Комплект 4 — Куб из брусков
Вместо кубов в комплект входят брусочки. Ребенок наблюдает, как из одной фигуры, можно собрать совершенно другую – куб. Можно собирать не только башни, но и более сложные конструкции, сравнивать их между собой.
Методические указания к комплекту 4
Рекомендуемый возраст детей – 3-4 года. Набор из брусков совместно с предыдущим комплектом расширяет варианты упражнений и поле для творчества.
- Набор является продолжением строительной темы. Совместно с кубиками бруски позволяют строить домики и добавлять сооружениям крышу.
- Продолговатые фигуры на примере объясняют, как из одной формы создать совершенно новый предмет – бруски превращаются в большой куб.
- Благодаря длинной форме бруска удается вырастить башню выше предыдущей.
Что входит в состав?
- Набор одинаковых брусочков.
Комплект 1 — Текстильные мячики
Разноцветные текстильные мячики на веревочках могут использоваться для игр с младенческого возраста. Они очень необычные, рельефные, приятные на ощупь. Их можно катать, опускать и поднимать, покачивать. Ребенок узнает, что такое «вверх», «вниз», «вокруг», «прямо», «вправо», «влево». Он знакомится со свойствами шара: отсутствием углов, неустойчивостью.
Методические указания к комплекту 1
Набор текстильных мячей рекомендуется использовать для занятий с детьми, начиная с 6-месячного возраста.
- В первую очередь, следует обратить внимание на упражнения, связанные с мелкой моторикой. Мячики можно сжимать и разжимать, ощущая, как изменяется форма игрушки.
- Для улучшения хватательной функции пальцев и рук подойдет игра «лови-кидай». Ребенок старается ловить летящий к нему мяч и кидает обратно, напрягая мышцы рук.
- Веревочка на мячиках позволяет подвесить игрушку так, чтобы обеспечить ей свободное покачивание. Малыш толкает мячи из стороны в сторону, наблюдая за изменением положения предмета. Таким образом дети получают первые знания о движении предметов в пространстве.
Что входит в состав?
- 8 шерстяных мячиков разных цветов.
Популярные вопросы родителей
Вас консультирует детский психолог Юлия Викторовна Буянова.
В чём вы видите основные плюсы этой методики?
«Несомненным плюсом этого метода является внимание к ребёнку, его потребностям и индивидуальным способностям. А совместная деятельность с родителями обеспечивает психологический комфорт и развитие каждого члена семьи, установление крепких связей и взаимопонимания».
Какие минусы методики вы можете отметить?
«Методика Фрёбеля оказала огромное влияние на развитие дошкольной педагогики и получила широкое распространение. Однако в исходном виде не соответствует уровню развития технологий и скорости нашего времени».
Как считаете, почему сегодня эта методика не является столь популярной, как, например, Монтессори?
«Следует отметить, что Фрёбель был основоположником сенсорного воспитания. Вместе с тем, Мария Монтессори активно применяла сенсорные упражнения для развития мышления, чувств, зрения и звука. Также методика Фрёбеля наибольшим образом регламентирует деятельность детей, в отличие от чего, методика Монтессори направлена на то, что педагог лишь наблюдает за процессом, создавая для малыша окружение для многогранного развития».
Надеемся, что наша статья помогла вам глубже понять эту систему образования дошкольников. Что-то из неё вы сможете использовать для развития своих детей, создав собственную методику для воспитания и образования.
Комплект 8 — Палочки
В набор входит кейс с девятью отсеками. В каждом из них собраны палочки. Они отличаются по длине, а также по цвету. Есть неокрашенные детали. Предметы используются не только для создания рисунков, но и обучения счету, решению задач.
Методические указания к комплекту 8
Рекомендуемый возраст – 5 лет.
- Из нескольких палочек можно составить двумерную проекцию геометрических фигур – квадрат, прямоугольник.
- Положительно действует на развитие мелкой моторики и логики пересчет палочек по цветам. Чтобы усложнить игру, ребенку выдается произвольный набор палочек, из которого необходимо пересчитать количество каждого цвета и определить, какого цвета не хватает.
- Благодаря разной длине палочек есть возможность создавать целые слова.
Что входит в состав?
- Палочки 9 видов.
Комплект 11 — Цветные тела
Бусины сделаны в виде разных геометрических фигур: шаров, цилиндры, половинок цилиндра, треугольных и четырехугольных призм, параллелепипедов. Они отличаются и по цвету. Их можно нанизывать на веревочку, решать таким образом разные задачи.
Фигурки достаточно крупные и легко удерживаются в детской ручке. Ребенок может сортировать их. Это хороший счетный материал.
Методические указания к комплекту 11
Рекомендовано для детей с 2-3 лет
- Детям предлагается создать из бусин смешных гусениц и червячков. Усложнить задание можно, раздав каждому ребенку указания, какие именно бусины он должен использовать.
- В качестве упражнения на усидчивость, терпеливость и мелкую моторику дети полностью нанизывают каждый вид бусинки на веревочку. Цель игры – узнать, сколько шаров, цилиндров, треугольников и других фигурок помещается на веревке.
- Эффективному развитию способности различать предметы способствует обычная сортировка по цветам и формам.
Что входит в состав?
- Веревочка.
- Бусины.
Комплект 2 — Основные тела
Второй набор позволит малышу ознакомиться с основными геометрическими фигурами. Он сравнивает их, находит общее и различное. Игрушки имеют металлические крючки, поэтому их можно подвесить на перекладину за веревочки. Конструкция устанавливается на коробку и отличается устойчивостью.
Методические указания к комплекту 2
Второй комплект рекомендован для занятий с детьми более осознанного возраста – с 2-3 лет.
