Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении


Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении

Вера Резникова

Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении

В нашем детском саду уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог может стать достойным партнером в преодолении речевых нарушений у детей логопатов.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя – логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции)

речи и не речевых психических процессов и функций.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях,когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

• несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

• нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

• речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопедав рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Развитие звуковой стороны речи.

• Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

• Формирование связной речи.

• Формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работапсихолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

• Развитие и коррекция высших психических функций.

. Активизация познавательной деятельности.

. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

. Развитие памяти, внимания, мышления.

. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

. Активизация отработанной лексики.

Считаем, что сотрудничество должно начинаться еще на начальном этапе, как только логопед и психолог изучили медицинские карты детей на момент комплектование логопедических групп.

На основании данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления их на ПМПк. Педагог-психологобязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения двух функций: «охранной»

(разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку) и диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно). Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, можно
получить полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения.
После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.

Важным этапом работы является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог.

Например, обоснованным является систематизация заданий на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука.

Можно выделить такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

– родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом, организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей, нуждающихся в логопедической помощи,позволяет решать ряд задач:

— Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и коррекционном планах;

— Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

— Обновление форм и содержания коррекционной работы с детьми;

— Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Логопед и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи, а коррекция высших психических функций этому способствует. Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

Педагог-психолог: Резникова В. А.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда

в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.

Основная функция педагога-психолога

в дошкольном образовательном учреждении — это создание условий, способствующих:

  • охране физического и психического здоровья детей,
  • обеспечению их эмоционального благополучия,
  • свободному и эффективному развитию способностей каждого ребёнка.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.

Л.С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»

. То есть,
не существует речевых расстройств, при которых
вследствие межсистемных связей
не отмечались бы другие психологические нарушения
. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

  • меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
  • неустойчивость внимания,
  • быстрая отвлекаемость,
  • истощаемость психических процессов,
  • снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
  • у них затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:

  • повышенная возбудимость,
  • раздражительность или общая заторможенность,
  • замкнутость,
  • обидчивость,
  • плаксивость,
  • многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога

в нашем детском саду является:

  • создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
  • обеспечение целостность и единство коррекционно
    развивающего пространства в содержательном и организационном планах.

Формирование групп

Работа с детьми начинается заранее, ещё до комплектования логопедических групп. В эти группы поступают дети, имеющие речевые дефекты, в основном из массовых групп нашего учреждения. Поэтому мы уже владеем определёнными сведениями о личностных особенностях развития каждого ребёнка, претендующих в логопедические группы, из ранее проводимой диагностики предыдущего возрастного этапа.

Дети, имеющие речевые дефекты, углублённо обследуются не только учителем-логопедом, но и педагогом-психологом по методикам М.М. Семаго, а так же Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

На основании этих данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления их на ПМПк.

Педагог-психолог обязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения двух функций:

  • «охранной» (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку)
  • диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно).

Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, мы имеем полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения. Исключение составляют вновь прибывшие дети из других дошкольных учреждений или семьи. Поэтому на начало учебного года в первую очередь обследуются эти дети. После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.

Работа с родителями

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.

Поэтому в этом направлении педагогом-психологом проводятся:

  • просветительская работа,
  • консультации,
  • оформление информационных стендов.

Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребёнком, проводятся в виде индивидуальных консультаций, бесед.

Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.

Подбор коррекционных программ, методик для детей осуществляется педагогом-психологом по результатам диагностики. Частота развивающих занятий обычно составляет 1-2 раза в неделю в зависимости от потребностей ребёнка. Мы считаем, что тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога может быть возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса.

Содержание работы совместного плана учителя-логопеда и педагога-психолога распределяется условно на три периода (в соответствии с программой для речевых групп детского саду) и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями (приложение №1,приложение №1)

.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду:

  • проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
  • коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
  • интегрированные занятия с детьми;
  • родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Диагностика эмоциональной сферы и познавательной дошкольников проводится совместно. Нами был составлен план обследования, данные которого, мы заносим в специальную карту развития воспитанника.

Приложение №1

Совместный план работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Время проведения

Взаимодействие с педагогами

Цель

: Создание единого коррекционно-развивающего пространства

Взаимодействие с детьми

Цель

: Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии и их коррекция.

Взаимодействие с родителями

Цель:

Установление сотрудничества (установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка)

1 период (сентябрь – ноябрь) Разработка совместного диагностического блока методик. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума ( ПМПК) по итогам диагностики. Составление календарно-тематического плана коррекционной работы. Проведение диагностики: уровня развития эмоциональной сферы развития познавательных процессов, развитие речи. Составление карт развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия: логопедические с детьми, коррекция познавательных процессов у детей. Интегрированные занятия (учитель – логопед + педагог-психолог) Родительское собрание «Давайте познакомимся» Родительское собрание «Итоги диагностики и задачи обучения на учебный год». Консультация «Создание речевой среды в семье».
2 период (декабрь – март) Проведение ПМПК. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за I период обучения. Консультация «Развитие эмоциональной лексики». Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. Промежуточная диагностика речевого развития детей (учитель-логопед). Познавательного развития (педагог-психолог). Индивидуальные занятия по развитию эмоциональной сферы. Интегрированные занятия (учитель-логопед + педагог-психолог). Родительское собрание «Развиваем речь ребенка». Консультация «Мир эмоций».
З период (март-май) Проведение ПМПК. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за учебный год. Кор.-разв. занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. Проведение диагностики (педагог-психолог, учитель-логопед). Интегрированные занятия (учитель-логопед +педагог- психолог). Родительское собрание «Итоги повторной диагностики». Родительское собрание «Рекомендации на летний период»

Приложение №2

Календарно-тематический план по коррекционной работе учителя-логопеда и педагога-психолога

