Игровые упражнения по развитию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста


Развитие сенсорики у детей: особенности и задачи

Сенсорика – способность организма распознавать внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с помощью органов чувств. Например, визуальное восприятие помогает различать предметы по цвету, форме, аудиальное – по тону и громкости, тактильное – по фактуре, температуре и т.д.
Развитие сенсорики начинается с того, что ребенок изучает особенности разных предметов. К 5 годам малыш должен научиться сравнивать свойства одного объекта и несколько объектов между собой на основе специальных сенсорных эталонов. Бывают эталоны:

  • цвета: цвета радуги, подтона и оттенки;
  • формы: круг, квадрат, треугольник и др;
  • величины: метрическая система;
  • слуха: ноты, звучание языка;
  • вкуса: сладкий, соленый, острый, кислый и пр;
  • запаха: цветочный, пудровый, тяжелый и т.д.

Основная задача родителей во время сенсорного воспитания – помочь детям упорядочить хаотичные представления о вещах реальной действительности: от игрушек до произведений искусства. Другие цели сенсорного воспитания:

  • Заложить у детей основу для развития интеллекта.
  • Сформировать наблюдательность, внимание, воображение.
  • Расширить словарный запас.
  • Развить все виды памяти: визуальную, аудиальную, моторную, образную и т.д.

Педагог-новатор М. Монтессори была убеждена, что сенсорика неразрывно связана с эстетическим развитием. То есть чем больше человек ощущает различия оттенков, запахов, вкусов, тем больше у него развито чувство прекрасного. Также она отмечала связь уровня сенсорного развития с фантазией. Повышенная чувствительность сенсорных органов к внешнему миру помогает выделять самые мелкие детали, на основе которых и строятся оригинальные, уникальные образы. Во время воспитания сенсорики обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Подобрать игрушки по методике Монтессори можно в каталоге на наши сайте.

Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:

  • качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
  • гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;
  • качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);
  • доски-балансиры, надувные балансиры;
  • фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
  • дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
  • горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
  • батуты;
  • тоннели, маты, под которыми можно проползти;
  • групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).

Кто-то скажет, что не везде имеется необходимая материальная база, но любое оборудование может быть заменено на подобное или обладающее схожим воздействием. Главное – активное участие и контроль со стороны взрослого за выполнением и безопасностью игры. Так, например, вместо гамака может быть использована простыня (у нас — с морскими мотивами), на которой мы раскачиваем ребенка. Мы придумали игру, переделав известный старинный текст «Море волнуется раз». Раскачивая ребенка в простыне (силами двух взрослых и команды маленьких помощников, ожидающих своей очереди), мы ритмично произносим, форсируя звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхиваем ребенка в простыне. А затем аккуратно опускаем на мат или ковер (обязательно сначала ноги).

Обучение

Елена Юрьевна Петрова

Авторская программа

Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции

Участвовать

Таким упражнением обычно завершается работа психолога в кругу. Дети воспринимают его как расслабление и награду за выполнение заданий. Игра позволяет не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения. Также дети отлично вовлекаются в игру за счет подражания и желания последовать за товарищем. Отлично отрабатывается очередность, а тем, кому гравитационный опыт дается с трудом, все это позволяет превозмочь тревогу.

Игры по сенсорике

Игра – основной вид деятельности детей раннего возраста. И, чтобы помочь малышу освоить многочисленные понятия, необходимо с ним играть. Для удобства мы разбили сенсорные игры по возрастным категориям.

До года

В младенчестве человек только знакомится с возможностями своего организма. Поэтому сенсорное развитие детей раннего возраста – «проводник» в мир, с помощью которого они копят разнообразные ощущения путем рассматривания, ощупывания, пробы на вкус.

Как вы можете тренировать сенсорику малыша до года:

  • Предлагайте яркую игрушку – пусть фокусирует на ней взгляд.
  • Перемещайте любой яркий предмет ближе-дальше, влево-вправо, но чтобы он оставался в поле зрения крохи.
  • Научите различать первые звуки. Постоянно разговаривайте с малышом. И кроме тряски погремушек, полезно периодически ударять предметы с глухим звуком друг о друга. Хорошо для этих целей подойдут деревянные вещи.

