Экскурсии в природу для экологического воспитания дошкольниковметодическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Путешествие по экологической тропе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83 комбинированного вида»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

интегрированного занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Зимушка-зима»

Подготовила:

воспитатель

первой квалификационной категории Машкова Н.Ф.

Саранск, 2018

Задачи:

  • Показать детям состояние природы зимой деревья, кусты – в покое, без листьев, земля покрыта снегом);
  • Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы).
  • Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
  • Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.
  • Совершенствовать технику дыхательных упражнений на морозном воздухе.
  • Способствовать развитию эмоционально-целостного отношения к природе.

Материалы:

  • карта экологической тропы здоровья, указатели.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Перед выходом на улицу воспитатель объявляет детям, что сейчас они отправятся в путешествие по экологической тропе, понаблюдают, что изменилось с приходом зимы.

В процессе ходьбы можно использовать специально подобранные речи, сочетая ритм речи с ритмом движений.

Пускай снегами все заносит,

Пускай лютуют холода,

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

Воспитатель:

Дети, скажите, что изменилось в нашей одежде? Правильно, на улице стало холодно, и мы оделись потеплее! А теперь попрошу вас отгадать загадку и сказать, о каком времени идет речь:

Замела я все вокруг,

Прилетев из Царства Вьюг!

Осень, лучшую подружку

Я отправила на юг!

Я морозна и бела, я надолго к вам пришла!

Дети:

Зима!

Воспитатель:

Правильно, речь идет о зиме. Стало холодно, солнце реже появляется, оно светит, но не греет.

Мы подходим к дереву, оно называется?

Дети:

Туя!

Воспитатель:

Правильно, ребятки, это туя – вечнозеленый кустарник, а иногда и дерево высотой до 70 метров. Туя относится к семейству хвойных. Неприхотлива в уходе, поэтому растет на территории детского сада и радует нас своей зеленью как в теплое время года, так и в холодное.

А теперь посмотрите на нашу цветочную клумбу! Где же наши цветочки?

Дети:

Они спят под снегом.

Воспитатель:

Правильно, однолетние растения мы убрали, а многолетние цветы укрыты белым снежным одеялом. Весной, когда солнышко станет пригревать, снег растает, наши цветочки станут прорастать. И мы снова будем любоваться их красотой!

Пойдемте дальше! Справа нас встречают стройные высокие красивые и вечнозеленые ели. Послушайте загадку:

Зимой и летом одним цветом.

Правильно, конечно же, это елка. Ее листочки – это иголочки-хвоинки, которые не опадают и всегда остаются на елке. А на самой верхушке висят шишки с вкусными семенами, что является кормом для разных птичек, которые остались у нас зимовать.

Среди зеленых елей есть одна необычного цвета, она в середине, обратите внимание. Это голубая ель, или, есть еще одно ее название, ель колючая. Ее высаживают для украшения каких-либо зданий, например, на Красной площади у Кремлевской стены в Москве стройными рядами посажены голубые елочки.

Давайте скажем елочкам до свидания, и пойдем дальше!

Слева от нас растут две березки. Посмотрите, на деревьях совсем нет листочков, веточки голые. Как вы думаете, почему?

Дети:

Листочки опали еще осенью.

Воспитатель: Правильно, зимой на деревьях нет листочков, деревья отдыхают. А березку можно узнать по цвету ствола. Недаром в народе березу называют белоствольная красавица. Вам надо запомнить, что береза – это символ России. Кто-нибудь знает стихотворение про березу?

Дети:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

Воспитатель:

Молодцы, дети, так писал о красавице березе великий русский поэт Сергей Есенин.

Пойдемте дальше! На пути мы встречаем Каштана Ивановича, давайте с ним поздороваемся, с нашим давним другом!

Дети:

Здравствуй, Каштан Иванович!

Воспитатель:

Дети, а какие подарки нам Каштан Иванович преподнес осенью?

Дети:

Каштаны.

Воспитатель:

Правильно, по осени мы с вами собирали каштаны для поделок. А вы знаете, что каштаны можно пожарить и съесть!

Посмотрите-ка, Каштан Иванович повесил кормушку! А для кого?

Дети:

Для зимующих птиц!

Воспитатель:

Правильно, дети, кормушка для зимующих птиц. Какие птицы остались зимовать?

Дети:

Воробей, синица, ворона, сорока, голубь.

Воспитатель:

Давайте расскажем стихотворение «Птичья столовая»:

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.

Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв — Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний — Путешественник-скворец… Вот и песенке конец.

Давайте наспим в кормушку угощенья и пойдем дальше.

На пути у нас встречается пень. Подойдем к нему поближе! Что это такое – пень? Раньше, дети, это было дерево, его спили и остался вот такой вот пенек. Как вы думаете, где сейчас жители этого пенька?

Дети:

Жители спрятались под кору.

Воспитатель:

Правильно, все насекомые спрятались под корой, и ждут теплых весенних деньков. Ведь зимой все насекомые спят.

Идем дальше. Осторожно! На пути у нас ледяная дорожка. Она очень скользкая. А как образовалась ледяная дорожка?

Дети:

Раньше здесь была лужа, ударил мороз и заморозил ее.

Воспитатель:

Предлагаю нам обойти ее, чтобы не упасть.

Вот мы и дошли до нашего участка. Настало время поиграть. Поиграем в игру «Зимушка-зима».

Правила игры: воспитатель называет слова и показывает движение, дети повторяют, воспитатель может запутывать детей, выбывает тот, кто показал неверное движение.

Мороз – стоять на месте;

Вьюга – бег на месте;

Метель – приседать;

Снег – кружиться на месте.

Дети, а когда вернемся в группу, мы с вами нарисуем наиболее запомнившиеся объекты на нашей экологической тропе. Это может быть береза, ель, пенечек, Каштан Иванович с кормушкой, туя и др.

Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: Виртуальная экскурсия на луг

Экология в старшей группе. НОД

Конспект НОД по экологии в старшей группе. Виртуальная экскурсия на луг

Автор: Жолобова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ № 22.
Цель: Сформировать представления детей о луге. Программное содержание: — активизировать представления детей о разнообразии живых организмов луга; — продолжать учить пользоваться микроскопом; — учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; — развивать любознательность, внимание; — развивать интерес к исследованиям, интерес детей к природе; — активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, клетки. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Познавательно-исследовательское развитие. Предварительная работа: Беседа о луге.Чтение стихотворений о луге, загадывание загадок о растениях луга. Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, рассматривание клеток луковой кожицы, крыла бабочки. Материалы и оборудование: картинки насекомых (комар,бабочка, шмель, пчела), картинки цветов (ромашка,одуванчик, клевер, колокольчик), таблицы с изображением насекомых и цветов, видимых под микроскопом и номерами, соответствующих им загадок, предметные стекла с фрагментами насекомых и растений, микроскопы, презентация,картинка луг, числовые оси, карандаши.
Ход

