Технологии речевого развития дошкольников по ФГОС
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»Л. С. Выготский
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию тему публичной лекции: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. (на слайде) В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в воспитательно- образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Педагогические технологии– это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Требования к выбору технологий вы видите на экране.
В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий, используемых в моей практике 1. Первую технологию, о которой хочу рассказать, наверняка-ка часто берут на вооружение педагоги-практики, — это метод наглядного моделирования или (мнемотехники). 1.1. Мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания») — это система различных приемов, облегчающих запоминание. То, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей. — забывается. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Задачи использования мнемотехнических средств обучения представлены на слайде: Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы. Для обогащения словарного запаса и при отгадывании и загадывании загадок дети с большим удовольствием используют мнемоквадраты, мнемодорожки. При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов эффективным дидактическим материалом служат мнемотаблицы. Мнемотаблица — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а также те предметы, действия и явления, которые «завязаны » вокруг них. Овладение действием наглядного моделирования способствует развитию умственных способностей детей. Ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, в целях запоминания, развивается речь, память и мышление. Одним из приемов наглядного моделирования является геометрическая схема- круги Эйлера. С помощью символов дети наглядно отображают отношения между понятиями или множествами объектов, выкладывая их в свой круг. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. Круги Эйлера используются в процессе обучения составлению творческих и сюжетных описательных рассказов. ВЫВОД: Таким образом, используя в работе данную игровую технологию, я формирую социальный опыт детей, упражняю в умении находить объекты, обладающие не одним, а сразу несколькими признаками и решаю целый класс интереснейших речевых, логических задач, которые необходимы ребенку при подготовке к школе. 2. Далее я хочу остановиться на технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Альфонсасовна Белобрыкина). По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через использование лингвистических игр. Лингвистические игры, представленные в данной технологии, позволяют развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение. Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам. – Кормит, портит ЩЕЛЧОК – Труд кормит, а лень портит – Дом, стены ЩЕЛЧОК – Дома и стены помогают – Семья, душа ЩЕЛЧОК – Семья вместе – душа на месте. Замечательно! Важнейшим условием развития речи является создание комфортного коммуникативного поля в семье, а также искренность и уместность включения формул речевого этикета в различные ситуации общения. Введению формул речевого этикета в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические семейные игры и упражнения, которые представлены сборником «Система работы по формированию речевого этикета и культуры общения». Общая цель и семьи, и детского сада — хорошо воспитанный, культурный и образованный человек. В этом сборнике мною разработана система правил для смелых и упорных родителей, формулы и ситуации речевого этикета. Обращаю внимание на слайд: Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Педагогические технологии речевого развития могут не только изменять процессы воспитания и обучения, но и совершенствовать их.
Данные технологии оказывают существенное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Презентация на тему: Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Этапы развития речи у ребенка
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет
Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте
Переход к внеситуативному общению в дошкольном возрасте, усложнение деятельности и расширение социальных контактов способствуют развитию речи детей. Начинают развиваться коммуникативная и планирующая функции языка, и он становится инструментом мышления.
В дошкольном возрасте происходят качественные и количественные изменения в словарном запасе ребенка. Количественный рост словарного запаса зависит от условий обучения детей, что вызывает значительные индивидуальные различия. В дошкольном возрасте средний словарный запас ребенка составляет 1200 слов, а активный словарный запас ребенка в старшем дошкольном возрасте достигает 3000-3500 слов.
При этом типы слов по-разному представлены в словарном запасе дошкольников разного возраста и с разным уровнем развития коммуникативных способностей. Так, дети с доминирующей ситуативно-деловой формой общения имеют в своем словарном запасе большое количество существительных, прилагательные либо отсутствуют, либо показывают атрибутивные свойства предметов (цвет и размер), почти все глаголы обозначают только определенные действия. У детей с доминирующей внеситуативно-когнитивной формой общения больше слов, отражающих качества окружающих предметов; есть прилагательные, определяющие эстетические, этические и эмоциональные качества, и глаголы, обозначающие волевые и интеллектуальные действия. Общая закономерность развития словарного запаса заключается в том, что дети сначала овладевают названиями наглядно представленных групп предметов, свойств и отношений, что обусловлено наглядно-образным характером мышления дошкольников. В словарном запасе дошкольников почти нет абстрактных понятий.
Дети дошкольного возраста постепенно учатся составлять словосочетания и предложения в соответствии с правилами грамматики. Уже в дошкольном возрасте ребенок использует основные грамматические правила: Изменение слов по падежам, числам, лицам, использование всех форм глаголов, использование простых и сложных (связанных и несвязанных) предложений. Постепенно ребенок овладевает системой морфологических средств грамматических категорий, типами склонения и спряжения, типами состава слова и словообразования, учится составлять более сложные предложения. Тем не менее, речь детей характеризуется большим количеством грамматических ошибок.
Речь дошкольников характеризуется словообразованием, которое выражает недостаточный уровень овладения разнообразными грамматическими формами родного языка, и в котором проявляется способность детей к образованию неологизмов. Существует три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
- Часть слова действует как целое слово;
- окончание добавляется к корню слова;
- слово состоит из элементов двух других слов.
Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи
Преимущество специальных игр и занятий заключается в том, что они специально создают условия, в которых дети могут развивать различные аспекты языка.
