Развитие общения младшего дошкольника в игровой деятельности
Определение 1
Общение – это процесс установления контактов между людьми, необходимый для реализации ими совместной деятельности и установления дружеских и иных взаимоотношений.
Навыки общения начинают формироваться с раннего возраста ребенка. Их формирование необходимо для социального становления и развития личности дошкольника.
Навыки общения начинают формироваться у детей через игровую деятельность. Это обусловлено тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника и помогает в освоении им основ устройства окружающего мира.
Рисунок 1. Общение дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В младшем школьном возрасте, общение ребенка со сверстниками имеет свои особенности. Они связаны с тем, что ребенок еще не владеет основами культурного поведения и не знает норм социального общения. Ознакомиться с ними можно посредством игры.
Игровая деятельность помогает развить у детей навыки совместной деятельности, установить азы взаимодействия в коллективе, устранить замкнутость ребенка, убрать его стеснение в установлении социальных контактов и сформировать навыки положительного контактирования со сверстниками.
Игровая деятельность младших дошкольников, ориентированная на формирование навыков общения ребенка, должна строиться на основе соблюдения ряда условий:
- Игровой процесс должен быть свободным от оценивания. Нельзя ставить оценку игровым успехам или неудачам. Это превращает игру в соревнование. Ребенок теряет связь своей деятельности со сверстниками и стремится действовать так, а не иначе для получения положительной оценки взрослого. Поэтому, оценки необходимо убирать, чтобы развивать чувство коллективной общности, единой направленности деятельности дошкольников.
- Построение сюжетной игры или дидактической игры без использования игрушек. Игрушки отвлекают внимание ребенка от совместной деятельности, от общения с другими участниками игры.
- Исключение соревновательных моментов в игровом процессе. В младшем школьном возрасте, необходимо использовать такие игры, которые максимально сосредотачивают ребенка на совместной коллективной деятельности. Конкурсы и соревнования приводят к коллективной разобщенности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности 460 ₽ Реферат Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности 230 ₽ Контрольная работа Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Детская игра как среда для развития всех сторон общения
Рассмотрим, как условия игры открывают дошкольникам возможности формировать навыки коммуникации с точки зрения основных функций общения.
Развитие информационно-коммуникативной функции
Если в обычных беседах дети говорят, не особо слушая другого, то игровая ситуация значительно уменьшает подобный хаос. Складывается ситуативно-деловая форма общения.
Нужно ли договориться, в какую игру будут играть, распределить роли или обсудить правила – дошкольники стараются выслушать говорящего. В группе детей всегда находятся те, кто перебивают, не дослушав, выкрикивают свои предложения. Другие дети таких крикунов останавливают, просят помолчать, одергивают: «Дай послушать!».
Следуя сюжету, дошкольники стремятся выполнять роли так, чтобы передавать характер отношений, а не просто выполнять действия. Активно используется ролевая речь, адресуемая партнерам по игре. Часто развиваются диалоги между героями сюжета. Это отличная тренировка коммуникации.
В старшем дошкольном возрасте нередко содержанием игры становятся отношения между людьми и правила, регулирующие поведение и общение. К примеру, изображая занятие в школе, один из дошкольников выступает строгим учителем, делает замечания ученикам, строго следит за учебным регламентом.
Таким образом, благодаря включению в игру дети обмениваются информацией, узнают много нового, приобретают опыт эффективной коммуникации, имеют возможность высказаться самим и услышать других.
Формирование навыков взаимодействия
Освоение дошкольником мира отношений в значительной степени происходит за счет подражания другим. Важнейшая практическая задача для дошкольника – научиться действовать сообща, согласуя свои желания и действия с активностью сверстников.
Чем старше дошкольник, тем больше у него проявляется желание к совместной игре. Он даже может соглашаться на роли, мало ему интересные, ради того, чтобы включиться в коллективную деятельность.
Интересно, что далее срабатывают иные механизмы: выбирая партнера в рамках сюжета, дети не хотят случайного выбора, а предлагают совместно играть тому, с кем уже установились дружеские отношения или проявились общие интересы.
Как пример, девочка может согласиться быть не стюардессой (привлекательная роль), а пассажиром, но при этом пригласит и своего друга в «пассажиры». И только после этого гораздо задорнее включится в исполнение роли, которая изначально особого интереса не вызывала.
Сюжетно ролевая игра создает условия, чтобы у детей параллельно складывались ролевые и реальные отношения. В ролевых они тренируются «как надо», а в реальных ведут себя так, как им хочется.
Когда дети высказываются в соответствии с выбранной ролью, они отражают свои представления о стиле и характере взаимоотношений. Они ежедневно видят, как общаются их родители, как взаимодействуют другие взрослые, и подражают им в соответствии с игровым сюжетом.
Любопытно наблюдать, как дошкольник на минутку выходит из роли и начинает высказывать свои замечания, что кто-то ведет себя не так, или правила игры не соответствуют тому, как это бывает в жизни.
Развитие эмоциональной сферы и восприятия детьми друг друга
Ситуации, проигрываемые детьми, придуманы понарошку, а чувства, переживаемые в игре, – настоящие, реальные.
В игре ребенок может проявить себя так, как он не решится вести себя в повседневном общении со сверстниками. Особенно это касается робких детей. Взрослые, организовывающие или наблюдающие игры дошкольников, должны способствовать тому, чтобы несмелые ребятишки также оказывались в главных ролях. Это не только откроет потенциал ребенка, но и позволит другим детям увидеть сверстника с новой стороны.
