Коррекционно-развивающие занятие для дошкольников «Времена года»

Галаова Залина Юрьевна

Дидактические игры на тему «Времена года»

Дидактические игры к макету «Пирамида»

Дидактическая игра «Дополни»

(Для детей 4-7 лет)

В игре участвует подгруппа детей из 3-4 человек.

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, дополнить отдельно взятыми элементами по временам года.

Материал к игре: модель «Времена года»

, картотека стихотворений и загадок по
временам года, раздаточный материал к игре на каждого ребёнка.

Готовим познавательные материалы

Маленькие дети лучше всего воспринимают наглядную информацию. Поэтому прежде чем приступать к обучению, позаботьтесь о дидактических материалах. Это могут быть книжки, карточки с временами года, лото. Ваша задача — объяснить малышу простым языком, задействуя его воображение и создавая простые ассоциации, что же такое зима, весна, лето и осень.
Совет:

Начинать лучше всего с того сезона, который сейчас за окном. Или с зимы, потому что для малышей это самое необычное время года.

Наглядная игра: времена года

Возьмите четыре листа бумаги, лучше всего разного цвета: белый для зимы, голубой для весны, зеленый для лета и желтый для осени. Взрослый рисует на каждом листе дерево с ветками. А дальше нужно вместе с малышом преобразить каждое дерево, согласно сезонам.

Зимнее будет укрыто слоем белой ваты или манной крупы как снегом. На весеннем появятся маленькие зеленые листочки-точки, нарисованные ватной палочкой. На летнем будут большие зеленые листья и цветы, которые можно сделать из предварительно окрашенных макарон или вырезать из цветной бумаги. Осеннее может быть украшено яркими пуговицами или яркими красными и оранжевыми кляксами от кисти.

Совет:

В первую очередь нужно обратить внимание ребенка на то, чем отличается тот или иной сезон от другого.

Зима.

Холодно, идет снег. Можно кататься на санках, лыжах и коньках, а еще лепить снеговиков и играть в снежки. Мы одеваемся в теплую одежду, носим варежки и шапки с шарфами. А еще зимой приходит Новый год, и дедушка Мороз дарит нам подарки.

Весна.

Снег тает. Становится теплее. Можно убрать в шкаф шубу и рукавицы и надеть лёгкую куртку. Возвращаются птицы. Появляются первые листочки и трава.

Лето.

На улице жарко. Все зеленое, много цветов. Мы едим фрукты и ягоды, купаемся и загораем. Все катаются на самокатах и велосипедах.

Осень.

Листья желтеют. Птицы улетают. Становится холодно, начинают идти дожди. Нужны зонтики, плащи, резиновые сапожки.

Очень удобно учить времена года, «отталкиваясь» от гардероба малыша. Вместе составляйте комплект одежды для того, чтобы выйти на улицу зимой или летом. Можно использовать игры-одевалки: бумажные куклы, которым меняют одежду (они бывают магнитные или на липучках).

Когда первый этап будет освоен, можно будет рассказывать в подробностях, что происходит с природой, с водой, что делают животные. Приготовьтесь отвечать на сто тысяч вопросов. Вам поможет красочная детская энциклопедия.

После того, как вы все обо всем рассказали, наступает время закрепления материала и здесь не обойтись без игр. Например, можно сортировать карточки с картинками по временам года, или называть , что люди делают осенью, а что весной.

Можете приготовить 4 небольшие коробочки, красиво их оформить и вместе с малышом наполнять коробочки «воспоминаниями» о лете, осени, зиме и весне. Разберите семейный фотоархив и сделайте «календарь» из фотографий. Малыш будет видеть, как он сам выглядел осенью и весной, во что был одет и чем занимался на улице зимой и летом.

Почаще обращайте внимание ребенка на изменения за окном. Объясняйте, что и летом может идти дождь, что солнышко светит зимой, но оно не греет. Как можно больше рассказывайте малышу о мире вокруг него и отвечайте на всего его вопросы, и тогда уже скоро он не будет путать зиму с весной, а лето с осенью. А спустя еще немного времени сможет перечислить все месяцы года, да еще и в правильном порядке!

