Логические задачки для дошкольников 5-6 лет (на внимательность, развитие памяти)
10 интересных увлекательных задач для дошкольников. Источник: www.liveinternet.ru
Задача 1: Катя, Галя и Оля рисовали героев из деревни Простоквашино: Печкина, Шарика и Матроскина. Кто кого нарисовал, если Катя не рисовала Печкина и Шарика, а Галя не рисовала Печкина?
Задача 2: Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен?
Задача 3: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
Задача 4: У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?
Задача 5: Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Задача 6: Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача 7: У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой — не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Задача 8: Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (Лучше все нарисовать.)
Задача 9: Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
Задача 10: В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и не в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины?
Разноцветные кораблики
Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.
Н.Ф. Виноградова
Для кого Виталик оставил рябинку?
Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина!» «Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила, почему. О чем рассказала мама сыну?
Н.Ф. Виноградова
Что ищет медведь?
Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет… Что ищет медведь?
И.А. Паничев
Что за зверек?
Этого зверька не поймешь. То спит, то бегает. Проснется, потянется, пощелкает орешков, полакомится сушеными ягодками — и снова в клубочек свернется. Темно, тепло. И нет для него разницы — день или ночь. Что за зверек такой?
И.А. Паничев
Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся — это от мороза ветка треснула. Нет, убегает… да еще и следы путает! Кто такой?
И.А. Паничев
Почему убегают оленята?
Когда снег начал таять, у оленей появились маленькие оленята. Оказывается, сначала они совсем слабенькие, бессильные и все время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, вот-вот сломаются, и малыши упадут на снег.
Когда оленята совсем маленькие были, они давали себя погладить по лбу. А теперь только подойдешь к ним — убегают. Почему убегают оленята?
С.М. Олефир
Что здесь произошло?
Однажды в конце апреля лесорубы заметили гнездо с притаившейся в нем кедровкой. Они окружили гнездо, гладили птице перья, угощали ее колбасой и орешками — кедровка даже не шелохнулась. А вскоре у вырубки летали уже шесть кедровок. Все пестрые, все крикливые. Что здесь произошло?
С.М. Олефир
Что бывает в мае?
На Севере в марте бывает тепло, в апреле солнце с неба уходить не хочет, а в мае… Что бывает в мае?
С.М. Олефир
Речевые логические задачи для детей 5—6 ЛЕТ
Какой месяц на дворе?
Быстро ушло северное лето. Нахмурилось небо, и вдруг вместо ожидаемого дождичка закружились крупные снежинки. Приутих посеревший лес. Последние листочки трепещут от порывов сильного ветра. Не поддается только упрямая ольха, не хочет желтеть. Какой месяц на дворе?
И.А. Паничев
О чем рассказал медведь?
Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Собирает орехи, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушиться на дерево — зимой это очень пригодится. Целый день работает белка и весь день посматривает на соседа-медведя, который с осени стал ленивым, неповоротливым. «Что ты, медведь, совсем разленился? — спрашивает белка. — Почему к зиме не готовишься, еду не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся медведь и что-то тихо сказал белке, так тихо, что она и не расслышала. Что медведь сказал белке? Почему засмеялся, услышав ее вопрос?
Н.Ф. Виноградова
Где ночуют птицы?
Многие думают, что гнездо служит птице жилищем. Но когда кто-то говорит, что маленькая или большая птица укрылась от непогоды в своем гнезде, знайте, что это неверно. После выведения птенцов самка покидает гнездо и больше не возвращается в него. Птицы не имеют дома.
Где же они ночуют?
И.А. Паничев
Чем питается чайка?
Словно на сторожевой вышке, стоят чайки на камне, высматривают добычу. Желтый клюв, ослепительной белизны грудь. Только спина и крылья светло-серые. Зоркие глаза сразу замечают, чем можно поживиться. Чем питаются чайки?
Кто он, этот человек?
Шел по тайге человек. Набрел на ручей. Присел около него, внимательно воду разглядывает, пробует на вкус. Очень его заинтересовало: почему это у воды такой рыжий цвет? Мы с тобой пройдем — ну, ручей и ручей, что в нем особенного? А этому человеку ручей о многом расскажет. Если вода серая — значит, тут плодородная земля, чернозем. А если желтая — то внизу глина. А вот если вода ржавая, рыжего цвета, — то под землей могут быть залежи железа. Кто он, этот человек?
А.Ф. Членов
Логические задачи по математике на смекалку и сообразительность с ответами
ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
- В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)
- Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек).
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)
- У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)
- По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули и глубину. Сколько акул плавало в море? (9 акул, только они нырнули.)
- В вазе — 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов вазе? (В вазе было 3 тюльпана.)
- 7 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек.)
- 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка.)
- Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки? (3 внука — объяснить ответ.)
- Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12 глаз.)
Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (С 4 деревьев.)
logicheskie_zadachi
Логика для детей 5 — 7 лет
В этом пособие собраны очень интересные задачи, задания, упражнения и игры на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, направленные на сравнение предметов по различным признакам, выделение существенных отличий предметов, обощнение и классификацию. Эта книга рекомендована для использования в детских садах и дома для занятия детей совместно с родителями. Это пособие можно использовать для подготовки к урокам математики в школе.
