Дидактические игры для развития речи дошкольников. картотека по логопедии по теме


Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками

Логопедические развивающие игры для дошкольников

Развивающие игры Автор: Червякова Татьяна Васильевна, логопед, МДОУ детский сад “Родничок” Описание: Представленные дидактические игры будут полезны логопедам и воспитателям детских садов. Материал предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с дошкольниками.

Цель игры: активировать словарный запас по теме «Овощи» и «Фрукты»; научите детей делить слова на слоги. Материал: рисунки: планарные изображения корзин со слоговыми схемами, изображения предметов – овощей и фруктов. Ход игры: Логопед. Ребята, сегодня едем в гости к бабушкам и дедушкам в деревню посмотреть, какие овощи выросли на грядках. – И вот нас встречают бабушка и дедушка.

Логопед. Бабушка предлагает вам угадать, какие овощи они собрали. – круглый, красный, сочный, полезный, мягкий… (помидор) – овальный, зеленый, хрустящий, грубый, твердый… (огурец) – продолговатый, оранжевый, твердый, вкусный, витаминный… (морковный) – круглый , горький, твердый, полезный… (лук) – круглый, зеленый, сочный, хрустящий… (капуста)

Логопед. Ребята, вы угадали все овощи. А теперь положим их в корзины. – Обратите внимание, какие красивые корзины приготовила бабушка. В каждой корзине есть слоговая схема. Назовем овощи по очереди, определим количество слогов в каждом слове и положим овощ в правильную корзину.

В аналогичную игру можно сыграть на тему «Фрукты». В качестве материала мы используем изображения предметов – фруктов.

Дидактическая игра «Слоговые дома» Цель игры: научить детей разбивать слова на слоги. Материал. Самолетные изображения домов с оконными карманами. В каждом доме есть слоговая схема. Изображения предметов с изображением персонажей сказок: Волка, Карлсона, Незнайки, Буратино, Мальвина, Кот в сапогах и других. Ход игры. Логопед. К нам в гости приехали герои сказок. Номинальный. Ребенок. Волк, Карлсон, Мальвина, Буратино, Айболит.

Логопед. Гостей следует «поселить» в домах. Определите количество слогов в каждом слове и «посадите» героя в желаемый дом.

Ребенок (говорите и ударяйте по слогам) — «Карл-Сын» – два слога (кладет фото в карман дома №2) — «Волк» – 1 слог (кладет картинку в карман дома №1).

— «Мал-ви-на» – в этом слове три слога (кладет картинку в карман дома №3) — «Бу-ра-ти-но» – в слове четыре слога (кладет картинку в карман дома №4)

Логопед. Очень хороший! Пособие можно использовать при изучении других лексических тем.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедические игры для дошкольников Игры для профилактики дисграфии зрительного нерва и дислексии у дошкольников Логопедические игры для детского сада на животных Настольные логопедические игры для детского сада своими руками

Похожие статьи:

Логопедические игры для дошкольников и младших школьников

Логопедические игры для дошкольников своими руками

Логопедические игры своими руками

Логопедическая игра для детей старшего дошкольного возраста

Логопедическая игра для детей 5-8 лет «Кто быстрее»

Игровые пособия и материал для логопедических занятий

Содержится в разделах:

  • Работа логопеда. Логопедия 8464

Включает в себя разделы:

  • Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры 392
  • Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия 447
  • Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия 3382
  • Язычок. Логопедические наглядно-дидактические пособия 14

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 1446. Все разделы | Логопедические игры

Новое

Фото

Лучшее

Практикум для педагогов «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала»


Практикум для педагогов «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала» Подготовила: учитель-логопед Белая К.А, МБДОУ детский сад 35, г. Крымск, Краснодарский край Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях является мощным стимулом…

Дидактическое пособие «Логопедический коврик»


В ходе логопедической работы у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженное отставание в развитие фонематического слуха , фонематического восприятия. Также встречаются трудности в овладении слияния букв в слоги, слогов в слова, деления слов на слоги, а также в разной…

Роль и значение логопедических игр

От того, насколько хорошо сформирована речь, зависит процесс дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно своевременно предупреждать различные дефекты и следить за чистотой издаваемых малышом звуков. Нарушения отмечаются не только в речи дошкольника, но и в самом восприятии и производстве. При определении степени дефекта выявляются все симптомы, связанные с умственным, физическим и речевым развитием.