Совет:

Учить с ребенком месяцы года имеет смысл не раньше 4-4,5 лет. Конечно, малышам трудно осознать месяц как отрезок времени, поэтому сначала это будут просто энциклопедические знания.

Один из самых эффективных способов изучения времен года – это ассоциировать каждое из них с каким-то праздником. Так, зима – это Новый год, весна – 8 марта, лето – каникулы, осень – День Знаний. А ещё ребёнку легко будет запомнить тот сезон и месяц, когда отмечается его день рождения.

Знакомство детей с временами года

Знакомство дошкольников с временами года

Познакомить детишек с временами года очень важно, ведь маленькая кроха от рождения очень любопытна.

Ей очень интересно всё то что происходит вокруг неё, например когда на улице идёт снег ей непонятно что это и откуда оно берётся и не опасно ли оно.

Очень хорошо проводить ознакомление детей с временем года, например с зимой, на наглядном примере; когда на улице лежит снежок, на окнах есть узоры. Если зима уже идёт, а снега ещё нет, тогда можно воспользоваться картинками, видео, сделать оплекацию.

Ребёнку важно с раннего возраста понять что такое Зима, лето, весна, осень.

Времена года порой незаметно и не спеша плавно сменяют друг друга, придавая каждому сезону свой характерный цвет. Ознакомляя детей с сезонными изменениями природы, мы учим их наблюдению за погодой и природными явлениями, происходящими в течении всего года.

Для детей времена года выглядят, как каждый раз новый мир с яркими характерными красками, запахами и ощущениями, присущими определенному времени года. Ознакомление детей с временами года можно начинать с картинок с описанием природы, демонстрирующих особенности сезона, знакомить с легкими стихами о природе для детей про времена года в картинках и загадках.

Итак, давайте посмотрим в какие сезоны года и как лучше знакомить детей с сезонными изменениями погоды:

Осенью необходимо каждый день устраивать наблюдения за состоянием погоды. Чтобы детишки смогли сосредоточить свое внимание на температуре воздуха можно предложить им самостоятельно одеть куклу для прогулки. В этот момент с малышами необходимо обязательно разговаривать и спрашивать, почему он берет ту, или иную одежду. Когда осенью температура воздуха понижается, нужно обращать внимание малышей на то, как они одеты. При прогулке им необходимо предложить прикоснуться к холодной стенке дома или скамейке. В те дни, когда светит ярко солнце, а потом его быстро закрывают тучи, можно спросить малышей, почему стало темно или посветлело. Кроме этого нужно концентрировать внимание детей на изменение движения ветра. Для этого на прогулку можно брать бумажные ленточки и специальные игрушки – вертушки. Также, осенью хорошо проводить с детьми наблюдение за дождем. Малыши могут смотреть, как на асфальте появляются лужи и слушать, как дождь стучит по окнам.

Для хорошего закрепления можно предложить детишкам послушать стихи, загадки, попробовать отгадать ребус об этом времени года и по желанию выучить небольшой стих и на следующем занятии рассказать его всем ребятам.

Сделаны запасы Листья облетают Первая сестрица — ОСЕНЬ золотая

  1. В зимний период, необходимо показывать деткам различными способами погодные изменения. Можно опять взять куколку и одевать ее с малышами вместе. При этом постоянно напоминая, что на улице сильный мороз. На прогулке можно предложить детишкам снять на несколько минут рукавички, чтобы они смогли ощутить холод. Также, необходимо обращать их внимание на то, как одеты проходящие мимо люди. Если выпал снег, то обязательно нужно рассказывать и показывать малышам, как его много на земле, на скамейках, на деревьях и на заборе.

Всюду снег искрится –

К нам пришла сама Вторая сестрица — Зимушка — ЗИМА

  1. Весной нужно чаще обращать внимание малышей на то, как ярко светит солнышко, и понаблюдать с ними за солнечными лучами. Можно организовать небольшие игры с использованием воды, в ходе которых показывать детишкам, как она течет.

Прилетают птицы Звери просыпаются Третья сестрица ВЕСНОЙ называется

  1. В летний период года нужно помогать детям с помощью вопросов осознавать погодные изменения. Например, спросить, почему камень сейчас горячий, а зимой был холодный? Также, необходимо наблюдать за ветром обращая внимание малышей на трепет и шум листьев на деревьях.

