Задание 1 «Если спросишь – я отвечу»
Каждая команда дает определение слова «сотрудничество» и каждая команда пишет на доске свое определение слова.
- Не только открытость и настроенность педагога на работу с семьей, но и его способность организовать совместное творчество;
- Привлечение родителей к яркой, интересной, перспективной совместной деятельности;
- Общие подходы, обсуждение и поиск вариантов предстоящей деятельности;
- Психологическое равноправие воспитателей и родителей;
- Уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности;
- Обсуждение мнения каждого участника о результатах совместной деятельности.
Задание 2 «Ты мне, я – тебе»
В процессе дискуссии команды заполняют таблицы
Каждая команда достает вопрос для дискуссии и после обсуждения в команде записывает ответ на доске.
Вопросы для дискуссии:
Выводы педагогов:
1.Функции семьи.
Педагоги должны прийти к выводу, что они общие.
И семья и детский сад создают условия для всестороннего развития ребенка.
Дают ребенку первичную социализацию.
Создают атмосферу любви, теплоты, условия для эмоционально – психического созревания ребенка.
2.Функции детского сада.
3.Роль педагога.
Учу, развиваю.
4.Роль родителя.
Спонсор, просит педагога обучить, воспитать прямо или косвенно.
5.Почему родители отдают своего ребенка в детский сад?
В семье нет средств и материально – бытовых условий для воспитания.
Родители должны работать, не с кем оставить ребенка.
Родителям не хватает педагогических знаний.
В семье не здоровый психологический климат.
Семья не может обеспечить полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Итоги подводит старший воспитатель:
- По 1 и 2 вопросу: почему функции одинаковые, а взаимопонимания нет?
- По 3 и 4 вопросу: родитель – заказчик, педагог как не обидно – обслуживающий персонал. Ребенок находится между требованиями педагога и требованиями родителя.
- Ребенка отдали в детский сад, мы, педагоги, беремся за воспитание и образование.
Задание 4 «Копилка педагогических идей»
А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания. Какие формы работы мы используем для работы с родителями?
Командам предлагается назвать как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения родительских собраний (посиделки, открытый микрофон, круглый стол, мастер-класс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседания семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции и т. д.)
Таблица № 2
Традиционные формы работы с родителями
Нетрадиционные формы работы с родителями
- Родительские собрания
- Беседы
- Консультации
- Анкетирование
- Практикумы
- Семинары
- Наглядная информация
- Выставки
- Конкурсы
- Круглый стол
- Вечер вопросов и ответов по теме
- Семейный театр
- Родительская почта
- Семейная гостиная
- Семейный клуб
- Телефон доверия
- Семейная библиотека
- Походы
- Видеоролики
- Рекламная информация
- Газета, журнал
- Презентации
Почему же при разнообразии форм работы, четкого понимания функций семьи и детского сада возникает недопонимание между педагогами и родителями?
Задание 6 «Копилка мудрых мыслей»
Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход. Педагогам предлагается определить свое отношение к поведению родителей, раздать текст на карточках и разыграть ситуацию воспитатель — родитель.
- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;
- родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;
- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;
- мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?
- Воспитатель, рассказывая о роли двигательной активности в физическом развитии дошкольников, советует родителям приобрести детям облегченную спортивную форму для физкультурных занятий, а в ответ слышит возмущенный возглас: «Ну, вот еще, мой ребенок будет ходить в теплом костюме! Я лучше знаю, во что его одевать!»
- Марина посещает логопедическую группу. Речь девочки требует регулярного выполнения индивидуальных заданий. Однако Марина их не выполняет, объясняя это тем, что мама ходит на шейпинг и не успевает с ней заниматься.
- Мама Тани со слезами на глазах приходит к заведующей: «Это возмутительно! У ребенка опять синяк. За что только воспитатели зарплату получают?». После увещеваний руководителя детского сада, несколько успокоившись, заявляет: «Примите меры, иначе я буду жаловаться в вышестоящие инстанции!»
- Саша замкнут, на занятии пассивен, часто проявляет агрессивность по отношению к сверстникам. Социометрические обследования показали, что ребенок относится к категории отверженных, и педагог посоветовал маме обратиться по этому поводу к психологу. Мама бурно реагирует, доказывая, что у ее сына много друзей, рассказывает о его любимых занятиях дома.
Обобщив высказывания педагогов,
старший воспитатель говорит о негативных моментах, встречающихся в работе воспитателей.
Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем правильная позиция: игнорирование мнение родителей, незнание условий семейного воспитания, превознесение собственных успехов и заслуг, навешивание ярлыков («Яблоко от яблони…», «У таких родителей такой ребенок, ничего удивительного!») – все это позволяет говорить о разных типах поведения воспитателей.