Современные технологии музыкального воспитания в ДОУ


Новые методики и технологии музыкального воспитания в условиях внедрения ФГОС в ДОУконсультация

Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДОУ расширились. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Эта цель реализуется в задачах, которые отвечают насущным запросам ребенка:

  1. создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  2. творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  3. высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  4. помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Главные принципы, которым должны придерживаться специалисты:

  1. Внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей.
  2. Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  3. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
  4. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
  5. Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.

Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Формами работы на муз. занятиях являются: музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни), дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.

  1. Игровые технологии.

Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.

  1. Технология «Синтез искусств».

Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).

  1. Проектная деятельность.

Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.

  1. Информационно-коммуникационные технологии. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Поэтому, применение ИКТ в работе с детьми, заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми материала различной направленности. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей. Кроме того, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т.е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, а является активным участником и создателем процесса. В отличие от обычных технических средств обучения информационнокоммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве – что очень актуально. Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять. Применять мультимедийные технологии следует с учётом особенностей восприятия детей и при определённых условиях в связи с этим. Основополагающую роль в применении мультимедийного сопровождения играет техническое оснащение, специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств можно отнести компьютер (ноутбук), устройства усиления звука (колонки), устройство, проектирующее изображение (проектор) и интерактивная мультимедиа доска, либо экран, служащий в качестве монитора компьютера. Теперь выясним что по этому вопросу рекомендуют СанПиНы: — Непосредственно-образовательную деятельность с использованием ИКТ следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.

— После работы следует проводить гимнастику для глаз.

— Непрерывная продолжительность работы в форме развивающих игр с использованием ИКТ для детей 4 – 5 лет не должна превышать 5 минут, для детей 5 лет – 10 минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут.

— Для детей, имеющих хронические заболевания и частоболеющих детей, продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ должна быть сокращена наполовину.

— Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ, необходимо обеспечить гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещённости.

— Расстояние зрителей первого ряда от экрана проектора не должно быть ближе 1,8 м.

— Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый предмет. Сейчас рассмотрим условия подбора и составления мультимедийного сопровождения (презентаций, фильмов).

— Очень важно при подборе материалов пользоваться наиболее качественными из них, по возможности, максимально выражающие исходный цвет, форму, звук. В графике не должно быть ничего лишнего, цвета должны быть чёткими, а предметы идеально узнаваемыми. Звук должен быть исключительного качества записи — без шумов и фальши.

— Анимация привлекает внимание ребёнка своей яркостью и имитацией живости, но не стоит злоупотреблять особой подвижностью предметов. Скорость их перемещения и осуществляемых ими действий не должна быть чрезвычайно большой, но не должна быть и раздражающе медленной.

— Презентация должна содержать не менее 10, но не должно превышать 25 слайдов. Компьютер не даёт живой энергетики, в которой нуждаются дети дошкольного возраста. Информационные технологии не имеют в себе той эмоциональной составляющей, на уровне которой на данном этапе дети знакомятся с миром. Поэтому очень важным условием является ведущая роль педагога, а мультимедийное сопровождение — это лишь дидактическое средство. Таким образом, для успешного использования мультимедийного сопровождения важно выполнять все условия его применения: дидактические и технические. Содержание должно быть тщательно продумано с учётом возрастных особенностей, а техническая составляющая должна быть качественной.

  1. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Инновационные формы развития музыкальности, которые используются на практике – это:

  1. Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,

развития двигательной координации, развития чувства ритма.

  1. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

  1. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.

  1. «Хор рук»

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих — «дирижеров». Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

  1. Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

  1. Игры звуками

В работе с играми звуками выделяются условно следующие направления:

— звучащие жесты и музыка моего тела;

— шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

  1. Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Наши воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено программой ФГОС в ДОУ.

Литература:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика — программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.
  2. Картушина М.Ю. Забавы для малышей — театрализованные развлечения. М., 2008.
  3. Костина Э.П. Камертон — программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008
  4. Музыкальный руководитель — иллюстрированный методический журнал. М., 2004.

Современные технологии проведения музыкальных занятий в ДОУ

Елена Сорокина

Современные технологии проведения музыкальных занятий в ДОУ

«СовременныеТехнологии проведения музыкальных занятий для детей дошкольного возраста».

музыкальный руководитель Сорокина Е. А.

Технология — это четкая последовательность конкретных шагов, всегда приводящая к заранее известному результату. С технологией мы сталкиваемся везде, она является частью нашей повседневной жизни. Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования эффективных современных технологий в развитии музыкальности детей, акцентируя внимание музыкальных руководителей дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер и направленные на активизацию познавательного развития ребенка с применение широкого спектра ИКТ технологий. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным

Музыка – источник особой детской радости. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, использую в работе новые технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Современные технологии расширяют возможности в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Имея при этом дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативными, дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения.

Осуществляя задачи посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.