Специальные игры и мероприятия такого рода включают:
- разнообразные игры (игры с пением, хороводные игры, игры с игрушками, инсценировки, звукоподражательные игры и т.д.).
- Чтение вслух и рассказывание сказок, стихов и историй, поощряя детей пересказывать услышанное;
- Просмотр и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы.
- Показ слайд-фильмов;
- Игровые действия с предметными и сюжетными картинками;
- Разгадывание простых загадок с помощью наглядных пособий или без них;
- игры, направленные на развитие мелкой моторики. Все игры можно использовать для развития языка.
Например, игры, потешки («Ладушки», «Сорока-ворона», «По
шишки»)» хороводные игры («Батон», «Надуй пузырь») полезны тем, что слушая речь взрослого, ребенок опирается на собственные действия и движения. Они включают в себя повторение слов с уникальными окончаниями («топай-топай», «да-да» и т.д.) и действий. Важно, чтобы во время таких игр с ребенком легко устанавливался эмоциональный контакт; это облегчает понимание и подражание языку.
Фонематические игры развивают фонематический слух, произношение и интонацию.
Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развитию диалогов, обогащают словарный запас, интонацию и грамматику языка. Во время этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функций речи.
В отличие от обычных жизненных ситуаций, в специальных «языковых» играх и занятиях взрослые могут намеренно создавать для ребенка определенные трудности, что требует особой мобилизации внимания. Таким образом, можно создать условия, в которых детям приходится различать похожие обращения взрослых, но они предполагают разные действия. Например, играя с ребенком в мяч, учитель предлагает: «Бросай мяч в корзину. Теперь бросьте мяч в корзину». Или, играя в прятки с куклой и собакой, предложите спрятать игрушку за стулом, под стулом и т.д.
Чтение детских книг вместе со взрослым, рассматривание картинок и красочных иллюстраций чрезвычайно полезно для развития языка. Взрослый читает детям, показывает им иллюстрации, задает вопросы, если они затрудняются, называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей повторять речевые образцы. Смотреть на фотографии можно по-разному: Взрослый называет предметы и фигуры и просит ребенка показать их. Эти занятия следует проводить индивидуально или с небольшой группой, чтобы каждый мог присоединиться к разговору.
Просмотр фильмов способствует развитию умения слушать взрослого, который сопровождает рассказ ребенка, делая паузы на каждом изображении в деталях. Лучше всего показывать сказки, которые содержат повторы одних и тех же слов, на фоне которых вводятся новые слова («Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»). Это способствует освоению ребенком новых слов и закреплению уже известных ему слов.
Закономерности развития речи в раннем детстве
Раннее детство — это чувствительное время для развития языка. В начале раннего детства ребенок оперирует так называемым «автономным» языком — своеобразным детским языком, который явно отличается от языка взрослых по звуковой форме и значению. Ребенок использует слова, совсем не похожие на соответствующие слова взрослых, слова-фрагменты слов взрослых, слова-пунктуации, звукоподражательные слова. Автономная речь характеризуется аграмматичностью, двусмысленностью и ситуативностью. Слова не связаны в предложения, а сливаются друг с другом как междометия, напоминают серию несвязных восклицаний. Как правило, автономная речь трансформируется и исчезает довольно быстро, в течение полугода. Слова «автономной» речи заменяются словами «взрослой» речи. Быстрая замена «автономной» речи возможна только тогда, когда ребенок находится в полноценном общении со взрослым.
С овладением языком дети осваивают его фонетическую сторону. Произношение слов постепенно становится более правильным, что способствует усвоению звуков родного языка. Овладение фонетической системой языка включает в себя два взаимосвязанных процесса:
- Формирование фонематического слуха (рано возникает различение гласных, затем согласных — твердых и мягких, глухих и сонорных, шипящих и свистящих);
- Формирование произношения звуков речи.
При благоприятных условиях воспитания до конца раннего возраста ребенок усваивает все основные звуки речи. Основные закономерности развития речи представлены в таблице 6.1. Однако следует помнить, что этапы формирования языка и временные границы этих этапов достаточно условны, и у многих детей наблюдаются значительные индивидуальные различия в развитии языка. Количество слов, которые ребенок понимает, растет довольно быстро — пассивный словарный запас. К двум годам дети понимают почти все слова, произносимые взрослым в отношении объектов окружающей среды. Понимание ребенком инструкций взрослого позволяет ему направлять свое поведение с помощью языка. В первые годы жизни происходят значительные изменения в понимании языка: дети понимают не только поучительную речь взрослого, но и повествовательную. Начало развития активной речи ребенка зависит в первую очередь от особенностей взаимоотношений между взрослыми и ребенком, от характера общения между ними. Если окружающие мачо разговаривают с ребенком, не стимулируют активное употребление слов, может произойти задержка в развитии речи.
При благоприятных условиях воспитания значительный сдвиг в речевом развитии ребенка чаще всего наблюдается в середине второго года жизни, когда одновременно с увеличением количества используемых слов появляются первые предложения, состоящие из двух-трех слов. В большинстве случаев они состоят из слов, которые объединяются в предложение без изменения их формы. В двухсловных предложениях связи между словами обычно бывают двух видов: субъект и его действие («кукла спит»), действие и объект или место действия («дай мне яблоко»).