Игры с пластилином для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ


Оставлять отпечатки на тесте

Вдавливаем игрушку в тесто, аккуратно убираем и але-оп, на тесте получается красивый узор! Таисия была просто в восторге от этого занятия, и могла надолго увлечься, отпечатывая макароны на тесте.

Для отпечатывания хорошо подойдут фигурки от сортера, макароны-трубочки, маленькие игрушки, детали конструктора, вилка, расческа. Ну а если по тесту, оставляя следы, проедется машина (желательно, с большими колесами и протекторами на них), то малыш, скорее всего, это оценит.

И, конечно же, отдельно стоит упомянуть о формочках для печенья. При помощи них можно не только делать красивые отпечатки. С малышами постарше можно попробовать убирать «лишнее» тесто вокруг формочек так, чтобы получились «печеньки».

Отпечатки можно делать и просто пальчиком. После чего в получившиеся дырочки очень интересно будет «посеять» семена. Получится еще одно замечательное упражнение для развития «пинцетного» захвата.

Пластилиновая кулинария

Прежде чем лепить что-то самому, ребенку необходимо научиться изготавливать колбаски и шарики, разрезать их ножом, превращать шарики в лепешки. Просто так это делать неинтересно. А вот приготовление вместе с мамой различных блюд — увлекательное занятие.

Кроха может нарезать бутерброды из слепленных взрослым хлеба и сыра. Или расплющивать комочки-заготовки, чтобы получились коржи для торта. Поручите малышу катать маленькие шарики конфет или ягод, колбаски сосисок. Наверняка ребенок захочет участвовать и в украшении блюд. Пластилиновая еда послужит реквизитом для игр в магазин, кафе. Или станет угощением пришедшим в гости куклам и зверям. Такой пластилиновый обед — хороший повод дать малышу первое представление о дробях и делении (пирога или торта), научить сравнивать (количество гостей и количеств бутербродов), попрактиковаться в сложении и вычитании.

Познавательные игры

Если ваш ребенок — поклонник всевозможных развивающих игр, ему наверняка понравятся предлагаемые занятия. Многим детям объемные пластилиновые пособия покажутся даже интереснее и понятнее настольно-печатных игр.
Соберите за столом игрушечных зверей и слепите для них подходящий корм. Несколько таких игр, и ребенок без труда запомнит, что овечка любит траву, петушок — зернышки, а кошка — рыбу.

Другое занятие можно посвятить лепке человечка. Сделайте туловище-колбаску, прикрепите к нему шарик-голову и остановитесь. Пусть малыш советует, что еще вылепить, хватит ли одной руки, куда прикреплять ногу. Если ребенок не может подсказать, взрослый должен сам проговаривать — что он делает, зачем. Изучая строение тела, не забудьте и о частях лица. Вылепите глаза, нос, рот, уши. Пусть ребенок сам расставит их на голове или укажет вам, как это сделать.

Слепите плоские и объемные геометрические фигуры. А потом покажите, как с помощью нескольких дополнительных деталей шар становится яблоком, а несколько треугольников — лепестками цветка. Ребенок постарше сможет и сам выкладывать из плоских фигур картинки.

Еще одна волшебная игра — лепить не просто статичные фигурки, а их превращения. Чтобы вовлечь малыша в игровой процесс, попросите его «нарвать листиков», отщипывая кусочки пластилина и покормить слепленную вами гусеницу. Каждый протянутый ребенком листик гусеница «съедает», становясь длиннее и толще. А потом продемонстрируйте, как она прячется в кокон и после выходит из него бабочкой (бабочку лепить нужно как можно быстрее). Не менее завораживающими будут и превращения растущего из зернышка цветка или метаморфозы лягушки.

Если ваши занятия длятся достаточно долго и ребенок не стремится разрушать все поделки, поиграйте в обобщение. Разложите все слепленные фигурки по категориям — транспорт, еда, животные. Если малышу понравится, в следующий раз предложите ему самому рассортировать на две группы фрукты и овощи, отделить съедобное от несъедобного или домашних животных от диких.

Ребенку, долгое время наблюдавшему за лепкой, по силам поиграть в загадки. Сообщите малышу, что вы сейчас сделаете животное (еду, транспорт, цветок), и пусть он догадается, кого именно вы создаете прежде, чем фигурка будет закончена.

Пластилиновый театр

Знакомство ребенка с пластилином может состояться в 8 месяцев, а может и после двух лет. Но, в любом случае, начнется оно, скорее всего, не с самостоятельной лепки, а с наблюдения за вашими действиями. Малыш будет заказывать изготовление новых и новых фигурок, с удовольствием сминать ваши самые удачные поделки, пытаться при случае съесть кусок пластилина или закинуть его подальше.

А лепить придется родителям. И не просто лепить, а с энтузиазмом, радостью и удивлением извлекать из брусочка-домика котенка или мышку (или змею, если лепка — не ваш конек). К счастью для многих родителей, особых художественных талантов не требуется. Созданные фигурки должны быть просты настолько, чтобы в ближайшем будущем повторить их было по силам и ребенку. А вот актерские навыки придется развивать. Хорошо если вылепленная зверушка, к восторгу малыша, споет ему песенку, расскажет о своей жизни или сама будет задавать вопросы.

