Игровое занятие по развитию речи на тему «Посуда»
- 20 февраля 2013
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
В условиях различных игровых ситуаций на логопедических занятиях дети получают навыки правильной речи. В ходе предварительной работы дети приобретают достаточный опыт ориентации по данной теме.
Поэтому итоговые занятия в каждый из периодов логопедической работы я провожу как праздничное мероприятие. Оно носит не развлекательный, а обучающий характер. Это своеобразный итог, обобщение всех наработанных знаний, умений, навыков. Ведь наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно.
В отличие от обычных детских праздников, где заняты, как правило, самые бойкие и способные, здесь участвуют все дети. Для приобретения уверенности в собственных знаниях детям предоставляется возможность показать себе и окружающим свою осведомлённость по данной теме.
Подготовка к заключительному занятию идёт в течении 3 – 4 дней. Сопровождается тематическими беседами, дидактическими речевыми играми, показом наглядного материала, чтением художественной литературы: стихов, сказок, рассказов, загадок; заранее обучаю составлять описательные рассказы о любом предмете посуды по плану-схеме.
Занятие построено в форме проблемной ситуации, в виде «провокационного» диалога с детьми, что позволяет дошкольникам задуматься о свойстве и качестве материалов из которых изготавливается посуда, лучше усвоить тему, расширить кругозор, обогатить словарный запас.
Эфективность данного занятия достаточно велика всвязи с тем, что базовые знания дошкольников по теме «Посуда» находят в нём своё применение. Дети наглядно ощущают ценность накопленных ими навыков и применяют их на практике (в беседе, дидактических играх, изо-деятельности и т.д.).
В представленном конспекте прослеживается межпредмнтная связь занятий по «Окружающему миру», «Развитию речи», «Математике», «Изо-деятельности», «Музыке». Индивидуальные раздаточные карточки с заданиями, развивающими логику и детское мышление являются авторскими, выполненными конкретно для данного занятия и нигде ранее не использовались и не применялись.
Занятие рекомендуется проводить весело, эмоционально, задорно, вызывая у детей положительные эмоции от данных ими правильных ответов. Всё должно способствовать радостно-приподнятому настроению у детей и их свободному речевому общению.
Програмное содержание
Цели:
- Продолжать прививать интерес к быту русской деревни.
- Закрепить знания детей о современной и старинной посуде.
- Закрепить знания о различных видах посуды, её назначении.
- Расширять активнвй и пассивный словарь детей.
- Формирование лексико-грамматического строя и связной речи.
- Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение и
- эмоционально-волевые процессы.
- Развивать графические навыки.
- Воспитывать бережное отношение к посуде.
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании.
- совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже.
- активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.
- закрепить умение составлять описательные рассказы о предметах посуды.
Приёмы познавательно-речевого развития:
- словесный приём: беседа, вопрос – ответ;
- решение проблемной ситуации;
- дидактические игры: «Добавь в каждую группу нужный предмет посуды», «Найди закономерность», «Сосчитай и назови», «Раскрась контур самовара»;
- наглядный приём.
Словарная работа:
- Активный словарь: чугунок, самовар, ухват, железный, деревянный, стеклянный, блестящий, прозрачный.
- Пассивный словарь: расписные, фарфор, пластмасса, глина.
Предварительная работа:
- Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».
- Игры по теме «Посуда»;
- Музыкальная игра «Бай –качи – качи – качи».
- Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины, чугуна.
- Обучение составлению описательных рассказов о любом предмете посуды по плану-схеме.
Оборудование:
- костюм для Федоры,
- самовар,
- чугунок,
- кастрюля,
- железные и деревянные ложки,
- любая эстетично выполненная посуда,
- индивидуальные задания (карточки),
- наглядные пособия (фото самоваров),
- контуры самоваров, краски, карандаши.
Приложение 1: Конспект логопедического занятия.