Языковые развивающие игры

Примечание! Игра – это основная деятельность ребенка, с ее помощью он осваивает различные формы мышления, развивает свой кругозор. Логопедические игры играют важную роль в создании благоприятной среды для преодоления ребенком речевых нарушений различной степени тяжести.

Логопедические развивающие игры для дошкольников имеют большие возможности: с их помощью ученик работает над правильным произношением слов, изучает родной язык и в простой форме усваивает правила грамматики. Трудности, преодолеваемые таким образом в игровой форме, менее очевидны и ощутимы для ребенка.

Основное значение логопедических игр – увеличить словарный запас и кругозор детей, расширить границы сознания ребенка и приобщить его к окружающему миру.

Как игры помогают логопеду

С каждым годом увеличивается процент дошкольников с патологиями речи различной сложности и этиологии. Чтобы исправить стандартные нарушения речи, нужно заниматься не менее 2-3 раз в неделю по 30 минут. Однако детей сложно увлечь однообразным заданием, они быстро устают и отказываются выполнять предложенные педагогом упражнения. Для повышения мотивации к обучению логопеды используют в своих классах игровые приемы, благодаря которым процесс коррекции перестает быть скучным для ребенка.

Что еще почитать: Дидактические игры картотека (младшая группа) по теме

Логопед и ребенок

Игры на развитие артикуляции и звукоподражание

Их принцип: от звука — к слову, от слова — к фразе. Для нормального произношения звуков, нужен хороший артикуляционный аппарат. Дефекты в произношении, которые возникают в детстве, очень тяжело исправить впоследствии. Поэтому артикуляционному аппарату также требуется гимнастика.
Игра «Птенчики»
Воспитатель говорит ребенку: «Посмотри, какие птенчики! Как они пищат?». Ребенок отвечает, подражая птенчикам. «Что они просят? Пи-пи-пиииить». Нужно «напоить» птенчиков.

Логопедические игры с фонариком для детей

Игры со светом зрелищны и увлекательны, а фонарик доступен и безопасен для детей. Игра разработана педагогом Натальей Коняхиной. Для игры потребуются листы бумаги, из которых будет сделана коробка. Вам также понадобятся рисунки, которые можно распечатать на принтере, загрузив из Интернета (обувь, одежда, фрукты, овощи, животные и любые другие предметы, изучаемые в дошкольном учреждении). Предметы нужно вырезать и приклеить внутри коробки так, чтобы лицевая сторона была обращена к малышу. Ребенок направляет фонарик на стену и отвечает на вопросы: «Что ты видишь?», «Чьи это туфли?», «В коробке есть яблоко или много?».

Недоразвитие фонетико-фонематической речи у дошкольников

Примечание! Игры с фонариком позволяют легко развить связную речь дошкольника.

Ребенок с фонариком

Дидактические игры для развития речи дошкольников картотека по логопедии по теме

Напоминание для родителей

«Говорим, играем – развиваем свой дискурс»

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

Поговори с детьми!

Много говорят о том, что хорошее языковое развитие является условием академической успеваемости. Однако родители не всегда знают, как развить эту речь.

Часто можно услышать: «Мы много читали ребенку, читали стихи, говорили обо всем, но результата не было; сам ребенок не может ни описать простейший образ, ни рассказать что-либо.”

А как могло быть иначе: ведь это родители сказали – а не ребенок. Младенцы все разные – одних их не остановить, а от других ни слова. Но даже «молчаливый» заговорит, если будет стимул высказаться.

Выступление начинается с желания пообщаться!

Независимо от того, насколько несовершенно ваш ребенок говорит, примите его желание и потворствуйте ему. Даже если он вообще не говорит, часто вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). В то же время постарайтесь дать ему возможность послушать себя и себя. Особенно создавайте такие игровые ситуации, когда ребенку понадобится звукоподражание или придется сказать несколько слов, чтобы игра состоялась. Учтите, что мотивируете не вы, а ситуация. Настроение.

Попробуйте произнести новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: когда ребенок спокоен, в хорошем настроении, в таких условиях ребенок усваивает и усваивает информацию в 10 раз лучше нейтральной или неблагоприятной.

Как можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы изображение, читаете ли вы книгу, обращайте внимание ребенка на редкие фразы, спрашивайте, что означает то или иное слово.