В детских играх много экспрессии, смеха или бурных возмущений. Дошкольник учится управлять своим поведением и эмоциональностью, осваивает нравственные нормы взаимоотношений.
Дошкольники, играя, довольно часто ссорятся. Особенно на этапе распределения ролей, установления правил, развития сюжета. Причиной этих ссор являются различия в представлении действий и характера игры. Например, один ребенок считает, что их игровой «магазин» должен копировать супермаркет с самообслуживанием, а другой настаивает, чтобы «продавец» взвешивал, принимал «деньги» и пр.
Спорящим приходится идти на компромисс и договариваться. Иначе игра не состоится. Причем такие споры дошкольники решают сами, без обращения к взрослым. Так они учатся уступать, соглашаться с иным мнением, справляться с обидой и предпринимают первые попытки анализировать свое поведение и поступки других детей.
Коммуникативное развитие ребенка среднего дошкольного возраста в игре
Средний дошкольный возраст является периодом перехода ребенка от общения со взрослыми к установлению тесных контактов со сверстниками. Ребенок испытывает потребность в общении с другими детьми. Он теряет интерес к общению со взрослыми и желает найти себе партнеров по общению со сходными интересами и возможностями.
В среднем дошкольном возрасте происходит объединение детей в небольшие группы по общим интересам. Они строят игры, которые актуальны для них и реализуют их в своем узком кругу.
Общение, возникающее в ходе игровой деятельности детей этого возраста, способствует:
- Развитию внимания ребенка к партнеру по общению;
- Формированию навыков построения диалога;
- Развитию навыков привлечения внимания сверстника, который интересен ребенку;
- Развитию навыков коллективной деятельности (в малых группах);
- Формированию основ невербального общения.
Игры помогают развивать навыки общения дошкольников. Они снимают напряжение детей и помогают устранить стеснение.
Для развития общения в среднем дошкольном возрасте используются игры, ориентированные на парную работу: описание друг друга, построение диалога, вхождение в контакт, а также игры на развитие навыков командной работы: испорченный телефон, хоровод, ручейки и т.д.
Какие условия для общения предоставляет детям игра
В дошкольном возрасте игра является главной формой детской активности, ведущей деятельностью, которая стимулирует всестороннее развитие ребенка. Подавляющее большинство игр рассчитано на партнерство, коллективные взаимодействия.
Хочет ребенок проявить себя в какой-либо роли – ему нужны партнеры; желает бегать-прыгать – нуждается в соучастниках активного действа.
Такая деятельность подразумевает взаимодействие, коммуникацию, общение как друг с другом, так и в коллективе детей.
Игра обладает совокупностью требований и характеристик, которые имеют прямое отношение к развитию общения.
- Необходимость устанавливать связи с другими детьми, что-то сообщать, о чем-то спрашивать.
- Умение и готовность действовать сообща.
- Возможности проявить инициативу и убедить сверстников, чтобы приняли в игру или согласились с предложением какого-либо правила и пр.
- Готовность подчиниться требованиям коллектива и изменить свое поведение.
- Необходимость считаться с мнением других.
- Умение найти свое место в игре и коммуницировать в ходе действий.
- Готовность проявлять внимание и эмоциональную поддержку сверстникам.
- Потребность контролировать свое поведение, высказывания, всплески эмоций.
Общение в жизни человека выполняет три основные функции: информационно-коммуникативную, регулирующую взаимоотношения и обеспечивающую эмоциональность отношений (аффективно-перцептивная). Если проанализировать вышеприведенный список, то становится очевидным, что для каждой из функций общения есть место развитию в игровой деятельности дошкольников.
Игры, развивающие общение дошкольников
Дождик
Особенности игры и ее воспитательное значение
Игра позволяет воспитателю завоевать доверие и расположение детей. Она очень нравится малышам, потому что отвечает их основным потребностям. Во-первых это потребность в движении. Известно, что маленькие дети большие непоседы, бегать им гораздо проще, чем ходить, а труднее всего усидеть на месте. Эта игра позволяет без особых ограничений бегать и прыгать. Удовольствие от движений приводит детей в прекрасное расположение духа. Во-вторых, удовлетворяется потребность вобщении и доброжелательности взрослого. Тот факт, что воспитатель играет с ними на равных, вместе с ними смеется, снимает напряженность, вселяет в детей бодрость и жизнерадостность. И, наконец, в-третьих, в игре удовлетворяется потребность детей в новых приятных впечатлениях. Это впечатление от художественного слова (стихов А.Барто, Е.Благининой, народных потешек), от воображаемой жизненной ситуации, так хорошо знакомой малышам.
Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых всеми — и взрослым и детьми, вместе и одинаково. Это сближает детей друг с другом и со взрослым и отвечает склонности малышей к подражанию. Дети легко подхватывают не только движения, но и настроение друг друга. Радость ребенка усиливается от того, что другие испытывают то же самое. Это и создает естественную связь и общность между детьми. В то же время игра прекрасно их организует. Но это не вынужденная организованность и даже не послушание, а своеобразная «завороженность» общими действиями, которая возникает благодаря детской подражательности.
При всей своей простоте эта игра-забава оказывает на малышей, как мы видим, разностороннее воспитательное влияние.