Когда малыш начнет ползать и вставать, давайте ему изучать все, что будет для него безопасным. Например, покажите, как возить машинку-каталку. Это и для моторики полезно, и для познания мира, хотя пока что только на полу. Пусть знакомится с новыми предметами любыми удобными для себя способами, получая яркие эмоции и формируя полезные навыки.

1-2 года

До 1,5 лет дети идут путем разрушения: двигают предметы, изменяют их форму, наблюдают за тем, что делают. После полутора лет просыпается желание созидать. Эти навыки ложатся в основу опыта органов чувств и развития новых умений.

В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с понятиями цвета, формы, размера, расположения. Формируются логические цепочки, которые позже помогут ребенку анализировать новые объекты и определять знакомые свойства.

Игрушки, которые помогут в 1-2 года развивать сенсорику:

  • Пирамидки. Покажите, как собирается, расскажите, что кольца нанизываются в порядке уменьшения. Предложите повторить увиденное.
  • Конструкторы. Стройте замки и города, изучайте базовые фигуры, цвета, оттенки, величины (большое-маленькое, легкое-тяжелое).
  • Кубики. Сооружайте башни из разных цветов, высокие и низкие, широкие и узкие.
  • Шнуровки. Протягивайте шнурки в бусины или завязывайте узлы на тематических стендах с отверстиями. Шнуровки отлично развивают мелкую моторику, готовят руку к письму, стимулируют речевые центры.

Понравится малышам играть в «найди предмет»: давайте разные игрушки и просите отыскать в доме вещи, схожие по цвету, форме, размеру.

Чем бы ребенок ни занимался в этом возрасте, комментируйте его действия, рассказывайте об окружающих предметах. Используйте образную, «сказочную» речь.

3-4 года

В этом возрасте формируются четкие сенсорные эталоны и малыш учится объединять предметы по одному или нескольким признакам. Также активно развивается аналитическое и логическое мышление.

Упражнения на тренировку сенсорного восприятия в 3-4 года:

  • Познакомьте малыша с основами математики. Научите считать до 5-10 с помощью цветного счетного материала – палочек, прищепок, фигурок. Хороши для занятий сортеры со штырьками – они учат анализу, синтезу, обобщению. На стержни таких сортеров нужно нанизывать различные счетные детали по цвету, размеру, форме.
  • Проводите разнообразные ролевые игры. Идеальный материал для этого – конструкторы. Стройте горизонтальные и вертикальные сооружения, замкнутые и открытые. Заселяйте их животными, человечками, придумывайте вместе сюжет.
  • Расскажите о мерах длины, о времени и временах года, погоде. В этом вам помогут интерактивные календари, в которых можно и стрелки крутить и тумблеры пощелкать, перемещая их по яркому, тематическому стенду.
  • Познакомьте с музыкальными инструментами. Например, ксилофоном и металлофоном. Пробуйте вместе набивать простые мелодии.
  • Активно развивайте речь, чтобы она звучала четко и правильно. Учите короткие стихи, просите пересказать любимый мультфильм, задавайте простые вопросы и требуйте развернутых ответов.

Универсальная игрушка, которая подойдет и годовалому малышу, и 4-летнему, – бизиборд. Это «умная» познавательная доска с закрепленными на ней бытовыми предметами. Здесь экспериментатор может и катушку повертеть, и вилку в розетку вставить, и щеколдой поклацать.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Все страницы

Страница 1 из 2

Авторский тренинг, разработка Антоновский С. и Канардов И.

Тренинг развития сенсорики

(приводится с сокращениями)

1 ЗАНЯТИЕ

В начале рабочего дня участников разбивают на команды по 6-8 человек в случайном порядке. (Для процедуры деления можно воспользоваться колодой игральных карт).

Примечание: осуществляются переходы участников из одной команды в другую, но только в исключительных случаях!

Упражнение «Приветствие». Цель:

  1. знакомство участников микрогрупп друг с другом;
  2. развитие навыков командного взаимодействия;
  3. создание своеобразного имиджа рабочей группы, поддерживаемого каждым ее участником.

Оборудование: листы белой бумаги, ножницы, булавки, кисти, краски, фломастеры, маркеры. Содержание: Участникам предлагается после получения инструкций разойтись по рабочим комнатам, где они должны: А) выбрать капитана, представителя и выразителя интересов своей команды; Б) разработать уникальную символику команды, придумать ей название и оформить визитки (бэйджи) со своими именами, по возможности в едином стиле (вполне допустимо использование игровых имен); В) подготовить микроспектакль – приветствие, сценку, объясняющую символику и название команды. После подготовительного этапа предполагается исполнение сценических номеров по очереди всеми командами.

ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Данный блок включает в себя упражнения, предназначенные для знакомства участников тренинга с осязанием.

Упражнение «Здравствуй!». Цель:

  1. продолжение знакомства;
  2. создание непринужденной, располагающей обстановки, разогрев участников.

Содержание: Инструкция: «Сейчас вы попробуете лучше узнать друг друга, а с кем-то, быть может, и познакомиться! Для начала, не произнося ни звука, по возможности закрыв глаза, поздоровайтесь с найденным вами человеком, а затем постарайтесь при помощи любых частей тела пообщаться со встретившимися вам людьми. Почему бы вам, например, не узнать о настроении другого потеревшись о его плечо своим. Единственная просьба — соблюдайте уважение друг к другу и обходитесь без применения силы!» По ходу выполнения упражнения участникам предлагают заняться поисками нового «собеседника», обменяться приветствиями и «новостями» (исключительно при помощи рук, спин, ног и т.д.) По завершении упражнения участники обмениваются впечатлениями о проделанном.

Упражнение «Касание». Цель:

  1. знакомство участников с иллюзиями осязания и навыками эксперимента;
  2. дополнительно отрабатываются навыки взаимодействия в команде.

Оборудование: листы бумаги для записей, авторучки, несколько остро отточенных карандашей. Содержание: Участники работают по командам. Разделившись на пары, ребята проводят опыт с поочередным касанием руки одним или двумя близкорасположенными карандашными остриями. Испытуемый должен закрыть глаза и пытается понять, сколько карандашей использовалось в каждом конкретном случае. Для этого упражнения предлагается осуществить 10-15 касаний, на которые «испытуемый» реагирует реплики: «Один!» или «Два!». Ответ должен фиксироваться «экспериментатором» с параллельным указанием верного. После проведения опыта участники меняются местами. Результаты работы подводятся совместно (групповые показатели). В кругу данные по группам сообщаются участниками и обсуждаются.

Упражнение «Алфавит». Цель:

  1. выяснение сенсорных способностей участников;
  2. эмоциональная разрядка.

Содержание: Разделившимся на пары по принципу наименьшего знакомства участникам предлагается наладить контакт…со спины. Один из участников, сев спиной к другому, пытается прочитать сообщение, которое «собеседник» пишет на его спине, и произносит написанное вслух. После работы в течение установленного времени происходит смена ролей. Собравшись в кругу, участники подводят итоги работы, делятся впечатлениями о проделанном. Можно определить также «самые чувствительные натуры» и попросить их рассказать остальным, как им это удается. Примечание: в начале упражнения, для калибровки, предложите участникам написать несколько букв, идущих в алфавитном порядке.

Упражнение «Что это?». Цель:

  1. развитие осязания;
  2. сплочение команды.

Оборудование: несколько непрозрачных мешочков (по числу команд) с одинаковым набором небольших предметов. Для проведения этого упражнения тренеру потребуются ассистенты, по числу участвующих команд. Содержание: Участникам предлагается определить, какая команда самая чувствительная. Для этого все члены команды поочередно подбегают к своему мешочку и, при помощи ощупывания одной(!) рукой пойманного предмета, пытаются понять, что это. Говоря тренеру название предмета, участник достает его из мешка и передает тренеру. Случай угадывания помечается баллом, которые по окончании игры подсчитываются, выявляя команду-победительницу. Игра прекращается в том случае, когда одна из команд вытащит все предметы из своего мешка. Занявших первое место можно наградить титулом «Супер-ручка» и вручить, например контурное изображение ладони из картона или обыкновенные авторучки только необычной окраски. Примечание: участник, выбравший предмет, в случае невозможности определить его может попытаться угадать другой.

Упражнение «Горячий стул». Цель:

  1. эмоциональная разрядка.

