Конспект интегрированного занятия. «Моя семья» (логопедическая группа)
Транскрипт
1 Конспект интегрированного занятия «Моя семья» (логопедическая группа) 1
2 Конспект интегрированного занятия на тему: «Моя семья». Программное содержание: Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье, расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники»; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается, заботится о них. Материал и оборудование: фигурки с изображением членов семьи, картинки тучки и солнышка, макет дома, плоскостные изображения деревьев, комплект кружочков для изображение лиц бабушки, дедушки, папы, мамы на каждого ребенка, цветные карандаши, клей, салфетки, мяч. Предварительная работа. Рисунки детей на тему «Моя семья»; обсуждение пословиц о семье; сюжетноролевая игра «Семейные хлопоты», «Путешествуем на поезде всей семьей», рассматривание альбома «Наша семья». Ход занятия 1.Орг.момент — Дети, я приглашаю вас в гости к мальчику Пети. А живёт он в этом красивом доме. (обращает внимание детей на макет дома). (Слайд1,2) 2. Отгадывание загадок. — Что бы узнать с кем живет Петя нам надо отгадать загадки. 1. Перед сном надев пижаму, Почитать мы просим (маму) (Слайд3) 2. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки У любимой (бабушке) (Слайд4) 2
3 3. Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед Мой родной, любимый.. (дед) (Слайд5) 4. Кто научит гвоздь забить, Даст машину порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята,- Это наш любимый.. (папа) (Слайд6) 5. Кто весёлый карапузик- Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка- Это младший мой..(братишка) (Слайд7,8) 6. Кто любит и меня и братца, Но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка Моя младшая (сестрёнка) (Слайд9) — Вот какая большая семья у Пети. Посмотрите внимательно, про кого мы ещё забыли? (обращает внимание детей на окно чердака, где сидит кошка Мурка). Как вы думаете, Мурка тоже Петина семья? (Рассуждения детей) Кошка — это любимое домашнее животное, но не член семьи. У Мурки есть своя семья: кот и маленькие котята. — Итак, что такое семья? (Ответы детей) 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Чтобы уточнить кто является членом семьи, Петя предлагает поиграть в игру » Четвертый лишний». Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником? * Мама, соседка, бабушка, сестра. * Бабушка, подруга, сестра, мама. * Сестра, продавец, бабушка, брат. * Дворник, брат, папа, дедушка. * Дедушка, папа, водитель, отец. 3
4 — Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.) — Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, ухаживать, защищать.) 4. «Составь портрет своей семьи» — Пете очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята. (Предлагается детям составить портрет своей семьи и рассказать о ней.) Наводящие вопросы: — С кем ты живёшь? — Кто самый старший в вашей семье? — Кто самый младший? — Как ты заботишься о членах своей семьи? — Ты любишь своих близких? Почему? — Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге. — А вы любите помогать своим близким? Сейчас и проверим. 5. «Кто, как трудиться?» А теперь предлагаю Пете немного поиграть вместе с нами и узнать, кто как трудится в ваших семьях. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я. Например, ходит на работу Кто? договаривает : Мама и папа : Учит уроки : Сестра, брат. : Моет посуду : Мама и бабушка. : Мастерит : Папа, старший брат, дедушка. : Ходит в магазин за покупками : Бабушка, мама, папа. : Убирает в доме Ребёнок: Мама, сестра, бабушка. 4
5 6. Физминутка «Семейная зарядка». Осенью, весною Летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо — влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой И качаю головой. 7. Д/и «Солнышко и тучка» : — Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей) — Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка) Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует — солнышко. — Нарисовали красивую картину; — Подрались с другом; — Съели манную кашу; — Убрали игрушки на место; — Порвали книгу; — На прогулке замарали куртку. — Ребята, посмотрите какое красивое дерево я хочу вам подарить. На этом дереве я изобразил всю родословную своей семьи. Предлагаю вам сделать такие же деревья своего рода. Только для того, чтобы дерево у вас получилось, давайте, посмотрим на что оно похоже. 9. Дидактическое упражнение «На что это похоже?» (Слайд10) — У дерева есть корни. Как вы думаете, у семьи есть корни? Кто это? (Дети: корни в семье это бабушки и дедушки). Они самые старшие члены в семье, дающие ей начало. От корней растет ствол дерева. Он несет веткам и листьям питательные соки. Это ваши родители. Они молодые люди, они работают, трудятся, заботятся о младших и старших. Веточки и листочки на нашем дереве это дети, которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку. Чтобы дерево прочно стояло, нужно заботиться о корнях. Любить и ухаживать за старшими членами семьи. 5
6 : У многих из вас есть братья и сёстры. У ваших мам пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое называется «генеалогическое дерево». Давайте и мы сделаем такое дерево. Только для того, чтобы работа у нас получилась, надо размять пальчики. 10. Пальчиковая гимнастика Семья» Давайте вспомним пальчиковую гимнастику о семье. Этот пальчик дедушка Этот пальчик бабушка Этот пальчик папочка Этот пальчик мамочка Этот пальчик я Вот и вся моя семья 11. Составление «Генеалогического дерева» своей семьи. Мы сегодня с вами постараемся составить такое дерево своего рода. У вас есть деревья. На кружочках вы рисуете прежде всего себя. Затем маму, папу, братьев, сестёр, дедушек, бабушек. Дети рисуют и кружки приклеивают на дерево. 12.Итог занятия. Ну вот теперь у каждого из вас есть своё генеалогическое дерево. — Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы — самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. 6
Тема: «Семья»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Расширять активный и пассивный словарь детей по лексической теме «Семья» знакомство с членами семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя, внук, внучка, сын, дочь, их качествами, особенностями характера, занятиями).
- Упражнять в практическом употреблении категории Т.п. с предлогом -с, существительных с обобщающим значением.
- Закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Формировать представления о составе семьи, знакомить с родственными связями в семье (брат, сестра, родители, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка).
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
Оборудование:
- картинный материал по теме, семейные фотографии.