Взаимодействие педагогов в ДОУ: перспективный план для 1-ой младшей группы
ОСЕНЬ
Музыкальный руководитель:
- Восприятие музыкальных произведений: «Дождик» Г. Лобачев, «Лошадка» М. Раухвергер, «Танечка, баю-баю», «Ладушки-ладошки» М. Иорданский
- Пение: «Осень» Н. Метлов
Воспитатель (познавательная деятельность):
- Рассматривание иллюстраций к стихам А. Барто: «Игрушки», «Лошадка», «Наша Таня громко плачет», «Уронили мишку на пол»
- Чтение потешек: «Ладушки», «Дождик», «Баю-баю»
- Подвижные игры: «Ходим-бегаем», «День-ночь»
- Дидактическая игра «Где мои детки?» »
Воспитатель (продуктивная деятельность):
- Сотворчество в рисовании «Падают листья», «Дождик-дождик», «Лошадка – цок-цок»
- Лепка «Осенние дары»
ЗИМА
Музыкальный руководитель:
- Восприятие музыкальных произведений: «Пришла зима» М. Раухвергер, «Зайчик» Г.Фрид, «Танец снежинок» А. Жилин, «Зимняя песенка» Т. Потапенко
- Пение: «Елка» Т. Попатенко, «Дед Мороз» А. Филиппенко
Воспитатель (познавательная деятельность):
- Рассматривание иллюстраций «Зимой на прогулке», «Игра с куклой»
- Чтение потешек: «Как у нашего кота», «Маленькая елочка», «Зайчик» Л. Славин
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
- Подвижная игра «Бегаем, шагаем»
Воспитатель (продуктивная деятельность):
- Сотворчество в рисовании «Нарисуем елочке иголочки», «Спрячем зайчиков от лисы», «Повесим игрушки на елку», «Заинька», «Лисичка»
- Лепка: «Елочные игрушки», «Морковка для зайки»
ВЕСНА:
Музыкальный руководитель:
- Восприятие музыкальных произведений: «Мячик» Г. Фрид, «Автомобиль» М. Раухвергер
- Пение: «Жук» В. Карасева, «Машина» В. Волков, «Хлоп» М. Раухвергер
- Игры: «Мышки и кошки» Т. Бабаджан, «Птички» Г. Фрид
Воспитатель (познавательная деятельность):
- Рассматривание иллюстраций:«Катаем шары» , «Спасем мяч»
- Дидактическая игра «Спрячем мышку от кошки»
- Подвижные игры » Хлоп и топ», «Воробушки и автомобиль»
Воспитатель (продуктивная деятельность):
- Сотворчество в рисовании: «Ниточки к шарикам», «Поможем машинке доехать до дома», «Нарисуем клоуну мячики», «Нарисуем ножки для жука», «Насыплем птичкам зернышек»
- Лепка: «Мячики для котика»
Психологическое зеркало
Формы взаимодействия
педагогас психологоми логопедом:
– совместная диагностика детей на разных возрастных этапах;
– создание развивающей среды;
– построение индивидуальных маршрутов развития детей;
– участие в проведении «Недели психологии»;
– участие в семинарах-практикумах, тренингах, консультациях и других мероприятиях, проводящихся психологом и логопедом в детском саду;
– организация совместных выставок, конкурсов для детей и родителей;
– планирование и проведение совместной работы с родителями.
Формы взаимодействия педагога с медсестрой:
– анализ медицинских карт детей;
– учет индивидуальных особенностей здоровья детей при организации занятий;
– организация пространства в группах ДОУ;
– совместное ведение журнала здоровья;
– организация двигательной активности детей в течение дня.
Формы взаимодействия педагога с музыкальным руководителем:
– совместная подготовка и проведение культурно-досуговой деятельности;
– изучение репертуара к проведению занятий;
– совместная организация работы с родителями;
– планирование работы;
– совместная научно-практическая деятельность по внедрению регионального компонента в образовательный процесс;
– создание развивающей среды
При оказании помощи особому ребенку требуется согласование деятельности всех узких специалистов образовательной организации. Взаимодействие должно осуществляться как в работе с самим ребенком, так и с его родителями. Осуществляться взаимодействие может в рамках ПМПК или текущей работы.