Скачать пособие Тихомировой Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет в формате pdf
Четвертый лишний
Спросите у ребенка, что лишнее, затем попросите обосновать. Например:
- сарафан, рубаха, сапоги, шуба (сапоги – обувь);
- капуста, слива, баклажан, свекла (слива – фрукт);
- свинья, волк, лиса, олень (свинья – домашнее животное);
- комод, тумба, шкаф, диван (диван – мягкая мебель).
В данном случае вновь используются более сложные категории, чем на предыдущем этапе, поскольку ребенок должен больше знать про окружающий мир.
Понятие логического мышления
Логическое мышление – физиологический процесс, в результате которого человек приходит к умозаключениям, основываясь на доказательности и рассудительности.
Существует три вида логических суждений.
- Абстрактное суждение. Человек строит домыслы на понятиях и свойствах, которые нельзя ощутить. Они недействительны, находятся в абстракции.
- Образное суждение. Человек подключает воображение и представляет себе конкретные образы, которые встречаются в жизни.
- Словесное суждение. Люди часто делятся своим мнением с окружающим. В ходе разговора происходит мыслительный анализ, наталкивающий на конкретные выводы.
Логическое мышление начинает развиваться в раннем возрасте. О стадиях формирования мышления в процессе роста ребенка и пойдет речь далее.
Аналогии и антонимы
Аналогии помогают актуализировать словарь и находить логичную связку между словами:
- вилка для того, чтобы есть, а нож чтобы – …(резать);
- сапоги – это обувь, а шорты – это…(одежда);
- зимой холодно, а летом – … (тепло) и др.
Антонимы:
- толстый – тонкий;
- холодно – тепло;
- вредно – полезно;
- злой – добрый и т. д.
Данные слова и фразы указаны в качестве примера, вы же можете придумать что-то свое, но подбирать их нужно, в зависимости от индивидуального уровня знаний ребенка.
Поиск ошибок и несостыковок
Эти задания – отличный инструмент для тренировки внимания и не важно, чтобы ребенок научился не сразу принимать полученную информацию на веру, а какое-то время поразмышлял.
Для таких заданий можно использовать картинки-небылицы (для неговорящих) или в виде небылиц-стихов, например:
- Саша съел суп, поэтому он голодный;
- Илона не смогла зайти домой, поэтому забыла ключи и т. д.
Кстати, такие задания очень полезны для коррекции аграмматизмов и развития полноценного понимания речи.
Как же развить наглядно-образное мышление?
На помощь, в данном случае придут различные игры и упражнения.
Самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является деятельность, которая позволяет воплощать в реальности задуманное. Для малышей это, в первую очередь, любые виды конструирования и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления и воображения. Рассмотрим наиболее подробно приёмы, способствующие развитию образного мышления.
Формированию и развитию наглядно-образного мышления способствуют:
- прохождение лабиринтов;
- игра танграм;
- незаконченные рисунки;
- сборка кубика Рубика;
- задания на поиск нелепиц;
- отгадывание ребусов и загадок;
- задания на нахождение и восстановление недостающего элемента;
- конструирование;
- упражнения на развитие межполушарных связей;
- чтение с дальнейшим анализом характеров главных героев;
- упражнения направленные на развитие творческого воображения;
- упражнения на сравнение, поиск отличий;
- использование игр с перестановкой палочек (спичек);
- разгадывание друдлов;
- составление рассказов или сказок по данному началу, или же наоборот придумывание окончание истории;
- описывание предмета по памяти;
- пересказ прочитанного;
- упражнения с придумыванием ассоциаций.
Помните, как в стихотворении Ю.Мориц «Что на что похоже?»
На горе шумит ветла, На ветле звенит пчела, Полосатая как зебра.
В нашу лодку иногда Набирается вода, В глубине плывёт звезда, Серебристая как рыба.
В роще клёны и дубы, А под ними есть грибы, Каждый гриб похож на зонтик.
Вышел месяц молодой, Небо кажется водой, Туча кажется волной, Месяц — лодкой деревянной.
До чего же всё похоже! Значит, я, наверно, тоже На кого-нибудь похож!
Я пошёл и крикнул козам, Уткам, овцам и стрекозам: — На кого же я похож?
Белый козлик повернулся, По-козлячьи улыбнулся И сказал по-человечьи: — Разве ты не видишь сам?
Ты добрее, чем телёнок, Веселее, чем козлёнок, Ты совсем ещё ребёнок, Но похож на человека!
Таким образом, способность представлять предметы в уме, передвигать их, выполнять различные манипуляции являются важнейшим средством развития способностей ребенка и его мыслительной деятельности. Развитое наглядно-образное мышление можно сравнить с фундаментом всей мыслительной деятельности ребёнка.
Еще в работах Аристотеля отмечена важность развития этого вида мышления. Создание мысленного образа помогает человеку быть нацеленным на результат, стремиться к достижению запланированного, контролировать собственные поступки и предвидеть их последствия. Именно оно помогает активизировать творческий потенциал, заложенный в каждом человеке. Тот, у кого развито наглядно-образное мышление, способен мыслить и запоминать информацию намного быстрее.
Поэтому, ещё в дошкольном возрасте, необходимо развивать наглядно-образное мышление ребёнка, используя вышеперечисленные приёмы, а также можно потренировать образное мышление специальными упражнениями.