Оборудование: устойчивые стулья, листы не очень плотной бумаги. Содержание: Для проведения упражнения выбирается три добровольца, лучше мальчики. В течение минуты они должны, сев на стул и подложив под себя сложенный вдвое лист бумаги, совершать энергичные движения, стараясь как можно сильнее измять лист бумаги. Руками пользоваться запрещено. Независимые эксперты, выбранные из числа ребят, определяют, кому из участников лучше всего удалось справиться с заданием. Модификация: Массу положительных эмоций вызывает, предложение мальчикам, которое дается в начале упражнения, выбрать себе помощницу из лиц прекрасного пола, после чего сообщают условия задания… Недоумевающим парам поясняется после специально выдержанной паузы, что девушке на колени садиться не надо. Ее задача состоит в том, чтобы морально поддерживать своего партнера, ну а физически, само собой, листок бумаги, готовый соскользнуть со стула, по необходимости возвращая его на место. Упражнение «Мир моей руки». Цель:

  1. отреагирование посредством рисования своего эмоционального отношения к поднятой на занятии проблематике в целом и самому тренингу в частности;
  2. сплочение всех участников тренинга, посредством выполнения общего задания;
  3. выход на позитив.

Оборудование: большой ватман, краски и кисти, маркеры, фломастеры. Содержание: Участникам предлагается отразить видение мира с точки зрения руки, как основного осязательного инструмента человека.

Рука изображается тренером в центре листа путем обведения по контуру его собственной. Далее все предоставлено фантазии участников. Необходимо, чтобы в работе принимали участие все без исключения. После того как картина готова к показу, ребятам предлагается устроить совместную презентацию. Тренер может запустить ее, задавая вопросы по содержанию картины. ВНИМАНИЕ! Организаторам тренинга следует все творческие работы участников помещать на стены помещения, в котором проводятся занятия.

Упражнение «Дождик». Цель: — церемония прощания. Содержание: Участники тренинга, сев в круг, получают следующие указания к выполнению: «Пришло время прощания.… Давайте немножко помечтаем, представив себя капельками дождя. Прислушаемся… Я начну «дождик», а вы поочередно подхватывайте мое движение (потирание ладошки о ладошку). Начинаем налево, по кругу. (После того как круг пройден, тренер задет новое движение: щелчки пальцами). Дождик усиливается. Подхватываем, друг за дружкой, остальные продолжают с ладошками. (Далее упражнение идет в такой последовательности: хлопки по коленям – колени + топанье ногами («Настоящий ливень!») – хлопки по коленям – щелчки пальцами («Дождик становится тише») – ладошки). «До свидания, друзья! Увидимся в следующий раз!»

2 ЗАНЯТИЕ

СЛУХОВОЙ БЛОК.

Данный блок включает в себя упражнения, предназначенные для знакомства участников тренинга со слуховым анализатором. Для некоторых упражнений этого цикла потребуются повязки на глаза.

Упражнение «Дождик». Цель: — приветствие (своеобразная «эстафетная палочка», передаваемая с прошлого занятия для настройки на рабочую волну). Содержание: См. выше. (Участникам предлагается закрыть глаза). По окончании упражнения участникам сообщается, что занятие посвящено слуховым ощущениям и именно поэтому «Дождик» стал первым заданием дня.

Упражнение «Слуховой круг». Цель:

  1. развитие слуховой чувствительности.

Содержание: Закрыв глаза, участники должны постараться превратиться в слух, настроиться на восприятие окружающего мира. Далее следует несколько минут полной тишины. За это время ребята стараются уловить как можно больше звуков. По окончании упражнения участники по кругу сбрасывают свои находки («Я слышал, как подъехала машина», «В доме напротив слушают «Машину времени»» и т.д.) Ведущий благодарит группу за их внимательность и чуткий слух.

Упражнение » Музыкальная картина «. Цель:

  1. развитие воображения и эмоциональности;
  2. соотнесение звуковой и зрительной модальностей;
  3. развитие индивидуальности в рамках группы.

Оборудование: белые листы (А4), кисти и краски, маркеры и фломастеры, магнитофон, звуковые фрагменты. Содержание: Участникам тренинга предлагается «нарисовать музыку», отразить вызываемое ей настроение в цвете. Последовательно предъявляются три звуковых фрагмента, контрастных по своему содержанию. Это может быть отрывок из классического произведения, хардкор или агрессивная техно-музыка, психоделическая композиция. Новый отрывок предъявляется через 2-3 минуты или по мере готовности работ команд. По окончании работы демонстрируются и участников просят сделать выводы о том, как влияет музыка на характер картины, а, следовательно, и на эмоциональное состояние человека.

Упражнение «Звуковая загадка». Цель:

  1. развитие слуховой чувствительности.