- Данный набор геометрических фигур подойдет для проведения разнообразных экспериментов. Например, если покатить все 3 фигуры по наклонной поверхности, какая окажется внизу быстрее остальных?
- Можно подвесить каждую фигурку за крючок и предложить ребенку рассмотреть ее с разных сторон. Так разовьется пространственное мышление, и малыш научится видеть различия.
- Для изучения свойств геометрических фигур подойдет игра «Башенки». Дети совместно со взрослыми пытаются поставить фигурки друг на друга. Задача детей ответить, почему некоторые виды предметов не могут стать крепким фундаментом конструкции.
Что входит в состав?
- Шар.
- Цилиндр.
- Куб.
- Крепления.
Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля
В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.
Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.
Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.
В 1860 году Моргенштерн пишет книгу «Рай детства» – первый систематический учебник по методу Фрёбеля. Постепенно этот метод завоевывает всю Германию, став национальной немецкой системой дошкольного обучения, а затем начинает шагать по миру. Вторая половина 19 века – время, когда немецкая школа и детский сад считались образцовыми, в них видели залог экономических успехов Германии. В наибольшей степени влиянию немецких педагогических идей подверглись страны, в которых существовала устойчивая германофильская традиция импорта интеллектуальных новинок, в том числе Россия. Рождавшаяся в то же время отечественная педагогика испытала огромное влияние идей Фрёбеля, а его последовательниц здесь называли фребеличками.
Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори
Когда полвека спустя Мария Монтессори создавала свой метод, школа Фрёбеля была уже общераспространённой. В предисловии к английскому тексту «Дома ребёнка» американский учёный и педагог Генри Гольмс называет фрёбелевские дошкольные заведения «консервативным детским садом», противопоставляя его детскому саду либеральному, а также домам детства Монтессори. В работах самой Монтессори уже не найти ссылок на Фрёбеля, равно как и его критики – его система стала прочным фундаментом современной педагогики, который можно дополнять или исправлять, но невозможно отрицать полностью. Тем более, что между педагогическими системами Монтессори и Фрёбеля огромное количество общего, даже некоторая преемственность. Прежде всего, это педагогические системы, покоящиеся на прочном отрефлексированном философском основании. Это позволяет им в модифицированном виде жить даже век спустя после смерти своих основателей.
Как и Фрёбель, Мария Монтессори стремилась выявить скрытые в детях творческие способности, сформировать нового человека – и в этом смысле она идёт гораздо дальше обычной системы дошкольного образования, смысл которой обыкновенно видится в подготовке к школе. Наконец, как и фрёбелевские «дары» «монтессорный» дидактический материал – это не просто вспомогательный инструмент для игры, а едва не центральное место педагогического метода. Учитывая, какой степенью свободы обладает ребёнок в домах детства, Монтессори-педагоги в не меньшей степени, чем фрёбелевские, могут претендовать на звание «садовников детства».
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Комплект 3 — Куб из кубиков
В комплект входит восемь абсолютно одинаковых небольших куба, из которых можно сложить один большой куб. Ребенок учится считать, понимать, что такое часть и целое, как из маленьких элементов сделать большой. Из кубиков можно строить башни.
Методические указания к комплекту 3
Набор 3 подойдет для детей с 3 лет.
- Игра с кубиками вырабатывает у детей навыки построения. Для обретения первых знаний рекомендуется начинать с простых моделей. Малыш может построить стол и стульчик, создать лестницу со ступеньками или пирамидку.
- Для следующей игры потребуется использовать все кубики из комплекта. Нужно построить высокую башню и постараться не уронить ни один кубик.
- Количество предметов позволяет создать кубы разных размеров. Сравнение величины фигур помогает наглядно увидеть, как и чем различаются вещи в природе.
Что входит в состав?
- 8 одинаковых кубиков
Педагогические идеи Фридриха Фрёбеля
Выражение «детский сад» принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю и было придумано в 1840 году для обозначения своего революционного по тем временам дошкольного учреждения в Тюрингии. Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Собственно, суть этой метафоры не в детях – цветах жизни, – а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей. Мысль для первой половины 19 века нетривиальная: тогдашние взгляды на детство как на особый этап взросления человека не отличались ни широтой, ни какой-то особой изощрённостью. Большинство приютов принадлежало церкви (католической или протестантской), в них царили дисциплина и послушание вкупе с обязательными молитвами и присущим такому способу воспитания ханжеством. Необходимость профессии педагога была неочевидна.
Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что сама идея детства – изобретение Нового времени. Как отмечает французский историк семьи и семейной жизни Филипп Арьес, до 17 века ребёнок воспринимался как «маленький взрослый». И у крестьян, и у королей не существовало каких-то табу на информацию или отношения между людьми в присутствии малышей. В первую очередь это касалось таких полузакрытых ныне для детей тем, как смерть и секс. В отношении последнего считалось, что до момента полового созревания детям это просто неинтересно, но взрослым себе отказывать не стоит. К середине 17 века католические и протестантские моралисты сумели переломить эту пантагрюэлевскую средневековую непосредственность в пользу христианской идеи чистоты и святости детства. Понятие детства как особого состояния человека завоевывает умы, но это понятие было лишено движения. Ребёнок виделся религиозным учителям существом без страстей и грехов. Младенец Иисус с икон и возрожденческих картин – вот идеальный ребёнок. Разумеется, познающий мир пытливый детский ум постоянно разрушал статичный идеал, и в ход шли розги и прочие способы дисциплинирования. Здесь можно вспомнить классического литературного персонажа Тома Сойера, которому интересно блуждать по окрестностям своего городка, в то время как учителя воскресной школы пытаются заставить его жить картинами и стихами Писания. Если средневековый «маленький взрослый» участвовал в человеческом общежитии наравне со старшими, без скидок на возраст, то нововременному ребёнку вообще отказывают в таком участии.