Правовое воспитание дошкольников — понятие и определение
Жить в справедливом правовом государстве хотят все. Для этого следует каждому пользоваться своими правами и свободами.
Требуется воспитывать право-образованную личность с детства.
Обычно под правовым воспитанием подразумевают становление в личности социальной активности, формирование мыслительных способностей и ценностного отношения к личным правам, умения действовать согласно своим правам, прописанным в законе страны.
Правовое воспитание рассматривают чаще всего в плане нравственного воспитания. Если ребенок не знает нравственных норм, то и права он соблюдать чужие не будет. А знания прав будут носить лишь заученный, формальный характер.
Дети 6-7 лет очень хорошо понимают, когда в семье с ними поступают несправедливо или когда обижают любимого мультяшного героя. Именно на подобные проявления чувств ребенка и можно, даже нужно опираться в ходе правового обучения.
Что касается правового воспитания дошкольников, то это очень важный этап личностного формирования. В этом возрасте развиваются как плохие, так и хорошие стороны личности ребенка.
Если в этот период уделять пристальное внимание на развитие правового мышления у ребенка, то за его будущее можно не беспокоиться. Ребенок и себя в обиду не даст, и чужих прав ущемлять не станет.
К главным правовым аспектам в этом возрасте можно отнести права на игру, любовь и внимание со стороны окружающих его взрослых. Ребенок в семье должен быть защищен от унижения и насилия.
Правовое воспитание помогает сформировать правовую основу дошкольника, включающую три связанных между собой компонентов.
- нравственно-правовые представления — первый компонент;
- нравственно-правовые суждения — второй компонент;
- ценностные ориентации ребенка, адекватные представления и суждения поведения в коллективе детей и взрослых.
Документы защиты прав ребенка
Детские права защищают как международное, так и российское законодательство.
Во Всеобщей декларации прав человека есть отдельный раздел о детских правах, где признаются равные права детей на все свободы, которые провозглашает Декларация и международное сообщество.
Для такой правовой защиты требуется дополнительная поддержка и помощь детям. Атмосфера, в которой воспитывается маленький человечек, должна быть наполнена добром и любовью. Каждый ребенок имеет право расти в любящей семье, окруженный вниманием и заботой. В будущем ребенок должен стать полноправным гражданином своей страны. И этому помогут родители и педагоги.
Следующим документом по правовому воспитанию стоит отметить Женевскую декларацию прав ребенка. Она была принята в 1924 году и остается актуальной по сей день.
В 1959 году ООН принял еще один документ, отражающий и провозглашающий правовые принципы относительно защиты и благополучной жизни детей. В этом документе четко сформулирована необходимость в специальной охране и заботе, правовой защите ребенка, начиная с его внутриутробного существования. В этом документе 10 принципов, направленных на формирование счастливого детства у наших малышей.
Другим документом прав ребенка является Конвенция, составленная по необходимости. Одной декларации уже стало недостаточно. К 1970 году участились случаи жестокого обращения с детьми в семье, и возникла такая необходимость — создать новый документ о правах ребенка.
Для этого в 1974 году была составлена новая Декларация о защите женщин и малолетних детей в сложных обстоятельствах. Такими чрезвычайными ситуациями стали военные конфликты и вооруженные столкновения.
На протяжении многих лет общество создает все новые и новые документы, принимает законы, чтобы нашим детям жилось спокойной.
Ребенок должен расти в благоприятных для него условиях и должен знать, на что он имеет право.
Методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ
В детском саду целесообразно сначала провести диагностику правовых знаний у детей, правового сознания, потребностей в нравственно-правовом поведении.
От того, насколько четко отлажена работа педагогов учреждения в решении рассматриваемой проблемы, будет зависеть уровень правовой воспитанности дошкольников.
Диагностику стоит проводить по следующим критериям правовой воспитанности у детей:
- объем и содержательная сторона представлений ребенка о правах и свободах граждан;
- характер правовых суждений, как ребенок высказывает свое отношение к тем или иным нормам;
- способность ребенка подчиняться нравственным требованиям, действовать согласно ситуации, соблюдая свои и чужие права.
Первый критерий относим к когнитивному, так как несет в себе познавательную функцию.
Второму критерию свойственно выражение оценки и личностного отношения, поэтому он является эмоционально-оценочным.
Третьему критерию, поведенческому, отводится одна из важных ролей, ведь ребенок показывает свою воспитанность другим.