Также виды и формы взаимодействия необходимо фиксировать, например в таких таблицах.
Журнал взаимодействия педагога-психолога с узкими специалистами ДОУ в 20___– 20___ учебном году.
Сроки | Взаимодействие с логопедом | Взаимодействие с инструктором по физической культуре. | Взаимодействие с музыкальными руководителями | Примечания и отметки о выполнении. |
1 квартал | ||||
2 квартал | ||||
3 квартал | ||||
Летний оздоровительный период |
Журнал взаимодействия педагога-психолога с воспитателями в 20___ – 20____ учебном году.
Группы | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | Летний оздоровительный период | ||||
Психолог воспитателю | Воспитатель психологу | Психолог воспитателю | Воспитатель психологу | Психолог воспитателю | Воспитатель психологу | Психолог воспитателю | Воспитатель психологу | |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 |
В данной таблице представлены еще варианты взаимодействия.
Педагог – психолог | Учитель-логопед | Воспитатель по физической культуре | Музыкальный руководитель | Медицинский персонал | Воспитатель |
|
|
|
|
|
|
Просмотры 454 , Сегодня 3
Роль речи в становлении ребенка как личности переоценить невозможно. Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, проблемы в обучении.
В современных условиях все более актуальной становится проблема поиска новых форм, методов, приемов и средств логопедической работы, повышающий эффективность коррекционного процесса.
Теоретические и практические исследования в этом направлении выявили, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи успех коррекционно-логопедической работы в большей степени зависит от логопедизации учебно-воспитательного процесса, что предполагает необходимость планирования и организации четкого, скоординированного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и других узких специалистов под четким руководством старшего воспитателя в условиях Учреждения.
В МБДОУ обращено особое внимание на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между деятельностью всех специалистов Учреждения, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а также предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей.
Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
В связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования: обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду.
Старший воспитатель как координатор взаимодействия
Организация системы методической работы с кадрами в детском саду – одна из важных задач дошкольного образования. Иногда в педагогических коллективах роль воспитателя – главного человека, находящегося ближе всего к ребенку, при наличии в детском саду разных специалистов, частично занижается. Проблема организации взаимодействия воспитателя со специалистами по созданию условий для личностно-ориентированного развития ребенка является актуальной.
Почему эта проблема актуальна? Работа с детьми требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и энергии, поэтому главной целью становится создание группы единомышленников. Возникают проблемы организации взаимодействия специалистов в управленческом аспекте:
- четкое определение того, кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи в развитии детей;
- с кем он взаимодействует;
- какова доля участия всех остальных.
Старший воспитатель принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться определенность: кто, что и к какому сроку выполняет, с кем взаимодействует. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада.
Роль старшего воспитателя как координатора взаимодействия узких специалистов образовательного учреждения является основополагающей при организации научно-методической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.
Узкие специалисты, профессионально занимаясь одним из направлений дошкольного воспитания, находя и внедряя новые технологии обучения, имеют большую, чем воспитатель, возможность обучаться на специализированных курсах. Поэтому специалист может методически грамотно консультировать воспитателей по своему разделу программы:
задача старшего воспитателя – организовать совместный поиск продуктивных путей развития образования в педагогическом коллективе. В связи с этим функции методического сопровождения, получают соответствующее наполнение:
информационно-нормативная – предполагает информирование педагогов о документах, связанных с охраной прав ребенка, изменениях в функциональных обязанностях педагогов, новых достижениях в области педагогики и психологии дошкольного воспитания, а также коррекционной педагогики и психологии;
аналитическая – определяет творческий потенциал узкого специалиста и его индивидуальный стиль деятельности;
координационная – определение близких, средних и дальних перспектив реализации плана Учреждения (координация годового и месячного перспективных планов ДОУ и планов узких специалистов);
инновационная – обусловливает разработку и поиск совместно с узкими специалистами новых прогрессивных технологий, методов и приемов воспитания детей и внедрение их в практику;
контролирующая – позволяет отслеживать качество работы, обеспечивающее выполнение государственных стандартов в обучении, воспитании и коррекции нарушений дошкольников, исключая перегрузку.
