Логические задачки для дошкольников 5-6 лет (на внимательность, развитие памяти)
10 интересных увлекательных задач для дошкольников. Источник: www.liveinternet.ru
Задача 1: Катя, Галя и Оля рисовали героев из деревни Простоквашино: Печкина, Шарика и Матроскина. Кто кого нарисовал, если Катя не рисовала Печкина и Шарика, а Галя не рисовала Печкина?
Задача 2: Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен?
Задача 3: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
Задача 4: У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?
Задача 5: Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Задача 6: Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача 7: У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой — не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Задача 8: Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (Лучше все нарисовать.)
Задача 9: Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
Задача 10: В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и не в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины?
Необходимость логических задач для детей
Различные загадки на логику способствуют активизации мыслительного процесса, побуждают думать, рассуждать, анализировать, делать собственные умозаключения. Расшифровка каждой задачи — это возможность развивать смекалку и усидчивость.
В отличие от математических примеров логические задачи рассчитаны не на поиск количественных характеристик объекта, а на определение и анализ отношений между всеми элементами в задании.
Решение логических задач для детей 6 лет приводит к сосредоточенности на одном объекте продолжительное время, что так необходимо в процессе обучения в школе. Упражнения развивают умение запоминать предлагаемый материал, анализировать ситуацию, способствуют саморазвитию и являются трудотерапией.
Учиться мыслить нестандартно — путь к рациональному и объективному решению различных жизненных задач. Это возможность находить выход из любой затруднительной ситуации в будущем.
Логические задачи по математике на смекалку и сообразительность с ответами
ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
- В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)
- Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек).
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)
- У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)
- По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули и глубину. Сколько акул плавало в море? (9 акул, только они нырнули.)
- В вазе — 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов вазе? (В вазе было 3 тюльпана.)
- 7 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек.)
- 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка.)
- Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки? (3 внука — объяснить ответ.)
- Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12 глаз.)
Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (С 4 деревьев.)
logicheskie_zadachi
Задания каких типов нравятся детям
Дети дошкольного возраста предпочитают решать головоломки с набором красочных картин, аппликаций, с продуманной системой мотивации (если правильно отгадал, то открывается новая фишка или слово).
Для каждого возраста задачи разделены по степени сложности, наличию цветового окраса, с одним ответом или несколькими. Задания могут быть однотипные, как череда дополняющих головоломок, или же содержать разный логический подтекст.
Популярные варианты:
- поиск второй половинки;
- установление соответствия — правда или ложь;
- сложение геометрических фигур;
- простые алгоритмы;
- задачи на пространственное мышление;
- вопрос на логику и смекалку;
- задания на взвешивание и переливание.
Также это могут быть шахматные турниры, логические нестандартные задания и текстовые головоломки.
Примеры задач с ответами
Логические задачи можно решать на онлайн-платформе «ЛогикЛайк» или приобрести печатный вариант. К каждой загадке прилагается ответ, поэтому можно самостоятельно сверять сказанное с имеющимся решением.
Поиск лишнего предмета
Занимательная игра для дошкольников в картинках предполагает выбор лишнего предмета или слова.
Задача 1
Нарисовано: диван, шкаф, лампа, стол. Нужно определить, какой признак объединяет предметы и почему один из представленных объектов лишний.
Ответ: лампа, т. к. она используется для декора интерьер, другие же предметы относятся к мебели.
Аналогичные варианты:
- волк, лиса, кот, медведь;
- лето, утро, зима, весна;
- малина, брусника, калина, слива;
- грузовик, велосипед, машина, скутер.
Задача 2: «четвертый лишний».
Изображено 4 фигуры: квадрат, треугольник, ромб и круг. Нужно выбрать лишнюю.
Ответ: круг, т. к. остальные фигуры имеют углы.
Простые загадки на логику
Вариантов логических задач для дошкольного и школьного возраста множество.
