Правильные привычки – ключи к успеху
Ежедневные привычные дела взрослые люди выполняют легко, «автоматически» или почти не задумываясь. У детей алгоритмы поведения тоже вырабатываются подсознательно, на основе приобретенных навыков. Но далеко не у всех детей формируются правильные привычки, над этим нужно работать.
Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий нужно развивать еще до школы.
У детей с большим опытом разных активностей
, таких как частая смена обстановки, широкий круг общения, занятия различными видами спорта, интеллектуальные игры и т.д., выстраивается «богатая» система навыков. Приобретенный опыт формирует базовые психические шаблоны поведения, владение которыми очень помогает в знакомых ситуациях.
А вот хорошо развитое «мышление алгоритмами»
помогает принимать лучшие для человека решения еще и о том, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации.
Использование алгоритмических схем в обучении рисованию детей с ОВЗ
Рисование – один из любимых видов детской деятельности. Как правило, дети смело и с удовольствием берутся за любые изобразительные средства и рисуют. К сожалению, это нельзя сказать о детях с интеллектуальной недостаточностью, поскольку у них продуктивная деятельность, в частности рисование, вне обучения практически не возникает. Такие дети не проявляют желание рисовать в свободной деятельности, рисунки выполняют не охотно и только по просьбе взрослого. Как правило, причиной такого нежелания является не столько отсутствие интереса к рисованию, сколько затруднение в изображении предметов.
Актуальность:
Для изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью характерно:
- слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
- затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
- обилие графических штампов;
- статичность рисунков по форме и содержанию;
- бедность цветовых решений;
- отсутствие или неразвитость сюжетных построений;
Изобразительная деятельность, в частности рисование, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей с ОВЗ. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции. Характерной чертой в рисунках детей с интеллектуальной недостаточностью является использование шаблонов (графических штампов), которые ребенок переносит из рисунка в рисунок. Учитывая особенности развития, возможно, постепенно подготовить ребенка с интеллектуальной недостаточностью к изменению и отходу от графических штампов, формированию художественно-творческих способностей.
Использование алгоритмических схем в обучении вариативному рисованию
Обучение детей умению изображать предметы — одна из наиболее трудных задач работы по изобразительной деятельности в коррекционном детском саду. Трудность ее объясняется, прежде всего, низкими возможностями детей с нарушением интеллекта. Часто, педагоги, приспосабливаясь к возможностям детей, значительно снижают требования к формированию у них самостоятельных умений в данном направлении. В результате основная масса воспитанников рисует только то, что пройдено на занятиях, используя графические штампы. В процессе обучения особое внимание необходимо направлять на формирование у детей умения изображать в рисунке основные признаки и свойства (форму, цвет, строение), присущие не конкретному предмету, а всем предметам окружающей действительности. Объекты, которые изображаются детьми под руководством воспитателя, должны стать лишь тем материалом, на основе которого дети приобретут знания и умения, чтобы впоследствии использовать их при изображении других предметов. На этой основе у детей может возникнуть и самостоятельная изобразительная деятельность, способствующая общему психическому развитию. Но для этого нужен целенаправленный подбор методов обучения.
В своей работе одним из таких методов мы выбрали рисование с опорой на алгоритм изображения предмета.
Так как детей с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего надо научить видеть в предмете не только общую форму, но и форму отдельных частей, именно точность отражения формы предмета является одним из главных условий узнаваемости изображения.
Алгоритмические схемы рисования состоят из знакомых детям геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) Когда мы показываем ребенку алгоритм, он узнает знакомые фигуры, которые пусть не в совершенстве, но уже умеет рисовать. На начальном этапе мы вместе с ребенком рассматриваем, из каких геометрических фигур состоит предмет, обводим их пальчиком, так же используем в работе подвижные алгоритмы.
Узнавая фигуры, дети не испытывают чувство не уверенности и страха перед рисованием, а с интересом берутся за карандаши и рисуют, сначала совместно с воспитателем, а позже, овладев опытом рисования по схемам – самостоятельно.
На первый взгляд может показаться, что овладение алгоритмическими схемами препятствует развитию художественного творчества ребенка, но это не так, поскольку мы стараемся дать детям как можно больше вариантов изображения одного и того же предмета. А так же предлагаем детям вариативность цветовых решений и деталей.
Таким образом, применение алгоритмических схем активирует потенциальные возможности детей с ОВЗ в обучении рисованию, способствует формированию художественно-творческих способностей.