«Слушание музыки»
Технология развития восприятия музыки по авторской программе «Музыкальные шедевры» Радыновой О. П. это выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству,решение важных для духовного развития человека вопросов: как увлечь ребенка музыкой, научить слушать, понимать, сопереживать, чувствовать ее красоту, сформировать потребность выражать свои впечатления в творчестве. Автором создана научно обоснованная, и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей. Эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Используя компьютерные презентации по музыкальным сказкам позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение и помогают надолго его запомнить. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность и впечатления.
Изучила и проанализировала следующую методическую литературу:

«Детство с музыкой»

А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская

Образовательная область «Музыка»

А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская

«Песня, танец, марш»

О. П. Радынова

«Настроения, чувства в музыке»

О. П. Радынова

«Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» О. П. Радынова

«Природа и музыка»

О. П. Радынова

«Народные колыбельные песни»

О. П. Радынова

«Музыкальные шедевры. Авторская программа. Методические рекомендации» О. П. Радынова

«Пение»

-Развитие
музыкальных способностей тесно связано с творческой деятельностью, является одним из самых главных инструментов для достижения поставленной задачи. Технологии обучения певческим навыкам Г. А. Струве Оригинальная, эффективная методика —»хоровое сольфеджио», известного музыканта, педагога, композитора, народного артиста России Г. А. Струве, широко известна у нас в стране и за рубежом, построено на наглядных музыкальных упражнениях, в форме занимательной игры.В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Занятия по данной методике способствуют активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, гармонического слуха, координации, творческих способностей ребенка. помогают педагогу в решении задач обучения певческим навыкам эмоциональную отзывчивость и восприятие музыкальных композиций, ладовое чувство и правильность интонации, а также чувство ритма. Постепенно овладевая искусством пения, ребенок повышает свои навыки во всех типах музыкальных способностей.
Процесс инсценирования песен можно представить как часть тренировки музыкальных способностей, так и как отдельную вокальную науку Пение формирует артикуляцию различных звуков, соверщенствует подвижность и точность движений языка и губ, увеличить объем слуховой памяти и внимания запоминания текста песен,развивает чувство ритма. Для формирования певческого голоса следует применять упражнения на развитие дыхания. Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности особенно детского организма, т. к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Дыхательная система ребенка-дошкольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное.

Здоровьесберегающие технологии по методике А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста играет важную роль в системе оздоровления дошкольников,положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению ЦНС, улучшает дренажную функцию бронхов,восстанавливает нарушенное носовое дыхание Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь – пение самая сложная. Следовательно, гимнастика восстанавливает самую сложную функцию певческий голос.

«Пальчиковые игры»

по методике Е. Железновой «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Мелкая моторика способствует концентрации внимания, тренировке памяти, развитию воображения, восприятия, поддерживает познавательную активность и благотворно влияет на формирование способностей ребенка.

Играя, в пальчиковые игры Железновой, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учиться сосредотачиваться на конкретном занятии, развивает внимательность. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры. выбор конкретных упражнений, подходящих под тему занятия, но ещё и грамотное вплетение пальчиковой игры в структуру работы по развитию мелкой моторики. При этом нельзя забывать и о наглядных материалах с использованием ИКТ упрощающих малышам восприятие задания.

Технологии музыкально-ритмического воспитания (программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика»

А. И. Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и физического);

Цели и задачи:

— Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

— Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.

— Развитие музыкального слуха:музыкальных сенсорных способностей;

чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;

— слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

— способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

— Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.

— Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.

— Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой»

за ведущим, по кругу, вперед, назад.

Как привить детям любовь к обучению музыкально- ритмическим движениям с младшего возраста? Конечно, через игру, чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо Наглядно-зрительный, двигательный метод, применяется при показе игр, плясок, отдельных танцевальных элементов. Словесный метод, этот метод, который очень важен, потому что без правильного, четкого объяснения нельзя добиться положительного результата.

Изучив много материалов по теме стараюсь придерживаться Методики и разработки Т. Боровик, А. Бурениной и Т. Сауко, Т. Тютюнниковой, О. Радыновой, М. Картушиной,Суворовой постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель»

,
«Обруч»
,
«Дошкольное воспитание»
– все это,несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

«Элементарное музицирование с дошкольниками»

содействует развитию их творческих способностей, природной
музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования); Технологии элементарного музицирования с дошкольними (использование технологии Т. Э.Тютюнниковой дает возможность:
— развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;

— воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;

— проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;

— воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

— тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Эвритмия — искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей. Цель эвритмии — развитие культуры движениядетей дошкольного возраста.

Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы. В музыкальной эвритмии дети учатся двигаться в характере музыки, учатся чувствовать движение других. Игра — ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям,на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных.

Эвритмия включает в себя:

— ритмические игры;

— упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики;

(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы)

;

— пространственная ориентация;

— социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);

импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;

— игропластика — специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;

— игротанцы — танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации.

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.

Технология проектирования музыкально обогащённой среды.

При разработке материала и содержания музыкально – дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей ребёнка, необходимо учитывать и особенности музыкального развития дошкольника. Подбирая музыкальные произведения к играм необходимо помнить о том, что они должны быть доступны восприятию ребёнка старшего дошкольного возраста. Организуя любую музыкальную игру, в том числе музыкально – дидактическую, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить своё «я»

. Изучив много материалов по теме стараюсь придерживаться Методики и разработки Т. Боровик, А. И. Бурениной и Т. Сауко, Т. Э. Тютюнниковой, методика Карла Орфа,
«Музыкальные шедевры»
О. П. Радыновой, М. Картушиной, Ведущие Программы по
музыкальному воспитанию и обучению в детском саду (под ред. Н. А. Ветлугиной, Н. Е. Вераксы, И. Каплуновой Суворовой постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель»
,
«Обруч»
,
«Дошкольное воспитание»
– все это,несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности

Использованием различных методов и технологий, описанных в данной работе, пробуждает любопытство и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]