2. Сыграйте в игру «Скажи мне слово»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен угадать и назвать последнее слово в нем.

3. Играйте словами. Это может развеселить долгое путешествие в транспорте, необходимость полежать в постели. Эти задачи включают:

  • какие слова, цвета могут описать время года, рассказать о теме, о чем она (цитировать как можно больше прилагательных);
  • что он умеет (назовите как можно больше глаголов)
  • играть в плохую и хорошую игру. Что хорошего в Бабе Яге, а что плохо? Что хорошо под дождем, а что плохо?
  • играть противоположные слова (противоположности)

4. Предложите ребенку рассказать сказку, сказку, мультик. Спросите, что вам понравилось и почему. Попросите описать понравившегося персонажа.

5. Сыграйте в игру: «Найди ошибку в предложении”

6. Научите ребенка составлять рассказ из изображения. Объясните, что у истории есть начало (короткое, как утро), центр (как день) и конец (короткое, как вечер).

7. Сыграйте знакомую сказку «в лица» с разными интонациями.

Запомнить! Сбить ребенка очень легко. Относитесь к ребенку с пониманием.

Расширьте словарный запас вашего ребенка.

У ребенка есть слова на двух уровнях: он понимает слова – это пассивная лексика, он говорит – он активен. Активный словарный запас может быть довольно небольшим. Попробуйте ввести названия вещей вокруг него (игрушек, предметов домашнего обихода), имена родных и близких в активный словарь. Чаще спрашивают: «А где стол? Где часы? »и т д. Это непременно приведет к увеличению словарного запаса. Развивайте фонематический слух (способность слышать разные звуки речи), побуждая различать слова, различающие звук. (крыша – мышь, нос – нож).

Читайте своему ребенку.

Читайте короткие стихи, сказки. Прочтите их много раз: не бойтесь, что ребенку это надоест. Дети намного лучше усваивают тексты, которые они уже слышали. Если есть возможность, попробуйте процитировать стихотворение – покажите его лицами и предметами; и позвольте ребенку играть с предметами. Подождите, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите ритм, затем постарайтесь не заканчивать последнее слово каждой строчки, позволяя ребенку сделать это. Пойте простые песни, помогая ему почувствовать ритм и сыграть его.

Что еще почитать: Дидактическая игра «Посади бабочек на цветочки»

Пальцы помогают слову.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точные движения пальцев. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игра с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок должен как можно больше работать непослушными пальчиками. Как бы скучно это ни казалось, пусть ребенок застегивает пуговицы, завязывает шнурки, закатывает рукава. Также лучше начинать тренировки не с собственной одежды, а сначала «помочь» кукле и даже родителям одеться. По мере того, как детские пальчики станут более ловкими, его речь станет более понятной для окружающих. О пользе совместной гимнастики в развитии дошкольника.

Совместная гимнастика в развитии дошкольника.

Гимнастика для рук и ног нам знакома. Тренируем мышцы, чтобы они стали подвижными, сильными и подвижными. Но зачем тренироваться? Оказывается, язык – основная мышца органов речи. И ему, как любому мускулу, гимнастика просто необходима. В конце концов, язык должен быть хорошо развит, чтобы совершать тонкие намеренные движения, вызывающие звуки речи.

Недостатки произношения усугубляют эмоциональное и душевное состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься гимнастикой для суставов уже сейчас. С помощью артикуляционной гимнастики преодолеваются имеющиеся нарушения звукового произношения.

Первое время гимнастику нужно делать перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где он находится. В этом случае движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Работайте с ребенком каждый день по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в виде сказки (на веселом языке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.

Верь в себя!

Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка можете помочь ему гармонично развиваться. Будьте терпеливы, добры и спокойны и у вас все получится.

Развитие мелкой моторики для подготовки руки к письму.

в настоящее время показано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на речевое развитие детей. Сотрудники Института физиологии и подростков АПН РФ определили, что проекция руки в мозг находится очень близко к области речевого двигателя. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется еще и в том, что человек, затрудняющийся подобрать слово, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, сосредоточенный на рисовании или письме, непроизвольно высовывает язык.

Поэтому тренировка движений пальцев и рук – важнейший фактор, стимулирующий развитие речи ребенка, способствующий улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, а также мощный инструмент, повышающий работоспособность коры головного мозга и, как следствие, уровень развития мышления.

