Интеграция образовательного процесса в дошкольном учреждении
Короткова Светлана
Интеграция образовательного процесса в дошкольном учреждении
Интеграция образовательного процесса в дошкольном учреждении
I. Вступление.
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образованияв разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей.
Интеграция как принцип охватывает достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений и располагает факторами, обеспечивающими её широкое влияние на теорию и практику дошкольного образования.
В последнее время в дошкольном образовании уделяется особое внимание интеграции образовательных областей и это не случайно. На мой взгляд, именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.
Интегрированный подход к учению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре. Таким образом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира. Исследования и практика показывают, что эффективным путем реализации воспитательных функций является выдвижение общих учебно – воспитательных проблем и их последовательное решение в системе взаимосвязанной деятельности детей по различным направлениям. Интеграция в дошкольном образовании позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей дошкольников интеграция образовательных областей дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Введение интеграционной системы в большей степени, чем традиционное обучение, способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.
Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности ребенка-дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
II. Из истории вопроса.
Впервые интерес к проблеме интеграции возник еще в трудах. Каменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.
В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.
На протяжении ХХ столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребенком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце 20 века. В это же время появился сам термин «интеграция»
.
В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов так, рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. Однако, интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного образования дошкольников.
III. Новый подход к организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками.
В настоящее время перед педагогами и специалистами дошкольных учреждений стоит совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию.
Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивнымсозреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие.
Для эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании необходимо выделить системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы»
, которым может быть любой компонент содержания
дошкольного образования, качественные характеристики его участников. Основным системообразующим фактором выступают образовательные области.
ФГТ выделяют 10 образовательных областей («Здоровье»
,
«Физическая культура»
,
«Познание»
,
«Музыка»
,
«Труд»
,
«Чтение художественной литературы»
,
«Коммуникация»
,
«Безопасность»
,
«Художественное творчество»
,
«Социализация»
, которые не должны реализовываться в
образовательной деятельности ДОУ в чистом виде – необходим их синтез, нужна интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения формирования качеств личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких)
в другую.
Вторым системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.
Третьим фактором выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и родители.Взрослыми преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Некоторые ученые при интеграции различных видов деятельности предлагают создавать синтетические деятельностные блоки. Богоявленская разрабатывает «креативное поле»
, которое позволяет включить ребенка в творческую деятельность. Другие исследователи предлагают модули в качестве
интегратора различных видов деятельности. Как интегратор всех видов деятельности ребенка в дошкольном образовании уместно рассматривать игру.
В результате освоения интегративной деятельности, у ребенка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.
Четвертым системообразующим фактором можно считать формирование интегративных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребенок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.
В ФГТ четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, а также воспитание здорового безопасного образа жизни. В Федеральном документе также выделены единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. В своей работе я использую различные педагогические ситуации, решение которых позволяет детям проявить свою гражданственную позицию,например:
«В детский сад пришел новенький мальчик, он плохо говорит по — русски, потому что приехал из другой страны. Он хотел познакомиться с ребятами, но не мог. Как бы вы поступили, если бы присутствовали при этом?». Помимо этого, ФГТ намечает линии развития детей дошкольного возраста: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-речевое. Несомненно, что интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь различных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания и развития. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей. Такими формами в ДОУ могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, где отражаются впечатления детей об окружающем, их знания, понимания происходящих событий и явлений. Знакомя детей с понятиями «школа»
,
«библиотека»
,
«музей»
я провожу экскурсии, беседы, читаю художественную литературу, где во время экскурсий учу их
обращаться с работниками этих учреждений. Я стараюсь заинтересовать и побуждаю детей задавать вопросы о школьной жизни, о значении библиотеки, музея, организовываю совместную деятельность детей, детей и учителя школы, детей и сотрудников библиотеки, экскурсовода.
Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут осуществляться в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию. Например, тема «Милые мамы»
(старший дошкольный возраст)
предполагает выбор таких
образовательных областей как: «Социализация»
,
«Коммуникация»
,
«Познание»
,
«Музыка»
,
«Труд»
,
«Художественное творчество»
,
«Чтение художественной литературы»
,а также разных видов деятельности: художественно — творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник или праздник.
Интеграцию образовательных областей и видов деятельности можно представлять в виде технологических карт. Такая карта может помочь педагогу объединить образовательные области, спроектировать совместную и самостоятельную деятельность детей, определить её содержание и конечный продукт.