Сыты все, согреты Солнца ярким светом Четвертую сестрицу Называют ЛЕТО

Наблюдения должны проходить постепенно и быть связанными, только так, создается система навыков, знаний и умений у дошкольников.

Подготовка к наблюдению:

  1. Выбрать объект для наблюдения, хорошо изучить его свойства;
  2. Определить основную цель наблюдения, составить чёткий план;

Наблюдения должны проходить постепенно и быть связанными, только так, создается система навыков, знаний и умений у дошкольников.

Подготовка к наблюдению:

  1. Выбрать объект для наблюдения, хорошо изучить его свойства;
  2. Определить основную цель наблюдения, составить чёткий план;

Подготовка к наблюдению:

  1. Выбрать объект для наблюдения, хорошо изучить его свойства;
  2. Определить основную цель наблюдения, составить четкий план;
  3. Провести предварительную беседу с детьми. Детям должно быть понятно, что они будут наблюдать и с какой целью. Например, педагог сообщает детям, что на экскурсии они будут наблюдать, как изменилась природа с наступлением осени;
  4. Наметить вопросы для беседы, сопровождающей наблюдения детей;
  5. Определить объем работы по обогащению и активизации словаря детей и разработать индивидуальные лексические задания с учетом эмоционально-личностных особенностей и коммуникативных навыков каждого ребенка.

Наблюдение призвано стимулировать познавательную активность детей, вызывать неподдельный интерес у каждого ребенка. Например, детям дается задание собрать опавшие листья. П Педагог может провести игру «Кто больше соберет самых больших (маленьких) листьев каштана (дуба, клена и т.п.)?», попросить придумать короткую историю на тему «Что мне понравилось в осеннем лесу?».

Во время наблюдения должны происходить обогащение словаря дошкольников, его активизация, использование новых слов в самостоятельной речи, закрепление их в памяти. Для этого детям надо задавать вопросы, акцентируя внимание на новых для них в словах, стимулируя употребление новых слов или знакомых слов в новом для них значении. Уточняя высказывания малышей, педагог должен следить за использованием определений, обозначающих признаки предметов или явлений, а также за правильностью грамматического оформления речи. Обращается внимание ребят на приметы, характерные для того или иного времени года, заучиваются поговорки, стихотворения. В конце наблюдения надо обобщить то, что дети узнали в ходе его.

Список литературы

  1. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ (электронный ресурс) // Сайт «Структурное подразделение №152» — https://ds152.centerstart.ru/node/176
  2. Методика ознакомления детей дошкольного возраста со временами года в форме КВН в условиях пребывания в детском санатории (электронный ресурс) // Сайт «ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА» — https://educontest.net/component/content/article/51-1/29251-2013-07-02-09-40-28.html
  3. Ознакомление детей дошкольного возраста со временами года (курсовая работа) (электронный ресурс) // Сайт «Диплом — легко» — https://www.diplom-legko.ru/download/free-author/pedagogika-author/oddwswgkr.html
  4. Времена года для детей в стихах и картинках (электронный ресурс) // Сайт «Сезоны года» — https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.html

Книги про времена года

  • Серия «Городок» Сузанна Ротраут Бернер. Весенняя, Зимняя, Летняя, Осенняя. Это книжки без слов. Вы их рассматриваете и сами придумываете истории. На картинках множество героев, которых очень интересно искать и не всегда просто найти
  • «Синичкин календарь» Бианки.
  • Владимир Свечников «Времена года. Иллюстрированная энциклопедия».
  • Елена Ульева «Творческие задания. Времена года».
  • Татьяна Романова «Играем во времена года. 40 смекалок для малышей».
  • С. Маршак «Круглый год».
  • Александр Голубев «Летние приключения Клёвика» (есть книжка про зиму, весну и осень).

О временах года для младших школьников (7-11 лет)

О временах года в стихах для учащихся начальных классов

Ознакомительная «экскурсия» для детей со стихами и играми в картинках.
Автор: Шевченко Светлана Алексеевна, воспитатель ГКОУ РО школы-интерната VIII вида, п. Орловский. Назначение: Разработка будет полезна для педагогов, детей, родителей. Цель: проведение виртуальной экскурсии для детей по временам года с играми и стихами. Задачи: — познакомить детей с поэзией о временах года; — развивать наблюдательность и речь; — расширять кругозор; — воспитывать любовь к природе родной земли.