Занятия, развивающие мелкую моторику.

Благотворно влияют на развитие движений рук и пальцев:

  • массажи и самомассаж;
  • пальчиковая гимнастика;
  • зрительная деятельность;
  • моделирование;
  • рисование;
  • заявление;
  • ручная работа;
  • манипуляции с различными предметами: сбор пирамид, матрешек, строителей, мозаик; расстегивание и застегивание пуговиц, липучки, лямок; шнуровка.
  • штриховка, написание.

Игры и упражнения для детей 2-4 лет.

Волшебная сумка.

Осмотрите игрушки и предметы вместе с малышом, потрогайте их. Предложите ребенку прикоснуться к одному из предметов в сумке, назвать его и поднять. Не снимая предмет, пощупайте его, назовите и опишите.

Тактильные столы.

необходимо подготовить серию досок с разными конструкционными поверхностями; с вырезанными по контуру изображениями различных предметов.

Задания: с закрытыми глазами почувствовать контур и назвать изображенный объект; найти конкретное изображение предмета с закрытыми глазами; найдите две одинаковые карты.

Бассейн для пальцев.

Задачи: опустить руки к бассейну пальцев и потрогать фасоль или горошек; переходить в другую тару по очереди; сжимать и разжимать кулаки с фасолью и горохом, держась за руки в бассейне; прикоснуться к данному объекту.

Я поворачиваюсь и поворачиваюсь.

(Задания с различными массажными шариками, палочками, каштанами, орехами и т.д.)

Бросить и схватить предмет одной рукой, двумя руками, развернуть желудь или шишку. Катите массажный мяч или палку: ладонью, краем ладони, пальцем одной ладони по направлению к другой, между ладонями, на тыльной стороне руки вращательными движениями в одном направлении, в другом направлении, в вертикальный. Постепенно увеличивайте давление и скорость вращения.

Веревка.

Задачи: завязать и развязать узлы; шпагат: снять бусинки, скрутить шнурок между кончиками большого и указательного пальцев, намотать шнурок на палочку или нить на катушку, заплести косичку, пальцы переплести шнурком, оформить шнурком узоры и фигурки.

Прищепки.

Задачи: зацепить прищепками лист бумаги, край коробки или чашки, веревку; открывайте и закрывайте прищепку большим и указательным, большим и средним пальцами и т д. Попросите ребенка сосчитать количество прищепок на веревочке, наденьте на веревку прищепки только определенного цвета.

Что еще почитать: Дидактические игры по математике. Игры на состав чисел

Упражнения с вокальным сопровождением.

Лиса.

Ритмичное открывание и закрывание прищепки при произнесении текста:

«Умный мошенник, рыжая. Рот открывается, кроликов пугает.”

Ворона.

Наклоните руку к столу и возьмите фантик. Затем кисть возвращается в исходное положение. Разговаривать:

«Я видел бумагу и как ее взять. Я думала, это конфета, а оказалось: фантик.”

Собаки.

В упражнениях задействованы обе руки, которые ритмично открывают и закрывают прищепки во время произнесения текста:

«Две собаки лают, не кусаются. Двое детенышей целый день ходят в гнезде, кричат, открывая пасть воронам, очень хотят поесть.”

Для детей 5-7 лет.

Пальчиковая гимнастика, игры с буквами и словами. В качестве физических упражнений очень хорошо использовать пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением. В словаре есть десятки стихотворений по каждой теме. Например:

Небо в россии голубое

Реки в России синие – по пальцу гнутся.

Есть клены и дубы, пальцы представляют «ветки”

А какие есть грибы! Кулак одной ладони прикрыт другой открытой ладонью.

Дети любят говорить на секретном языке. Создайте свой алфавит пальцами. Используйте его, чтобы угадывать буквы, а затем составлять слова. [2]

Расставьте фигурки, считая палочки, спички.

Пальчиковый театр. Развивают внимание, мышление, память, стимулируют речевое развитие малыша, помогают снять напряжение с рук, губ, снимают умственное переутомление, развивают руки, становятся более подвижными и гибкими. Посоветуйте родителям водить детей в настоящий театр на различные детские спектакли.

Письменные работы, различные виды штриховки, раскраски фигур, картинок.

В настоящее время существует большой выбор литературы по этой теме. Вы можете приобрести его по своему вкусу, но убедитесь, что инструкция подходит для вашего ребенка возраста и уровня сложности.