Оборудование: подручные средства, при помощи которых можно издать звук. Содержание: Тренер с помощниками, при помощи подготовленных предметов, издает звуки (это может быть щелчок выключателя, звук льющейся воды, характерное дребезжание линейки и т.п.), которые представители от своей рабочей группы, стараются угадать, сидя с завязанными глазами. «Слухачи» поднимают руку и сообщают свою версию, которая, если оказывается верной, фиксируется. Остальным членам команды также предлагается закрыть глаза и постараться угадать звук, а затем проверить себя, открыв глаза. Участников просят не подсказывать своим представителям названия используемых предметов. По итогам работы определяются победители.

Упражнение «Что такое звук?». Цель:

  1. получение обратной связи;
  2. динамичное возвращение участников в круг.

Содержание: Участникам предлагается высказать по кругу свои соображения о том, что такое звук и сопроводить их напоследок каким-нибудь звуком, передав тем самым сигнал другому человеку. Если участник затрудняется с определением, ему просто предлагается издать звук и очередь переходит к его соседу. Тренер также дает свое определение понятию звук и благодарит участников.

Упражнение » Телефонные номера «. Цель:

  1. развитие слуховой памяти.

Оборудование: дисковый телефонный аппарат, небольшие листочки бумаги, ручки. Содержание: Участникам предлагается проверить свою слуховую память. Тренер набирает при помощи телефонного диска определенный номер, а участники пробуют записать его на бумаге. После нескольких проб и небольшой калибровки (набор на диске 1-2-3-4-5-6-7-8-9-0), участникам предлагается определить десять телефонных номеров. После завершения работы осуществляется проверка и выявляется лучший(-ие) «определитель», которому присваивается почетный титул «Любитель болтать по телефону».

Упражнение «Звуковая история». Цель:

  1. развитие командного взаимодействия;
  2. раскрытие творческого потенциала участников.

Оборудование: источники звука, которые потребуются участникам для создания звуковой истории. Содержание: Для подготовки звуковых историй участникам предлагают выйти на улицу (или осмотреть помещение) и найти разнообразные источники звука, предупредив ребят, что некоторые вещи, если они берутся с чьего-то разрешения, необходимо затем вернуть на место. После окончания поисков участников просят собраться в своих комнатах для проработки историй. При этом в истории должны быть задействованы только найденные источники звука. Сами ребята говорить во время представления не могут. Истории демонстрируются аудитории, которая сидит спинами к исполнителям и старается понять, какой сюжет обыгрывают участники. По окончании выступления слушатели угадывают сюжет и сравнивают свои предположения с оригиналом, при этом отмечаются самые интересные находки исполнителей, повторяются эффектные эпизоды и т.д. После завершения всех выступлений независимое жюри (по одному представителю от каждой команды) отмечают наиболее понравившиеся работы. Тренер благодарит всех участников и напоминает о необходимости соблюдать чистоту и предлагает убрать «реквизит» в мешки для мусора.

Упражнение: «Звуковая газета «. Цель:

  1. подведение итогов рабочего дня;
  2. объединение участников.

Оборудование: большой лист ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры. Содержание: Участникам предлагается отразить в общей газете свои представления о мире звука по окончании занятия. Сообщается, что на бумаге могут найти отражения и эмоциональные переживания, отношение участников к происходящему. Приветствуются все самые оригинальные идеи и начинания. Неплохо, если тренер и его помощники также примут участие в создании газеты. Готовую газету вывешивают для всеобщего обозрения.

Упражнение: «Эхо». Цель:

  1. церемония прощания;
  2. коллективный настрой на позитив.

Содержание: Сев в круг, участники поочередно говорят свою прощальную фразу, которую подхватывают остальные участники и передают по кругу. Можно произносить фразу по угасающей, постепенно снижая громкость, для придания наибольшего эффекта эха. По окончании упражнения тренер благодарит участников за работу и прощается с ними.

3 ЗАНЯТИЕ

Данное занятие посвящено сразу двум модальностям – обонянию и вкусовым ощущениям. Упражнения будут посвящены развитию соответствующих модальностей.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Упражнение: » Чукотское приветствие «. Цель:

  1. эмоциональная разрядка;
  2. церемония приветствия.