В стенах детского сада недопустимы грубые окрики на детей, жестокое наказание за любое непослушание. Это оскорбляет достоинство личности маленького человека.
Дети учатся поступать согласно увиденному, берут пример с педагогов. Личность воспитателя — пример для подражания.
Если взрослый уважителен с другими, ценит права детей и окружающих взрослых, то и воспитанники будут поступать соответственно.
Доброжелательное взаимное общение во время игр, экспериментов, в практической и проектной деятельности положительно скажется на поведении дошколят.
Средства правового воспитания выбираются с учетом возрастных особенностей детей.
В ДОУ при реализации правового воспитания организуются специальные занятия, на которых применяются различные методы ознакомления детей со своими правами.
Это могут быть занятия с нравственной направленностью. Нравственно-правовое воспитание дошкольника на занятиях и через игру осуществляется не реже 1 раза в месяц. Материал к занятию готовится предварительно и тщательно.
Для детского возраста подходят игры, как театрализованные, так и ролевые и дидактически. Но они должны иметь особую нравственно-правовую основу.
Приветствуется использование специальных игр и упражнений, включающих задания на формирование различных умений и навыков в сфере правовой нравственности.
В театрализованной деятельности по нравственно-правовому образованию дошкольников хорошо использовать знакомые детишкам сказки. Малыши охотно подражают героям и сказочным персонажам. Они перенимают от них, в том числе, и нравственные нормы.
Дидактические игры можно назвать «Я имею права», «Чьи права я нарушаю», «Права сказочного героя». Тут тоже используем материалы сказок, так как сказки особенно близки детям дошкольного возраста.
Есть еще метод эффективного правового развития дошкольников. Этот метод называют — драматизация. Упражнения при этом методе ведут к вживанию в образ героя.
Для нравственно-правового воспитания актуально формирование основных элементарных представлений о своих правах и свободах. Дети должны уважать права других людей.
В любом процессе важно закреплять знания и обретенные умения. Усвоение знаний достигается через воспроизведение детьми усвоенных действий. Дети иллюстрируют права путем изобразительной деятельности, инсценируют правильное и неправильное поведение и поступки литературных персонажей.
Литературные произведения для нравственно-правового воспитания используют разного вида. Тут и сказки, и стишки, и поговорки. Весьма эффективны в этом плане рассказы и буклеты, изображающие права и свободы детей.
Известно, наглядность эффективна в формировании личности ребенка. Если не пользоваться иллюстрацией в нравственно-патриотическом воспитании малыша, то многие аспекты останутся так и не усвоенными.
Такие методы будут стимулом для дошкольников поступать правильно во всех ситуациях.
Тематический контроль«Организация работы по правовому воспитанию детей»
План тематического контроля
«Организация работы по правовому воспитанию детей»
Цель:
определить уровень организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по вопросам правового воспитания детей дошкольного возраста.
№ п\п | Вопросы контроля | Предлагаемые рабочие материалы | Сроки | Ответственные |
1 | Изучение уровня сформированности знаний у дошкольников о правах на основании проведения творческо–игровой недели «Большие права маленьких детей» |
| ||
2 | Оценка профессиональных умений педагогов. Методы, приемы, формы работы, используемые педагогами |
| ||
3 | Оценка перспективно – календарного планирования |
| ||
4 | Создание условий для формирования правовой культуры дошкольников:
|
| ||
5 | Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме |
|
Карта самоанализа предметно – развивающей среды группы
по формированию правовой культуры у дошкольников
№ п/п | Критерии | Баллы от 1 до 5 |
1. 1.1 | Обогащенность предметно – развивающей среды Предметы, стимулирующие развитие общечеловеческих ценностей (флаг, герб, произведения искусства и т.д.) | |
1.2 | Наличие дидактических игр и атрибутов для сюжетно – ролевых, театрализованных игр, реализующих правовой компонент | |
1.3 | Создание мини – библиотеки в группе (художественная литература, учебные пособия, аудио, видеоматериалы) | |
1.4 | Создание картотеки игр на формирование правовой культуры дошкольников | |
1.5 | Наличие наглядного материала по формированию правовой культуры дошкольников | |
2. 2.1 | Функциональность среды Комплексная возможность использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности) | |
2.2 | Динамичность среды | |
2.3 | Доступность всех предметов ребенку | |
3. | Педагогическая целесообразность | |
3.1 | Возрастная адресованность | |
3.2 | Индивидуальная адресованность | |
3.3 | Педагогическая направленность среды | |
3.4 | Обеспеченность разностороннего развития ребенка |
Карта анализа наглядной информации
для родителей по вопросам правового воспитания детей
Срок исполнения: __________
Возрастная группа (воспитатели) | Наглядная информация | Папки — передвижки | Помощь группе | Совместные мероприятия | Фотовыставки |
I младшая группа «Капелька» | |||||
Первая II младшая группа «Ромашка» | |||||
Вторая II младшая группа «Яблочко» | |||||
I средняя группа «Ягодка» | |||||
II средняя группа «Смешарики» | |||||
I старшая группа «Звездочка» | |||||
II старшая группа «Конфетка» | |||||
Подготовительная группа «Солнышко» |
Вывод:
Рекомендации:
Анкета по правовому воспитанию
Уважаемая ____________________!
Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт. Своё мнение по ряду вопросов Вы можете высказать в анкете. Заполните её, пожалуйста.
1.
Какие международные документы о правах ребёнка Вам известны? _______________________________________________________________________________________________________
2.
Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране?
Да, нет
(нужное подчеркнуть)
3.
Если «Да», то какие права ребёнка нарушаются? _______________________________________________________________________________________________________
4.
Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение? _______________________________________________________________________________________________________
5.
Какие права ребёнка чаще всего нарушаются в семьях детей Вашей группы? _______________________________________________________________________________________________________
6.
Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей? _______________________________________________________________________________________________________
7.
Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?
Да, нет
(нужное подчеркнуть)
8.
С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нужное подчеркнуть)
- с раннего возраста
- с младшего дошкольного
- со среднего дошкольного
- со старшего дошкольного
- с младшего школьного
9.
Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию таких слов, как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»? __________________________________________________________________________________________________
10.
Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах человека? __________________________________________________________________________________________________
11.
Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека?
Да, нет
(нужное подчеркнуть)
12.
Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей дошкольного возраста?
Да, нет
(нужное подчеркнуть)
Спасибо за помощь.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Детский сад и права ребенка»
Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка?_________________________________
2. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните
):
— дома, из средств массовой информации;
— в детском саду;
— из педагогической литературы;
— из других источников________________________________________________________
3. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в детском саду?____________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Какие права у ребенка в семье?_____________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Что Вы можете предложить в качестве контроля за соблюдением прав Ваших детей в детском саду?______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Нужен ли постоянный представитель по правам ребенка в дошкольном учреждении?
____________________________________________________________________________
7. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите
), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?__________________________________________________________________
Большое спасибо!
С уважением администрация МБДОУ «Детский сад № 9»
Список используемых источников:
1. https://www.ds27.edusite.ru/p47aa1.html
2. https://rudocs.exdat.com/docs/index-391236.html?page=6
Полную версию работы с приложениями можно .
Эффективность правового воспитания дошкольников в семье
Семья является первым социальным институтом, в который попадает ребенок с момента своего рождения.
Семья несет основную воспитательную функцию в нравственно-правовом становлении дошкольника. Зачастую именно в семье мы встречаем правонарушения родителей между собой и по отношению к собственным детям.
Такие нарушения в семье влияют на отрицательное развитие личности ребенка. Нормально функционирующая семья даст ребенку все основные нравственно-правовые знания. И, наоборот, дисфункции в семейных взаимоотношениях приводят к отклонениям ребенка — дошкольника от норм поведения в обществе, к отклонениям в право-сознании ребенка.
В первую очередь ребенка нужно познакомить с основными правовыми документами, в которых перечислены права индивида. Старшему дошкольнику уже под силу понять и запомнить некоторые названия таких документов, как Конвенция прав.
Далее следует развивать уважительное отношение и толерантность к разным людям, независимо от национальности, цвета кожи, полового признака и возраста. Все люди равны.
Чувства собственного достоинства будет эффективно формироваться через приятие собственных прав, а уважение к окружающим через ознакомление детей с нормами и правами другого человека.
В семье нужно всегда подчеркивать и обращать детское внимание на нормы поведения среди людей.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
В.С. Драчева, воспитатель МБДОУ «Детский сад села Графовка Шебекинского района Белгородской области»
Важнейшим достижением системы российского народного образования является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяется две важнейшие задачи: социальная – существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая – формирование элементарной правовой культуры членов общества.
Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющийся в нарушении норм морали и противоправных действиях, требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.
Поставленная задача может быть решена посредством построения всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через сознание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.
Среди наиболее актуальных остается проблема формирования правового сознания детей дошкольного возраста.
Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трёх его компонентов.
- Информационно- познавательного- знания детей о правах, знания об обязанностях.
- Эмоционально- оценочного- оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права.
- Поведенческо- деятельностного — умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Для коррекции уровня сформированности информационно- познавательного компонента нами широко использовались беседы с детьми о правах и обязанностях, знакомство с правовыми документами. Другие мероприятия- рассматривание иллюстраций, беседы по картинке, наблюдение, решение педагогических ситуаций, составление рассказов- были направлены на коррекцию уровня сформированности эмоционально- оценочного компонента правового сознания. Их цель – расширить знания детей о нравственно- правовых нормах, о необходимости переживать, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу, развивать навыки совместной деятельности, воспитывать взаимопомощь, сотрудничество.
Для коррекции уровня сформированности поведенческо- деятельностного компонента использовались такие методы работы, как организация нравственно- правовых, педагогических и игровых ситуаций, упражнение, разъяснение отрицательных поступков.
Чтобы обогатить знания детей о правах, во время первых бесед мы познакомили старших дошкольников с важным международным документом- «Конвенцией прав ребенка».
Далее следовали беседы на темы «Что такое право», призванные расширить у детей знания таких понятий, как «право» и «желание». Затем проводились беседы на тему: «Право на жизнь», «Право на семью», «Право на развитие», «Право на образование», «Право на защиту», «Право на медицинское обслуживание», «Права и обязанности детей».
Были подобраны педагогические ситуации, игры, направленные на развитие одного из компонентов правового сознания.
Следующим направление работы являлась организация предметно- пространственной среды, которая способствовала бы накоплению детьми правовых знаний и повышению уровня правового сознания. Игровые уголки были пополнены атрибутами для сюжетно- ролевых игр, игр- драматизаций.
Мы разработали дидактические игры к русским народным сказкам. Для родителей были созданы стенды с информацией о правах и обязанностях детей, выставка произведений художественной литературы, альбомы о правах и обязанностях детей, уголки для родителей на тему «Правовая культура ребёнка».
Эффективность процесса формирования правовой культуры детей старшего дошкольного возраста во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры. Вся деятельность ДОУ и семьи должна строиться на прочной правовой основе. Приведем фрагмент занятия «Наши права»:
Много жанров есть на свете- басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесет, Полный смеха, света, краски? А зовется чудо- сказки!
Сказки любят дети всех стран. Давайте вспомним сказки, в которых нарушались права сказочных героев.
Педагог. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Дети. В сказках «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
Педагог. А в каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища?
Дети. В сказках «Три поросенка», «Теремок», «Приключение Чиполлино», «Заюшкина избушка».
Педагог. Ребята, сегодня мы поговорили с вами о правах ребенка.
Следующая > |
Особенности правового воспитания дошкольников через игру
Игра способствует становлению нравственно-правовых устоев у ребятишек. Особенно этому способствуют сюжетные ролевые игры. В таких играх легко придумать различные ситуации, встречающиеся в реальной жизни. Можно создавать проблемные ситуации, а затем их обыгрывать. Постепенно приводят ребенка к осознанию правильных норм поведения в социуме.
Сюжеты игр могут быть различными. Обыгрывание прав на личные вещи, жилье, семью, на родительскую любовь и внимание к ребенку в семье и аналогичные ситуации.
Можно рассмотреть несколько игр, способствующих становлению правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Юный правовед
Обучающая игра по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемая игра помогает дошкольникам изучать и закреплять правовые основы, воспитывает уважительное отношение к правам человека, формирует у ребёнка чувство собственного достоинства, а также правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, развивает его эмоционально-личностные качества.
В современном обществе огромную роль играет правовое образование граждан. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. С самых первых шагов, которые ребёнок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знания норм права должны оказывать ему помощь. Наша задача — дать детям эти знания в очень корректной, увлекательной, адекватной их возрасту форме.
Игра «Юный правовед» является обучающей и разработана в помощь воспитателям ДОУ и родителям для организации совместной деятельности по изучению детьми правовых основ. Имеет большой педагогический потенциал. Вариативность игры способствует охвату детей разных возрастов и с разным уровнем знаний.