При реализации интегрированногоподхода необходимо следовать следующему принципу: содержание смежных областей, привлекаемых в качестве добавлений не должно заменять и вытеснять основное содержание изучаемой темы. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, интеграция является основополагающим принципом организации образовательного процесса в ДОУ,который ведет к :
-уменьшению учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования;
-соблюдению норм длительности организованных видов деятельности при уплотнении их содержания;
-позволит избежать дублирования содержания образования.
На мой взгляд, данная форма работы с детьми дошкольного возраста является наиболее приемлемой, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей целый спектр способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются. Принцип объединения нескольких образовательных областей — это диалог на заданную тему. Тема заключает в себя конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Тема как ключевая фраза, образно-словесный символ проходит через серию занятий и позволяет образовательным областям вступать в диалог.
Значение интеграции велико. Она положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов дошкольников.
Следовательно, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становится совместная со взрослыми, и самостоятельная деятельность детей.
Логико-математические игры, которые являются моей основной педагогической деятельностью с детьми, как синтез различных сфер человеческой деятельности, содержат потенциальные возможности. Обучению началам математики в настоящее время отводится важное место.Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. С помощью логико-математической игры детей приучаю самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях:
— находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
— сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.
Логические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.Также развивается речь: наполняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи, развивается способность аргументировать свои убеждения, доводы. Эти игры открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной и групповой работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Для этого я подобралалогические задачи и объединила их в несколько блоков:
— задачи на сериацию, они предполагают выстраивание строгих логических рядов — логических закономерностей (арифметическая, геометрическая последовательность и др.)
;
— задачи на поиск закономерностей в расположении фигур;
— задачи на развитие логической памяти, группа заданий ориентированна в основном на зрительную память с опорой на запоминание логических последовательностей;
— задачи на классификацию, эти задачи занимают одно из центральных мест. Здесь представлены задания, такие как «Четвертый лишний»
, а также задачи на исправление ошибок классифицирования;
— задачи на внимание,это задачи типа: «Найди 8-10 различий в похожих изображениях»
,
«Найди 2 одинаковых квадрата»
,
«Расшифруй изображения»
.
Таким образом, логико-математические задачи учат ребенка сравнивать, исправлять логические ошибки, самостоятельно искать правильные решения. С помощью анализа и синтеза исследовать части, делать выводы о целом и устанавливать связи между частями целого. Помогают сформировать логическое мышление, решать нестандартные задачи. Благодаря интеграции содержания образовательных областей дети познают все многообразие мира и получают от этого массу положительных эмоций.
Технологии интеграции образовательных областей
Аналогичные процессы поиска и разработки интерактивных технологий развития и обучения взаимодействию педагогов, родителей и детей связаны с реализацией и интеграцией других образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Языковое развитие», «Когнитивное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Например, такие технологии, как «Технология мобильного приложения» и «Технология комментированного рисования», направлены на интеграцию образовательных областей «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое развитие», возникших на основе одноименных интерактивных методов обучения, в различные ситуации развивающего взаимодействия детей и взрослых.
Техника мобильного коллажа предполагает создание специального набора: например, на тему «Мой двор», «улица», «магазин», «город», «деревня» и т.д., фигурки детей и взрослых, птиц и животных, атрибуты обстановки — например, машины, светофоры, автобусные остановки, пешеходные переходы и т.д., рисуются или вырезаются статично из журналов и представляются в динамике, наклеиваются на картон или ламинируются. Затем их вырезают, кладут в коробку и подписывают. Затем, с их помощью, ребенок и взрослый могут смоделировать и разыграть любую ситуацию, связанную с темой. Важно, что одновременно могут быть запечатлены как коллективные, так и индивидуальные истории — по сути, цепная структура.
Однако взрослый может ввести правило «запретного слова» — можно использовать изображение, но нельзя его называть — необходимо использовать синонимы. Так, конверсионные отношения, выражаемые в основном глаголами, легко воспроизводятся действиями с картинками (слышит — говорит, показывает — смотрит, просит — дает, болеет — лечится и т.д.).
