Квест-игра «В поисках потерянного слова»
автор:Зверева Лариса Александровна
учитель-логопед МБДОУ ДС № 10 Технологическая карта НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Квест-игра «В поисках потерянного слова»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Родничок»
Технологическая карта НОД по подготовке к обучению
грамоте в подготовительной группе
Квест-игра «В поисках потерянного слова»
Подготовила: учитель-логопед
Зверева Лариса Александровна
Озерск, 2019
Тип НОД : Итоговое занятие-игра с элементами квест-технологии.
Форма организации: групповая .
Возрастная группа: подготовительная. Образовательные области: речевое развитие, социально -коммуникативное развитие, познавательное развитие.
ЦЕЛЬ: закрепление умений и навыков, приобретенных в процессе НОД по развитию речи и подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умения:
-подбирать антонимы,
— составлять слово и предложение,
— находить родственные слова и подбирать прилагательные к ним,
— распознавать звуки в слове.
Развивающие:
-развивать коммуникативные навыки;
-логическое мышление, внимание, сообразительность;
-способствовать развитию мелкой моторики рук как эффективному средству преодоления речевых нарушений;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к работе со словами и звуками;
-умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости;
— навык самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
— совершенствовать умение работать в коллективе, желание помогать друг другу; Дополнительные задачи:
Игровая задача
: закреплять умение играть в д/игры с использованием квест-технологии.
Планируемые результаты:
— дети имеют представление о понятии «звук» и «буква»;
-умело применяют свои знания;
-способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания;
— обладают навыками участия в игровой деятельности с использованием квест-технологии.
Методические приемы:
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, вопросы, объяснения.
Наглядные: картинки с заданиями, схемами
Игровые: дидактические игры
Практические: упражнения в печатных карточках Материалы и оборудование: Необходимый материал: конверт с заданием (лист по цвету радуги), предметы расставленные по группе, соответствующие описанию, мяч, буква «А» (на листе), набор букв на каждого ребенка, картинки соответствующие словам.
Ход НОД:
Технологическая карта НОД
№ | Этапы НОД | Методы и приемы | Ход НОД | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты | |||
1.Вводная часть Мотивационный этап | Организационный момент | -Ребята, сегодня я вам хочу предложить пройти квест? а что это значит, вы знаете? Что такое квест?) квест – в переводе с английского — поиск, а квест- игра – это приключенческая игра. В этой игре всегда есть задания, которые необходимо выполнить, чтобы отыскать или получить сообщение, а может быть и клад. Ну что, будем проходить квест? | ответы детей | Создать положительный эмоциональный настрой | |
Сюрпризный момент | -Ребята, как вы думаете, что это за конверт, в нем письмо и карта. что это значит? в письме написано: Белое поле,Черное семя,Кто его сеет,Тот разумеет,Кто его знает,Тот разгадает. А это ваш путевой лист. | ответы детей | Сформировать мотивацию у детей на работу Пробудить интерес к занятию с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента | ||
Постановка цели НОД | И так, перед вами зашифрованное слово, чтобы его расшифровать необходимо выполнить 7 заданий. справившись с заданием вы получаете букву (педагог показывает лист, раскрашенный всеми цветами радуги). Кто будет ответственным за хранение букв? | Дети выбирают капитана команды, который будет отвечать за карточки с буквами | Цель занятия поставлена детьми. | ||
2.Основная часть Содержательный этап | Задание №1 | Первый цвет – красный. Детям дается задание, найти в группе предмет красного цвета, из ткани, с цветным горохом (штора) Под этим предметом находится записка с заданием. Игра «Наоборот» Ответив, дети получают первую букву «Г» | ответы детей | Умение называть слова антонимы. Дети умеют называть слова, противоположные по смыслу, закрепляют знания об окружающем | |
Задание №2 | Второй цвет – оранжевый Детям дается задание, найти в группе предмет оранжевого цвета, маленького размера, круглой формы, из пластмассы (апельсин), под этим предметом находится записка с заданием. Игра «Составь слово» дети с помощью карточек с буквами составляют на столах это слово (книга) Для детей, которые затрудняются или не знают буквы, педагог показывает написание этого слова. Справившись, дети получают следующую букву «Р» | Дети с помощью карточек с буквами составляют на столах это слово, помогают друг другу, выполняют анализ слова, которое получилось. | Сформированы предпосылки к обучению грамоте и чтению слов Сформирован оптический образ буквы и умение находить ее среди других букв. Сформировано умение взаимопомощи и самоконтроля | ||