Исходя из функций, можно выделить основные направления работы старшего воспитателя:
образовательное – создание системы управления работой узких специалистов, осуществление личностно-ориентированного подхода в повышении их квалификации через определение индивидуального образовательного маршрута каждого педагога;
научно-исследовательское – определение направления научно-исследовательской работы в соответствии с приоритетным направлением работы детского сада;
диагностическое – мониторинг результативности образовательного процесса;
информационное – оказание методической поддержки в создании, освоении, внедрении и распространении инноваций в педагогическом коллективе.
В МБДОУ «Чайка» функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, в которой особое внимание уделяется коррекционным процессам.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия специалистов. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательной программой, принимают участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Содержание и структура педагогической помощи и речевой коррекции, во многом зависит от диагноза, рекомендаций узких специалистов ПМПК, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.
Поэтому ведущими идеями коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи являются:
— личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегрированной основе;
— индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности;
— учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка;
— интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей родителей и педагогов
Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда, которые организуют их взаимодействие в коррекционно-педагогическом процессе.
Индивидуальная работа учителем-логопедом ведется по следующим направлениям:
· Развитие артикуляционного аппарата,
· Формирование правильного звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, автоматизация звуков, дифференциация звуков),
· Развитие речевого дыхания,
· Развитие моторики,
· Развитие слухового внимания и памяти,
· Развитие зрительного восприятия,
· Развитие фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия),
· Работа над слоговой структурой слова,
· Развитие лексической стороны речи (знакомство с новыми словами, конкретизация, формирование обобщающих функций слова)
· Совершенствования грамматического строя речи,
· Развитие связной речи и речевого общения.
Старшим воспитателем составляется расписание индивидуальных занятий с детьми, учителем-логопедом — тематический плана занятий по формированию фонематической стороны речи (фронтальные и подгрупповые занятия). В процессе индивидуальной коррекционной работы, ведется мониторинг речевого развития ребенка, для дальнейшей корректировки педагогической и коррекционной деятельности учителя-логопеда.
Мониторинг речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи проводится по методическому комплексу программы Н.В. Нищевой. Результаты мониторинга вносятся в таблицу и речевой профиль. На этой основе корректируется индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Учителем-логопедом проводится мониторинг речевого развития для корректировки своей деятельности два — три раза в год (первичный, промежуточный мониторинг – по запросу родителей, итоговый в конце учебного года).
Старший воспитатель оказывает помощь учителю-логопеду в организации взаимодействия, проводит координационное функционирование, отслеживает результаты проведенной работы и анализирует их. Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этой цели возможна только при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Деятельность педагога-психолога направлена на:
• создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи;
• развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;
· развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью;
• совершенствование мелкой моторики;
• развитие слухового внимания и фонематического слуха;
• развитие зрительно-моторной координации;
• развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;
• активизацию отработанной лексики;
• снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия;
• обеспечение психологической готовности к школьному обучению;
• повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса.
Педагог-психолог и учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития;
заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста;
осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.
Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно — образовательную среду Учреждения в целом. Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного образовательного учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться. Педагогом — психологом систематически проводится мониторинг исследования уровня межличностных взаимоотношений в детских коллективах: социометрическое обследование в форме игры «Кого я возьму с собой…»
По результатам мониторингов, проведенных узкими специалистами, старшим воспитателем проводится анализ деятельности специалистов, намечаются пути решения возникших проблем в организации коррекционной работы, и на педагогических консилиумах , согласно представленному анализу, педагогами планируется коррекционная работа и вносятся корректировки в текущую деятельность специалистов по каждому направлению. Результаты системы мониторинга являются ориентиром для построения педагогами образовательной деятельности с воспитанниками:
— индивидуальной работы,
— оптимизации работы с группой воспитанников
Работа воспитателя группы компенсирующей направленности тесно переплетается с работой учителя-логопеда. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи.