Список литературы:
1. Кузнецова Г.В. Коррекционно – развивающие занятия по обучению графическим навыкам детей 5 – 7 лет с проблемами в развитии средствами изодеятельности (Текст) / пособие для родителей, воспитателей, дефектологов. – М., 2002
2. Рыжова, Н.В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР (Текст) / Н.В.Рыжова. – М., 2009.
3. Давыдова Г.Н. Рисуем транспорт. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009
4. Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам: Методическое пособие для воспитателейДОУ (Текст) – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009
Можно ли развить алгоритмическое мышление?
Самый простой способ – учить своего ребенка всему, что вы знаете и умеете, и заставлять его, как бы ни звучало банально, думать прежде, чем сделать. Большинство детей, которые еще в дошкольном возрасте «учатся жизни» вместе с опытным взрослым, по проверенным временем алгори проблем, чувствуют себя увереннее сверстников и проще справляются с любыми трудностями.
А на школу можно рассчитывать?
В сегодняшнем мире к развитию алгоритмического мышления относятся гораздо серьезнее, чем 5-10 лет назад. В Австралии преподавание основ программирования начинается уже в третьем классе. С 2014 года аналогичные дополнительные курсы для начальных классов стали вводить во Франции. Схожие тенденции в Великобритании, Финляндии, Эстонии, Польше: детей учат понимать основные логические конструкции, обучают основам программирования уже в начальной школе.
В странах СНГ ситуация обстоит иначе, и здесь родителям приходится рассчитывать в первую очередь на себя.
В помощь родителям
мы разработали онлайн-платформу для развития логического и математического мышления. Это онлайн комплекс логических задач с теорией и комментариями опытных педагогов и методистов.
«Хорошие задачи не просто вырабатывают навык решения аналогичных заданий, а действительно учат думать, искать простейший, правильный, лучший путь».
Обучение дошкольников рассказу-описанию предметов
Журавлева Анна
Обучение дошкольников рассказу-описанию предметов
Описание – особый вид связной речи. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.
В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предмета (формирование лексического и грамматического базиса связной речи, формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам, обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков – микротем) закрепление полученных навыков составления рассказа–описания, усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Рекомендуются упражнения:
1. Узнавание предмета по его описанию (используется материал лексических тем, дидактические игры, игрушки и муляжи предметов)
2. Сравнение предметов по основным признакам (предварительно уточняются понятия формы, цвета, и других отличительных признаков) Прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов рекомендуется как в начале обучения самостоятельному описанию, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы. Эту задачу удобнее всего решать на занятиях типа «Я начну, а вы продолжайте.» Успех занятий во многом обуславливается правильным подбором игрушки (она должна привлекать своей необычностью, образностью.) Игрушку показать детям за 5-7 минут до начала занятия. Тогда они получают возможность хорошенько рассмотреть предмет, открыть для себя, его особенности. Это существенный момент, так как ребенок уже вызванный рассказывать, не должен брать игрушку. Она будет отвлекать малыша, мешать сосредоточиться.
Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким- либо одним признаком, например, пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи и т. д). Перед составлением описания все предметы называются. Педагог обращает внимание детей на различие предметов по внешнему виду. Это облегчает детям выделение существенных признаков предметов и способствует закреплению соответствующих обобщений и противопоставлений. Объект описания выбирается либо педагогом, либо самим ребенком. В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один- два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.)
Прием параллельного описания двух предметов: кошки и собаки.
3.Составление описаний по вопросам педагога. Подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками. Обучение рассказыванию воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка. План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. с дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). С детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному требования тоже разные. Простое описание предмета первоначально состоит из 4-5 фраз. Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог.
4. После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого материала лексических тем). Условные символы показываются по ходу составления рассказа–описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом–схемой. Обучение рассказыванию о предметах и игрушках целесообразно осуществлять с помощью дидактических игр «Мастерская игрушек», «Выставка автомобилей», «Демонстрация моделей одежды». Игры предполагают соблюдение определенных правил. Так, если ребенок не справился с заданием или плохо подготовился к ответу, у него не принимают заказ (ему не продают игрушку, его переводят из группы экскурсоводов в группу учеников экскурсовода и т. п.)
5. Эффективен прием составления писем. Эти виды работ необходимо чередовать. Игру 1-2 раза проводят как самостоятельное занятие, а в дальнейшем – как 5-6 минутную часть занятия.
Прием составления писем обычно используется при обучении рассказыванию из коллективного опыта. Но он оправдывает себя и при составлении описательных рассказов. Целесообразно предложить детям переписываться с детским садом города иной климатической зоны. Начало письма педагог составляет заранее, дети дают подробные описания животным, птицам, игрушкам и т. д. Педагог записывает рассказы детей и в конце занятия зачитывает их, а дети выбирают наиболее удачные.
