Рассказы, основанные на сюжетных картинках
Число картинок в сюжетной серии можно увеличивать постепенно. Каждую картинку описывают более подробно. Описание может состоять сначала из одного предложения. Но со временем ребенок должен научиться использовать и несколько.
В результате дошкольник должен понять, что рассказ нужно осуществлять в последовательности, основанной на расположении картинок. Нужно уходить от детского правила: что вспомнил, то и говори.
Составляем рассказ по одной картинке с сюжетом.
При составлении рассказа на основе одной сюжетной картинке, нужно подбирать иллюстрации, которые бы соответствовали следующим требованиям:
- иллюстрация должна быть яркой и интересной ребенку;
- сюжет должен быть легко понят детьми в этом возрасте;
- на картине можно изобразить немного действующих персонажей;
- не нужно подбирать картинки, на которых много разных деталей, которые не связаны с основным содержанием.
Можно попросить дошкольника подумать, как можно назвать картину. Он должен понять, каков смысл иллюстрации и определиться с тем, как он к этому относится. Предварительно можно подумать над тем, какое содержание беседы, и какие вопросы можно будет задавать воспитаннику.
Вот несколько примеров сюжетных картин:
Когда работа ведется над развитием способности пересказывать, у дошкольника формируется память и внимание. Также это положительно влияет на развитие логического мышления, пополняется активный словарь. Дошкольник усваивает грамматические речевые обороты, перенимает готовые образцы построения речи.
Задачи логопедических занятий
Педагоги в логопедической группе должны стараться выполнить следующие задачи:
- развивать каждый речевой компонент;
- развивать интерес к той деятельности, которая предлагается ребенку;
- приобщать ребенка к познавательному процессу;
- развивать разные представления у детей;
- пополнять запас знаний дошкольников по окружающему миру.
Проектная деятельность позволяет максимально интегрировать несколько приемов в одно занятие. Логопед может проводить логопедические занятия и включать в них маленькие эпизоды деятельности разного вида. Воспитатели же могут интегрировать те или иные типы деятельности в свои занятия.
Интеграция – это то, что позволяет дать возможность ребенку начать думать и фантазировать, что-либо творить и узнавать, сочинять и общаться. Это наполняет лексический запас слов, развивает степень овладения грамматикой.
У дошкольников развиваются познавательные способности. Задания и вопросы от учителя заставляют дошкольников более активно использовать свой речевой опыт. Они начинают применять этот опыт в реальной жизни, а также в нестандартных для себя ситуациях.
Связность монологической и диалогической речи
Связной может быть как монологическая, так и диалогическая речь. У каждой из них есть особенность.
Диалогическая речь обычно наполнена односложными и неполными ответами. Предложения человека неполные. Он часто использует междометия и восклицания. Его речь яркая и выразительная. Также он активно работает мимикой и жестами. Чтобы речь была диалогической, нужно уметь правильно задавать и формулировать свои вопросы.
Также нужно подавать необходимые реплики, исправлять и дополнять собеседников. Диалог – это еще и умение спорить и рассуждать. Нужно мотивированно отстаивать свою позицию.
Методы обучения связному высказыванию
Эти занятия должны включать в себя также разные методы традиционного и нетрадиционного характера. Главное – это стимулировать речевую активность дошкольников и развивать ее.
Если в занятия включить разные типы деятельности, можно достичь высокого уровня результативности, работая с дошкольниками, у которых обнаруживаются речевые нарушения. В итоге результаты получаются стабильно.
Вот какие приемы по развитию связности в речи можно использовать:
- беседа с дошкольником с применением ярких иллюстраций, разнообразных интонаций, жестов и мимики.
- чтение сказок и других произведений литературного искусства.
Воспитатель может задавать ребенку вопросы о том, что было написано в прочитанной сказке. Так можно понять, понял ли ребенок причинно-следственные связи в произведении.
- Видит ли он, почему произошло событие?
- Замечает ли он, кто виноват в произошедшем?
- Может ли ребенок дать оценочную характеристику действиям героев?
То, что ребенок умеет пересказывать рассказ своими словами, свидетельствует о понимании его смысла.
Есть разные темы, которые можно обсуждать: это экскурсии и книги. Также можно поговорить о мультфильмах и кино. Беседы можно проводить и по картинкам. Дошкольника нужно научить слушать собеседников, не перебивать их.