Автор: Зыкина Татьяна Александровна, учитель-логопед МБДОУ № 312 «Катюша», г. Ростов-на-Дону. Стаж работы по специальности 10 лет.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Посуда»
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Посуда»
Подготовила: Давыдова Елена Юрьевна Учитель — логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнка», р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области
Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнить и активизировать словарь по теме. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать глагольный словарь, учить подбирать антонимы, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением посуды, мяч, схема для составления описательного рассказа
.
Логопед: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом. Дети по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол. 1-й ребенок: Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.( И т. д.) Логопед: Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом. Дети: Посуда. Логопед: Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете? Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят. Логопед: Вы наверняка уже догадались о чем сегодня пойдет речь, конечно же о посуде.
2. Игра «Один-много» Чашка – чашки Блюдце – Тарелка – Бокал – Стакан – Чайник – Кружка – Сковорода – Солонка – Конфетница –
3. Упражнение «В магазине» — Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Магазин». Сегодня в магазин привезли новый товар, и продавцы не успели его разобрать. Давайте поможем расставить посуду на полки. На верхнюю полку поставить нужно чайную посуду, на вторую полку – кухонную посуду, а на нижнюю полку – столовую посуду. Логопед вызывает желающих детей и помогает, если это необходимо. Остальные дети оценивают правильно ли выполнено задание. Чайник, чашка, блюдце, сахарница. — Для чего нужна чайная посуда? — Когда пользуются столовой посудой и почему она так называется? — Верно. А где используется кухонная посуда? Для чего она нужна? — Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.
4. Физкуль Раз, два, три, четыре, пять Будем маме помогать Быстро чашки мы помыли Про тарелки не забыли Всю посуду мы убрали Очень сильно мы устали Дети шагают Хлопают в ладоши Круговые движения ладонями Круговые движения ладонями Разводят руками в стороны
5. Составление описательного рассказа о посуде Я предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему-подсказку. Что это? Какого цвета? Какого размера? Из какого материала сделана? Какая по назначению? Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.
6. Артикуляционные упражнения — Вы составили интересные рассказы, пускай ваши головы отдохнут и поработают мышцы лица. — Давайте представим, что нас угостили морковкой. Она сладкая и твердая. Покажем, как мы будем ее жевать. — В деревне у бабушки нет чайника, зато есть пузатый, важный самовар. Давайте надуем обе щеки одновременно. — Самовар закипел и пора ставить на стол чашки. Давайте сделаем упражнение «Чашечка». — Молодцы! Все упражнения хорошо выполняли.
7. Упражнение «Что делать?» Логопед предлагает детям выбрать по одной картинке с изображением посуды и взять ее себе. — Посмотрите на картинки, которые вы выбрали, и расскажите, для чего нужна эта посуда, что можно с ней делать. Подберите, как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делать?» На сковороде можно жарить. Ее можно мыть, чистить. Поварешкой наливают. Ее можно мыть. В тарелку можно наливать суп, из нее можно есть. Ее можно мыть, вытирать.
8. Игра «Разбитые чашки». Логопед предлагает детям пройти за столы и помочь ему склеить чашки, которые нечаянно разбились. Логопед: Помогите, пожалуйста, мне, склеить чашки, которые нечаянно разбились. Они выглядят вот так, как эти чашки на картинке. Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, если это необходимо. Затем дети собирают части в конверты.
9. Игра «Четвертый лишний» — Вы молодцы. Следующее задание на внимание. Я буду называть слова, а вы должны сказать какое слово лишнее и почему. Стакан, стол, тарелка, ложка. Ложка, вилка, чашка, нож. Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.
10. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) — Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.
Ложка чистая – ложка грязная. Тарелка глубокая – тарелка мелкая. Чашка большая – чашка маленькая. Сковорода тяжелая – сковорода легкая. Ножик старый – ножик новый.
11. Итог занятия (оценка работы детей) Логопед предлагает вспомнить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу детей.