Ход занятия. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по временам года, но не простую, а виртуальную. Какие времена года вы знаете? Ответы детей.Воспитатель: Молодцы, знаете все времена года, а теперь послушайте стихи, которые ребята выучили к нашему занятию. Дети читают стихи:
Г. Османова Жил на свете старый дед, Звали деда ГОДОМ, На земле он много лет Правил небосводом. Утром солнышко будил, И в добре, и в мире Дочерей своих растил, Было их четыре. Жили дружною семьёй, Старших уважали, Друг за другом чередой По земле гуляли. Первая сестра – ЗИМА Нежно укрывала Все дорожки и дома Снежным одеялом. А за нею шла ВЕСНА, Ручейком бурлила, Листья новые она Веточкам дарила. Поднимала сонный лес Звонкою капелью, Разносилось до небес Шумное веселье. После ЛЕТО приходило В платье с васильками, К морю тёплому манило, Знойными деньками. В пляску бабочек звало, Пело с соловьями, Рядом с нею всё цвело Яркими цветами. ОСЕНЬ младшенькой была И любимой дочкой, Кисти яркие брала, Красила листочки, Собирала урожай, Птичек провожала, И с дождями невзначай Слёзы проливала… На земле их хоровод Бесконечно длится… Дни летели, с ними ГОД Пролетал, как птица.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Лабиринт». Игра «Лабиринт». Пройди по дорожкам лабиринта и ты узнаешь, в какое время года спит мишка, когда поспевает в лесу земляника и когда птицы улетают в теплые края и другие, вопросы могут быть разнообразные, в зависимости от подбора картинок.


Воспитатель: Молодцы, ребята! Наша экскурсия продолжается и мы отправляемся в гости к зиме. Дети читают стихи:О зиме (В.Фетисов) Снег пушистый, серебристый Легким стелется ковром, И снежинки, как пушинки, Вьются весело кругом. Снежок (Н.Некрасов) Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри! — Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. Снежинки (И.Бурсов) Легкие, крылатые, Как ночные бабочки, Кружатся, кружатся Над столом у лампочки. Собрались на огонек. А куда им деться? Им ведь тоже, ледяным, Хочется погреться.


Воспитатель: Давайте поиграем в следующую игру, она будет логическая. Игра «Четвёртый лишний». Из группы предложенных картинок выбери лишнюю. Объясни свой выбор.


Воспитатель: отправляемся в гости к следующему времени года- весна.


Дети читают стихи о весне.Весна (Б. Эльшанский). Снег промок и лед заплакал — Скоро кончится зима. От рассвета до заката Тают чудо-терема. Просыпается природа — Как березка расцвела. Лишь у дедушки Мороза Не идут весной дела Подснежник( П.Соловьева) В лесу, где берёзки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку Зелёную выставил ножку, Потом потянулся из всех своих аленьких сил И тихо спросил : «Я вижу, погода тепла и ясна, Скажите, ведь правда, что это весна?» Веснушки (В.Орлов) Проходила весна по опушке Сквозь весенние синие сны, И тихонько светились веснушки На лице у девчонки весны. Шла девчонка в зелёной юбчонке, Голубою росою звеня. И, завидуя рыжей девчонке, Незаметно вздохнула земля. И не зря в это вешнее утро Там, где лёгкие ножки прошли, Расцвели одуванчики, Будто Золотые веснушки земли. Воспитатель: Я предлагаю вам отгадать загадки о весне. (Подборка загадок). *** Шагает красавица, Легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна) *** Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (Подснежник) *** В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручеек) *** Не пешеход, а идёт. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка? (Дождь) *** Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш) *** Шорохом неслышным Лепестков Жемчуг белоснежный Распустился, Свежим нежным крохотным Цветком Из-под снега К солнцу устремился. (Подснежник) *** Жёлтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках… (Мимоза) *** Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года. (Весна) Воспитатель: Следующее время года- это лето.