Задание №3 | Третий цвет – желтый Детям дается задание, найти в группе предмет желтого цвета, большого размера, головной убор , нужен людям опасных профессий.(каска). Под этим предметом находится записка с заданием. Игра «Родственные слова» Справившись, дети получают следующую букву «А» | Дети образуют новые слова от заданного слова | Сформировано умение образовывать новые слова от заданного | ||
Задание №4 | Четвертый цвет – зеленый Детям дается задание, найти в группе предмет зеленого цвета, большого размера, сделанный из стекла (ваза). Под этим предметом находится задание. Игра «Составь из слов предложение». Справившись, дети получают следующую букву «М» | 1 команда: дети выкладывают предложение из слов 2 команда: дети, не умеющие читать, выкладывают предложение из картинок и схем. | Сформировано умение переключаемости с одного вида деятельности на другой. Сформирована пространственная ориентация, умение конструировать слова в предложения | ||
Задание №5 | Пятый цвет – голубой. Детям дается задание, найти в группе предмет среднего размера, сделан из резины, сверху ткань голубого цвета . Под этим предметом находится задание. Игра «Имена со звуком А» (детям нужно построится в одну колонну в имени котором есть звук А. если в имени ребенка нет этого звука, нужно назвать его ласково. н-р: Илья – Илюшенька). Тогда все дети выстроятся в одну колонну. Справившись, дети получают следующую букву «А» | Дети вслух проговаривают имена друг друга и определяют наличие звука «А» | Сформировано умение работать в группах Сформировано умение выделять повторяющийся звук во всех словах. | ||
Задание №6 | Шестой цвет — синий Детям дается задание, найти в группе предмет круглой формы, маленького размера, сделанный из пенопласта в костюме синего цвета с золотыми снежинками, под этим предметом находится задание. Игра «Мой моя, моё, мои» детям показываются картинки и они подбирают местоимение. Справившись, дети получают следующую букву «Т» | Дети раскладывают карточки по таблицам с местоимениями | Сформировано умение согласовывать существительное с местоимением в роде и числе | ||
Задание №7 | Седьмой цвет – фиолетовый Детям дается задание, найти предмет фиолетового цвета, большого размера, полусферической формы с массажными пальчиками. Под этим предметом находится задание. Игра «Поймай слог». Педагог называет слог, а дети должны придумать слово, начинающееся на этот слог (н-р: во-вода, се-секрет, зи-зима и т.д). Справившись, дети получают следующую букву «О» | Дети называют слова на заданный слог | Сформировано умение делить слова на слоги | ||
3. Заключительная часть 1)Рефлексивный 2)Мотивация на последующую работу | После всех заданий, педагог выкладывает на доске слово ГРАМОТА и спрашивает о значении этого слова. — Хранитель букв, покажи нам карточки. Давайте попробуем собрать слово, которое было в загадке? Педагог: Грамота – это умение писать и читать. Все наши сегодняшние задания вам помогут стать в будущем грамотными учениками в школе. Есть такая поговорка – Грамоте учиться, всегда пригодится. рефлексия | ответы детей | Сформировано умение давать полные, точные ответы на вопросы педагога. Сформирован интерес к дальнейшей работе |
Мастер-класс «Логопедические игры для детей. Играем вместе с мамой» ко Дню Матери
Варвара Попова
Мастер-класс «Логопедические игры для детей. Играем вместе с мамой» ко Дню Матери
Цель: педагогическое просвещение родителей по использованию логопедических игр для развития лексико – грамматической стороны речи детей.
Задачи:
• познакомить родителей с логопедическими играми для развития лексико – грамматической стороны речи;
• обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях;
• реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду;
• способствовать укреплению внутрисемейных взаимоотношений;
• вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Материалы: мяч, памятка с описанием игр.
Предварительная работа: рисование портрета мамы, составление загадок-описаний о маме по предложенному плану
Ход мастер-класса
I. Приветственное слово
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие мамы! Позвольте поздравить вас с Днем Матери! Желаю вам улыбок и тепла, любви и взаимопонимания с вашими детьми!