В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.
Воспитатель включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм, расширяет словарный запас, совершенствует мелкую моторику, развивает основные психические процессы. Эти мероприятия проявляются не только на специальных занятиях, но и в течение всего дня, во время основных режимных моментов Учреждения. Кроме того, воспитатель управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников.
Воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи два раза в год (сентябрь, май) проводится педагогическая диагностика познавательного, речевого, художественно– эстетического, социально–коммуникативного развития дошкольников на основе «Диагностики педагогического процесса» Н.В. Верещагиной (рекомендована образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи – автор Н.В. Нищева), по итогам которой проводится корректировка индивидуальных образовательных маршрутов.
Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук.
Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Применение народных игр с пальчиками и обучение детей ручному труду (изготовление простых игрушек из природного материала, пластилина ) в кружке «Пластилиновая страна» обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Занятия в кружке «Речецветик» способствуют формированию интонационной выразительности речи, развитию умения слушать и понимать содержание произведений устного народного творчества, улавливать их ритм, повышать речевую активность детей.
Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Педагог осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально терапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов засыпания и пробуждения. Использование музыкального фона в процессе игровой, учебной деятельности повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы.
На лого-ритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогают удерживать внимание, совершенствовать координацию общих движений.
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционных занятий. Помимо традиционных физкультминуток на определенном этапе включаются: режим смены поз, психологической гимнастики, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, сколиоза и др.
В МБДОУ «Чайка» уделяется серьезное внимание физической культуре.
Инструктор по физической культуре проводит педагогическую диагностику 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май) – это тестирование физических качеств в соответствии с рекомендациями В.И. Усакова «Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников», по результатам которого совместно со старшим воспитателем проводится анализ и корректировка деятельности инструктора по физической культуре и вносятся соответствующие рекомендации в тетрадь взаимодействия с узкими с узкими специалистами. По рекомендациям врача дозирует двигательную активность, работает над координацией движений, дыхательной гимнастикой, речевой нагрузкой, мелкой моторикой.
Наряду с общей соматической ослабленностью, детям с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо скоординированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Инструктор по физической культуре совместно с учителем – логопедом занимается оздоровлением детского организма, постановкой диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованием просодических компонентов речи, координации основных видов движений, мелкой моторики руки, над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.
Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов в ДОУ выступают: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др. В процессе такого взаимодействия удается вооружить сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и психологии, логопедии. А также сформировать необходимые навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в непрерывном самообразовании.
Созданию единой, сплоченной команды, координации действий помогают также психолого-медико-педагогические консилиумы, где обсуждаются актуальные вопросы профилактики, коррекции речи, преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизацию режимных моментов и содержания других занятий.
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.
Содержание коррекционно-развивающего процесса строится с учетом ведущих линий речевого развития — фонетики, лексики, грамматики, связной речи — и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: кукло- и сказкотерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, точечного массажа, музыкотерапии, логоритмики. При этом щадящий режим, индивидуальный подход, доброжелательность, педагогическая поддержка выходят на первый план.
Организация коррекционно-развивающей среды заключается в создании комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. Поэтому в группах компенсирующей направленности оборудованы речевые зоны, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, имеются сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха и многое другое.
По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие детей, мелкой моторики, психических процессов и др. Ни одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полного результата, если ее задачи не решаются с семьей. Поэтому на родительском собрании в начале учебного года педагоги знакомят родителей с основными направлениями коррекционной работы. В течение учебного года на консультациях, индивидуальных встречах, на стендах родительского уголка информируют родителей о достижениях детей в этом направлении. В конце учебного года совместно с родителями проводятся конкурсы на лучшую физминутку, дыхательную гимнастику, массаж кистей рук, релаксацию; открытые итоговые занятия, на которые приглашаются родители.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается нами как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника. Тесное взаимодействие специалистов Учреждения, работающих в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи положительно сказывается на качестве работы.