— Ребята, я знаю, вы любознайки! Умеете отгадывать загадки. (слайд 1) Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка) Дюймовочка приглашает вас на экскурсию на луг.(слайд 2) — Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три покружись. На лугу окажись!» Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь цветы вокруг, Да по колено травы. И.Суриков «На лугу» — Ребята, вот мы и пришли на луг. (слайд 3) Вы бывали на лугу или полянке? Какие растения растут на лугу? Кто там живет? Дюймовочка очень умная и смышленая, любит загадывать загадки. Почему у нее такое имя? (ответы) Верно, она очень маленькая, ее рост всего 2,5 см, и загадки она приготовила такие же маленькие. Поэтому, чтобы их увидеть нам понадобится микроскоп.(дети садятся за столы парами)
Правила! Давайте вспомним правила безопасности: 1. Предметное стекло брать аккуратно, только за края. 2. Кладите его на предметный столик микроскопа, 3. Устанавливайте нужное увеличение, 4. Включайте свет (I-нижний свет, II-верхний свет) 5. Наводите резкость с помощью винта и рассматривайте. — Вы готовы? Начинаем! Вот вам первая загадка: 1. В ярком платье модница – Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится – отдыхает… (бабочка) Рассмотрите предметное стекло № 1, что это может быть? (слайд №4) Предлагаю вести дневник наблюдений в виде таблицы. Рассмотрите его. После каждой загадки фиксировать результаты с помощью картинок. 2. Словно гвоздик на магнит, Он на нас бросается – Без бубенчиков звенит, Без зубов кусается. (Комар) Уберите стекло №1, положите стекло №2. На что это похоже? Лапка комара… (Слайд №5) — Не забываем отмечать в таблице картинки-отгадки! 3. Ранним утром ей не спится Очень хочется трудиться Вот и меду принесла Работящая…(пчела) Уберите стекло №2, положите стекло №3 Узнали, что это? Голова пчелы! (Слайд №6) Дюймовочка предлагает выполнить задание и помочь пчелке. За день пчелка собрала 12 ведёрок нектара. Сколько сот заполнится, если в одну соту входит по два ведёрка нектара? Возьмите и положите перед собой числовую ось и карандаш. Отметьте на ней точкой сколько ведёрок нектара собрала пчела. Одно деление – это одно ведерко. Кто запомнил, сколько входит ведёрок в одну соту? Поскольку ведёрок будем отмечать дугой? По два…сколько у тебя получилось? — Молодцы! Физминутка А теперь давайте поиграем в игру: «На лугу поутру» На лугу поутру, мы затеяли игру: (Дети сидят) Ты ромашка, я вьюнок. Становитесь в наш кружок. (Взялись за руки построились в круг) Раз, два, три, четыре. Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу) А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. (Бег по кругу) Прямо к озеру спешим, (Смыкание в круг) Станет озеро большим. (Делаем большой круг) Вся природа дивным цветом Расцвела. Спасибо, матушка земля!!! (Дети кланяются) Отдохнули, порезвились и на место возвратились. 4. Он растет повсюду летом — В поле и у кочек. Он изящен, фиолетов, Это — …(Колокольчик) Уберите стекло №3, положите стекло №4. На что это похоже? Лепесток колокольчика. (слайд №7) 5. Лист — трилистник, словно веер. Тонкий гибкий стебелёк, Шапка красная — цветок. Сладкий в тех цветочках сок, Шмель летит за ним на (…клевер) Уберите стекло №4, положите стекло №5 На что это похоже? Лепесток клевера. (слайд №8) 6. Желтые глазки в белых ресничках, Людям на радость, пчёлкам и птичкам. Землю собою они украшают, На лепестках их порою гадают Бабочки любят их, любят букашки Эти цветочки зовутся … (ромашки) Уберите стекло №5, положите стекло №6 Узнали, что это? Лепесток ромашки. (слайд №9) — Не забываем отмечать в таблице картинки-отгадки! 7. Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух. (одуванчик) Замените стекло №6 на стекло №7 Узнали, что это? Это семечко одуванчика. (слайд №10) — Ребята, все эти растения являются лекарственными. Скажите, что значит лекарственные? Молодцы! Дюймовочка предлагает выполнить задание и помочь ей разместить на лугу цветы. Положите перед собой картинку луг и слушайте внимательно! В правый верхний угол посадите одуванчик. В левый нижний угол – колокольчик. В правый нижний угол посадите клевер. В левый верхний угол – ромашку. В центре поместите шмеля. — Как жужжит шмель? Назовите слова со звуком «Ж» . — Как вы думаете, шмели кусаются или жалят? Новая информация. Шмели очень мирные, они могут ужалить при защите своего гнезда, либо если им был причинен вред. В отличии от пчелиного, жало шмеля не имеет зазубрин, оно гладкое, поэтому они могут ужалить несколько раз. Совет от Дюймовочки! Чтобы не быть жертвой жалящего насекомого, нужно выполнить несколько рекомендаций: не махать руками при виде насекомого, не снимать его с себя если он приземлился на вас, не лезть в его гнездо. Тогда он вас точно не тронет, так как относится к неагрессивным насекомым. Вы сегодня молодцы! -Ребята, наше путешествие на луг закончилось. На прощание с лугом хочется сказать вам: «Берегите, дети – луг, травы и цветы. Жить нельзя на свете без этой красоты». — Нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три покружись. В своей группе окажись» «Если я сорву цветок» Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты! (Тим Собакин)
Презентация на тему: Виртуальная экскурсия на луг

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: Порхающие цветы НОД по экологии в старшей группе НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

Консультация для воспитателей

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Значение экологических экскурсий:

1. Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.

2. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

3. Экскурсии в лес, в поле, в парк, на берег реки предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

4. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе.

5. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.

6. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.

По содержанию экскурсии можно разделить на два вида:

1. Природоведческие – в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, в ботанический сад.

2. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в сад, в огород – для ознакомления с трудом взрослых.

Организация экскурсий.

Проводят в средней, в старшей и подготовительных группах. Для экскурсии определяют цель и программное содержание.

1. Природоведческие экскурсии проводят в определённой системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, для того, чтобы показать детям сезонные изменения, происходящие в природе.

2. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления детей с отдельными видами труда взрослых.

Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии, намечает маршрут. Определяя место экскурсии надо учитывать физические возможности детей, сезон, особенности дороги, погоду. Воспитатель намечает заранее последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры.

Подготовка детей.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать куда пойдут, что увидят, зачем, что нужно собрать. Воспитатель обращает внимание на одежду детей, она должна быть с учётом погоды и сезона.

Проведение экскурсий.

1. Природоведческая экскурсия. Она включает: вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, итог экскурсии.

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель проводит краткую беседу, напоминая цель занятия, даёт детям осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Дети вместе с воспитателем подмечают и осознают характерные признаки предметов и явлений. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснениями. Воспитатель уделяет внимание вопросам-заданиям, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно использовать произведения детской художественной литературы, стихи, загадки.

Затем детям дают время для самостоятельных наблюдений и сбора природоведческого материала. При сборе природного материала следует строго ограничивать его количество, для того чтобы решить задачу воспитания бережного отношения к природе. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель может показать, как выкапывать растение, срезать правильно ветку и т.д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют и раскладывают по пакетам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качества, запоминают название растений и их части. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к дереву беги!» и т.д.

2. Сельскохозяйственная экскурсия. Она даёт возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Экскурсия начинается с предварительной беседы. Её задача вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В основу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети помогают взрослым (кормят животных, собирают овощи ит.д.) Дети участвуют в беседе с взрослым, слушают рассказ о труде. При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии воспитатель сам знакомится с объектами наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

Работа с детьми в группе после экскурсии.

После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий.

Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

 Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной системе основных императивов экологической безопасности, природоцентризма.

Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическое средство, воспитание, экология, экосистема, системно-деятельностный подход, навык.

This article is devoted to the study of excursions as a means of environmental education of preschool children. In the course of the study, the authors analyze the specifics of the impact of the excursion on the cognitive ability of children, on the consolidation of the main imperatives of environmental safety, nature-centrism in their value system.

Key words: educational process, pedagogical tool, upbringing, ecology, ecosystem, system-activity approach, skill.

Экскурсия как педагогическое средство стало набираться популярность в отечественной практике ещё с 1920-х гг. В 1980-е гг. оно получило широкое распространение во многих учебных заведениях и особенно отразилось на специфику обучения в региональных дошкольных учреждениях, где присутствовало большое количество памятников природы. В настоящее время, в связи с актуализацией личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, экскурсия стала пониматься как одно из наиболее перспективных педагогических средств, применяемых в рамках педагогического воспитания [3].

Экологическое образование — важная составляющая процесса обучения, включающая в себя ряд средств и способов актуализации аксиологической информации об отдельных элементах экологической культуры. Экологическое образование дошкольников на сегодняшний день набирает особую популярность, исходя из трёх ключевых позиций: 1) политики государства и деятельности Совета Федерации; 2) ориентация дошкольных учреждений на экологическое образование; 3) отечественная педагогическая традиций и новации в области экологии образования и биоэтики [2].

Экскурсия как педагогическое средство воспитания должно заложить у детей основы любознательности, познавательного интереса, актуализировать важные императивы ценностные аттракторы в ключе биоэтического поведения. Кроме того, экскурсия, как наглядно-практический приём реализации экологического образования, будет способствовать развитию у дошкольников умения ценить окружающую среду. Это, в свою очередь, заложит основы чувства сопричастности и чувственного восприятия, а также будет способствовать более планомерному развитию личностных результатов обучения при дальнейшей реализации экологического образования в школе [1, c. 72].

Педагог, осуществляющий экскурсию в рамках экологического образования, будет способствовать возникновению у дошкольников важных вопросов аксиологического характера, связанных с сохранением экологического баланса, определению роли человека и общества в мире природы. Такой подход станет фундаментом для понимания концепции природоцентризма и усвоения системы человек-общество-природа в ее упрощенном виде.

Так, в рамках дошкольного образования экологическое образование позволит реализовать многие педагогические принципы, недоступные в ходе традиционного типа взаимосвязи педагога и дошкольников. Главное преимущество экскурсии — это наглядность, позволяющая раскрыть значимость природы в жизни человека. Кроме того, при ориентации дошкольного учреждения на принципы экологического образования, именно экскурсия может помочь педагогу реализовать в своей методической деятельности принцип практичности [1, c. 73].