На сегодняшнем мастер-классе я покажу вам несколько игр на развитие лексико-грамматической стороны речи детей. Эти игры универсальны тем, что в них можно играть в любое время и в любом месте: дома, в транспорте, по дороге в детский сад, на прогулке, в очереди.
Регулярное использование этих игр позволит расширить словарный запас ребенка, сделать его речь более грамотной и просто позволит вам интересно и с пользой проводить время с вашим ребенком.
Ну что, поиграем?
II. Практическая деятельность
Педагог приглашает детей вместе с мамами встать в два круга: внешний круг – мамы, внутренний – дети и сам становится в центр круга.
1. «Готовим вместе» («Из чего – какой»)
Цель: формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных.
Педагог поочередно бросает мяч и называет слово. Ребенок, поймавший мяч, образует относительное прилагательное и возвращает мяч.
Ребята, если сок приготовить из яблок, он будет яблочный. А какой будет сок из:
• апельсинов?
• персиков?
• винограда?
А салат из:
• овощей?
• огурцов?
Педагог предлагает детям повернуться к мамам и продолжить игру: мама называет слово, ребенок – относительное прилагательное.
2. «Угощалки»
Цель: активизация словаря.
Давайте вспомним «вкусные» слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» маме на ладошку (хлопает по ладони, затем мама ребенку, и так до тех пор, пока не закончатся слова.
Таким образом можно играть в сладкие, кислые, соленые, горькие, полезные слова.
3. «Один – много»
Цель: формирование и развитие навыка образования множественного числа существительных.
Педагог называет существительное в единственном числе и бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, образует множественное число и возвращает мяч (стол – столы, кастрюля – кастрюли и т. п.)
Затем педагог предлагает детям повернуться к мамам и продолжить игру: мама называет предмет в единственном числе, ребенок – во множественном.
4. «Назови ласково»
Цель: формирование и развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Сейчас мы с вами превратимся в волшебников и будем уменьшать слова.
Педагог называет существительное и бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет слово ласково (образует уменьшительно-ласкательную форму) и возвращает мяч.
Затем педагог предлагает детям повернуться к мамам и продолжить игру.
5. «Волшебные очки»
Цель: формирование и развитие навыка согласования существительного с прилагательным.
Давайте представим, что у нас есть волшебные очки. Когда мы их одеваем, все вокруг становится цветным, например, красным. Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета стали все предметы: красный стол, красная кукла, красные кубики, красные стулья и т. д.
А теперь повернитесь к мамам и поиграйте вместе в эту игру: мама будет называть цвет, а вы – называть все предметы, которые стали такого цвета.
6. «Сосчитай до пяти»
Цель: формирование и развитие навыка согласования числительных с существительными в роде и числе.
Сейчас мы будем считать предметы и называть их. Считать будем до пяти. Например, один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей.
Педагог называет существительное, согласуя его с числительным («один мяч») и передает мяч по кругу. Дети по очереди выполняют задание, считая до пяти. Затем педагог называет новый предмет, который «будем считать».
Затем педагог предлагает детям повернуться к мамам и продолжить игру.
7. Загадки о мамах
Дорогие мамы! Мы с детьми приготовили для вас сюрприз. На этой неделе ребята нарисовали ваши портреты и составили загадки – каждый о своей маме. Загадывание загадок – это тоже прекрасное средство для развития связной речи, активизации словаря, ведь загадка – это описательный рассказ, составляя который ребенок упражняется в подборе слов, обозначающих признак, действие, особенности того, что он описывает.
Итак, мамы, попробуйте узнать себя…
Педагог демонстрирует портреты мам и зачитывает составленную ребенком загадку, а мамы отгадывают, о ком эта загадка.
III. Подведение итогов мастер-класса
На этом наш мастер-класс завершен. Хочу поблагодарить вас, ребята, и, конечно же, вас, дорогие мамы за участие в сегодняшнем мероприятии. Мне было очень приятно и интересно поиграть с вами, научить вас чему-то новому.
Ребята, вам понравилось участвовать в мастер-классе для мам? Что вам особенно запомнилось? (Ответы детей)
А вам, мамы, понравилось играть в логопедические игры? В какие игры было играть легко, а какие вызвали трудности? Есть ли у вас вопросы по проведению логопедических игр?
(Ответы родителей, обсуждение)
В конце мастер-класса педагог раздает родителям памятку с описанием логопедических игр.