Описание игры
Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем детям сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», — говорит воспитатель, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, он предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой. Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых «живут» дети. «Какая хорошая погода — говорит воспитатель, выглянув в окошко. -Сейчас выйду и позову детишек погулять». Выходит на середину комнаты и зовет всех. Малыши выбегают и собираются вокруг взрослого, который произносит следующий текст:
Смотрит солнышко в окошко, Наши глазки щурятся, . Мы захлопаем в ладошки И бегом на улицу!
Дети повторяют стихи за воспитателем. После этого дети под слова воспитателя совершают следующие движения, подражая ему:
Движения
Все топают ножками, стоя на месте
Все хлопают в ладошки
«А теперь побегаем», — говорит воспитатель и бежит. Дети разбегаются в разные стороны или бегут за взрослым. Неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики. «Послушайте, как стучит дождик по крышам», — воспитатель, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Прерывая стук, он предлагает детям попросить дождик перестать капать и произносит следующий текст народной потешки:
Дождик, дождик, веселей, Капай, капли не жалей, Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!
Шум дождя возобновляется. Сперва дождь сильный, но постепенно он утихает, а скоро совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет». Воспитатель, выходит из своего домика, делает вид, будто смотрит на небо, и зовет всех: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!» Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко. Можно свободно побегать, попрыгать, поплясать, пока воспитатель снова не скажет: «Ой, дождик начинается!» — и все разбегутся по домам.
Правила игры
1.На слова «Дождь идет!» бежать в свой дом, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину комнаты или площадки.
2.Выполнять движения, согласуя их со словами и подражая, воспитателю.
Игра может проводиться и в помещении, и на воздухе. Вместо стульчиков можно начертить на земле кружки или выложить их из камешков, шишек. Желательно, чтобы все домики были на равном расстоянии друг от друга и расположены полукругом или вокруг отведенного для движения пространства. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя: с ними все движения. Это могут быть: бег врассыпную, бег за воспитателем (догоняя и окружая), прыжки, плясовые свободные движения под песенку; и т.д. Выполняя эти движения, можно обнять детей, приласкать их, пошутить с ними, обменяться улыбками. Следует вести себя как можно свободнее. Вместо приведенной выше потешки про дождик можно использовать и другие, например:
Дождик, дождик, пуще, Травка гуще,
Дождик, дождик, посильней, Огород ты наш полей.
При повторении эти же действия могут послужить началом к новой игровой ситуации. Например, после дождя можно «поехать на поезде в лес собирать грибы и ягоды». Сначала дети выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, и изображают поезд. Поезд гудит, стучит, идет и останавливается. Дети рассыпаются по «лесу», приседают, собирая «грибы и ягоды», а потом возвращаются на «поезде» домой. Потом их застает дождик, и все начинается сначала.
Прыг-скок
Особенности игры и ее воспитательное значение
Задачи этой игры те же, что и у предыдущей, но она требует от детей несколько большей собранности и относительной самостоятельности. Игровые действия построены на хорошо знакомых малышам движениях (бег, ходьба, подскоки, приседания). Новым для них является лишь чередование этих движении, их последовательность. Игра учит прислушиваться к старшему. Содержание игры представляет собой своеобразное «путешествие» ребенка к взрослому. Образный текст помогает детям осмыслить свои движения и превратить обычные прыжки в перепрыгивание через кочки, а бег и приседание — в поиски «утерянного сапожка». «Путешествие» кончается радостной встречей со взрослым, который помогает детям найти «утерянный сапожок» и начинает новый цикл игры.
Таким образом, благодаря активности воображения простые движения становятся игровыми действиями. Все игровые действия выполняются детьми одновременно и одинаково. Это имеет двоякое значение. Во-первых, двигаясь вместе (линеечкой) в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом, согласованно приближаться к общей цели (к взрослому). Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это, конечно, сближает детей со взрослым и друг с другом.
Описание игры
Воспитатель проводит на земле черту. «Это будет наш дом. Отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда побегут — сейчас покажу». Отходит от детей на расстояние 20-25 шагов и проводит на земле параллельную черту. Здесь остановятся дети. Вернувшись к детям, взрослый помогает им построиться у первой (стартовой) линии и произносит слова, под которые они будут выполнять игровые действия, предлагая повторять их вместе.
«Нашли сапожок!» — говорит воспитатель, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.
Правила игры
1.Выполнять движения в соответствии с содержанием текста.
2.После слов «Нашли сапожок!» вернуться на место, к исходной линии.
Важным условием успешного проведения этой игры является доступность объяснения, наглядное знакомство с правилами. Рекомендуется вначале проводить игру в облегченном варианте, когда взрослый становится вместе с детьми в общую линеечку и вместе с ними отправляется в «путешествие». Совмещая показ нужных движений с выразительным, четким произнесением текста, воспитатель придает движениям детей образный, игровой смысл. Таким путем можно активизировать воображение детей. Заметив, что дети уже уловили смысл интересного путешествия и выполняют движения более согласованно с текстом, следует переходить к основному варианту, при котором от детей требуется относительная самостоятельность. Однако при этом необходимо поддерживать непрерывную эмоциональную связь с детьми. Ведь воспитатель является для детей центром притяжения — он находится у второй черты, и к нему они направляются и ради встречи с ним преодолевают воображаемые препятствия. Поэтому нужно вознаградить детей ласковой, радушной встречей — приласкать и помочь «найти сапожок», прежде чем проводить обратно, на исходную линию, Кроме того, необходимо оказывать детям действенную помощь в выполнении игровых правил, особенно согласованного движения в ограниченном пространстве. Для этого рекомендуется перед повторением «путешествия» помочь детям построиться в линеечку перед стартовой линией, проследить, чтобы они стояли не слишком тесно, иначе возможны столкновения и взаимное недовольство.
