Особенности развития воображения: как происходит процесс?
Умение намеренно создавать в сознании нестандартные образы и сознательно управлять ими, не является врожденной способностью людей. Она формируется с годами в процессе развития.
На каждом этапе такого развития, начиная с грудного возраста и по мере взросления, существуют свои особенности. Они зависят в том числе от физиологии каждого конкретного человека.
Поэтому мы не будем вдаваться во все эти тонкости, а рассмотрим общие закономерности, которые оказывают влияние на работу воображения.
- Накопление представлений через наблюдение, любознательность и восприятие органами чувств. Чем больше таких представлений в нашем сознании, тем богаче и шире выбор для их применения в будущем.
- Способность четко представлять образы во всех деталях мысленно. Это позволит акцентировать внимание на умении выделять особенности каждого конкретного предмета, который представляет его ценность.
- Умение выходить за рамки ограничений. Ограничениями могут выступать страхи, стандарты мышления и шаблоны. Поэтому смело подключайте фантазию. Она помогает лучше представлять конечный результат действий, а также предугадывать поведение других.
Этим можно осознанно наполнять себя, выполняя простые упражнения. Мы собрали 21 такой способ, который рассмотрим ниже. Рекомендуем прочитать и попробовать закрепить на практике предлагаемые средства для улучшения своего воображения.
Только не пугайтесь, если что-то не получится. У каждого человека разный уровень развития воображения. Если вы будете выполнять эти упражнения систематически, то обязательно получите сдвиг в воображении.
Развиваем речь
Естественно, у любого человека речь начинает развиваться еще с раннего возраста, когда малыши знакомятся с окружающим. Однако помочь им всё-таки можно. Главное, делать это правильно, чтобы не навредить ребёнку.
Всего существует три общепринятых способа развития речи: наглядный, практический и словесный. В дошкольных организациях чаще всего используется наглядный метод, заключающийся в том, что педагог сам рассказывает детям об окружающем мире.
Так, существует непосредственный вариант этого способа, подразумевающий посещение экскурсий или просто указывание на тот или другой предмет с проговариванием его названия. Ещё один вариант – это опосредованный, который развивает речь при помощи описания тех или иных изображений либо игрушек. Таким образом, улучшаются навыки связной речи, а также закрепляется словарный запас у детей.
Средства и упражнения для развития воображения
Потребность развивать воображение возникает как у взрослых, так и у детей. При этом для каждой категории нужен свой подход. Это связано с особенностями психики и накопленного жизненного опыта.
Поэтому все способы, которые пойдут дальше, мы рекомендуем для взрослых. А детям лучше начинать программу с развития восприятия и умения быть наблюдательным.
Упражнение 1. Рисование по точкам
Для этой задачи нам потребуется чистый лист бумаги и фломастер, ручка или карандаш. Затем на него нужно нанести несколько точек и соединить их линиями. Получится странная фигура.
Посмотрите и назовите с чем она у вас ассоциируется? Чем больше вариантов, тем лучше для вашего воображения.
Упражнение 2. Ассоциация предметов
Оглянитесь и выберите 10 предметов из вашего окружения. Их можно выписать на листок, а можно зафиксировать визуально.
Затем поочередно называйте ассоциации, которые они у вас вызывают. Ассоциации могут быть с другими предметами, событиями, людьми или впечатлениями. Старайтесь не ограничивать свое воображение.
Упражнение 3. Портрет литературного героя
Возьмите любую художественную книгу и найдите описание литературного героя. Прочитайте и представьте его образ. Если позволяет время, то подключите рисование. Изобразите портрет героя на бумаге.
Упражнение 4. Мечта онлайн
Каждый способен мечтать. Лучшее время для этого перед сном, утром или во время прогулки.
Задача представить предмет своих мечтаний и описать его в 100 словах.
Упражнение 5. Придумай продолжение рассказа
Напиши рассказ и подумайте над его названием.
“Однажды мне пришло письмо без обратного адреса. Открыв его, я обнаружил, что…»
Упражнение 6. Назовите возможные причины
Представьте, что вы на остановке ожидаете автобус. Он подъезжает абсолютно пустым. На месте только водитель. Напишите 10 причин, включая самые невероятные, почему в автобусе нет ни одного пассажира?
Эта методика направлена не только на развитие воображения, но и широты мышления, способности к всестороннему анализу.
Упражнение 7. Пошаговая инструкция
Задача написать пошаговую инструкцию для собаки на тему “Как перепрыгнуть через барьер”.
Упражнение 8. Друдлы
Друдл — это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении разные предметы. Чем больше креативных подписей, тем лучше.
Есть и второй вариант работы с друдлами. Дорисовать их из закорючки, которую видите на картинке, до конкретного всем понятного рисунка.
Такие практические задачи способствуют как развитию пространственное воображение, так и способности к решению многих вопросов, нестандартному мышлению.
Вот несколько друдлов для практики:
Подумайте — что это могло бы быть?
Упражнение 9. Придуманная биография
Это задание удобно выполнять в общественных местах. Нужно выбрать незнакомого человека и по внешнему виду постараться придумать разные детали из его биографии.
Упражнение 10. Неопределенная ситуация
Представьте себе, что вы проспали встречу с важным человеком. Проснулись и сразу раздается от него телефонный звонок. Что вы ему скажете? Лучше написать вашу речь на бумаге.
Упражнение 11. Сочинение-рассуждение
Возьмите любую философскую тему. Например, “Что такое счастье?” Напишите ваши рассуждения на лист бумаги об этом.
Упражнение 12. Плотный график
Представьте ситуацию, что у вас появилось сегодня много свободного времени и нужно себя чем-то занять. Задайте новую программу дня. Перечислите 50-70 вариантов таких занятий.