Продолжая формировать ценностно-гуманное отношение дошкольника к природе, педагогу следует помнить, что при проведении экскурсии важно не только соблюсти все формально-организационные основы самого педагогического процесса, но и донести до детей, насколько тесно друг с другом связаны природа и человек, что человек — это не «царь природы», а лишь ее малая часть. В этом ключе оформление самосознания дошкольников также находит своё отражение в факторе экскурсии [4, c. 80].

В действительности, на сегодняшний день экологические знание считается крайне полезным для развития личности. В начале оформления в сознании дошкольника представлений о его роли в системе человек-общество-природа ключевую роль играют мотив и установка, которые задаёт педагога и которые являются непосредственными показателями любознательности ребенка. Недостаток интереса к природе, окружающей среде в ходе экскурсии можно разрешить, подбирая подход индивидуально для каждого дошкольника.

Как мы выделяли, важное место в ходе экскурсии играют мотивы и установки, создаваемые педагогом. Интерпретируемые определённым образом, в зависимости от внешних условий, они определяют многие качества у формирующейся личности, влияющие на акцентировку интересов и увлечений. Так, можно сказать, что интерес к природе, актуализированный в мотивационной сфере, создаёт устойчивое целеполагание.

Внешние факторы проявления различных форм интереса к природе заключаются в повышенном интересе ребёнка к видовому многообразию, или, по крайней мере, к признакам экосистемы. В детском саду он может проявлять интерес в виде вопросов, задаваемых педагогам, сверстникам. В этом случае педагогу следует выслушать ребенка и поощрить его любопытство. Воспитатель должен способствовать развитию любознательности дошкольников, причём, уделять этому особое внимание. Здесь основным приёмом педагога должно быть именно мотивирование. Все мотивы, применяемые педагогом в ходе экскурсии, можно разделить на два типа.

Первый тип — личностно-психологический, полностью зависящий от субъективных качеств ребёнка, проявляющихся в ходе экскурсии, его воспитания, характера и психического состояния. Также можно выделить мотив стремления к развитию своих ЗУН через учебную и познавательную деятельность, мотив стремления воспитания, мотив, выражающийся в желании ребёнка показать себя в среде сверстников, в микросоциуме, стремление закрепить своё положение, заключающееся в потребности самоутвердиться, мотив непосредственно реализации познавательной деятельности и т. д. Каждый из данных мотивов по-своему проявляется в ходе проведения экскурсии [5, c. 211].

Второй тип мотивов — разнообразные социальные мотивы, формирующиеся под воздействие объективно-субъективных социальных факторов на психику ребёнка. Влияние общества на формирование желаний, через которые нужда дошкольника проявляется в потребности выполнять выбранную (имитируемую) социальную роль, соблюдение которой от него ждёт окружение. Экскурсия актуализирует только роль педагога, следовательно, педагог должен на личном примере показать, в чём заключается аксиологическая основа экологического воспитания [5, c. 213].

От воздействия природного мира во многом зависит формирование познавательной активности дошкольника, его интересы и его выбор занятия в будущем. В действительности, формирование интереса к природе происходит ещё в младшем дошкольном возрасте под воздействие первых социальных групп, в которые входит человек: семья, во многом формирующая первичные стремления и интересы, в дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте закрепляются отношения с друзьями, оказывающие высокое социально-психологическое воздействие на ребёнка. И педагог, представляющий собой авторитетную фигуру взрослого, сформированной личности в глазах ребёнка, выполняет роль направляющего.

Выводы . Таким образом, осуществляется чувственное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, формируется понимание, формирование эстетической культуры. Главное преимущество экскурсий состоит в возможности в естественной природной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями живой природы, провести интересные наблюдения. Правильно организованные, регулярные природоведческие экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, помогают детям проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности

Литература:

  1. Высокова А. А., Чубова О. Н. Организация экскурсий в природу как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Экологическая безопасность, здоровье и образование. Сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2021. С. 71–76.
  2. Гончаров А. С., Иванов В. М. Психологические аспекты информационного противоборства // В сборнике: Актуальные проблемы информационного противоборства в современном мире: вызовы и угрозы для России и Русского мира. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. В. Беспаловой. 2021. С. 218–221.
  3. Гончаров А. С., Макарова О. С. Фактическое расширение зоны ближайшего развития в процессе целенаправленного обучения // Молодой ученый. 2021. № 32 (322). С. 135–139.
  4. Миниханова Г. М. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // NovaUm.Ru. 2021. № 24. С. 80–81.
  5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский , 2002. — 336с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]