Описание опыта работы педагога-наставника в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Степновский детский сад» комбинированного вида
654241 Кемеровская область, Новокузнецкий р-н, п. Степной, ул. Старцева, 15
тел.
Описание системы работы педагога – наставника
по сопровождению молодых специалистов ДОУ
с применением «Кейс – материалов»
Автор-составитель: Воробьева Ирина Михайловна , старший воспитатель |
Новокузнецкий муниципальный район, 2020
Работа воспитателя наставника с молодым специалистом
Опыт работы по организации наставничества воспитателя ДОУ
«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)
Я, Воробьева Ирина Михайловна, работаю в детском саду более 10 лет. За эти годы выпустила изстен детского сада во взрослую жизнь более 90 детей.
2010 г. — 2021 г.
Нашему детскому саду в 2021г. исполнилось 50 лет. Коллектив у нас большой и дружный, но, соответственно, уже «не молодой». К сожалению, число сотрудников со стажем работы 20 и более лет растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано?
Со многими факторами: это и высокая утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.
Причин много, а вот решение проблемы найти крайне сложно.
К моему большому сожалению, педагогический состав многих дошкольных учреждений стремительно «стареет».
Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором в системе дошкольного образования. А если молодые воспитатели и придут в ДОУ, то нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется им невыполнимым.
Ни для кого не секрет, что особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Как показывает опыт, начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, но бывает и наоборот, когда молодые специалисты, особенно выпускники средних и высших учебных заведений бывают излишне самоуверенны.
Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью — испытывают шок.
Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе, как и почему становятся наставниками и пойдет речь в моей самопрезентации!
Что же включает в себя понятие наставничество?
Наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, научиться добывать полезную информацию – общаясь с людьми, имеющими богатый опыт в своей профессии.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
Но, хочется отметить, что молодые специалисты, столкнувшись с трудностями работы воспитателя, увольняются, уходят в другие сферы деятельности. Чтобы этого не происходило в нашем коллективе, в ДОУ создаются все условия для профессионального роста, более легкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в педагогический коллектив.
Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
14 лет педагогического стажа, 9 лет в должности воспитателя в нашем ДОУ и 2 года в должности старшего воспитателя. Практически в нашем детском саду работает сформированный за эти годы коллектив.
Через, действующую в ДОУ, систему наставничества за последние 3 года прошло 4 педагога (не имеющих опыта работы в детском саду) и 1 педагог — имеющий педагогическое образование и в прошлом небольшой опыт работы в ДОО. 1 из них имел статус молодого специалиста, а 2 педагога уже вышли на ступень самосовершенствования и саморазвития, 1 педагог — (молодой специалист) уволился.
Цель
моей работы в качестве наставника:
Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства (Кейс метод), обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Проведение анализа результативности работы молодых воспитателей во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
4. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.
В результате осознания важности сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей, появилась необходимость создания в нашем ДОУ системы работы с молодыми специалистами.
В своём профессиональном становлении, начинающий педагог в нашем ДОУ проходит несколько ступеней.
I ступень
– 1-й год работы (стажировка): самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, он начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики, если до детского сада был опыт работы в школе. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
ІІ ступень
– 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я своим молодым педагогам предлагаю определить методическую тему самообразования, над которой они будет работать более углубленно. А так же они активно привлекаются демонстрации занятий на уровне детского сада (ООД, проведение детских праздников и развлечений, презентация личного опыта работы и т.п.).
ІІІ ступень
– 4-ый-5-ый годы работы, когда у начинающего педагога складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.
ІV
ступень
– 6-й год работы. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. ……………….
Из опыта своей работы, хочется отметить, что прохождение определенного ступеней сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д. Поэтому администрация нашего детского сада к каждому педагогу подходит дифференцировано.
Таким образом, наша система работы с молодыми кадрами включает формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности:
· Обучение на рабочем месте «Внутрифирменное повышение компетентности педагогических работников».
· Осуществление практики наставничества.
· Участие в работе методических объединений ДОУ и района. · Самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы и современных технологий.
· Обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах и конференциях.
· Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов (Кейс метод).
Роль педагога-наставника в этой системе работы неоценима.
