Исследовательская деятельность на прогулке в разные времена года


Исследовательская деятельность на прогулке в разные времена года

Опыт 1:

сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.

♦ Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)

Полить водой.

Как вода проникает через слои почвы?(Плодородный слой почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как в глине нет воздуха.)

Какая растительность преобладает в овраге?(Цветы и Кривы.)

Опыт 2:

рассмотреть верхний плодородный слой почвы.

♦ Что содержится в данном слое почвы?(Перегнившие. татки растений, их корни, останки животных.)

Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко вглубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна длякорней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

♦Что мы увидели? (Еле заметные почки.)

Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)

Воспитатель предлагает детям провести опыт.

Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крыш­кой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, пру­дах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)

Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.

Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.

Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло.

Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Зима

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рас­смотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на

их пути попадается какой-нибудь предмет, то он от­брасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером.(В пол­день солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени ста­новятся длинными.)

«Познавательно — исследовательская деятельность дошкольников на прогулках»


Данные об авторе

Иргизцева Ольга Алексеевна –

Воспитатель МДОУ детский сад «Колосок» с.Черкасское Саратовской области Вольского района

2017г.

Познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке

«

  • Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений

Махатма Ганди

Основной целью познавательно-исследовательской деятельности

дошкольников на прогулке является

развитие творческой, самостоятельной

личности

Обеспечение психологического благополучия здоровья детей

Развитие творческого воображения и мышления

Задачи

развития

Развитие коммуникативных навыков

Развитие познавательных способностей

  • Актуальность.
    Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность на прогулке в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

  • Согласно ФГОС дошкольного образования . Познавательно-исследовательская деятельность является одной из приоритетных видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное развитие».

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами.

Экскурсии по территории детского сада и за его пределами, а также по экологической тропе проводятся с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, развитию исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы. Используя наблюдения за объектами живой природы, можно научить ребёнка эффективным способам взаимодействия с окружающим. На экскурсии появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников.

УСПЕШНОСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО —ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

  • Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
  • Ребёнок – исследователь с рождения, но осознанно что-то делает в 5 лет ( старший дошкольник), а готовить ребёнка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
  • Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.

Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально и др.

НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СЛЕДУЮЩИМ УМЕНИЯМ:

  • Видеть проблемы;
  • Задавать вопросы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Давать определение понятиям;
  • Классифицировать;
  • Наблюдать;
  • Умения и навыки проведения экспериментов;
  • Структурировать полученный в ходе исследований материал;
  • Делать выводы и умозаключения;
  • Доказывать и защищать свои идеи.

для этого предусмотрено много упражнений:

1.ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ.

ПРОБЛЕМА – ЭТО ЗАТРУДНЕНИЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, ТРЕБУЮЩИЕ

КАКИХ-ТО ДЕЙСТВИЙ.

«Смотреть на мир чужими глазами» — если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь что-то новое.

Например: читаем рассказ: « Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»

Задание: продолжи рассказ, но сделать это надо несколькими способами:

  • Ты просто гуляешь…
  • Ты водитель грузовика….
  • Ты ворона , сидящая на дереве….
  • Зайчик или лисичка в лесу….

Игра « Волшебные превращения»

На основе этой игры проводим мысленный эксперимент: Что будет, если воду греть?

Что случиться со снегом в группе? Что будет если поджечь бумагу? И т.д .

2.ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

1.Можно специально потренироваться при помощи упражнения

«Давайте вместе подумаем ….. Как птицы узнают дорогу домой?

(Почему поют птицы? Почему металлические самолёты летают?) И вот какие могут быть гипотезы: « птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам»,» птиц ведет те кто уже летал на юг», « птицы сверху видят деревья, траву, цветы и они показывают им дорогу»

Таким образом гипотезы, предположения, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы , надо научиться размышляя, задавать вопросы.

Для этого используем слова:

  • Может быть….
  • Предположим ….
  • Допустим …
  • Возможно …
  • Что если …

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО…

  • В оробьи стали размером с орла
  • Люди уменьшились в несколько раз.
  • Слоны стали меньше кошки.

ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ?

3.ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

4.Наблюдать.

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ И ДОСТУПНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЬ ВАЖНО ИМЕТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО СПЛАВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ.

5.ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ:

1. « Как люди смотрят на мир»:

« Так как разные люди на мир смотрят по-разному».

2. «Объясните значение выражения» ( Несложные, знакомые пословицы и поговорки – обсуждаем коллективно)

3. Скажите , на что похожи:

  • Очертания деревьев за окном,

4. Поиск предметов имеющих общие признаки:

  • Назовите предметы, которые одновременно твёрдые и прозрачные
  • … блестящие, синие, тв ё рдые.

Назовите как можно больше живых существ с признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

ЧТО ДАЁТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО —ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

  • Ребёнок почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
  • У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.

Очень ценно то, что наши дети не ждут от нас сиюминутного ответа, а стараются сами найти ответ, говоря: — «Я думаю… Я знаю… Я видел…», таким образом, умеют рассуждать, обмениваться мнениями, знаниями.

ВСЁ ИНТЕРЕСНО НАМ УЗНАТЬ

Результативность:

Повышение качества мыслительной деятельности.

Повышение уровня восприятия.

Повышение интереса к содержанию деятельности
.

Спасибо за внимание.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]