Дата Тема
Сентябрь 3-я неделя «Овощи. Огород»
Сентябрь 4-я неделя «Сад. Фрукты»
Октябрь 1-я неделя «Сад – огород»
Октябрь 2-я неделя «Деревья»
Октябрь 3-я неделя Лес. Грибы. Ягоды
Октябрь 4-я неделя
Ноябрь 1-я неделя «Осень»
Ноябрь 2-я неделя «Человек, строение тела»
Ноябрь 3-я неделя «Игрушки»
Ноябрь 4-я неделя «Посуда»
Декабрь 1–я неделя «Продукты питания»
Декабрь 2-я неделя «Зима»
Декабрь 3-я неделя «Зимующие птицы»
Декабрь 4-я неделя «Новый год»
Январь 2-я неделя «Одежда»
Январь 3-я неделя «Обувь»
Январь 4-я неделя «Головные уборы»
Февраль 1-я неделя «Дикие животный»
Февраль 2-я неделя «Домашние животные»
Февраль 3-я неделя «Транспорт»
Февраль 4-я неделя «Наша Армия»
Март 1-я неделя «Мебель»
Март 2-я неделя «8 марта – праздник мам и бабушек»
Март 3-я неделя «Весна»
Март 4-я неделя «Перелётные птицы»
Апрель 1-я неделя «Профессии»
Апрель 2-неделя «Инструменты»
Апрель 3-я неделя «Дом. Семья»
Апрель 4-я неделя «Рыбы»
Май 1-я неделя «День победы»
Май 2-я неделя «Цветы»
Май 3-я неделя «Насекомые»
Май 4-я неделя «Времена года»

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Е. Ю. Царегородцева учитель-логопед,
  • С. О. Васильева педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт- Петербурга

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведение материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально- волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Необходимость тщательной и всесторонней проработки организационно- содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного воспитания.

В работе с детьми, имеющими речевые расстройства, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога- психолога и учителя – логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и корректировка эмоциональной сферы.

С этой целью нами был разработан перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога- психолога по сопровождению детей коррекционно — логопедической группы.

Основной принцип организации работы- оказание комплексной психолого — педагогической помощи детям, имеющим речевую патологию. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей; отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно- образовательную среду ДОУ.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение. В среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нудно учитывать, что всегда есть группа детей, в разной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно- развивающего взаимодействия требует сотрудничества логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

  • Несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
  • Нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
  • Речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля;

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие звуковой стороны речи
  • Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
  • Формирование связной речи
  • Формирование полноценных учебных умений и навыков

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие и коррекция ВПФ
  • Активизация познавательной деятельности
  • Развитие эмоционально- волевой сферы.

Взаимосвязь в работе логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и поведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания; совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно- развивающей деятельности; разаботку рекомендаций для педагогов и родителей; проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей; оформление наглядной агитации для педагогов и родителей; подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда- развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога- также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:

Направление работы

Логопед Психолог
Развитие фонематического слуха Знакомство с многообразием слов, их звучанием.

Деление предложений на слова, слов на слоги.

ü «Обведи правильно»

ü «Найди общий звук»

ü «Паровозик»

ü «Кто в домике живет?»

Речевое звукоразличение.

ü «Произнеси правильно»

ü «Звук спрятался»

ü «Найди пару»

ü «Домики для звуков»

Дифференциация звуков Различение речевых звуков сходных по артикуляции, по звучанию. Темпо- ритмическая сторона слов.

ü «Звуки поменялись местами»

ü «Дин и Дон»

ü «Вверху или внизу»

ü «Глухой- звонкий»

Различение неречевых звуков и бытовых шумов.

Чувство ри

ü «Послушай, как звучит»

ü «Подбери картинку»

Фонематические представления Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов. С их наполняемостью.

ü «Кто как голос подает?»

ü «Подскажи словечко»

ü «Слова близнецы»

ü «Длинный- короткий»

Развитие рече- слуховой памяти и внимания.

ü «Магазин»

ü «Пары слов»

ü «Найди ошибку»

ü «Запомни слова»

ü «Вставь пропущенное слово»

Фонематический анализ и синтез Нахождение местоположения заданного звука в слове.

Определение и характеристика заданного звука.

ü «Подними флажок»

ü «Начало, середина, конец»

ü «Волшебная пуговица»

ü «Расставь нужные знаки»

Логико- грамматические речевые конструкции. Последовательность.

ü «Где лежит предмет»

ü «Подбери следующее»

ü «Добавь нужный слог»

ü «Что сначала, что потом»

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога- психолога и учителя- логопеда, но и в большей степени от взаимодействия с родителями. Поэтому, в этом направлении педагогами проводится:

  • Просветительская работа
  • Консультации
  • Оформление информационных стендов.

Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребенком, проводится в виде индивидуальных консультаций, бесед.

Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастет, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку.

«Взаимодействие субъектов коррекционно- образовательного процесса в ГБДОУ для детей с нарушениями речи»

В результате взаимодействия учителя- логопеда и педагога- психолога по сопровождению детей с речевой патологией отмечается:

  • Обеспечение целостности, единства коррекционно- образовательного пространства;
  • Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
  • Обновление форм и содержания коррекционно- развивающей работы с детьми;
  • Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
  • Одним из важнейших результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.

Литература

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2003
  2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Под ред. Мастюковой Е.М. – М.: АРКТИ, 2002
  3. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973
  4. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. – М., «Новая школа», 1998
  5. Сиротюк А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2003
  6. Хухлаева О. Маленькие игры и большое счастье (как сохранит психическое здоровье дошкольника). – М., 2001
  7. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М., 1985
  8. Широкова Г., Жадько Е. Практикум для детского психолога. Р-н-Д, 2006
< ПредыдущаяСледующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]