Не обязательно начинать игру сразу со всей группой. Если это происходит во время прогулки, можно сначала играть с двумя-тремя детьми, которые стоят поближе. Заметив это, другие сами присоединятся к играющим. В этой игре, как и в других, важна добровольность участия детей.
Когда малыши хорошо освоятся с игрой, можно при ее повторении вносить некоторые изменения и дополнения. Например, для привлечения более пассивных детей можно выбрать из них помощников, которые будут вместе с воспитателем говорить нужные слова и приучаться к активной роли. Можно изменить концовку игры: с последними словами текста взрослый и его помощники подходят к тому или другому ребенку, дотрагиваются до него рукой и говорят: «Вот твой сапожок, надень его и беги обратно». Надев «понарошку» сапожок, ребенок бежит обратно.
Раздувайся, пузырь
Особенности игры и ее воспитательное значение
Это одна из первых хороводных игр. В ней продолжается знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем. В этой игре можно ввести новый элемент -традиционный для хоровода ритуал приглашения. В процессе приглашения каждый участник последовательно выполняет две роли — вначале его приглашают, а затем он приглашает. При этом он сам чувствует приветливое внимание других детей и сам его оказывает своим партнерам.
В этой игре дети приобретают новый для них двигательный опыт. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг, с другой — выполнение ритмизированных движений, подчиненных образному слову. Как и в предыдущих играх, все игровые действия производятся вместе и всеми детьми по подражанию воспитателю и друг другу. Но эта игра требует большей согласованности движений (дети должны приноровиться друг к другу в ритме и темпе движения) и большего внимания и снисходительного терпения к соседям по хороводу. В то же время игра сохраняет характер забавы и приносит удовольствие.
Описание игры
Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть», берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. При этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание скорее включиться в игру, а скованных, заторможенных детей приглашать последними — наблюдая, как охотно все соглашаются играть, они постепенно заражаются желанием включиться в игру. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит на этом настаивать.
После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь»: наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку. Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой…
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т.е. опять раздувать пузырь.
Закончить игру можно и так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели…». Дети разбегаются в разные стороны.
Правила игры
1.Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.
2.На слово «Хлоп!» руки разнимаются, и все бегут к центру.
3.Давать руку любому, кто оказался рядом.
При проведении этой игры очень важно следить за движениями детей, придерживаясь неторопливого и оптимального для них темпа. Следует помнить, что, произнося звук «ф-ф» при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией. Это хорошее упражнение для развития звукопроизношения. В этой игре воспитатели часто сталкиваются с конфликтными отношениями между детьми: некоторые из них не хотят дать руку соседу, перебегают с одного места на другое и т.д. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что всем хочется стоять рядом с воспитателем. Напоминая детям третье правило, которое необходимо для дружной игры, не следует задерживаться на этих конфликтах. Лучше быстро и тактично разрешать споры.
Карусели
Особенности игры и ее воспитательное значение
Эта игра с давних пор пользуется большой популярностью у всех дошкольников, чему способствует не только то, что содержание игры напоминает детям катание на карусели, но и своеобразие игровой ситуации. В игре удачно сочетаются такие важные элементы, как движение, образное слово и способ взаимодействия между участниками. Двигаясь одновременно и одинаково, в темпе, который задается текстом, дети все вместе создают и переживают образ карусели, движение которой то ускоряется, то замедляется. Общее переживание вызывает подлинный всплеск общего веселья, которое, конечно же, сближает детей. Игра не только забавляет, но и учит согласовывать свои движения с движениями соседей и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями. Простота и краткость игры дают ребенку возможность охватить в сознании ее содержание в целом и предвидеть ее повторение.
Описание игры
Как и в предыдущей игре, все начинается с приглашения. Обратившись к наиболее смелому и активному ребенку, воспитатель предлагает ему вместе пригласить детей поиграть в новую игру. Взрослый берет ребенка за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Они вместе подходят по очереди к каждому из детей, называют его по имени и спрашивают: «Сашенька, будешь играть с нами? Тогда прицепляйся к нам!» Так собираются в общую цепочку все участники игры. Цепочка замыкается и образует круг. «Сейчас мы все будем понарошку кататься на карусели, — говорит воспитатель. — Повторяйте за мной и двигайтесь ровно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу вправо и произносят:
Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали… Тише, тише, не спешите! Карусель ос-та-но-ви-те. Раз-два, раз-два (пауза), Вот и кончена игра.
Карусель сначала медленно движется в правую сторону, с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. При словах «побежали» карусель меняет свое направление. Темп движения постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются.
Правила игры
1.Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.
2.Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.
3.Подчиняться общему темпу движения и дружно, хором произносить текст.