Содержание: «Дорогие друзья! Сегодня мы приступаем к изучению двух чувств идущих рука об руку, а именно – обонянию и вкусу. Наше занятие начнется довольно необычным способом, по — чукотски. Дело в том, что представители этого прекрасного народа испокон веков здороваются … носами. Ваша первая на сегодняшний день задача состоит в том, чтобы поздороваться носами со всеми участника тренинга. Приступаем!» Результаты упражнения можно обсудить.

Упражнение: «Угадай-ка запах». Цель:

  1. развитие обоняния;
  2. развитие командного взаимодействия.

Оборудование: образцы разнообразных запахов (цветочные, пряные, технические и т.д. количеством 10-15 образцов), повязки на глаза участникам, листы бумаги для записей. Для ускорения процесса предъявления тренеру потребуется помощь ассистентов. Содержание: Разделившись на команды, участники тренинга, сидящие с завязанными глазами, получают для анализа различные образцы запахов и фиксируют названия на бумаге индивидуально. (После написания очередного названия листочек бумаги можно загибать, чтобы надписи не наезжали друг на друга. Если бумага закончилась, по требованию предоставляют еще лист.) После того как все участники завершили определение, командам предоставляется время для подведения итогов работы и составления сводного списка запахов. Проводится учет верно названных образцов и выявляется команда — победительница конкурса. Можно провести символическое награждение команды, вручив всему составу бельевые прищепки со словами: «Поскольку у вас самые чувствительные носы в нашей группе, этот подарок вам очень пригодиться!» Вручение сопровождается бурными аплодисментами.

Упражнение: «Охотники за феромоном». Цель:

  1. развитие обоняния;
  2. отработка командного взаимодействия.

Оборудование: несколько чистых стаканчиков; различные образцы запахов, которые собираются участниками. Содержание: Собравшимся в кругу участникам предлагается следующее сообщение: «Современные ученые установили, что люди нередко выбирают друг друга по … запаху. Дело в том, что обонятельная зона находится в древней коре головного мозга человека, поэтому можно с некоторой долей уверенности утверждать, что выбор одного партнера из множества других предопределен тем, как он пахнет, какой он излучает феромон. Таким образом, создав универсальный аромат, который бы понравился большинству людей, можно оказать реальное воздействие на их выбор, на оказание предпочтения именно вам, его создателю». Участникам предстоит поработать в качестве создателей супер – феромона. Работа осуществляется по командам в отдельных комнатах. «Творцы» не ограничены в поиске «сырья» для «исследовательской работы», могут покидать пределы помещения. Единственным пожеланием тренера является приличное поведение ребят за пределами помещения для тренинга. После создания опытных образцов участники собираются для презентации своих «супер-феромонов». Работы оцениваются независимым жюри, формируемым из представителей всех команд. Члены жюри с завязанными глазами определяют лучший ферромон дня. Тренер благодарит всех участников за работу и обсуждает трудности, возникшие при выполнении данного упражнения.

Упражнение: «Мой любимый запах». Цель:

  1. подведение итогов изучения обоняния;
  2. объединение участников в рамках совместной творческой деятельности.

Оборудование: большой лист ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры. Содержание: Участникам предлагается изобразить в общей газете свой любимый запах в виде художественного образа. Приветствуются все самые оригинальные и искренние идеи. Неплохо, если тренер и его помощники также примут участие в создании газеты. Готовую газету вывешивают для всеобщего обозрения. По окончании работы тренер предлагает участникам перейти к следующей модальности – вкусовым ощущениям.

ВКУСОВОЙ БЛОК

Упражнение: «Исследование вкусовых зон языка «. Цель:

  1. выявление локализации зон вкусовых ощущений;
  2. выработка навыков коллективной исследовательской работы.

Оборудование: листы бумаги с изображением контура языка, фломастеры для выделения соответствующих вкусовых зон, образцы кислого, горького, сладкого и соленого. Содержание: Командам дается указание выявить локализацию вкусовых ощущений, используя образцы кислого (лимонный сок или лимонная кислота), горького (хина), сладкого (сироп или сахарная пудра), соленого (пищевая соль). Результаты фиксируются посредством раскрашивания фломастером соответствующей зоны. По окончании работы исследования участников обобщаются и сравниваются с классическим учением о расположении вкусовых зон. В качестве дополнительного задания участников можно попросить составить собственную классификацию вкусов.

Упражнение: «Угадай вкус». Цель:

  1. развитие вкусовых ощущений.