Следует подробнее разобраться кто же такой наставник и каким он должен быть.
Наставник
– это прежде всего человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией — воспитателя, должен поднимать дух и поощрять молодого педагога, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе.
Наставник должен обладать:
— высокими профессиональными и нравственными качествами;
— знаниями в области методики воспитания и развития детей дошкольного возраста по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
— богатым опытом организации работы с родителями детей.
Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны –
деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Даная форма работы с кадрами оказывает положительное влияние на всех участник отношений, а также самой образовательной организации.
Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности дошкольной организации, в которой он работает.
Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет ему получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – молодой специалист у нас может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.
Наставники в нашем ДОУ, назначенные для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости). Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет.
Предметом наставничества являются профессиональные и личностные компетенции педагогических работников, способствующие приобщению к правилам внутреннего трудового распорядка, а главное знакомство со спецификой работы с детьми дошкольного возраста.
Работа с молодыми и начинающими воспитателями – это довольно кропотливый труд, который проходит в нашем ДОУ в несколько этапов:
Этапы становления молодого специалиста включают:
• Адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• Стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• Преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.
Направления деятельности наставника и наставляемого:
1. Проведение первичной стажировки молодого воспитателя (один месяц).
2. Вхождение в профессию. (Формирование у молодого педагога профессиональных умений, накопление опыта, формирование своего стиля в работе, освоение методического инструментария для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами) (один год).
3. Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (Освоение воспитателем новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы) (на протяжении первых 5 лет).
4. Промежуточный анализ работы (примерно через год).
1 направление.
Стажировка.
Стажировка самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться наставнику.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Работа включает в себя:
· Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
· Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
· Создание базы данных о начинающих педагогических работниках ДОУ;
· Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
· Диагностика изучения методических потребностей педагогов (Приложение 1);
· Стажировка в группе у наставника, т. е. наставник и наставляемый работают вместе с группой детей наставника; демонстрация режимных моментов, занятий, прогулки детей и т. д.;
· Подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми;
· Заполнение информационной карты педагога;
Учитывая итоги анкетирования, мы намечаю план совместной индивидуальной работы на учебный год, куда включаются консультации по организации и проведению педагогической диагностики, организации развивающей предметно – пространственной среды, консультацию психолога по организации взаимодействия с родителями, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др. (Приложении 2).
2 направление.
Вхождение в профессию.
Вхождение в профессию – это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег.
Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Все интересные идеи, методы и приемы фиксирует в «Творческой тетради». Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.
Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, я непременно отмечаю их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу!
Но для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания необходимо создание условий, позволяющие обеспечивать вариативность в отборе содержания.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Один из методов, который поможет начинающему педагогу самостоятельно проектировать образовательный процесс, – кейс-метод.
Кейс-технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США)
в начале XХ века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, т. ч. в России.
Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. В нашем ДОУ разработаны комплекты материалов по сопровождению молодого специалиста от диагностических методик по определению профессиональной компетентности начинающих педагогов до степени удовлетворенности условиями работы в ДОУ.
Таким образом, с помощью кейс-метода наставник может выявить актуальные интересы и мотивы молодого педагога и обеспечить тем самым гибкость и пластичность плана работыс ним. К тому же, применения Кейс-метода в деятельности педагога-наставника позволяет выявить актуальные интересы молодого специалиста, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с детьми и коллегами, получать необходимую информацию. А главное, он помогает ему самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и процесс своего становления, как педагога в целом.
Но, по-моему, мнению, укейс-метода имеется только один недостаток – это сложностьразработки кейса, так как отсутствуют методики по составлению кейсов. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации для каждого начинающего педагога.
Так же, на этапе «Вхождения в профессию»,мы постепенно привлекаем молодых воспитателейк посещению открытых районных мероприятий: методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства; приобщаем их к подготовке и посильному участию в проведение педагогических семинаров, педагогических советов и т.п.