До проведения игры воспитателю следует хорошо выучить текст и научиться произносить его, четко меняя темп речи и движений, чтобы они совпадали. Это важно, потому что в этой игре воспитатель дает детям образец движений и поведения. Успех этой живой, веселой игры зависит от того, умеют ли дети крепко держаться за руки и поворачиваться в ту или другую сторону, в которую движется круг (т.е. соблюдать первое и второе правила). Если в группе есть вялые, ослабленные малыши, их лучше поставить поближе к воспитателю или между более сильными детьми, поручив им заботу о более слабом («Следите, чтобы он не упал с карусели»).
Эту игру особенно хорошо проводить в разновозрастной группе, где старшие могут опекать младших, а малыши — держаться за старших и гордиться своим участием в общей игре. Такие межвозрастные контакты могут способствовать развитию гуманных отношений между детьми.
Если дети еще не умеют ходить по кругу, особое внимание нужно уделить выполнению первого и второго правил. Если эти правила нарушают только отдельные дети, то учить их следует индивидуально, чтобы не отвлекать остальных детей от игры. Если все дети не умеют ходить по кругу, эти правила нужно напоминать при повторении игры, используя игровой образ карусели, которая может сломаться. При повторении игры следует активизировать воображение детей, используя образы настоящей карусели.
Перед началом игры также обязательно нужно проверить, крепко ли держатся дети за руки. Чтобы дети не ссорились из-за места в кругу, нужно, чтобы они сами выбирали это место, а выбрав, уже не меняли его и не вырывали свою руку из руки соседа.
Лови-лови
Особенности игры и ее воспитательное значение
Эта игра проводится с целью развеселить и позабавить детей. Радость, которую дети переживают вместе, сближает их, делает игру ярким эпизодом их повседневной жизни в группе. Такие яркие, эмоционально насыщенные эпизоды необходимы малышу и служат своеобразной разрядкой. Особенно важно участие в такой совместной игре для вялых, пассивных, неуверенных в себе детей: это поднимает их настроение и вселяет уверенность в себе.
Игра ценна также и тем, что в ней содержится много движений, полезных для здоровья и физического развития.
Описание игры и приемы ее проведения К палочке длиной 0,5 или 0,75 см на крепком шнуре прикрепляетсялёгкий, удобный для хватания предмет мягкий поролоновый мячик, нарядная кисточка, лоскуток, мешочек. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку, опуская и поднимая ее, при этом отдельным детям предлагается поймать предмет на шнурке. Заинтересовав таким образом детей самой задачей — ловить мячик, воспитатель собирает вокруг себя всю группу и предлагает детям встать в кружок. Затем воспитатель становится в , приближая подвешенный на палочке мячик к рукам то одного, то другого ребенка. Когда ребенок пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ловящий подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько детей.
Поиграв какое-то время таким образом, можно несколько изменить организацию игры. Так, дети могут ловить мячик, двигаясь друг за другом, пробегая мимо палки с подвешенным мячиком и по очереди пытаясь поймать его. Поймавший мячик становится позади взрослого, обхватив его обеими руками. Так постепенно из детей, поймавших мячик, вырастает целая цепочка. Сделав несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место» рассыпается. Дети садятся на свои места, и можно начинать игру сначала.
В кругу игра проходит живее и веселее, но она больше возбуждает детей. Поэтому следует чередовать игру то в кругу, то в цепочке. Подвижные и активные дети в этой игре могут подавлять более вялых и робких. Поэтому желательно поиграть с такими детьми отдельно, тем более что эта игра особенно полезна для пассивных, слабых малышей. Поскольку цель — создание у детей веселого, радостного настроения, не рекомендуется портить его резкими замечаниями, призывами к порядку, к дисциплине. Рекомендуемый прием чередования двух вариантов игры будет лучше способствовать снятию излишнего возбуждения.
Дудочка
Особенности игры и ее воспитательное значение
В предыдущих играх дети уже приобрели некоторый опыт совместных действий. Но для дальнейшего их сближения уже недостаточно простого подражания друг другу и интуитивной общности целей. Необходимо обеспечить более близкое игровое взаимодействие, основанное на деловом общении. Ведь только такое общение порождает сопричастность ребенка к тому, что важно для всех и для каждого.
В предлагаемой игре деловое сотрудничество достигается благодаря тому, что дети делятся на две тесно связанные группы, при этом одна содействует успеху и радостным переживаниям другой. Одна группа участников — музыканты (они играют на дудочках); их роль подчеркивается словами народной потешки и заключается в том, что они содействуют тем, кто пляшет (аккомпанируют им). Другая группа — плясуны, которые вместе с воспитателем пляшут под эту музыку. Этот тип игрового партнерства укрепляет взаимосвязь между участниками игры, приносит детям новый опыт общения и новый уровень согласованности. Ведь в предыдущих играх согласованность детей вынуждалась только пространственными условиями движений. В этой же игре согласованность определяется ролью и взаимозависимостью групп участников. Роли в игре меняются, благодаря чему каждый ребенок то сам делает что-то для других, то получает то, что делают для него другие. Так завязываются более близкие, межличностные контакты. Новым в игре является и то, что ее правила более четкие, даже жесткие, выраженные как требования к роли (вовремя включаться в исполнение, соблюдать ритм мелодии и т.д.). Такого рода правила способствует тому, что содействие друг другу носит преднамеренный, а значит, и более осознанный характер.
Эта игра хорошо вписывается в традиционные праздники, например в дни рождения детей, когда наряду с традиционным «караваем» можно использовать и эту игру пляску.