Игры на общую моторику

Речь ребенка является показателем его общего развития. Про взаимозависимость речевой деятельности и моторики уже сказано и написано очень много. Работа над развитием моторики позволяет корректировать нарушения речи и стимулировать речевое развитие детей, посредством улучшения мышления ребенка.


Игра «Зайка»

Зайка серенький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так И ушами шевелит.
(Руками ребенок изображает уши зайчика).
Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть. Вот так, вот так. Надо лапочки погреть. (Ребенок трет ладошками друг об друга).

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать! (Ребенок прыгает, изображая зайчика).

Для игры можно использовать мягкую игрушку-зайчика.

Как проводить занятия в домашних условиях

Для многих детей домашнее задание намного веселее, чем со специалистом. Ребенок видит свою мать или любое другое лицо, которое он знает, и чувствует себя в безопасности. Чтобы добиться максимального результата от уроков, вы можете приобрести специальные руководства, в которых не только подробно объясняется настройка и автоматизация каждого звука, но и записываются результаты. Примером может служить логопедическая тетрадь Н.В. Соколовой.

Способы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Довожу до вашего сведения! Вначале логопедические игры должны сопровождаться голосовым объяснением взрослого. После этого только ребенок должен говорить (или пытаться произнести.

Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж

Эти звуки требуют уплощенного положения языка, прижатого кончиком к верхнему нёбу. Этого можно достичь с помощью следующих упражнений:

  • “Плечо”. Высуньте свой широкий язык и приложите его к нижней губе.
  • «Кисточка». Проведите кончиком языка от зубов к горлу и наоборот.
  • «Вкусное варенье». Он облизывает верхнюю губу, словно слизывая сладость.

Логопедические игры для постановки звуков Л и Р

Оба звука требуют напряжения кончика языка относительно верхнего неба. Однако упражнения по настройке звуков будут другими.

Настройка звука “L»:

  • «Накажи язык». Вытяните и расставьте язык по нижней губе и слегка прикусите его верхними зубами, издавая звук «ру».
  • Чередование «шпателя» и «назад». Язык раздвинут на нижнюю губу или напряжен и находится в середине полуоткрытого рта.
  • “Лошадь”. Цель этого упражнения – научить ребенка щелкать, прижимая язык к альвеолам за верхними зубами.

Настройка звука «R»:

  • “Машина”. Широко откройте рот, прижмите язык к верхним бугоркам и быстро произнесите «ттт», имитируя автоматический огонь.
  • “Чистить зубы”. Проведите язык за верхними зубами вправо и влево.
  • «Качели для детей». Откройте рот и приложите кончик языка прямо к верхней губе, затем к нижней губе.

Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц

В норме ребенок правильно произносит свистки в 4 года. Упражнения, способствующие воспроизведению этих звуков:

  • Чередование улыбки с упражнением «Тубус». Широко улыбнитесь, задержитесь в этом положении несколько секунд, затем сложите губы трубочкой.
  • “Маятник”. Откройте рот и направьте тугой кончик языка из правого в левый угол.
  • “Горка”. Положите кончик языка на нижние зубы и приподнимите среднее небо над верхним, образуя бугорок.

Важно! При объяснении упражнения обязательно иметь при себе настольное зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение.

Каждое упражнение необходимо повторить шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 минут. При попытке исправить положение не стоит лезть в рот малышу грязной рукой. Если нет возможности приобрести специальные средства для логопеда (лопатку), при насильственном контакте с полостью рта ребенка можно использовать чайную ложку, предварительно стерилизовав в горячей воде.

Зеркало в логопедических играх

Любые отклонения в нормальном произношении звуков могут создать массу неудобств для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Малыш в 6-7 лет сравнивает свою речь с речью других детей, и, если имеются дефекты, он начинает смущаться, замыкается, неохотно идет на контакт. Это мешает ему нормально строить отношения с ровесниками и обучаться, ведь учеба в начальной школе неразрывно связана с речевыми функциями.

Помочь ребенку преодолеть трудности могут логопед и детский психолог. Многие родители и сами принимают активное участие в коррекции речи ребенка, занимаясь с ним дома. В этом материале мы представим несколько самых эффективных логопедических игр для дошколят.