Дети читают стихи:Весёлое лето (В.Берестов) Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке Прямиком Ходят ножки Босиком. Кружат пчёлы, Вьются птицы, А Маринка Веселится. Увидала петуха: — Вот так чудо! Ха-ха-ха! Удивительный петух: Сверху — перья, снизу- пух! Увидала поросёнка, Улыбается девчонка: — Кто от курицы бежит, На всю улицу визжит, Вместо хвостика крючок, Вместо носа пятачок, Пятачок Дырявый, А крючок вертлявый? А Барбос, Рыжий пёс, Рассмешил её до слёз. Он бежит не за котом, А за собственным хвостом. Хитрый хвостик вьётся, В зубы не даётся. Пёс уныло ковыляет, Потому что он устал. Хвостик весело виляет: «Не достал! Не достал!» Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке Прямиком Ходят ножки Босиком.


Одуванчик (О.Выготская) Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик Первый, молодой. У него чудесный Золотистый цвет. Он большого солнца Маленький портрет.


Лето (Я.Аким) Если в небе ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна – Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна! Физминутка. На лугу растут цветы На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны.) А потом опять встают И по-прежнему цветут. Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо отдохнули, а теперь отправляемся в гости к следующему времени года.


Дети читают стихи о осени.Осень (В.Авдиенко) Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди И нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клёна листья Сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто-розовый – Кленовый. Осенняя песенка (А.Плещеев) Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи. Листопад (Е.Авдиенко) Облетели листья с клена, Клен от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковер лежит. Воспитатель: А сейчас посмотрите инсценировку, которую подготовили ребята по мотивам стихотворения В.Орлова «Осенние задания». Инсценировка: С утра в лесу над нитью серебристой Хлопочут паучки — телефонисты. И вот уже от елки до осинки, Как провода, сверкают паутинки. Звенят звонки: — Внимание! Внимание! Послушайте осенние задания! — Алло, медведь! — Я слушаю! Да, да! — Уже не за горами холода! Пока зима не подошла к порогу, Вам нужно срочно подыскать берлогу! Звенят звонки у белок и ежей, От верхних и до нижних этажей: — Проверьте поскорей свои кладовки — Хватает ли припасов для зимовки. Звенят звонки у старого болота: — У цапель все готова для отлета? — К отлету все готово! — В добрый путь! Не забывайте снова заглянуть! Звенят звонки у липы и у клена: — Алло! Скажите, кто у телефона? — Алло! У телефона Муравьи! — Закройте муравейники свои! — Скажите, это речка? — Речка, речка! — А почему для раков нет местечка? И речка отвечает: — Это враки! Я покажу вам, где зимуют раки! — Алло, ребята! Добрый день, ребята! На улице уже холодновато! Пора для птиц вывешивать кормушки — На окнах, на балконах, на опушке! Ведь птицы — ваши верные друзья, А про друзей нам забывать нельзя! Воспитатель: Похлопайте нашим артистам! Обратите внимание, как красиво украшен наш зал, вот выставка книг, а здесь выставка рисунков о временах года, вы все старались. Вот такая обзорная «экскурсия» по временам года у нас получилась. А закончить нашу экскурсию я хочу стихами Сергея Михалкова. «Круглый год» Зима приходит ненароком, По всем статьям беря свое. Она должна уж быть по срокам, А вот, поди ж ты, – нет ее! И вдруг, однажды, спозаранку, Взглянул в оконное стекло И видишь «скатерть-самобранку» – Везде, вокруг, белым-бело… Весна приходит постепенно: В полях неслышно тает снег, Побег из ледяного плена Готовят тайно воды рек. Уж по ночам не те морозы, И вот уже летит скворец В свой домик на стволе березы… Пришла Весна. Зиме конец! А за Весной приходит Лето, За Летом Осень в свой черед, И вновь Зима. И снова где-то Весна торопится в поход. Воспитатель: Спасибо всем за внимание и активность, до новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Лето. Народные приметы, календарь для детей 5-7 лет Про лето для детей детского сада 5-7 лет Конспект НОД в старшей группе по теме: Лето Стихи о лете для дошкольников

Похожие статьи:

Интересные факты про овощи для детей

Всё про месяц июнь для детей

Православные праздники лета и народные приметы для дошкольников

Всё про месяц июль для детей

Всё про месяц август для детей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]