся листы с контуром рыбки). Ой, а рыбка то наша совсем без чешуи осталась и потеряла всю свою волшебную силу. Давайте мы ее разукрасим, чтоб она ожила. У рыбки чешуя волшебная разноцветная. Берем ватные палочки, понравившуюся краску и разукрашивает рыбок. Молодцы, вы все справились с заданием, и наша рыбка ожила (показывает рыбку). Теперь она может исполнить ваше любое желание. Давайте закроем глазки и загадаем желание. Глазки закрываем – до пяти считаем. (Психолог зажигает свечи в разносе). До пяти считаем – глазки открываем. Посмотрите, какая красота, это подарило нам подводное царство, за то, что мы спасли золотую рыбку. Подставьте ладошки и почувствуйте тепло. Вспомните о своих желаниях. Они непременно сбудутся. Пора прощаться с золотой рыбкой и всеми жителями подводного царства. Скажем им дружно – До свидания! А сейчас пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмемся за руки, дружно дунем на свечи и закроем глазки. Раз, два, три снова в группу попади. Вот мы вновь в детском саду. Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что вам запомнилось? Молодцы. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Мы еще с вами обязательно отправимся в какое-нибудь путешествие.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированной НОД в детском саду в средней группе Конспект игрового занятия в средней группе Конспект НОД в средней группе на тему «Новый год» НОД в средней группе Изобразительная деятельность: Рисование дымковской игрушки
Похожие статьи:
Занятие в средней группе «Зимняя одежда»
Методы песочной терапии в развитии речи
У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.
Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:
- «Звуки на песке»
Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.
- «Убери лишнее»
Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.
- «Преврати букву»
Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.
- «Нарисуй букву, слово»
Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.
Важно! Логопед подберет песочную терапию индивидуально для каждого ребенка, которая необходима именно ему для постановки звука и его автоматизации.
Этапы песочной терапии
Есть три основные этапы игры с песком:
- «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
- «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
- «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.
Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.