Популярные:
- На грядке сидят 5 сорок. К ним прилетели еще 3. Кот подкрался и схватил одну сороку. Сколько птиц осталось сидеть на грядке? (Ответ: все улетели)
- Когда цапля стоит на одной ноге, то весит 5 кг. Сколько она будет весить, если встанет на обе ноги? (Вес не изменится)
- На столе лежало 5 яблок. Одно разрезали на 4 части. Сколько яблок осталось? (5)
- На столе стояло 3 стакана. Ваня подошел и выпил из одного. Сколько стаканов осталось? (3)
- Шапка без головы, а нога без сапога — что это? (Гриб)
- Под каким деревом прячется заяц в дождь? (Под мокрым)
- Шел человек в лес, а навстречу ему 2 знакомых. Сколько человек пошло в лес? (Один, другие пошли в противоположную сторону)
- Разрезали батон на 3 части. Сколько разрезов сделали? (2)
- Если белый платок опустить в Красное море, то каким он будет? (Мокрым)
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (Круг, овал)
- Шел турист к озеру, дошел до перекрестка, где было указано четыре пути: направо, налево, к озеру и обратно. Там сидели двое парней, один из них говорил всегда правду, а другой обманывал. На все поставленные вопросы они отвечали «да» либо «нет». Туристу было сложно понять, кто же говорит правду. И тут он что-то сказал одному из парней, по ответу которого узнал, какая дорога ведет к озеру. Что это были за слова? (Эта дорога ведет к озеру?)
Такие загадки открывают ребенку неопознанный мир, тренируют произвольное внимание, развивают сообразительность. Решать подобные задачи весело.
Поиск закономерности
Задачи на поиск закономерностей учат сравнивать, рассуждать, классифицировать, делать собственные выводы и фантазировать.
Примеры задач по математике:
- восстановить закономерность — 0,10,110….11110 (1110);
- продолжить цифровой ряд: 23, 23, 21, 25, 19, 27 (17 и 29 — на 2 меньше и на 2 больше).
Также могут быть задачи с выбором представленных вариантов ответа, из которых нужно найти верный результат.
Например, продолжить ряд чисел: 29, 28, 26, 23.
Варианты ответов:
- 20, 17, 14…
- 19, 14, 8…
- 26, 28, 29…
- 16, 10, 4…
Важно установить соответствие с закономерностью.
Еще одна задача:
3 | 12 | 6 |
4 | 16 | 8 |
5 | 20 |
Нужно вписать в поле ответ. Результат: 10.
Арифметические ребусы
Цифровые, арифметические, буквенные, математические ребусы — занимательная игра для детей от 5 лет. Разгадывание шифров способствует развитию внимания, усидчивости, целеустремленности у ребенка. Это путь к получению новых знаний.
Даже простые задачи на сложение и вычитание тренируют логику и развивают скорость мышления.
На картинке изображено: 3 (круг) 1 (квадрат) 2 (круг) 3 = 5. Задание: какой знак спрятан в круге? Ответ: 3+1-2+3=5
При решении арифметических ребусов важно уметь вести нить логических умозаключений и осуществлять арифметические действия.
Как построить занятие
Чтобы ребенок научился рассуждать, принимать объективные решения, мыслить гибко и нестандартно, нужно создать правильные условия для проведения уроков.
Важно не перегружать детей, чтобы игра не оказалась в тягость. Длительность занятия — не более 15-25 минут с перерывом 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы новые знания закрепились в сознании ребенка. Проводить уроки нужно каждый день в игровой форме. Дети школьного возраста могут самостоятельно выполнять заданные упражнения.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Язькова Екатерина Викторовна ГБОУ Школа 2121 дошкольный корпус 2
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по ФЭМП или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия в старшей и подготовительной группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики»
Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка.
Занимательность математического материала придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы ли самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» -заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
ИГРА «Цепочка примеров»
Цель: Упражнять детей в умении производить арифметические действия.
Ход игры: Две группы детей садятся на стулья- одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет пример 3+2 и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот кому, брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой команды. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков.
ИГРА «Отгадай число»
Цель: Закрепить умение детей сравнивать числа.
Ход игры: По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.
ИГРА «Сколько взять конфет»
Цель: Упражнять детей в соответствии условия задачи с результатом.
Ход игры: Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (не менее 3). Задача решается путем логического размышления.
Так же решается задача о яблоках: «В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?» К ответу решающий задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. (Одна девочка взяла яблоко вместе с вазой).
Математические развлечения представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей. Они увлекательны для детей. Решение осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх создаются плоские фигуры, в других объемные.
Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений.
Следующая > |