Картотека «Дидактические игры по ОБЖ Правила безопасности в быту»
«Дидактические игры по
ОБЖ
Правила безопасности в быту»
.
Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры
.
Преимущество использования дидактических игр,
по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем: каждый ребенок максимально активен; имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня, поскольку игры проводились с подгруппой
(от 2 до 8 человек)
или индивидуально; поддержание устойчивого интереса школьников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.
Подобранные д
идактические игры дают возможность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок, поощрительных призов вызывает желание школьников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
«Подбери игрушку Танюшке»
Задачи:
закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
— игровая карта с изображением девочки и «веселых»
человечков;
— картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры:
воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
«Раз, два, три, что может быть опасно — найди»
Задачи:
закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Правило:
не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал:
макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы
(фишки иликартинки)
.
Ход игры.
Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«Что мы знаем о вещах?»
Задачи:
расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал:
* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
* картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры.
В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением
«травмы»
. Воспитатель
(в дальнейшем ребенок)
является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку
.
При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«Домик улитки»
Задачи:
обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило:
соблюдать очередность.
Материал:
игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода; фишки; кубик.
Ход игры.
Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
«Соедини по точкам»
Задачи:
закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал
: листы с изображением контуров предметов
(из точек)
.
Задание:
соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«Убери на место»
Задачи:
закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал:
игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры.
В коробке лежат картинки-предметы
(изображением вниз)
. Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты.
* На игровом поле «разбросаны»
картинки-предметы
.
Дети по очереди раскладывают их на место.
* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне»
, а потом и во всей
«квартире»
.
* То же в игровом уголке.
«Так и не так»
Задачи
: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал:
* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила:
под красную карточку
(кружок)
положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных
(разрешенных)
.
Варианты:
* индивидуально с воспитателем,
* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
Примерное содержание
картинок
: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т. п. по всем видам опасных ситуаций.
Вариант
:
«Можно — нельзя»(с использованием фотографий детей)
.
В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание школьника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика»
от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя (
«проговаривая»
) изображенную ситуацию, утверждается в нормах
(правилах)
безопасного поведения. Для этого можно сфотографировать ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т. п.). Сделанное в результате пособие
«Можно — нельзя»
дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать
(и без участия взрослых)
.
«Сто бед»
Задачи:
закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры
: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.
«Я иголки не боюсь»
Задачи:
закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.
Материал
: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Задания:
собрать
«пирамиду»
из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой; собрать
«бусы»
, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
«Мы — спасатели»
Задачи:
закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу)
;
* картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
* набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры.
На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«Что мы знаем о вещах?»
(лото)
Задачи:
расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал:
четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры
. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением
«травмы»
. Воспитатель
(в дальнейшем ребенок)
является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«Собери опасный предмет»
Цель.
Совершенствовать умение детей собирать из частей — целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.
Атрибуты:
Разрезные картинки опасных предметов.
Ход игры.
Собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.
«Опасные предметы»
Цель:
закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества.
Атрибуты:
макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы
(фишки иликартинки)
Ход игры:
воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-pravila-i-bezopasnost-dorozhnogo-dvizhenija-po-fgos.html
- https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-podgotovitelnaya-gruppa-1181586.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-obzh-srednii-vozrast.html
«Правила и безопасность дорожного движения» по ФГОС
«Нам на улице не страшно»
Цели:
• Закрепить знание правил дорожного движения;
• Расширять знания о правилах поведения на улице;
• Учить решать на модели д
орожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах;
• Воспитывать внимание, сосредоточенность;
• Стимулировать игровую деятельность.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям подойти к макетам улиц, которые они построили на занятиях по конструированию, и разыграть на макетах следующие сюжеты:
- Дети должны перейти проезжую часть улицы по наземному переходу- зебре.
- Рядом с переходом нет светофора.
- Отсутствует и регулировщик.
Настольно
—
дидактическая игра«Поездка»
Цель.
Расширить, закрепить возможные варианты событий, которые могут произойти с транспортом и пешеходами на улицах города, с тем, чтобы использовать эти знания в играх.
Атрибуты:
- Игровое поле;
- Фишки, кубик;
- Наборы карточек красного, желтого, зеленого и черного цветов с текстами, которые читает воспитатель.
Ход игры.
В игре принимают участие 2-6 детей и обязательно взрослый;
• Воспитатель выполняет роль ведущего, т. к. ему приходиться читать текст.
• Дети по очереди бросают кубик и выполняют ход в соответствии с выпавшими ходами.
• Игрок, попавший на красное поле, пропускает ход. При этом он из красной стопки карточек
берет первую попавшую. На ней – объяснение того, что случилось с его транспортом.
• Игрок, попавший на желтое поле, берет желтую карточку с вопросом
, загадкой. Если ответ найден, участник продолжает игру. Если- нет, то пропускает ход.
• Игрок попавший на зеленое поле, имеет право
на дополнительный ход. На зеленой
карточке
дано объяснение этому.
• Игрок попавший на черное поле, возвращается на 4 хода назад. Он нарушил правила
. Черная
карточка объясняет
, какое именно
правило нарушено
.
• Использованная карточка
возвращается в свою стопку, но кладется вниз стопки.
«На прогулке»
Цель:
закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными
Материал:
иллюстрации, 2 обруча
Ход игры:
несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок. Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
«О чем говорит светофор»
Цель:
закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
Материал
: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.
Ход игры:
воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
Младшая группа
Предлагаем игры на тему «Опасные предметы» для дошкольников младшего возраста.
Опасные бытовые предметы
Игра представляет собой лото. Для нее нужно подготовить таблицу с ячейками, изображающими опасные вещи, а также соответствующие карточки.
Педагог зачитывает стишок или загадку о предмете. Воспитанники, разгадав, что это за вещь, выбирают карточку, закрывают ею картинку в табличной ячейке.
Зеленый или красный
Для занятия нужно подготовить два больших круга: зеленый и красный. Также необходимо вырезать маленькие круги, изображающие опасные и безопасные вещи.
Педагог раскладывает картинки перед игроками. Те внимательно рассматривают изображения, обсуждают назначение и степень опасности нарисованных объектов. Затем раскладывают картинки вокруг больших кругов, словно лепестки вокруг сердцевины цветков. К красному кругу кладут предметы, которые несут опасность, к зеленому — совершенно безопасные в эксплуатации.
Опасности
Игра закрепляет представление о том, какие опасности могут подстерегать дошкольника в быту, как с ними справляться, как правильно действовать. Также занятие учит сочувствию, воспитывает желание помогать попавшим в беду людям. Нужно подготовить сюжетные картинки, изображающие разные опасные ситуации, которые могут случиться с дошкольником дома, во дворе, на природе.
Педагог кладет картинки лицевой стороной вниз. Воспитанники по очереди берут карточку наугад, рассматривают изображенный сюжет, рассказывают, что видят, почему такая ситуация случилась с ребенком, в чем он ошибся, как исправить ошибку, как действовать.