Более того, используя и выражая действия со своим персонажем, взрослый может вовлекать ребенка в действия по аналогии, но в другой коммуникативной ситуации («Я догоню автобус: «Стой, стой!». И как вы поступите, если опоздаете?»). Используется метод синтаксического прогнозирования («Если вы опоздаете на автобус, то…» или «Если бы вы собирались опоздать на автобус, то…», «Хотя вы опоздаете на автобус, но…» и т.д.), что позволяет «проработать» все варианты пространственно-временных отношений в изменяющейся ситуации, немедленно смоделировать их и выбрать наилучший вариант. Кроме того, такую работу можно проводить сразу с целой группой детей — метод, используемый в ряде развивающих ситуаций, связанных с игровой деятельностью из разных образовательных областей, будет иметь коммуникативный обучающий эффект — эффект образовательной технологии.
Получение аннотированных чертежей будет иметь тот же эффект. Самый простой вариант применения: Взрослый рисует и комментирует свои действия, а ребенок выступает в роли того, кто угадывает содержание рисунка, воссоздавая его детали вместе с деталями рассказа, постепенно вовлекаясь в процесс рисования и обмениваясь ролями со взрослым.
О.П. Гаврилушкина описывает более сложный вариант в условиях работы с группой детей: «Я хочу нарисовать картину вашей прогулки. Я нарисую его быстро, как будто рисую мелом, а вы действительно расскажете мне, как вы играли. Я нарисую всех, расскажу о тебе, Саша, и о тебе. Хочешь порисовать со мной?» Затем педагог побуждает детей к коммуникативным действиям, которые тут же отражаются в его рисунке: «Спроси его, почему…», «Спроси его, где…», «Спроси Сережу…», «Сообщи…», «Поделись с ним новостями, расскажи…» и т.д.
Взрослый должен дополнять ответы детей, формулируя их грамматически и орфографически правильно, логически завершенными предложениями. Вместе с учителем или вслед за ним дети повторяют фразу под руководством руки учителя. «Анечка, сейчас ты спросишь. С кем вы хотите поговорить? Марина? Хорошо. Спросите ее, в какую игру она играла». В это время на доске появляются мини-ситуации, описывающие поведение детей и игры на прогулке. Продолжительность такого комментаторского розыгрыша составляет не более 10 минут, даже для старших групп.
Здоровьесберегающие технологии
Сегодня разработка и внедрение таких технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования оздоровительной деятельности воспитателей детских садов. Это связано не только с увеличением числа детей с функциональными нарушениями здоровья и попытками общества противостоять негативному влиянию социально-экономических потрясений и экологических катастроф на здоровье подрастающего поколения. Скорее, оздоровительная деятельность сегодня становится основой для интеграции образовательных областей: в частности, согласно федеральным требованиям к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования, речь идет о таких образовательных областях, как «познание», «безопасность», «социализация» и др. Данный принцип интеграции образовательных областей становится основой для формирования междисциплинарного подхода к реализации оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях и определения здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) в образовании как системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей, состоящей из методов и приемов, комплексных способов решения оздоровительных задач.
В частности, классификация А. М. Сивцовой относит к следующим видам оздоровительных технологий, используемых в современных детских садах:
- технологии сохранения и укрепления здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, двигательные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, укрепляющая гимнастика, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика.
- методики обучения здоровому образу жизни: физическое воспитание, проблемно-ориентированная игра и игровая терапия, коммуникативные игры, обучение здоровью, самомассаж, акупрессура, биологическая обратная связь.
- коррекционные технологии: арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика.
Кроме того, на практике проводится различие между технологиями, укрепляющими здоровье, и технологиями, формирующими здоровье. Аналогичные процессы поиска и разработки интерактивных технологий для развития и обучения взаимодействию педагогов, родителей и детей связаны с реализацией и интеграцией других образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы» и др. Например, такие технологии, как «Технология мобильного приложения» и «Технология комментированного рисования» направлены на интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество», возникших на основе одноименных интерактивных методов обучения, перенесенных в различные ситуации развивающего взаимодействия детей и взрослых.
Техника мобильного коллажа предполагает создание специального набора: например, на тему «Мой двор», «улица», «магазин», «город», «деревня» и т.д., фигурки детей и взрослых, птиц и животных, атрибуты обстановки — например, машины, светофоры, автобусные остановки, пешеходные переходы и т.д. рисуются или вырезаются статично из журналов и представляются в динамике, наклеиваются на картон или ламинируются. Затем их вырезают, кладут в коробку и подписывают. Затем, с их помощью, ребенок и взрослый могут смоделировать и разыграть любую ситуацию, связанную с темой. Важно, чтобы и коллективная, и индивидуальная истории могли быть собраны вместе одновременно — по сути, это цепная структура.