Упражнение 13. Трехлитровая банка
Напрягите воображение прямо сейчас и представьте трехлитровую банку. Какие предметы могут в нее поместиться? Перечислите как можно больше вариантов.
Упражнение 14. Искусство живописи и музыки
Здесь речь пойдет о музыкальных произведениях или абстрактных изображениях. Выберите то, что вам приходится по душе и расскажите, какие образы удалось разглядеть в них?
Упражнение 15. Монолог
Представьте такую картину:
Парк. Идет дождь. Одни люди суетливо торопятся укрыться в теплое и сухое место. Другие спокойно шагают под зонтом. И только бездомному коту, что сидит под лавкой в этом парке, некуда бежать. Он уже насквозь промок и сжался от холода.
Задание. Напишите монолог от лица бездомного кота. Что он испытывает в этой ситуации?
Упражнение 16. Фантастика
Выявлять причинно-следственные связи — это постоянная потребность нашего мозга. Яркий пример устоявшейся связи «Если чёрная кошка перебежит дорогу, то быть несчастью».
Опираясь на работу нашего мозга, придумайте фантастические последствия для следующих причин:
- сел пьяный за руль;
- забыл выключить утюг;
- пораньше ушел с работы.
Упражнение 17. «Что, если?»
Ответьте на вопрос «Что, если бы»:
- электричество навсегда исчезло? Как люди выходили бы из этой ситуации?
- на облаках можно было кататься?
- человек мог дышать под водой?
Задача метода: высказать как можно больше идей и вариантов развития событий. Изначально они будут казаться поверхностными. Но с практикой, воображение раскроется.
Упражнение 18. Актер дубляжа
Это очень интересная методика, которая нацелена на развитие воображения, находчивости и беглости мышления. Чтобы потренироваться, нужно включить телевизор или любое видео. Убрать звук и приступить к комментированию происходящего на экране. Для интереса можно свериться с оригиналом.
Упражнение 19. Найди применение
Для выполнения этого приема представьте любой знакомый предмет, например, “газета”. Придумайте ему применение, кроме традиционного.
Чем больше вариантов, тем лучше:
- в газету можно заворачивать рыбу;
- скомкать ее и просушить обувь;
- использовать для защиты от солнца и другое.
Это упражнение неплохо развивает творческие способности.
Упражнение 20. 3-D образы
Техника заключается в том, чтобы представить и прокрутить в воображении с разных ракурсов абсолютно любые предметы, которые нас окружают. Внимательно рассмотреть все особенности предмета до мельчайших подробностей.
Затем открыть глаза и проверить, какие детали упустили. Вновь закрыть и представить уже с ними.
Выполнять упражнение следует до тех пор, пока не почувствуете, что достаточно ярко, четко и красочно представили предмет.
Если есть желание потренироваться прямо сейчас, то можете воспользоваться нашим списком:
крот, бинокль, наушники, чайник, кружка, весы, тигр, подсолнух, турка, мясорубка, пальма, автомобиль, холодильник, ошейник, роза, лодка, акула, скрипка, торт, туфли.
Игрушки
Давайте рассмотрим, какие бывают игрушки, развивающие воображение.
Лото с картинками. Доставая карточку с определенным изображением, предлагайте ребенку сопроводить картинку интересным, коротким рассказом. Когда мама вытянет следующую карточку, она должна тоже описать изображение коротенькой историей. Когда ребенок освоит эту игру, можно ее слегка усложнить. Теперь, вытаскивая карточки, нужно не просто описывать изображение историей, но и связывать свой и рассказ и ребенка между собой. Соответственно и малыш должен будет продолжать повествование мамы, вытаскивая последующие карточки. Кукольный театр. Подойдут, как пальчиковые игрушки, так и те, которые надеваются на руку
Важно, чтоб малыш мог придумать историю с использованием определенных героев. Если ребенку сразу сложно придумать сказку, то первый раз Вы можете сделать это вместо него. Конструктор — отличная игрушка, позволяющая развивать воображение и фантазию
Чтобы использование данной игрушки было эффективным, не стоит пользоваться инструкцией при построении. Существует большое разнообразие конструкторов. Они бывают пластмассовые, металлические, деревянные. Пусть ребенок творит, применяя свою фантазию. Кубики. Также отлично помогают развивать воображение. Позволяйте малышу самому придумывать постройки. Если карапузу еще сложно, помогайте. Детская кухня, бытовые приборы, наборы доктора — все это позволяет создавать ролевые игры, развивая воображение малыша.
Полезная функция
Умение воображать, безусловно, необходимо человеку. Ведь это его способность представлять предметы или явления, которые отсутствуют в данный момент или не существуют в принципе, а также мысленно манипулировать ими в сознании. Это полезно, когда нет возможности (или необходимости) совершать с этими предметами практические действия в реальности. С помощью воображения можно отправиться в прошлое или будущее, представить возможный результат какого-либо замысла.
Другими словами, без этого невозможна творческая деятельность. То есть, не умей человек воображать, мы никогда бы не узнали, что такое:
- музыкальные произведения;
- картины;
- литературные произведения;
- скульптура;
- архитектура;
- прикладное творчество.
Умение представлять замысел и мысленно оперировать им лежит в основе всех научных открытий и изобретений. Получается, без воображения невозможно развитие человечества.
В каждом ребенке с рождения заложен этот потенциал. Но его развитие и совершенствование происходит только во время решения различных творческих задач. Наиболее активно эта функция развивается у детей дошкольного возраста – примерно с 4 до 10 лет. И если в этот период не способствовать ее совершенствованию, она перейдет в пассивную форму.