Когда нужны домашние занятия? Дошкольники, у которых есть проблемы со звукопроизношением, в детском саду или в школе раннего развития проходят логопедическое обследование. В ходе этой необычной диагностики речевых возможностей логопед выясняет, как рано заговорил малыш, какие слова были первыми, когда он научился строить предложения, есть ли у него дефекты речи и трудности с произношением определенных звуков.

Обычно исследуют следующие звуки и сочетания: C, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Рь, Л, Ль. Оценивается не только отдельное произношение, но и звучание их в словах и слогах.

Логопед оценивает также работу артикуляционного аппарата ребенка, его прикус, состояние зубов, языка, губ. И только после этого все данные заносятся в речевую карту. В нее же вписываются назначения специалиста.

Помимо посещения кабинета логопеда в группе или индивидуально, родителям рекомендуется заниматься с дошкольником в домашних условиях. Именно такие, домашние занятия и вызывают у родителей массу вопросов.

Как построить занятие Оптимальная форма усвоения информации для детей 6-7 лет — игровая форма. В этом возрасте у мальчиков и девочек есть потребность не просто в играх, а в сюжетных и ролевых заданиях, в которых они смогут попробовать себя в разных ролях. Это обязательно нужно учитывать, планируя домашние логопедические занятия.

Проводить их следует ежедневно, уделяя хотя бы 10-15 минут. В идеале стоит заниматься с ребенком трижды в сутки по 10 минут.

В каждое занятие желательно включать такие составляющие:

разминка (гимнастика) для речевого аппарата — 3-5 минут; логоритмика (произношение проблемных звуков в стишках и чистоговорках) синхронно с движением, в такт прыжкам или ходьбе — 1-2 минуты; дыхательная гимнастика с произношением проблемных звуков на выдохе (1-2 минуты); стихи и песенки, можно в сочетании с движением, окрашенные эмоционально мимикой и жестами (3-4 минуты); логопедические игры с дидактическим материалом (4 -5 минут); новые упражнения — показ и повтор (2-3 минуты). Как видите, много времени это не займет.

Помимо очевидной пользы для развития речи, такие совместные занятия и игры пойдут на пользу общению взрослых и ребенка, они помогают лучше понять друг друга и установить доверительные отношения.

Упражнения для речевого аппарата Артикуляционная гимнастика может стать очень смешным и занятным времяпрепровождением. Родители могут предложить ребенку высовывать язык как змея, «свешивать» его вниз как уставшая собачка, высунутым языком можно нарисовать в воздухе что-либо, чтобы мама попыталась догадаться, что же чадо изобразило. Губы складывают в трубочку, изображают слоника и рыбку, растягивают в широкой улыбке, скалят зубки, подобно рассерженному льву.

Такие несложные упражнения хорошо развивают мимические мышцы, мышцы губ, языка, челюсть, а также поднимают настроение и ребенку, и взрослым. Если сопровождать артикуляционную гимнастику забавными звуками, дополняющими изображаемого животного, то веселье для всех обеспечено.

Скороговорки и чистоговорки Ценность чистоговорок сложно переоценить. Они не позволяют ребенку пропустить в слове звук, произношение которого дается ему с трудом, заменить его на похожий, но другой звук.

Чистоговорки мамы и папа могут легко сочинить самостоятельно. Для этого в начало и конец рифмованного двустишия или четверостишия включают тот звук или сочетание звуков, с которыми у ребенка и возникают чаще всего проблемы.

Например, у дошкольника с проблемным «Л», произношение будет получаться значительно лучше, если в ритмических занятиях, при ходьбе, прыжках, в танце он будет произносить чистоговорку на этот звук:

Ла-ла-ла зима пришла,

Лапы елок побелила,

Льдом сковала, замела,

Лес околдовала.

С проблемными шипящими ребенку помогут справиться чистоговорки с обилием таких звуков:

Щи-щи-щи иди ищи

Шу-шу-шу пожар тушу

Ча-ча-ча дай калача.

Со звуком Р, которой с большим трудом дается большому количеству дошкольников, можно справиться, если регулярно использовать такие чистоговорки:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра за окном стоит жара,

Ре-ре-ре, ре-ре-ре погуляем во дворе.

При выборе скороговорок тоже следует обращать внимание на звуки и сочетания звуков, которые в них преобладают. Так, всем известная «Саша с сушками» – поможет при дефектах произношения шипящих звуков.