Оборудование: наборы образцов пищевых продуктов (для каждой команды они различны; в набор входят: кусочки фруктов, овощей, напиток, образцы карамели с разнообразной начинкой, различные виды хлебобулочных изделий и т.д. знакомые всем участника тренинга); игровые жетоны разного цвета; повязка на глаза. Содержание: Поле разделения участников на команды осуществляется поочередное приглашение представителей соседней команды для угадывания образцов пищевых продуктов. «Гостю» завязывают глаза и дают попробовать образец. В случае верного ответа участнику вручается жетон, с которым он возвращается к своей команде. По окончании работы подсчитывается число набранных жетонов. Команда победителей награждается аплодисментами.

Упражнение: «Вкус и цвет». Цель:

  1. закрепление и отреагирование в художественном творчестве материала тренинга;
  2. своеобразная настройка участников на занятие, посвященное зрительным ощущениям.

Оборудование: листы ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры. Содержание: Участникам задается тема итоговой газеты «Вкус и цвет»: «Постарайтесь отразить в вашей командной(!) работе, как можно представить себе различные вкусы в виде определенного образа и цвета». По окончании работы участники готовят презентацию своей работы, отвечают на вопросы, задаваемые представителями других команд.

Упражнение: » Вкусное прощание». Цель:

  1. настройка на позитив;
  2. эмоциональная разрядка и повышение общего настроя группы.

Оборудование: торт, предварительно разрезанный на части. Содержание: «Пришло время прощаться, и, чтобы его вкус запомнился вам, предлагаем накормить представителя другой команды тортом, а он, в свою очередь, покормит вас. Приступаем!» Участников тренинга просят взять приготовленные кусочки торта и начать процесс кормления. «Всем спасибо!»

4 ЗАНЯТИЕ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ БЛОК — 1

Этот блок включает в себя упражнения, предназначенные для знакомства участников тренинга со зрительным анализатором. Для некоторых упражнений данного цикла потребуются повязки на глаза.

Упражнение » Внимательный взгляд «. Цель:

  1. мотивация группы на работу;
  2. сплочение участников тренинга, улучшение групповой атмосферы

Содержание: Все участники сидят по кругу. «Сейчас мы будем здороваться друг с другом. При этом постарайтесь максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас и никого не пропустить. Давайте встанем». Тренер принимает участие в приветствии. Когда все участники группы поздороваются, он предлагает сесть по кругу. «Сохраните свои впечатления об увиденном. Это понадобится для ответа на вопрос: «Что нового вы увидели в облике, отношениях кого-либо из нас?». Тот, у кого уже есть ответ в отношении любого из нас, может сейчас начать говорить. Продолжит тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной участник может внести коррективы (впечатление, чувство) в услышанное им о себе». При проведении упражнения ведущий дает возможность участникам дополнить выказывания друг друга.

Упражнение «Какая разница!». Цель:

  1. развитие внимания;
  2. эмоциональная разрядка.

Содержание: Все участники садятся по кругу. «Сейчас один из нас (немного позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по избранному нами признаку, который должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на части».

Упражнение «Замечательный сосед». Цель:

  1. развитие зрительной памяти;
  2. создание соответствующего эмоционального настроя участников.

Оборудование: ручки, рабочие тетради (листы писчей бумаги). Содержание: Упражнение выполняется в парах. Инструкция: «Это упражнение включает в себя несколько заданий. Задание 1. В течение нескольких минут молча смотрим друг на друга. Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите бумагу и ручки. Сейчас прозвучат вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов. Задание 3. Сейчас сменим пары, один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга. Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и бумагу. Ответьте на вопросы. Какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы на его одежде? Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.

Упражнение «Наш цвет». Цель:

  1. развитие цветовосприятия (соотнесение двигательной модальности и зрительных образов);
  2. развитие коммуникативных способностей, командного и межгруппового взаимодействия.

Содержание: Участники делятся на рабочие группы. «Вашей команде предстоит выбрать определенный цвет и подготовиться показать его каким-либо движением. Один из участников команды демонстрирует ваш цвет «отгадывающим» командам, которые, посовещавшись, дают свою версию о том, какой цвет был продемонстрирован. Если цвет не удалось определить «тестеры» обращаются к следующему участнику команды и т.д. до тех пор, пока цвет не будет назван правильно. Давайте, изображая цвет, не будем использовать движения, имеющие непосредственную смысловую связь с цветом, или изображать предметы, имеющие определенную окраску. Нельзя скажем, изображая голубой цвет показывать на небо или имитировать переливание воды». Команда, сумевшая угадать наибольшее количество цветов, награждается аплодисментами.