Цель игры
- Создать условия для развития у детей положительного самоощущения, социальных навыков коммуникативного поведения. Учить разграничивать понятия «должен», «могу», «хочу», совершенствовать знания о социальных нормах.
- Дать правовые знания, способствующие расширению кругозора, формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.
- Воспитывать уважительное отношение к правам человека, желание их выполнять.
- Формировать умение воспринимать схематичное изображение и соотносить его с реальной ситуацией.
Игра состоит из трёх комплектов карточек, несущих одинаковую информацию, но представленную разными способами:
- Пять карточек с текстовой информацией (текстовые карточки).
- Пять карточек со схематичным изображением (карточкисхемы).
- Двадцать карточек с красочным иллюстративным изображением ситуаций (ситуативные карточки).
Карточки-схемы и текстовые карточки разделены на четыре сектора, каждый из которых несёт информацию о конкретном праве или обязанности. В центральной части этих карточек прикреплён квадрат таким образом, что образует уголки-кармашки, в которые можно вставить соответствующие ситуативные картинки. Все карточки находятся в коробке, красочно оформленной в соответствии с темой игры.
Количество участников: от 1 до 5 человек (обязательно участие взрослого).
Педагогические возможности игры:
- Дети учатся взаимодействовать в коллективе.
- Получают информацию о правах и обязанностях, учатся их различать.
- Имеют возможность демонстрировать свою компетентность.
- Учатся ставить цель и добиваться результата.
- Яркие красочные карточки, чёткие, графичные и понятные схематичные композиции, правильный шрифт без лишних элементов — всё это позволяет детям легко ориентироваться по ходу игры, запоминать и сопоставлять разные формы подачи информации.
Ход игры
Ведущим является взрослый, участниками — дети. Каждому участнику игры раздаются карточки-схемы или текстовые карточки (ориентир на знания, умения и навыки ребёнка). Взрослый поочерёдно предлагает детям сюжетные карточки. Ребёнок должен соотнести сюжет карточки с информацией, находящейся в секторах карточек-схем или текстовых карточек. Ребёнок берёт себе карточку и вставляет её в кармашек в том случае, если сюжет совпадает с информацией в одном из секторов. (В процессе узнавания сюжета ведущий может включать различные методические приёмы: ролевые инсценировки, упражнения на развитие эмоциональной сферы, составление сюжетных мини-рассказов и диалогов, логоритмические и игровые упражнения.)
Игра считается законченной, если все уголки-кармашки заняты карточками. В завершение игры рекомендуется провести «Праздник права», с целью закрепления полученных во время игры знаний.
Методические рекомендации для успешного проведения игры
Если ваш ребёнок ещё не научился читать, игровая задача ставится на основе карточек-схем. Обучающая ценность такого варианта игры состоит в том, что дети, рассматривая схематичное изображение, учатся восприятию схемы и перенесению её на реальный образ или ситуацию.
В нашем сложном мире существует огромное множество знаков, схем и символов. Они повсюду — в поликлинике, школе, на дороге, в метро. Их необходимо понимать, работая с компьютером и учебной литературой. Также в процессе игры реализуется главная игровая задача — правовое образование ребёнка.
Совет: не заставляйте ваших детей подолгу сидеть за столом, перебирая игровые карточки. Сохраняйте их двигательную активность. Включайте в игровой процесс физминутки и логоритмические упражнения, соответствующие теме.
Что касается текстовых карточек, то их вы можете включать в игру в том случае, если ребёнок уже способен прочитать и воспринять текстовую информацию. Я думаю, что многие взрослые согласятся со мной: тема права сама по себе не имеет особой привлекательности для детей, поэтому наша задача — использовать такие приёмы, методы и способы подачи, чтобы она заблистала новыми, яркими и увлекательными гранями.
В процессе работы с карточками интегрируйте различные образовательные области: читайте художественную литературу, прослушивайте музыкальные записи, составляйте небольшие ситуативные рассказы и диалоги по выбранному сюжету. Очень интересно и доступно можно преподнести тему права на примере сказок:
- Право на жильё прослеживается в сказках: «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Теремок».
- Право на жизнь — в сказках: «Гуси-Лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Гуманное отношение к животным — в сказке: «Дед Мазай и зайцы».
И таких примеров очень много, стоит только включить воображение.
Елена Гимадеева, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 141»
г. Казань, Республика Татарстан