Конспект занятияТема: «Яша в волшебном лесу. Буква Я»

Конспект урока «Обучение грамоте. Знакомство с буквой «ы».1 класс. УКМ «Школа 21 века».

Урок обучения грамоте 1 класс. УКМ «Школа 21 века»

Тема: знакомство с буквой «Ы».

Цель: познакомить с буквой Ы, звуком ы

Задачи : *образовательные: познакомить со звуком ы и графическим образцом буквы, формировать навыкизвукового анализа; * развивающие: развивать речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух,пространственное восприятие, формировать навык плавного чтения, расширять словарный запас учащихся, развивать концентрацию внимания и произвольногоеё переключения; *воспитательные: воспитывать уважение к мнению товарищей, уважуние друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.

Ход урока.

1.Огранизационный момент.

2.Актуализация знаний. — Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Наш рассказ без буквы Ы Как лужайка без травы. Или, скажем, угощенье Без айвы и без халвы. Но великие умы, В том числе, конечно, мы Не слыхали, чтобы слово Начиналось с буквы Ы.

Вспоминали безуспешно И они, и мы, и вы И рыдали безутешно ы-ы-ы-ы-ы-ы! — Ребята, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? ( знакомство с буквой «Ы») Слайд 1. — Млолдцы! Давайте сформулируем цели урока.( Учиться слышать Ы в словах , учиться составлять звуковую схему слов, учиться правильно произносить звук Ы . )

— Кто приплыл к нам на урок и на хвосте принёс дежурную букву, узнаете, отгадав загадку. В воде она живёт. Нет клюва, а она клюёт. (рыба)—картинка. 3.Работа по закреплению изученного. — Чтобы составить звуковую схему слова «рыба», давайте вспомним алгоритм работы над звуковой схемой. АЛГОРИТМ 1.Произношу слово. 2.Определяю количество звуков. 3.Анализирую звуки по порядку. 4.Определяю место нового звука. 5.Обозначаю новый звук.

4.Самостоятельная работа. Работа над схемой слова «рыба» по алгоритму — работают самостоятельно на местах, у доски работает один ученик. Сверяемся с доской. — А теперь определим положение буквы Ы на «ленте букв».

5.Формирование новых знаний.

Слайд 2. — Посмотрите на экран и ответьте, на что похожа буква Ы? ( ответы ребят)

Слайд 3. Чтение хором стихотворения, ученик у экрана следит указкой. Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо. Получилась буква ы — Все мы знать её должны.

— Так на что похожа буква Ы? — С чем ещё сравнивают букву Ы, узнаем из стихотворения на доске. НА ДОСКЕ. Читают хором, ученик у доски следит указкой.

Ы… Какая ты толстушка! Твой животик как подушка. Чтобы легче ей ходить, Палочку пришлось добыть. (Дети отвечают на вопрос)

— А сейчас поиграем. Игра «.Услышь звук». Если в слове есть новый звук, ребята делают хлопок в ладошки. Если звука нет – молчат. Рыба, прыгалка, кубик, буквы, парта, крыша, папа, открытка, птицы. НА ДОСКЕ. Читают хором стихотворение. —Какие ещё слова можно былобы добавить к нашей игре, узнаем из стихотворения?

Бывает эта бкува В конце и в середине. В конце капусты, брюквы, А в середине дыни. Ребята отвечают на вопрос, поставленный перед чтением. —А сейчас проведём соревнование по группам «Кто больше придумает слов с «Ы». — В какой части слова не может стоять буква Ы, как вы думаете? (предположения ребят) — Сейчас мы и узнаем , кто из ребят прав.Прочитаем стихотворение.

НА ДОСКЕ. Читают хором стихотворение, ученик у доски следит указкой.

Спросили мы у маляров: —Скажите, маляры, Где отыскать десяток слов, В которых есть звук «ы»? Нам отвечали маляры: — Нет случая такого, Чтобы когда—нибудь звук «ы» Бывал в начале слова!

( Ребята отвечают на поставленный перед чтением вопрос.)

6.Самостоятельная работа. Работа в парах.Работа по учебнику на с.55. «Разгадай кроссворд». Связь с ребятами учитель держит используя форму открытой ладони «Понятно – не понят- но».Подведение итогов работы. САМООЦЕНКА — Поднимите руку те ребята, кто отгадал все слова. Молодцы! И т.д. — Назовите все слова, которые у вас получились. ( Сыр, козы, тыква, бусы.)

7.Рефлексия. НА ДОСКЕ. Читают хором. В русском языке, увы, Не бывает слов на «ы». — Итак, какой вывод можно сделать из этих строк. Есть ли в руссом языке заглавная буква «ы»? — Почему?

8.Подведение итогов урока .

— Подведём итог урока используя слова: Я понял… Я узнал…

Я научился… Я запомнил…

9.Самооценка за урок.

kopilkaurokov.ru

Загадки для детей на букву Я

Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)

Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо)

Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык)

Всегда во рту, А не проглотишь. (Язык)

Домик круглый, домик белый Домик был сначала целый, А как треснул наконец. Так и выскочил жилец! (Яйцо и птенец)

Зеленый поясок в траве затерялся. (Ящерица)

Бегает среди камней. Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но — ах! — Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду — упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Произношение и написание «Я»

Если мы вслушаемся в звучание буквы, при этом произносить будем продолжительно, то услышим следующие звуки [й-а-а-а-а-а-а].

Раз буква при звучании тянется, то это гласная.

Буква Я состоит из двух звуков согласного короткого звука [й] и гласного звука [а], и её можно пропеть. Эта звуковая особенность называется йотированием.

Я = [й′] [а] — так обозначаются звуки, входящие в букву Я в транскрипции.