Также нужно учить следить за ходом чужой мысли. Во время разговора взрослый может постепенно увеличивать сложность вопросов. Начинать нужно с более конкретных вопросов.
Стимулирование речевой активности
Для речевой активности детей предъявляются следующие требования:
- Речь должна быть осмысленной. Ребенок должен хорошо понимать, о чем он говорит.
- Мысли передаются полностью, нет существительных, которые бы нарушали логику изложения. Отсутствуют также и пропуски.
- Речь последовательна.
- Словарь используется широко, в речи слышны антонимы и синонимы и другие лексические единицы.
- Речь подчиняется ритму, в ней отсутствуют долгие паузы.
Речь должна соответствовать правилам культуры изложения:
- Ребенок во время высказываний должен занимать спокойную и правильную позу, уметь обращаться к слушателям.
- Его речь должна быть выразительной интонационно.
- Она должна быть достаточно громкой.
- Произношение должно быть отчетливым.
Во время занятий можно использовать такие приемы, как:
- оценивание речевой активности;
- демонстрация наглядных пособий.
Мы стараемся находить такие сочетания разных приемов, которые были бы наиболее эффективными, чтобы повысить самостоятельность и инициативность в речи у дошкольников.
То, какие приемы используются для достижения этих целей, а также сам их выбор постоянно меняется по мере перехода на следующий этап обучения. Ведь на каждом этапе ставятся новые задачи. Также меняется и степень подготовки у самих детей, их активность и способность проявлять самостоятельность.
Типы пересказов
Существуют и другие типы пересказов:
- Выборочный. Ребенок может пересказать только фрагмент услышанного текста.
- Краткий. Можно предложить ребенку опустить несущественные детали, которые не исказят суть всего рассказа. При этом нужно коротко передать содержание.
- Творческий. Дошкольник может дополнить информацию чем-то своим, проявив при этом немного фантазии. Чаще всего дети с удовольствием придумывают для рассказов альтернативное начало или конец.
- Без наглядной опоры.
Оценивая качество детских пересказов, нужно учитывать:
- насколько полно ребенок передал сюжет;
- были ли изложены события последовательно, использовал ли ребенок причинно-следственную связь;
- старался ли ребенок во время пересказа использовать авторские слова или выражения, но при этом говорил ли он своими словами, чтобы понять осмысленность пересказа;
- правильно ли ребенок строит предложения и употребляет их;
- отсутствуют ли в его речи длительные паузы из-за сложностей в подборе слов.
Характерные речевые недостатки
У дошкольников, которые входят в состав логопедической группы, есть характерные речевые недостатки:
- Они плохо знают обиходные слова или употребляют их не совсем точно. Активная их лексика наполнена глаголами и существительными.
- Они неправильно используют окончания падежей, смешивают разные видовые и временные глагольные формы, практически не владеют способами словообразования.
- Речь таких детей наполнена простыми предложениями. Они не умеют усложнять. Они используют подчиненные и сочиненные предложения в своей речи.
- Наблюдаются недостатки в произношении звуков, нарушена структура слова. Это не дает возможности овладеть синтезом и анализом звукового состава.
- Дети не знают многих обиходных слов, поэтому вынуждены заменять их на близкие по значению или звучанию.
Самостоятельный рассказ
Переходя к самостоятельному рассказу, нужно учитывать, что на это способны только дети с хорошей подготовкой. Это, в свою очередь, зависит от систематичности проводимых занятий. Чаще всего это связано с рассказами из личного опыта детей.
Такой рассказ заставляет дошкольника самостоятельно находить нужные слова, правильно выстраивать предложения и определять, в какой последовательности должны происходить события.
Поэтому сначала самостоятельные рассказы должны быть небольшими и связанными с реальными или наглядными ситуациями. Это поможет ребенку оживать словарный запас, поднимет мотивацию к выполнению упражнения и облегчит задачу.
Самостоятельные рассказы можно готовить на следующие темы:
- день, проведенный в детском саду;
- впечатления, полученные от посещения какого-либо мероприятия;
- прогулка в лесу или еще где-нибудь.
Итак, сегодня разработано и опробовано много эффективных методик и способов формирования связной речи у дошкольников в логопедической группе. Все эти методики строятся на постепенном усложнении работы. Дети все больше должны проявлять самостоятельности в составлении предложений.
В результате их уровень сформированности связной речи повышается, что пригождается для усвоения основных программ образования дошкольников в детском саду.