6. По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого объекта рекомендуется вводить новые виды работ: описание предмета по памяти на основе впечатлений, полученных при посещении, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Темы: Моя любимая игрушка. Маша заблудилась.
По собственному рисунку. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами. Затем они размещаются на наборном полотне, и дети поочередно рассказывают об изображенных предметах. Педагог дает краткий анализ высказываниям детей.
Примеры задач из Лаборатории логики Logiclike
Алгоритмы помогают усвоить правила безопасного поведения дома и на улице:
Учим думать, прежде чем переходить дорогу! Найди ошибку в алгоритме…
По алгоритмам удобно учиться рисованию и другому творчеству, вырабатывать внимание к деталям:
Задание на построение алгоритма по созданию аппликации.
Знаешь правильный алгоритм — не ленись и, скорее всего, сможешь самостоятельно приготовить пирожки:
Мы привели примеры простейших алгоритмов. В персональном кабинете есть более сложные и интересные.
В Logiclike дети развивают логику и мышление, учатся легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи.
Вполне возможно, что через 10-20 лет, благодаря хорошему старту в раннем возрасте
, ваши дети найдут себя в создании новых эффективных алгоритмов для программных решений и совершат нечто значимое для себя и других людей.
Зарегистрироваться
Войти на сайт
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
«Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать»
Стив Джобс
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. В соответствии с комплексной программой «Уральская инженерная школа» в дошкольных образовательных учреждениях активно развивается техническое творчество и робототехника. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к программированию технических моделей.
Раскрывая понятие программирование, как процесса создания компьютерных программ, ключевыми непосредственными задачами которого являются создание и использование алгоритмов.
Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Поэтому в своей деятельности считаю важным уделять внимание умению видеть, понимать и использовать алгоритмы в робототехнике.
Занятия алгоритмикой:
- Развивают умение планировать этапы и время своей деятельности;
- Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи;
- Позволяют оценивать эффективность своей деятельности;
- Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие «функция»;
- В сочетании с физической активностью снижают дефицит движений у современных детей;
- Повышают мотивацию к познанию окружающего мира.
В своей работе я выстроила поэтапное вхождение в алгоритмику, в зависимости от возраста детей. И так первый год обучения рассчитан на детей второй младшей группы.
Во второй младшей группе проводила подготовительную работу по формированию данных алгоритмических умений, в процессе игровой деятельности дошкольники осваивали нормы и правила поведения за столом во время еды, дежурство по столовой, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены с помощью специальных подсказок схем алгоритмов.
Второй год рассчитан на детей средней группы (4-5 лет).
Работа на данном возрасте направлена на формирование умений у детей выполнять линейные алгоритмы. Линейные алгоритмы — это алгоритмы, в которых все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке.
Выполнение действий по алгоритму в логических играх создает для детей основу совершенствования умений контролировать ход решения игровой и учебной задачи, совершенствованию пространственной ориентировки детей. Также алгоритмы входят во все образовательные области дошкольного образования. На каждую образовательную область разработаны игры по формированию у детей среднего возраста алгоритмических умений. Наиболее успешно эти умения формируются в логической игре ( «Что сначала, что потом», «Куда спрятался жучок», «Водители», «продолжи ряд», «построй по алгориКулак — ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».
«Кошка» — последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
Третий год обучения рассчитан на старший возраст 5-6 лет. На данном этапе идет усложнение линейных алгоритмов, здесь можно использовать такие игры как лабиринт, все мы с вами знаем эту игру и условия игры можно усложнять или упрощать в зависимости от целей игры и возможностей ребенка.
Так же на данном этапе мы обучаем выполнять не только линейные, но и, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы. В старшем дошкольном возрасте начинаю детей знакомить с использованием циклического алгоритма. Это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие. Например, предложить ребенку собрать игрушки в корзину, выполняя предложенный алгоритм. 1) взять одну игрушку положить ее в корзину; 2) взять другую игрушку положить в корзину и т.д. пока не будут собраны все игрушки, а потом поставить корзину на место. Происходит знакомство с понятием цикл и принципом построения циклического алгоритма.
Следующий этап это знакомство с разветвляющимся алгоритмом. Это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие; если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая. Например, предложить ребенку помощь разделить красные и синие шары: 1) берем шар; 2) проверяем условие – «Шар красный?», 3) если да, то кладем шар в правую корзину, если нет, то в левую.