Мои наставляемые стали участниками педагогических советов с выступлениями по темам: «Внедрение элементов экономического воспитания в образовательный процесс ДОУ», «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО», «Эффективное внедрений современных тенденций в создании в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды»; поучаствовали в родительских собраниях, где стали участниками мастер-класса на тему «Речь на кончиках пальцев», «Занимательные игры дома с мамой»;создали для родителей воспитанников фильм «Как весело мы жили!», презентацию «Достижения наших детей».
3 направление.
Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (на протяжении 5 лет).
В этот период происходит процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег.
Начинающий педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно.
Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а так же «энергетика». Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации.
На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.
Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отмечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использовано как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда (Приложение 3).
4 Направление.
Анализ результатов работы.
Работа включает в себя:
1. Оценка деятельности воспитателя с детьми, родителями;
2.Выявление динамики профессионального роста на основе «мониторинга профессиональной деятельности».
В ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется положением по ДОУ.
3. Определение перспектив дальнейшей работы с молодым педагогом;
4. Подведение итогов, выводы.
(Бланки для анкеты представлены в приложении 4)
Предполагаемые результаты деятельности по наставничеству:
*Познание молодым воспитателем себя и его ориентация на ценности саморазвития.
*Качественное изменение отношений к молодому воспитателю в коллективе.
*Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня готовности к профессиональной, личностно-значимой деятельности.
Работа по наставничеству в ДОУ регламентируется Положением, приказом заведующего о назначении наставника, утвержденным планом работы с наставляемым.
Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому воспитателю очевидны:педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы и самое главное, происходит в условиях реальной трудовой деятельности.
Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.
Новизна моего опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
В работе освещаются подходы к эффективной методической поддержке начинающих педагогов в условиях дошкольной организации, к их непрерывному образованию, описывается опыт использования в этой работе Кейс-метода в ДОУ.
Таким образом, хочется отметить, что 100 % начинающих педагогов успешно прошли адаптацию в ДОУ. Этому способствовали:
— Разработанные методические рекомендации по организации работы с молодыми педагогами в ДОУ.
— Грамотное применение кейс-метода в работе педагога-наставника.
— Построение успешной стратегии профессионального становления.
Профессиональное становление молодых специалистов, выражается в реализации Основной образовательной и Основной адаптированной образовательной программ, «Рабочих программ воспитателей» (всех возрастных групп), проектов: «Бережливый детский сад», «О профессиях нужных и важных», методических рекомендаций: «Финансовая грамотность для дошкольников», «Театр физического развития», «Маленькие патриоты России».
Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодых педагогов в профессиональных конкурсах и проектах: участие в муниципальном этапе областного конкурса «Лесенка успеха- 2020», участие и победа в международных и Всероссийских конкурсах педагогического мастерства».
Что касается уровня профессионального мастерства то, 2 молодых педагога досрочно аттестованы на 1 квалификационную категорию.
В нашем ДОУ молодые педагоги приобретаютнавыки работы с использованием интернет-ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты.
Молодые специалисты осуществляют практико-ориентированную деятельность по своему направлению, подводя итоги на разных уровнях: Районные методические объединения, конференции и педагогические советы в ДОУ.
Они регулярные публикуют свои педагогические материалы:
2017г. публикация методической разработки презентация «Влияние предметно-пространственной среды на познавательно-речевое развитие дошкольников в логопедической группе».
2018г. публикация статьи во всероссийском издании «Портал образования» на тему «Организация итогового родительского собрания в ДОУ»
2020г. публикация статьи во всероссийском издании «Портал образования» на тему «конкурсное движение как фактор мотивации для саморазвития и профессионального роста молодых специалистов ДОУ».
Среди конкретных результатов функционирования наставничества и организации работы с начинающими воспитателями можно обозначить следующие:
· Все молодые педагоги и начинающие воспитатели закрепились на рабочих местах.
· Два педагога, досрочно аттестованных на первую квалификационную категорию.
· Двое еще не подлежат аттестации, т.к. не проработали двух лет.
Итак, подводя итоги
, можно отметить, что работа с молодыми воспитателями помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения.
Мои, начинающие работать в системе ДОУ, коллеги в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. А ведь учиться никогда никому не поздно?