Описание игры
Игре предшествует короткая беседа. Воспитатель спрашивает детей, кто из них хочет поплясать и можно ли плясать без музыки. Подведя детей к мысли, что плясать без музыки труднее и не так приятно, воспитатель поет им песенку про дудочку, которая вводит малышей в игровую ситуацию, показывает, как кулачки могут превратиться в дудочку, если в них петь «ду-ду-ду». Тут же уточняется, в какой момент включается дудочка.
После этого дети разделяются на «музыкантов» и «плясунов». Музыканты занимают места на стульчиках и освобождают место в центре для пляски. А плясуны собираются вокруг воспитателя и все вместе выполняют движения под ту же песенку про дудочку.
Как без дудки?
Вот беда!
Ходят ножки
Нетуда…
А как дудочку почуют —
Сами ноженьки танцуют. (2 раза.)
С первыми словами песенки плясуны отходят назад мелкими шагами, постепенно выпрямляясь. Музыканты в это время молчат. На словах про дудочку они включаются, а плясуны начинают приплясывать, легко перебирая ногами и слегка поворачивая туловище то вправо, то влево. Темп движений ускоряется. При повторении мелодии пляска повторяется.
Эта игра-пляска запоминается путем подражания воспитателю. Поэтому важно, чтобы движения взрослого точно совпадали с мелодией и текстом и правильно передавали их ритм. При повторении последних фраз темп речи и движений ускоряется. Главное — чтобы дети поняли смысл своих ролей (музыканты играют для плясунов) и чтобы сохранялась атмосфера раскованности и веселья.
Игра может закончиться общей пляской под любую народную плясовую мелодию.
В торжественных случаях, например на дни рождения детей, можно заранее подготовить для музыкантов картонные дудочки, вместе с детьми раскрасить их, а после игры подарить именинникам.
Куклы пляшут
Особенности игры и ее воспитательное значение
Эта игра-забава не только развлекает детей, но и учит их выполнять игровые действия по очереди небольшими группами. Организация игры является новой для детей я предъявляет новые требования к их поведению. Игровая ситуация строится так, что дети легко осмысливают и принимают эти требования.
Игра содержит два вида действий, каждый из которых приобретает для ребенка особый смысл и эмоциональную насыщенность. Во-первых, ребенку важно поплясать на виду у всех с нарядной куклой и раскланяться под конец пляски. Во-вторых, закончив это ответственное дело, он с удовольствием выбирает сам, кому передать свою куклу, получая при этом возможность выразить свою симпатию кому-то из детей. Каждое из этих действий позволяет проявить самостоятельность.
В то же время игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавая их друг другу. Ожидание своей очереди требует известных усилий, но заинтересованность общей игрой облегчает эти усилия. Важно и то, что все участники игры активны на всем ее протяжении — не только те, кто пляшет с куклами, но и те, кто наблюдает, поскольку они выполняют роль музыкантов.
Описание игры
Для игры нужно приготовить 5-6 кукол средних размеров. Желательно, чтобы куклы были нарядными — с бантиками, поясочками, в нарядных платьицах; среди них хорошо иметь и несколько кукол-мальчиков.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и выдвигает перед ними стол, на котором расположены куклы (мальчики, девочки, мишки): «Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами». Воспитатель говорит, что этим куклам очень хочется поплясать, но они еще сами плясать не умеют: они слишком маленькие и привыкли, что их берут на руки и пляшут с ними. Взяв куклу, взрослый показывает движениями, как они пляшут.
Потом воспитатель выбирает 5-6 детей и предлагает каждому выбрать куклу, с которой он будет плясать. Дети с куклами становятся вокруг воспитателя и вместе с ним по его показу выполняют плясовые движения со своей игрушкой (слегка поворачивают куклу в руках, подпрыгивают с куклой, кружатся то вправо, то влево, хлопают ручками куклы). Под конец куклы в руках детей раскланиваются перед остальными участниками.
В то время как все куклы пляшут, остальные дети подпевают вместе с воспитателем мелодию пляски и выполняют роль музыкантов: «играют» на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошках. Когда куклы после пляски кланяются, музыканты им хлопают. «А теперь подумайте, кому передать свою куклу. Пускай еще попляшет». Каждый из детей передает свою игрушку тому, кому хочет и кто еще не плясал. Игра повторяется, и куклы пляшут на руках других детей. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.
Правила игры
1.В начале игры каждый может выбрать себе куклу сам, но ссориться из-за игрушек и отнимать их нельзя.
2. Куклу можно передавать тому, кому захочешь, но только тому, кто еще ни разу не плясал.
Игра может проводиться как под музыкальное сопровождение инструмента, так и под пение взрослого. Можно использовать также проигрыватель, магнитофон. Главное -надо помнить, что эта забава должна не только развлекать детей, но и учить их пользоваться общими вещами и уступать их друг другу. Чтобы дети лучше осознали это важное правило жизни в группе, под конец желательно подчеркнуть значение дружной совместной игры.
Подарки
Особенности игры и ее воспитательное значение
Игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. В ней создается такая игровая ситуация, в которой каждый ребенок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Все остальные дети движениями изображают этот предмет; они как бы удовлетворяют желания друг друга. Эта ситуация создает настроение праздничности и ожидания сюрприза.
Задача ребенка в игре — передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво и выразительно. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.