Когда ребенок освоится с такой необычной игрушкой, можно разыграть сюжет известной сказки, вылепив всех ее персонажей. Причем лепить лучше по ходу сказки. Например, вместе с малышом зовете: «Кошка! Иди тащить репку» — и одновременно вылепливаете фигурку кошки.

Со временем ребенок может стать полноправным актером в вашем театре и, возможно, он сам захочет придумывать и создавать фигурки кукол.

Изучаем цвета

Если малыш еще не знает цвета, во время лепки (как и во время всех прочих игр и занятий), постоянно называйте их: «Из красного пластилина слепим яблоко. Теперь дай мне кусочек зеленого пластилина, это будет листик…»

Хороший пластилин позволит удивить даже ребенка, уверенно ориентирующегося во всех цветах радуги. Возьмите 5 небольших кусочков красного, желтого, синего, черного, белого цветов. С их помощью вы сможете построить всю цветовую палитру (прежде чем демонстрировать что-то малышу, проверьте, действительно ли пластилин при смешивании дает правильный цвет). Сначала соединяйте попарно основные цвета и покажите, как в ваших ладонях пестрые двуцветные комочки превращаются в зеленый, оранжевый и фиолетовый шарики. Примеси белого и черного добавят в палитру более светлые и темные оттенки. Вместе с ребенком поэкспериментируйте с разными смесями и пропорциями. Малышу достаточно будет разложить разноцветные шарики на пластиковой тарелке. С ребенком постарше налепите кусочки пластилина на картон и соедините линиями каждый цвет с теми цветами, что участвовали в его получении.

Расскажите и продемонстрируйте малышу, что если перемешать все цвета, получится кусочек некрасивого, грязно-серого или коричневого цвета. Чтобы этого не случилось, пусть в конце каждого занятия ребенок помогает вам разобрать пластилин по цветам.

Вдавливать в тесто различные предметы

Далее можно объявить, что получившаяся лепешка – это не просто лепешка, а пицца или торт, который теперь нужно украсить. И для этой цели можно использовать самые разные предметы: спички, макароны, фасоль, счетные палочки, небольшие игрушки, крышки и т.п. Старайтесь использовать предметы разные по форме и по величине, чтобы разнообразить тактильные ощущения ребенка.

Пластилиновые фантазии

Результатом первых попыток ребенка что-то слепить, скорее всего, окажется нечто «непонятное-чудное». И не беда. Придумайте название этому существу. Слепите ему еду, игрушки, а потом и друзей. Такие игры хоть и не учат лепить, зато развивают фантазию, свободу творчества.

Ребенку, начинающему искать свое место среди людей, будут полезны социальные игры. Лепите целые семьи зверей, человечков или фантастических существ. Разыгрывайте с ними разные ситуации. Такие игры помогут ненавязчиво продемонстрировать малышу недавний конфликт, отрепетировать предстоящий поход в гости, научить знакомиться и общаться с детьми. Управлять всеми героями может взрослый, но лучше, если и ребенок возьмет на себя какую-то роль.

Раскатывать тесто скалкой

Малыш, скорее всего, с удовольствием примется раскатывать тесто, ведь он не раз видел, как это делает мама. Если у крохи плохо получается орудовать скалкой, помогите ему, обхватив его ладошки своими.

Для игры подойдет как игрушечная, так и настоящая кухонная скалка. Моей дочке катать большой скалкой нравится даже больше.

Создавать простые поделки, основанные на вдавливании предметов в тесто

Приведу несколько примеров:

  • Ежик


Для самых маленьких зубочистки можно заменить спичками или счетными палочками.

  • Заборчик для зверушки

  • Человечек

Обязательно привлекайте ребенка к раскатыванию туловища и головы. Если у малыша пока плохо получается, возьмите его ладошки в свои и вместе совершайте вращательные движения.

Рецепт очень пластичного теста

И еще один рецепт очень-очень мягкого, пластичного, однородного и, я бы даже сказала, идеального теста!:) Для высушивания и покраски оно не годится, но для веселых игр с тестом подходит как нельзя лучше.

1 стакан муки

1 стакан воды

¼ стакана соли

1 ст.л. растительного масла

2 ч.л. лимонной кислоты

Соединяем все ингредиенты в кастрюльке, перемешиваем, затем ставим на средний огонь. После этого начинаем активно мешать тесто ложкой до тех пор, пока оно не образует шар и перестанет прилипать к рукам. Мешать нужно будет не больше 3 минут. После того, как тесто остынет, с ним можно начинать играть.

Не пренебрегайте таким, казалось бы, незначительным ингредиентом, как лимонная кислота! Если ее не добавить, то после хранения в холодильнике тесто начнет прилипать к рукам.

В любой вариант теста можно добавить пищевой краситель. Если у вас нет красителя, чтобы подкрасить тесто, можно использовать свекольный или морковный сок, куркуму, зеленку, гуашь. Ну а если разделить тесто на несколько частей и окрасить их в разные цвета, то будет еще интереснее!

И то и другое тесто хранится в холодильнике в закрытом контейнере довольно долго (несколько недель).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]