Чтобы работа по усвоению циклического и разветвленного алгоритма проходила более интересно детям можно предложить лабиринты с помощью Блоков Дьенеша. Например, выкладываю перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша и, пока он не видит, под одним из них прячу «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок задаёт мне наводящие вопросы, а можно отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» — «Нет», «Под красным?» Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. А также знакомим детей с данными видами алгоритмов и в исследовательской деятельности.
На данном этапе идет работа по формированию у детей умений составлять различные алгоритмы. Игра «занимательная алгоритмика» предназначена для составления алгоритма маршрута движения исполнителем (любая игрушка). Ребенку необходимо в таблице выложить из пиктограмм программу маршрута движения исполнителя согласно схеме. Для обыгрывания задания ребенок использует фигурки человечков.
Так же игру «Занимательна алгоритмика — «Помогаторы», можно играть не только на бумаге, но и на специальном игровом напольном поле.
Также для развития логического мышления использую лабиринты. Лабиринт – это головоломки с различными вариантами сложности. Ребенок, используя пальчик, карандаш или небольшие фигурки проводит по линии от начала пути до конечного пункта назначения. В своей работе использую игру, которая называется «Напольный алгоритм». В ирге используются различные картинки, которые расположены на полу. И имеется набор карточек с изображением картинок, которые используются на игровом поле. Перед ребенком выкладываются карточки в определённом порядке с изображением тех предметов по которым он совершит свой путь. В заключении педагог вместе с ребенком просматривают пройденный путь. На этом этапе идет
знакомство и изучение построения первых алгоритмов движения. Ребенок принимает на себя роль РОБОТА, выполняет последовательность своих действий.
После того как дошкольники освоили основы алгоритмики, ввожу игру «Занимательная алгоритмика». Игра предназначена для составления алгоритма маршрута движения исполнителем (робота). Ребенку необходимо в таблице выложить из пиктограмм программу маршрута движения исполнителя согласно полученной индивидуальной схеме. Также использую игру, раскодируй картинку, где ребенок с помощью заданного алгоритма, который состоит из набора геометрических фигур и цифр. Должен раскодировать картинку.
Также на данном этапе предлагаем детям игры на командное выполнение заданий, направленных на развитие изобретательности, воображения, конструктивных навыков, умения работать в команде. Игра «матрица» — таблица, содержащая закодированную информацию. В матрице содержится информация о количеств, цвете и форме деталей необходимых для постройки. Во время раскодирования матрицы ребенку необходимо соотнести информацию, расположенную в столбцах и строчках. Мини робот Вee Bot, учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей, для изучения причинно-следственных связей.
С его помощью, дети знакомятся с программированием, задавая роботу план действий и разрабатывают для робота различные задания. Это очень увлекательные и интересные игры.
4год обучения рассчитан на детей 6-7 лет.
На данном этапе — происходит закрепление алгоритмических умений, которые приобрели дошкольники в процессе образовательной, игровой деятельности, а также режимных моментов, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях. Здесь мы используем роботехнику и образовательную среду Lego WIDO, как дополнительный элемент формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет. А также дети знакомятся с основами программирования и работы с компьютером (владение мышью, знание основных частей компьютера), а также работа с программой LEGO Digital Disigner. Данная программа представляет собой виртуальный конструктор лего. С помощью данной программы воспитанники учатся — составлять алгоритм, сначала с помощью педагога, затем самостоятельно. Ребенок свою модель рассмотреть в трехмерном измерении, со всех сторон, а также повторить, какой то этап алгоритма сборки модели.
После освоения программ LEGO Digital Disigner, дети переходят к освоению программной среде Lego Wido. В которой они смогут применить свои знания в области алгоритмике, так как, сама программа представляет собой линейный алгоритм.
Благодаря проведенной работе дети овладеют начальными знаниями и элементарными представлениями об алгоритмике, включающую в себя графический язык программирования, создают действующие модели роботов-исполнителей с помощью предметов; демонстрируют технические возможности роботов исполнителей с помощью создания алгоритма их действий. а также дети могут планировать свою детальность и свой результат. Дети активно взаимодействуют с друг другом, взрослыми, участвуют в совместной игровой и моделирующей деятельности, техническом творчестве имеют навыки работы с различными источниками информации. Так же дети достаточно хорошо владеют устной речью, способны объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей. Алгоритмика — это отличный способ подготовить ребенка к школе.
Данные игры и упражнения можно использовать не только в самостоятельной деятельности, но и дома.
Следующая > |