Видим, что буква одна, а звуков в ней два, один из которых Йот — является согласным. На письме обозначается как Й, поэтому и называется йотированным.

В начале слова или после гласных букв и разделительных знаков мы слышим согласный Й, а затем гласный звук А.

После согласных Я часто смягчает их: ляпа. Здесь Л произносится мягко благодаря Я.

Но это только если «я» находится в позиции ударного слога.

В безударном положении «я» как бы повторяет звуки Е и И: поля — поле.

Если Я слышится после шипящих (ч, щ, ш, ж), гортанных (х, г, к), после ц, это не значит, что она после них пишется. Вовсе нет. Пишем в этих случаях «а».

Это правило не распространяется только на иноязычные слова, такие как: Шяуляй, Джяковица, Мкртчян и т.д. Здесь мы пишем «я» даже после шипящих.

Буква «Я» в слове бывает отдельным слогом, в предложении — самостоятельным словом. В некоторых случая буква Я выступает в качестве целого предложения, например:

— Кто пойдёт в музей на следующей неделе?

— Я!

Когда началось удаление букв из алфавита?

В период советской власти было принято решение на последнее место переместить букву «Я», так как «ижица» к тому времени уже практически не использовалась.

Лишь в церковных текстах можно было увидеть её. Интересно, что большевики не среагировали на удаление Ижицы из алфавита, тогда всем показалось, что власть решила просто отказаться от одного из таинств — миропомазания.

Ведь Ижица употреблялась в слове «миро». И отказавшись от буквы, входящей в состав данного слово, многим казалось, что и само подаяние даров Святого Духа было отменено как средство для укрепления его духовной жизни.

Удаление «ижицы» не было задокументировано, а вот ликвидация «фиты» стало окончательным назначением буквы Я в качестве завершающей русский алфавит.

Стихи про букву Я для детей

Ягоды Собирали ягоды И вели мы счет: Ягоду — в кружку. Две ягоды в рот. (Е. Авдиенко)

Ягод множество в лесу! Их я маме отнесу… (Б. Тимофеев)

Ягод нет кислее клюквы. Я на память знаю буквы. (С. Маршак)

Я однажды видел сам: Як летал по небесам, Ястреб плавал в океане, Ягуар бежал от лани, Ясень по полю ходил, Язь в лесу грибы удил… Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне. (В. Лунин)

Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. (Я. Аким)

Ястреб на ясене ясли открыл, Птичьих детишек к себе пригласил. Но не подходят пернатые к ясеню, Не доверяют птенцов своих ястребу — Ишь хитрый какой! (А. Пудваль)

С виду Очень грозен як, А ведь он — большой добряк: Говорят, На нем в Тибете Смело ездят Даже дети! (Б. Заходер)

Яше снятся якоря, Снятся яхты И моря. Яша маленький пока, Не дорос до моряка. Подрастет — Служить во флот Обязательно пойдет. (Ф. Бобылев)

Ящерица Ящерицу я ловил, Страх меня остановил. — А чего же тут бояться? — Хвостик может оторваться! (Г. Виеру)

Сказка про букву Я

Яшка бяка День был ясный-ясный, а котенок Яша хмурый и сердитый. Он, прогуливаясь по двору, зазевался и свалился в яму. И теперь вот стоит и с досады яме язык показывает. А яме-то все равно!

— Ну ладно, погодите у меня! — вконец рассердился Яша и давай дразнить всех подряд. Лягушонку язык высунул — лягушонок обиделся. — Ага! Вот тебе!

Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык. Ящерица глазами хлоп-хлоп — и в слезы. А Яша уже ягненка своим языком дразнит. Ягненок смотрел — смотрел и говорит:

— Бя-я-я-ка ты, Яша. — Я — бяка?! Ну тогда держись!

Влез он на кучу ящиков и кричит на весь сад:

— Вот сейчас высуну язык и целый день вас дразнить буду.

И тут с яблони спелое яблоко упало и прямо Яше по лбу — бац!

— Мяу!!! — завопил перепуганный Яша, думая что это на него сверху ястреб напал.

Кубарем свалился с ящиков, хвост трубой и домой!

— Все маме расскажу!

А все смеются:

— Бяка-бояка и ябеда!

(Г. Юдин)

Игровые упражнения с буквой Я

Публикации по теме:

Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур Дидактические игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста на составление геометрических фигур. Цель. Упражнять детей в составлении.

Игровые упражнения для развития графических навыков на интерактивной доске «Винни-Пух в художественной мастерской» Тема комплексно-тематического планирования «Народные обычаи» Задачи: • Закрепление представлений о нижегородских народных промыслах, народных.

Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста. Этюды на выразительность движений, основных эмоций, пантомимические этюды. Пантомимические этюды 1. «Озорной щенок» — исполнитель вскакивает,.

Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.

Игры и игровые упражнения для формирования фонематического слуха 1. Этап Цель: Развитие не речевого слуха. Задачи: -Развивать способность узнавать и различать не речевые звуки; -Развивать слуховое внимание.

Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью.

Игры и игровые упражнения по развитию мелкой моторики Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости заглянувшие ко мне на мою страничку! Сегодня я хочу рассказать Вам о играх и игровых упражнениях.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей через дидактические игры и занимательные игровые упражнения» Вряд ли человек, проживший на свете целых четыре года, ещё не знаком с числом. Вероятно, он уже знает, что такое» один » и » много.

Консультация «Игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания» на РМО для учителей-логопедов Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать только произносительные органы. Необходимо тренировать и правильное речевое.

Социо-игровые задания и упражнения по формированию у детей эмоционального восприятия музыки Социо-игровые задания и упражнения по формированию у детей эмоционального восприятия музыки. 1. «Волшебная палочка» «Волшебная палочкаа».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]