Для тренировки «Р» можно эмоционально рассказывать скороговорку о выдре в гетрах, которая в недрах тундры собирает ядра кедров, или стишок о раке в реке и незадачливом греке.

Для усвоения правильного произношения «Л» можно вспомнить историю об отлитом не по-колоколовски колоколе.

Сложность и темп произношения скороговорок следует увеличивать постепенно, начиная с пары предложений в медленном темпе и заканчивая парой четверостиший в соревновательном темпе — кто быстрее произнесет без ошибок.

Игры и задания Занятия для дома хорошо дополнят игры с использованием картинок. Они не только помогут развивать речь, но и благотворно скажутся на развитии воображения, умении сочинять и выстраивать рассказы и выражать свои мысли. Для следующих занятий вам понадобится распечатать на обычных листах формата А4 следующие картинки.

Если они черно-белые, можно предварительно их раскрасить вместе с ребенком, ведь рисование, как и письмо, развивает мелкую моторику и стимулирует развитие речи. Как только картинки готовы, начинаем играть.

«Снежная сказка» Игра для развития произношения шипящих, а также «З» и «С». Снеговик и Снегурочка собираются в путешествие. Им нужно сложить чемоданы. Задача ребенка – отправлять каждому из персонажей кружок из бумаги на наклеенным или нарисованным на ней предметом.

Снегурочка собирает только предметы, в которых звучит «Ш», «Ж», «Щ» и «Ч», а Снеговик — только те кружки, на которых изображены предметы, в названии которых есть «С», «З».

Для кружков можно использовать следующие слова и изображения — солнце, зонтик, шуба, шапка, щетка, чашка, сарафан, сумка, варежки, шарфик, часы, собачка, чемодан, свитер, замок, зайка и другие.

«Зина-сладкоежка» Для этой игры к картинке девочки-сладкоежки следует нарезать из обычной альбомной бумаги кусочков в форме конфет. На каждую бумажную «сладость» крепится картинка с предметом или животным, в названии которого есть проблемный звук.

Если у ребенка «хромают» Л и Р, то можно наклеить или нарисовать на «конфетках» льва, леденец, рыбу, рака, радугу, листья, лилию, розы, кенгуру, акулу и т. д. Как только малыш правильно произносит звук в слове, нарисованной девочке Зине достается конфетка.

«Пятачок идет в гости» Все дошкольники помнят историю Пятачка, который ходил в гости с воздушными шариками. Если нарезать из бумаги воздушных шариков и на них разместить изображения, в названии которых есть проблемные для ребенка звуки, то можно поиграть в то, сколько шариков сможет собрать Пятачок.

Каждое правильное произношение звука — плюс один шарик для поросенка. Заодно ребенок потренируется в счете.

«Сонный пони» К картинке спящего пони — героя любимого мультфильма современных детей — понадобится нарезать из бумаги небольшие облака. На них следует наклеить изображения разных предметов, зверей, природных явлений. Чем больше будет таких облаков, тем лучше. В названии картинок должны быть звуки, которые удаются ребенку хуже всего. Слон, тигр, дождь, жаба, волк, яблоко, крокодил, рыбка, мяч — это лишь некоторые варианты.

Сначала ребенку нужно ответить на вопрос, что же приснилось сказочному пони. Для этого он должен каждое слово назвать разборчиво и повторить для закрепления результата.

Потом оставьте несколько «облаков» и попросите малыша придумать сюжет сна. Например, вы оставили тигра, льва, радугу и крокодила. Задача ребенка — сочинить небольшую историю с этими словами. Это может быть история о том, как звери в джунглях впервые увидели радугу.

Поддерживайте ребенка, помогайте ему, дайте ему шанс проявить всю свою фантазию. Постепенно проблемные слова будут автоматически получаться лучше.

Полезные советы Родителям стоит знать о следующих моментах:

Занимайтесь только тогда, когда ребенок сам настроен на игру. Не стоит принуждать сына или дочь к логопедическим занятиям. Проявляйте больше терпения, приободряйте чадо, не ругайте его не требуйте немедленного правильного произношения. Сочиняйте и придумывайте новые игры по схеме прежних, пусть в ваших играх появятся любимые детские персонажи и герои игр и мультфильмов. Не стоит отчаиваться, если сначала ребенок будет жаловаться на усталость. Постепенно его речевой аппарат окрепнет, и правильное воспроизведение станет нормой, естественным процессом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]