Описание игры
«Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки», — обращается к детям воспитатель, предлагает им построиться в большой круг и назначает того, кто первый будет выбирать себе подарок. Этот ребенок выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хоровод под следующие слова:
Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет.
Стихи вместе с воспитателем произносят все участники игры, постепенно их запоминая. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успевали представлять себе каждый предмет. С окончанием текста дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если он выбирает коня, все дети изображают, как скачет конь. Если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок — все кружатся, а если выбирается самолет — все подражают полету и приземлению самолета.
Приведем слова и ритмические движения, которые выполняют дети в хороводе.
Конь
Скачет конь наш,
Чок-чок-чок!
Слышен топот быстрых ног,
Хоп-хоп-хоп!.. ТПРРРРУУУ!!!
Дети поворачиваются и бегут друг за другом по кругу, высоко поднимая ноги, как лошадки. Руки протянуты вперед, а корпус слегка отклоняется назад. В конце текста «конь» останавливается. Обращаясь к ребенку, стоящему внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, какие у нас красивые кони, и выбрать того, который больше всего понравился. Выбрав себе «подарок», ребенок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Все снова берутся за руки и повторяют слова: «Принесли мы всем подарки» и т. д.
Кукла
Кукла, кукла, попляши,
Яркой лентой помаши! (Повторяется 2 раза.)
Под эти слова дети свободно пляшут на месте, лицом к центру, под любую плясовую мелодию, изображая куклу. Воспитатель предлагает ребенку, стоящему в кругу, выбрать, какая кукла ему больше всего понравилась, подойти к ней и занять ее место в хороводе. Вокруг следующего ребенка продолжается движение хоровода.
Волчок
Вот как кружится волчок, Прожуж-ж-жал — и на бочок. (2 раза.)
С этими словами дети кружатся на месте, потом приседают, слегка склонившись набок, опираясь рукой о пол. После выбора лучшего волчка и замены того, кто получает подарок, игра продолжается.
Самолет
Изображая самолет, каждый ребенок «заводит мотор» -под звук «ррррррр» делает круговые движения руками перед грудью. Затем он раздвигает руки широким жестом (как крылья) и, наклонившись немного вперед, — летит (т.е. бежит) по кругу со звуком «ж-ж-ж-ж-ж!». Сделав полный круг, «самолет» замедляет движение и медленно «приземляется», т.е. приседает на корточки.
Правила игры
1.Каждому разрешается выбрать себе в подарок любой из изображаемых предметов.
2.Выбранный ребенок становится в центр круга взамен получившего подарок.
Эта игра может проводиться не только с малышами, но и с детьми смешанных возрастов, как в помещении, так и на участке. Предварительного словесного объяснения игры не требуется, она становится понятной в ходе игровых действий. Нужно только, чтобы воспитатель хорошо знал текст и образно, выразительно выполнял движения, которым будут подражать дети. Когда дети хорошо освоятся с игрой, можно предложить им называть и изображать другие игрушки (мишку, зайчика, бабочку, лягушку, автомобиль), которые можно легко показать посредством выразительных движений.
Кто к нам пришел?
Особенности игры и ее воспитательное значение
В этой игре дети встречаются с новым условием игрового партнерства — им по очереди поручаются роли какого-нибудь животного или птицы, которые они выполняют индивидуально. Порученная роль и действия, посредством которых она выполняется, занимают центральное место в игре. Это сразу улавливают дети и, как правило, загораются желанием получить роль. Однако, как и в других играх, подобные роли поручаются только в порядке очереди, которую определяет взрослый.
Поскольку выполнение игровых действий особо привлекательно для малышей, оно поручается не одному, а сразу трем детям, каждый их которых выполняет свой вариант роли индивидуально. Игровые действия, связанные с выполнением роли, приносят большое удовлетворение ее исполнителю: внимание других и радостный прием с их стороны ему очень приятны. Для всех остальных детей это забавное зрелище и возможность проявить свою догадливость; их участие в игре тоже является активным и занимательным. Благодаря этому ожидание своей очереди не тягостно и для них происходит естественно, без принуждения. Все это позволяет развивать организованность детей и способствует их сближению. Игра не только приносит приятные новые впечатления, но и обогащает игровой и социальный опыт детей.
Описание игры
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и сообщает, что сегодня к ним в гости будут приходить разные животные, знакомые им, а они должны будут сами догадаться, кто к ним пришел.
Взрослый вызывает двух-трех детей (более смелых и находчивых), отходит с ними в сторонку и тихонько, так, чтобы не было слышно остальным, сговаривается, какого «гостя» будет изображать тот или иной ребенок, помогает каждому ребенку найти те движения, которые может делать это животное, и те звуки, которые оно издает. Воспитатель устанавливает, кто будет первым, вторым и третьим гостем. Вернувшись к остальным детям, взрослый объявляет: «Вот идет первый гость. Кто к нам пришел, покажись!» Первый гость приближается к детям и показывает себя. Если это собачка, ребенок подражает ее лаю («гав-гав-гав») и машет сзади рукой, будто хвостиком; если котенок — мяучит и ложится на ковер на спинку; если петух -гордо поднимает голову, машет согнутыми руками-крылышками и громко кричит «кукареку!»; если козочка -выставляет рожки и прыгает с криком «мэээ…». И т.д. Дети отгадывают, какой гость к ним пришел, и приветливо принимают его. «Какая замечательная собачка к нам пришла, какие у нее ушки, какой носик…»
Своей образной речью воспитатель старается дополнить образ животного, активизировать воображение всех участников игры и дает пример приветливого отношения к гостю. Первый гость садится, а к детям подходит следующий.