Упражнение «Цвета». Цель:

  1. выявление влияния цвета на психику человека;
  2. развитие навыков групповой исследовательской работы;
  3. развитие навыков группового исследования.

Оборудование: листы бумаги (А3), краски и кисти, фломастеры, наборы цветной бумаги или цветные карточки по упрощенному радужному спектру плюс черный, белый и коричневый. Содержание: «Цвета играют огромную роль в жизни человека. И каждый, как вы уже могли убедиться по предыдущему упражнению, имеет свой «характер», свое «лицо». Предпочтение того или иного цвета в одежде позволяет с некоторой долей вероятности предсказать характер ее обладателей. Исключительно важны знания композиции и умение подобрать соответствующие цвета и оттенки дизайнерам, модельерам, флористам. Установлено влияние окраски стен помещения на работоспособность и утомляемость, находящихся в нем (помещении) людей» «Вам предстоит выяснить в ходе совместной работы, какое влияние оказывает определенный цвет на психику человека. При проведении исследования рекомендуется учитывать мнение каждого члена группы».

Участники делятся по своим командам и расходятся по рабочим комнатам с образцами исследуемых цветов (как более легкий вариант можно просто сообщить какие цвета предлагается изучить, но лучше подготовить наглядные образцы).

Результаты работы предлагается оформить на листах бумаги, а также подготовить небольшую презентацию по итогам цветовых изысканий. Результаты работы после завершения показа обобщаются в кругу, организуется своеобразная научная дискуссия, во время которой ребятам предстоит отстаивать свои позиции по вопросам воздействия различных цветов на психическое состояние человека, поскольку результаты команд будут отличаться друг от друга. Тренер может подтолкнуть обсуждение, задавая соответствующие вопросы:

  1. Почему тоску называют «зеленой»?
  2. Какой из цветов следует признать самым агрессивным? умиротворяющим?
  3. Согласны ли вы, что черный цвет – исключительно траурный?
  4. Что может рассказать цвет машины о характере автовладельца?

Упражнение «Спина к спине». Цель:

  1. развитие восприятия, отреагирования состояния своего собеседника;
  2. развитие саморегуляции.

Содержание: Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. «Постарайтесь прочувствовать состояние сидящего к вам спиной человека и, повернувшись одновременно с ним посмотрите друг на друга». По окончании упражнения участники обмениваются своими впечатлениями друг с другом.

Упражнение » Внимательный взгляд «. Цель:

  1. групповая рефлексия;
  2. сплочение участников тренинга, создание соответствующего эмоционального настроя.

Содержание: Все участники сидят по кругу. «Подошло время прощания. Давайте напоследок еще раз встретимся глазами друг с другом. При этом постараемся максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас, ничего не упустив. Давайте встанем и бесшумно попрощаемся друг с другом, а затем вновь сядем в круг». Тренер принимает участие в прощании. «Сохраните свои впечатления об увиденном, оцените те изменения, которые произошли с вами и окружающими вас людьми. Постарайтесь осознать насколько важно умение не просто смотреть, но ВИДЕТЬ! Спасибо за работу! До свидания, друзья!»

Предыдущая — Следующая >>

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона)

.

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»

(столы, на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание.
Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Большие и маленькие мячики»

.

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький)

; развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые)

и разной величины
(большие и маленькие)
. Показывает, как они ритмично подпрыгивают,и приговаривает: Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую –и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч)

.Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка.Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик.
Воспитательпредлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
«Спрячь мышку»

Цели:

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15, посредине белый квадрат( 8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10, большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера — цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Игры с прищепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.


Игры с прищепками развивают мелкую моторику.

Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:

  1. Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
  2. Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
  3. В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
  4. Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
  5. Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

Сенсорика позволяет улучшить внимание.

  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильную структуру речи;
  • улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
  • развить фантазию;
  • получить полную информацию об окружающей действительности;
  • улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.

Требования к обучающим играм:

  • безопасность;
  • наглядность;
  • натуральность материалов;
  • яркость и естественность цветов;
  • доступность;
  • соответствие возрастным особенностям.

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]