После прихода и встречи третьего гостя воспитатель подзывает к себе следующих троих детей и распределяет между ними роли. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.
В дальнейшем при повторении игры можно использовать новый вариант ее организации.
Игра может начинаться с раздачи детям предметных картинок, на которых изображены знакомые им животные или птицы (некоторые картинки могут повторяться). Положив свою картинку на стульчик изображением вниз, дети по очереди подходят к воспитателю, который напоминает ребенку, как говорит и двигается животное, изображенное на его картинке, и помогает войти в роль. В остальном игра происходит так, как описано выше.
В начале игры следует вызывать более смелых и находчивых детей, которые смогут послужить для всех примером. В каждой группе бывают застенчивые, неуверенные в себе дети, которые стесняются отделиться от всех и выступать перед детьми. Чтобы помочь таким детям выполнить активную роль, можно одновременно поручить эту роль и другому р
Анализ системы управления персоналом в детском саду «Ладушки»
Структура управления традиционна. Главный орган управления — педагогический Совет, которым руководит руководитель структурного подразделения. Дополнительно организована творческая группа, в состав которого входят воспитатели с II и I квалификационными категориями. Ее задача — обеспечение обогащенного физического, познавательного, социального эстетического и речевого развития детей, основанного на передовом педагогическом опыте и своих методических разработок, позволяет осуществление коррекции в личностном развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видах деятельности основанных на содержательном общении с учетом потребностей и интересов самих детей.
Штат детского сада составляет 65 человек. Структура по категориям работников представлена следующими данными:
— Управленческий персонал — 2 человека
— Педагоги — 22 человека
— Младшие воспитатели – 20 человек
— Технический персонал — 21 человек.
Наибольшее число работников имеют высшее образование.
В детском саду персонал имеет достаточный уровень образованности. Наибольшее количество работников (62%) имеют среднее специальное образования, и лишь 39% персонала — высшее. Однако работников, не имеющих никакого образования в штате детского сада «Ладушки», нет.
Возрастной состав сотрудников представлен в таблице 2.1
Таблица 2.1- Возрастной состав сотрудников
Возраст сотрудниковУдельный вес сотрудников, %12до 25 лет13,2От 25 до 35 лет24,8От 35 до 45 лет35,6Свыше 45 лет26,4 |
Данные, приведенные в таблице 2.1 показывают, что в учреждении наибольшее число сотрудников — от 35 до 45 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вес в данной структуре — 35,6%. На втором месте по возрастной структуре персонала — работники свыше 45 лет. С небольшим отрывом — всего в 2,4% третье место занимает возрастная группа сотрудников от 25 до 35 лет. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают сотрудники до 25 лет. В зависимости от общего стажа работы сотрудников данные представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 — Общий стаж работы сотрудников
Стаж работы | Удельный вес сотрудников, % |
1 | 2 |
до 1 года | 8 |
От 1 до 5 лет | 12,5 |
От 5 до 10 лет | 32,4 |
От 10 до 20 лет | 25,6 |
От 20 до 30 лет | 15,1 |
Свыше 30 лет | 6,4 |
Данные, приведенные в таблице 2.2 показывают, что наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают сотрудники со стажем от 5 до 10 лет (32,4 %), На втором месте в данной структуре персонала работники со стажем от 10 до 20 лет (25,6%). Третье место занимают работники со стажем от 20 до 30 лет (15,1 %). Работники со стажем от 2 года до 5 лет имеют небольшую долю — всего 12,5%. Совсем не опытные и молодые специалисты занимают в данной структуре небольшую долю — всего 8%. Наименьшая доля у группы работников со стажем свыше 30 лет. Их доля составила 6,4%.
В целом, исходя из проведенного анализа можно сказать, что в детском саду «Ладушки» сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, имеющий стаж от 10 до 20 лет.
Учреждение стремится к унификации, стандартизации и выработке единых подходов ко всем видам деятельности в области управления персоналом во всех направлениях. Проводится четкое разграничение полномочий и сфер ответственности между Управлением кадровых ресурсов и сотрудниками, рассматривается разработка общекорпоративных регламентов и стандартов деятельности по всем направлениям работы в сфере управления персоналом в качестве одного из средств, направленных на обеспечение этого процесса.
Для полноценного анализа и оценки фактического состояния системы управления персоналом в детском саду «Ладушки» было проведено исследование. Опрос был проведен среди персонала учреждения и охватил весь коллектив полностью (65 человек). Результаты опроса приведены в приложении А.
Наиболее часто сотрудников затрагивают следующие аспекты системы управления персоналом: 70% — система оплаты и мотивации труда; 18% — социальные гарантии и блага; 10% — развитие карьеры и обучение; 2% — остальные аспекты. Результаты опроса, касающиеся выполнения вышеуказанных положений представлены в приложении А.
Больше половины из числа опрошенных (56%) недовольны существующей заработной платой. Также 42% недовольны условиями труда, многие именно поэтому считают, что уровень заработной платы не соответствует условиям труда. Это и понятно, т.к. в большинстве подразделений условия труда являются вредными.